КТП уроков литературы 5 класс

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоение литературы как учебного пре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

ча-

сов

Тип

урока

Элементы
минимального

содержания
образования

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

ЦОР

Дата
проведения


1

2

3

4

5

7

8

9

10

I четверть. Литература - искусство слова (1 час)

1

Литература

как искусство слова

1

Объясне-ние нового
мате-риала

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Гуманистический, гражданский пафос Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. Знакомство с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; понятием о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Знать: роль литературы
в духовной жизни России.

Уметь: использовать формы диалога в процессе обсуждения, стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать их

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные:

- умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

01.09

.

Мифы (2 часа)

2

Мифы народов мира.
Календарные мифы. Масленица

1

Объясне

ние нового мате-риала

Сведения о мифологии народов мира, познакомить с содержанием одного из них, дать понятие о мифе

Знать: разнообразие
тематики мифов, их связь
с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем

Организация совместной
учебной деятельности

Презента-ция «Сла-вянская мифология

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Метапредметные:

- умение пользоваться разными видами чтения; уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания».

03.

09

3

Древнегре-ческие мифы. «Золотые яблоки
Гесперид»

1

Объясне

ние нового мате-риала

История возникновения мифов; мифы Древней Греции, их роль
в истории мировой
цивилизации

Знать: мифы разных народов, чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа

Организация совместной
учебной деятельности

Презентация «Древняя Греция»

Личностные:

- формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности, понятиях «нравственные принципы» и «авторитеты»; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Метапредметные:

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Предметные:

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей

04.

09

Фольклор (18 часов)

4

Фольклор - устное
народное

творчество.

1

Контроль ЗУН

по
теме

Малые жанры фольклора. Детский фольклор
(колыбельные, частуш-

ки, считалки, загадки, скороговорки, заклич-ки). Своеобразие былин как фольклорного жанра

Знать: материал по теме.

Уметь: воспринимать
и анализировать;

использовать
сведения по теории лите-
ратуры при обсуждении прочитанного

Беседа, проб-лемные

задания

Презентация «УНТ»

Личностные:

- формирование представлений о высших ценностях; осмысление сущности мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли загадки; совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческим термином «загадка»; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; формирование собственного отношения к произведениям русского фольклора, их оценка.

8.09

5

Рег. компонент.

Донские былины: «Илья Муромец выезжает в поле».

1

Комбинированный

Дать понятие фольклора, былины. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать общие умения коммуникации. Урок-беседа.

Уметь: пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое, видеть отличие от сказки и мифа

Организация совместной
учебной деятельности

10.09

6

Рег. компонент

Донской фольклор: казачьи песни, загадки, былички.

1

Комби-нированный

История создания малых жанров донского фольклора.

Знать: материал по теме.

Уметь: воспринимать
и анализировать;

использовать
сведения по теории лите-
ратуры при обсуждении прочитанного

Беседа, проб-
лемные задания

11.09

7

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»

1

Объяснение нового мате-риала

Расширение представлений о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Способы построения народной сказки

Знать: жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; составлять рассказ о герое

Фронтальный опрос. Само-стоятельная работа

Видеофраг мент

Личностные:

- формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней, справедливости, счастье настоящих людских отношений, не омраченных помыслами о знатности и богатстве, о необходимости обретения существования, достойного душевных качеств человека, о торжестве справедливости; развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

15.09

8

Р.р.

Сюжеты народных сказок в картинах В.М.Васнецова, И.Я Билибина и др.

1

Объяснение нового мате-риала

Организация совместной
учебной деятельности

Презентация

17.09

9

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь».

1

Объяснение нового мате-риала

Совершенствование восприятия и понимания волшебной герои-

Знать: жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки.

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов .

18.09

10

«Рассказ
о первом путешествии Синдбада-

морехода»


ческой сказки, навыков пересказа и речи

Уметь: отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; строить рассказ о герое


11

Вн. чт.

«Моя любимая сказка».

1

Комби-нированный

Совершенствование восприятия и понимания волшебной герои ческой сказки, навыков пересказа и речи

Фронтальный опрос

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение создавать устные монологические и диалогические высказывания;

Предметные:

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; владение литературоведческими терминами «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы».

22.09

12

Рег. компонент

Кто много читает, тот много знает. Г.Колесников «Многоликая осень», «Все меньше орлов над степью».

1

Комби-нированный

Знать: материал по теме.

Уметь: воспринимать
и анализировать;

использовать
сведения по теории лите-
ратуры при обсуждении прочитанного

Организация совместной
учебной деятельности

24.09

13

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

1

Объясне ние нового материала

Вопросы на повторение. Обобщение знаний об известных фольклорных жанрах, жанровых особенностях пословиц и поговорок

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Организация совместной
учебной деятельности

Презента

ция, аудио

запись

Личностные:

- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма: о духовном облике народа, его стремлениях, идеалах, христианских верованиях, нравственности, качествах характера;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «Пословицы и поговорки», «антитеза», «антонимы», «иносказание»; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

25.09

14

Литературная игра.

1

Урок-игра

Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц.

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Предметные:

- умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог; понимание связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

29.09

15

Загадки. «Сказка - загадка». Анекдоты. «Сказка-анекдот»

1

Комби-нированный

Происхождение термина, причины возникновения. Обобщение знаний об известных фольклорных жанрах, жанровых особенностях загадок и считалок

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа

01.10

16

Р/р. Проверка техники чтения.

1

Урок развития речи

Проверка и учёт навыков правильного, беглого, осознанного чтения

Работа с текстами, отзыв о прочитанном.

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

- умение пользоваться разными видами чтения.

02.10

17

Рег. компонент

Художествен-ные особенности донских сказок.

1

Объясне ние нового материала

Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции, героях.

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Работа с текстами, отзыв о прочитанном

06.10

18

Песни. Частушки

1

Комби-нированный

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особеннос-ти народных песен
и частушек

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Беседа, проблемные задания

Аудиоза

пись

08.10

19

Рег. компонент

Народные песни донского края.

1

Комби-нированный

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности народных песен

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Организация совместной
учебной деятельности

Видео

фрагмент

9.10

20

Народная
драма. Пьеса
«Озорник
Петрушка»

1

Комби-нированный

Обобщение знаний
об известных фольклорных жанрах, жанровых особенностях народной драмы

Знать: отличительные
особенности народной драмы; причины возникновения и цель создания.

Уметь: создавать пись-
менное оригинальное
произведение

Беседа, проблемные задания

Видео

фрагмент

13.10

21

Р.р Исполнение пьесы в лицах.

1

Урок-инсце -нировка

Фронтальный опрос

15.10

Русская классическая литература XIX в. (33 час)

22

И. Крылов. «Свинья
под дубом». Аллегория и мораль в басне


1

Систематизация ЗУН

Понятие о басне. Знакомство с истоками басенного жанра, с языковым своеобразием басен И. Крылова

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Фронтальный опрос. Само-стоятельная работа

Презента

ция

Личностные:

- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма в процессе осмысления проблемы народа и власти;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; понимание русского слова и его эстетической функции.

16.10

23

И. Крылов

«Осел
и мужик». Роль афоризма в басне

1

Комби-нированный

Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- осмысление языка басен как одного из необходимых источников русского литературного языка;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка;

Предметные:

- умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; владение литературоведческим термином «сравнение».

20.10

24

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

Урок-конкурс

Различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям).


Иллюстрации по теме урока

Личностные:

- умение выступать перед аудиторией сверстников;

Метапредметные:

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные:

- умение выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателей.

22.10


25

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая. Пролог к поэме «У лукоморья» Знакомство с героями

1

Комби-нированный

Пополнение, уточнение знаний о биографии писателя. Друзья и помощники, соперники и враги. Поединок добра и зла в поэме.Совершенствование навыков выразительного чтения

Знать: о лицейских и детских годах жизни писателя; поэтические средства художественной выразительности, содержание; понимать идею поэмы «Руслан и Людмила».

Уметь: определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»

Беседа, проб-лемные задания

Видеофраг мент

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; умение создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

23.10

26

Песнь вторая. Руслан и его соперники. Рассказ старца. Людмила в плену у Черномора.

1

Комби-нированный

Рассмотреть злодейства Черномора. Борьба Руслана за спасение Людмилы. Развитие монологической и диалогической речи.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; утверждение единства русского духа, воплощенного в сказках;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных ценностей и их современного звучания; владение литературоведческим термином «рифма»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

27.10

II четверть.

27

Песнь третья. Добрые и злые силы в поэме. Победа добра над злом. Финал поэмы

1

Комби-нированный

Победа добра над злом. Развитие навыка выразительного чтения, художественного пересказа.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

05.11

28

Р.р. Сочинение по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

1

Систематизация ЗУН

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Монологический ответ

06.11

29

Рег. компонент

Кто много читает, тот много знает.

Г.Колесников «Все меньше орлов над степью»

1

Комби-нированный

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Организация совместной
учебной деятельности

10.11

30

Теория литературы. ПовествованиеОписание. Рассуждение

1

Объяснение нового материала

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение в литературном произведении

Знать: основные теоретические понятия, связанные с сюжетом.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения
и тип речи; формулировать идею, проблематику произведения

Беседа, проб-лемные задания

12.11

31

А. С. Пушкин. Лирика. «Няне»,
«Зимний вечер», «Зимняя дорога»

1

Систематизация ЗУН

Совершенствование навыков выразительного чтения. Анализ творчества поэта по данной тематике
(слово учителя)

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведе-
ние, используя сведения по истории и теории
литературы

Беседа, проб-лемные задания

Личностные:

- формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;

Предметные:

- умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владение литературоведческим термином «риторическое обращение»; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы.

13.11

32

Теория литературы. Стихи и проза

1

Комби-нированный

Понимание отличия прозаического и поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений. Своеобразие передачи мыслей и чувств

в прозе и стихах

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведе-
ние, используя сведения по истории и теории
литературы

Фронтальный опрос. Само-стоятельная работа

17.11

33

Лирика
М.Лермонтова
«Парус», «Листок»,

«Из Гете»

1

Комби-нированный

Рассказ о поэте. Знакомство со средствами художественной выра-зительности лирики
М. Ю. Лермонтова

Знать: определения, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр и ком- позицию литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; находить в тексте средства
художественной выразительности

Организация совместной
учебной

деятельности

Личностные:

- формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями.

19.11

34

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

1

Урок изучения нового материала

Начало литературной деятельности Лермонтова, интерес к истории России. История создания «Бородино», бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта.

презентация

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел;

Метапредметные:

- формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.

20.11

35

Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

1

Урок развития речи

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе работы над темой.

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; осмысление значения Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в истории европейских войн;

Метапредметные:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в письменных высказываниях разных жанров;

Предметные:

- владение литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции.

24.11

36

Н. В. Гоголь. Жизнь
и творчество.

«Пропавшая

грамота»

1

Комби-нированный

Знакомство с биографией и творчеством писателя; наблюдение над языком и фантастическим сюжетом произв-
едения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; становление творческой личности писателя; увлечение литературой и театром, интерес к этнографии, к украинской старине, к фольклору; осуждение образа жизни «существователей»; утверждение роли искусства в жизни общества;

Метапредметные:

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

26.11

37

Н. В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Сюжет и герой повести.

1

Комби-нированный

Сюжет. Поэтизация народной жизни. Реальность и фантастика в повести. Мастерство писателя

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова; открытый финал повести как перспектива реального мира;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни;

Предметные:

- умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владение литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.

27.11

38

Вн.чт.

Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Комби-нированный

Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота».

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения

Организация совместной
учебной деятельности

Видеофрагмент

Личностные:

- формулировать собственное отношения к произведениям русской литературы, их оценку; понимать авторскую позицию;

Метапредметные:

- умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание.

01.12

39

Рег. компонент

В.Моложавен-ко. «Имя, станице нареченное».

1

Комби-нированный

Познакомить с творчеством писателя, совершенствование навыков выразительной речи

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

03.12

40

И. С. Тургенев. «Муму». Проблематика. Система образов
в рассказе.

1

Комби-нированный

Слово о писателе. Отражение в рассказе социального, бытового
и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою; использовать формы диалога при чтении художественных
текстов

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; выявление причин чувства одиночества, ощущение несправедливости окружающего мира; личные обиды как отголосок всенародной беды - крепостного права;

Метапредметные:

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные:

- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение литературоведческим термином «прототип»; приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

04.12

41

Образ Герасима. Характер

и поступки

героя

1

Комби-нированный

Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция
и способы ее прояв-
ления

Знать: этапы жизни
Тургенева; понятие
сюжет; роль портрета
и пейзажа в рассказе.

Уметь: охарактеризовать литературного героя; сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы; рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произ-
ведению

Организация совместной
учебной деятельности

Видеофраг мент

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: чувство собственного достоинства, трудолюбие, искренность;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста.

8.12

42

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

Комбини-рованный урок

Богатырский

облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью.

Герасим и барыня. Герасим и дворня, нравственные

качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие; причины самовольного возвращения героя в родную деревню.

Личностные:

- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; отражение уродливых явлений русской жизни начала XIX в., порожденных крепостным правом, в образах барской дворни; нравственное превосходство Герасима над окружающими; внутренний протест, стремление к независимости героя;

Метапредметные:

- формирование умения правильно отбирать материал, умения работать в группах; формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении;

Предметные:

- умение делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды.

10.12

43

Р.р. Характеристи-ка литератур-ного героя. Сочинение

1

Комби-нированный

Написание сочинения

на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: доброта, отзывчивость, человеколюбие главного героя, «самого замечательного лица» из всей дворни;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные:

- умение грамотно строить письменную монологическую речь.

11.12

44 - 45

Поэтический образ Родины в лирике поэтов
XIX века

2

Комби-нированный

Роль пейзажа как
средства создания настроения; содержание понятия лирический герой; анализ поэтического произведения поэтов XIX века: Н. С. Никитина , М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого, Н.А.Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

Знать: особенности построения поэтического произведения, понятие параллелизма.

Уметь: выделять средства передачи настроения; сравнивать стихи разных поэтов; отличать стихи
от прозы, используя сведения о стихосложении

Самостоя-тельная работа

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; формирование представлений об участии как гуманистической ценности;

Метапредметные:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

15.12

17.12

46

47

Рег. компонент

Русские поэты о Доне: К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермон-тов. А.В.Кольцов, И.С.Никитин, Н.П.Огарев.

2

Комби-нированный

обобщение знаний
по поэзии XIX в. Поэтическая красота русской природы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)

Беседа, проб-лемные задания

18.12

22.12

48

Теория литературы. Стихотворные размеры.

1

Комби-нированный

Особенности звукового оформления стихотворения, рифма, виды стихотворных размеров и их связь с настроением, которым проникнуто стихотворение

Знать: основные теоретические понятия.

Уметь: использовать
сведения по теории
литературы

Организация совместной
учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ

24.12

49

Героическое прошлое
России.
М. Лермонтов. «Бородино»

1

Комби-нированный

Тема Родины и ее героического прошлого в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произведения. Особенности лирического героя

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Организация совместной
учебной деятельности

Презентация

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел;

Метапредметные:

- формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.

25.12

III четверть

50

Образ старого солдата в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

1

Комби-нированный

Познакомить с жанром исторической баллады, с композицией и особенностями повествования. Воспитание уважения к великому прошлому России.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; патриотизм, мужество, единство русского народа;

Метапредметные:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

12.01

51

Рег. компонент

Гражданская война в рассказе М.А.Шолохо-ва «Жеребенок».

1

Комби-нированный

Жизнь и творчество М.Шолохова. Углубление понятия о прозе. Изучение рассказа.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

14.01

52

Л. Н. Толстой. «Петя
Ростов». Отрывок из романа «Война и мир».

1

Комби-нированный

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей. Печорин в системе мужских образов
романа

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Личностные:

- формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни;

Метапредметные:

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Предметные:

- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

15.01

53

М. А. Булгаков. «Петя Ростов»
(отрывок

из инсценировки романа

Л. Н. Толстого «Война и мир»)

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание инсценировки, душевные качества героя. Романтическая настроенность Пети Ростова

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Личностные:

- формирование представлений об агрессивности как антиценности; смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своем, противостояние агрессии; отсутствие нравственной опоры - любви к людям как причина агрессивности; противопоставление ненависти к иноверцам, кровной мести за измену вере законам гуманизма, человечности;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; умение пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него.

19.01

54

Рег. компонент

«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Отрывок

1

Комби-нированный

Совершенствование навыков выразительного чтения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения


21.01

Литература XX века (38 часов)

55

Связь веков
И.А.Бунин. А.А.Ахмато-ва,

В.А.Рождест-венский

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством поэтов ХХ века; анализ лирических произведений; выразительное чтение

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Организация совместной
учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качествх личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные:

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Предметные:

- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

22.01

56

Рег. компонент

Русские поэты о Доне. А.А.Леонов, Е.А.Долматовский, Ю.В. Друнина.

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством поэтов ХХ века о Донском крае; анализ лирических произведений; выразительное чтение

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма; красота как все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение; образ оленя как символ жизненной энергии, солнечного света, божественного дара, стремительности, грации;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:

- умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческим термином «стихотворение-размышление»

26.01

57

Литературные сказки XIX-XX века.

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки»

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Романтическая настроенность произведений писателя

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проб-лемные задания

28.01

58

X. К. Андерсен. «Снежная королева». Дружба, верность и коварство в сказке.

1

Комби-нированный

Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль Снежной королевы в развитии событий сказки. Герои сказки - Герда и Кай. Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проб-лемные задания

Видеофраг

мент

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; творчество как урок человечности, доброты, любви к людям;

Метапредметные:

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических воздействий родного языка на основе изучения произведений мировой литературы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; владение литературоведческим термином «волшебная сказка».

29.01

59

Испытания, выпавшие на долю героев сказки. Победа добра и любви.

1

Комби-нированный

Совершенствовать навык анализа художественного произведения. Продолжить знакомство с волшебными сказками и их особенностями

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- умение выступать перед аудиторией сверстников;

Метапредметные:

- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Предметные:

- умение характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание

2.02

60

А. Платонов. Жизнь и творчество. «Волшебное кольцо»

1

Комби-нированный

Знакомство с особым миром платоновских
героев - с былью и фантастикой, одухотворением природы

в воображении героя,

с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

Знать: содержание
прочитанного произве-
дения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проб-
лемные задания

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; стремление помочь изможденному судьбой человеку, понять и оправдать смысл и цель его существования;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.


04.02


61

Рег. компонент

«Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеден-ко. Сюжет и герои сказки.

1

Комби-нированный

Познакомить учащихся с жизненным и творческим путём П.В.Лебеденко. Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою проблематику произведения; давать характеристику герою

Пересказ, выразительное чтение.

Презентация

05.02

62

Рег. компонент

«Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеден-ко. Основная мысль «Сказки о казаке Макаре Бесслезном».

1

Комби-нированный

Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем, формирование нравственных ценностей;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

09.02

63

Дж. Родари. «Сказки
по телефону»

1

Комби-нированный

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя; составление цитатного плана сказки

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Беседа, проб-лемные задания

11.02

64

Р.р

«Сказки по телефону» (творческая мастерская)

1

Творческая мастерская

Обучение работе с планом, развитие навыков написания сочинений.

Уметь: создавать сочинения различных жанров

Монологический ответ

12.02

65

В. Набоков. «Аня в Стране чудес»

1

Комби-нированный

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя; составление цитатного плана сказки

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

16.02

66

Вн. чт.

Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

1

Комби-нированный

Краткое знакомство с биографией писателя, своеобразием его сказок. Совершенствование навыка художественного пересказа.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Видеофраг мент

18.02

67

Рег. компонент

Кто много читает, тот много знает В.Гнутов. «Скворцы»

1

Комби-нированный

Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения

Организация совместной
учебной деятельности

19.02

68

Дж. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда
и обратно». Герои повести Толкиена.

1

Комби-нированный

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя; составление цитатного плана сказки

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проб-лемные задания

Презентация

25.02

69

Дж. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда
и обратно». Битва добра со злом

1

Комби-нированный

Познакомиться с содержанием сказочной повести Толкиена. Обучение характеристике главного героя. Совершенствование навыка художественного пересказа.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

26.02

70

Рег. компонент

П.Г.Аматуни «Чао - победитель волшебников».

1

Комби-нированный

Познакомить учащихся с жизненным и творческим путём П.Г.Аматуни. Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

2.03

71

Рег. компонент

П.Г.Аматуни «Чао - победитель волшебников»Фантастичес-кое и реальное в сказке П.Г.Аматуни.

1

Комби-нированный

Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

4.03

72

Проза русских писателей XX столетия. И. Шмелев. «Как я встречался
с Чеховым. За карасями»

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством писателей XX века. Характер главного героя, главная мысль произведения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

05.03

73

Е. Замятин. «Огненное А» Герой рассказа Вовочка как читатель.

1

Комби-нированный

Знакомство с основны-

ми этапами жизненного

и творческого пути
Е. Замятина. Характер главного героя, главная мысль
произведения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литера- турного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проб-лемные задания

11.03

74

Рег. компонент

М.Шолохов «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина»)

1

Комби-нированный

Знакомство с основны-

ми этапами жизненного

и творческого пути
М.Шолохова. Характер главного героя, главная мысль
произведения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

12.03

75

А. И. Куприн. «Мой полет»

1

Комби-нированный

Знакомство с основны-

ми этапами жизненного

и творческого пути

А. И. Куприна. Начальное знакомство с жанром очерка. Обучение аналитическому пересказу. Обучение определять характеры главных героев, давать им характеристику.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Беседа, проб-лемные задания

16.03

76

Р.р.

Подготовка к написанию сочинения в жанре очерка

1

Комби-нированный

Обучение работе с планом, развитие навыков написания сочинений.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Организация совместной
учебной деятельности

18.03

77

Р.р.

Написание сочинения в жанре очерка.

1

Комби-нированный

Обучение работе с планом, развитие навыков написания сочинений.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Монологический ответ

19.03

78

Рег. компонент

П.Г.Аматуни. «Космическая горошина»

1

Комби-нированный

Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Пересказ, выразитель ное чтение

000000

IV четверть

79

Поэтический образ Родины в лирике и прозе
XX века

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством поэтов ХХ века; анализ лирического произведения, выразительное чтение

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Организация совместной
учебной деятельности

30.03

80

Рег. компонент

Русские поэты о Доне. В.Г.Калмыков. «Хороши на Дону вечера». В.И.Фролов. «Дон».

1

Комби-нированный

Воспитывать любовь к Родине через поэзию. Обучение сопоставлению на уроках литературы

Уметь: анализировать поэтическое произведение

(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Организация совместной
учебной деятельности

1.04

81

Рег. компонент

М.Шолохов. «Сыновий поклон тихому Дону» (фрагменты из романа «Тихий Дон»

1

Комби-нированный

Совершенствовать навык анализа художественного произведения, навык художественного пересказа.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

02.04

82

Мир наших братьев меньших.

С. Есенин. «Песнь о собаке». В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством поэтов ХХ века
С. Есенина, В. Маяков- ского; анализ лирических произведений;
выразительное чтение

Уметь: анализировать поэтическое произведение

(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; неразрывная связь родной природы и человека; восхищение красотой русской природы, любовь к родине;

Метапредметные:

- умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Предметные:

- формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение».

06.04

83

Рег. компонент

Природа Донского края. Г.Колесников. «Судьба степного орла». «Сохраним горицвет»

1

Комби-нированный

Совершенствовать навык анализа художественного произведения, навык художественного пересказа.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения

Беседа, проблемные задания

Презентация

08.04

84

Героическое прошлое России. А.И.Фатьянов. «Соловьи». А.Т.Твардовс-кий. «Я убит подо Ржевом…». А.А.Ахматова «Мужество. Р.Г.Гамзатов «Журавли».

1

Комби-нированный

Знакомство с изображением героического прошлого России в творчестве поэтов ХХ века; анализ лирического произведения; выразительное чтение

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проб-лемные задания

Аудиозапись

09.04

85

Рег. компонент

…И на тихом Дону походная песня звучала. А.Агафонов. «Повесть о Вите Черевичкине»

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством А.Агафонова. Знакомство с изображением героического прошлого Донского края.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

13.04

86

Рег. компонент

Проза Донских писателей. А.С.Серафимович. «Маленький шахтер».

1

Комби-нированный

Знакомство с личностью писателя и своеобразием его творчества. Значение картин природы в рассказе. Характеристика героя, его поступков

Знать: своеобразие творчества В. П. Астафьева, автобиографические
произведения писателя.

Уметь: охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа; определять значение картин природы в рассказе

Беседа, проб-лемные задания

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; «чистота души», чувство любви к родине, родной природе, ощущение глубинной связи с ней; Родина - духовная опора человека;

Метапредметные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии;

Предметные:

- формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения.

15.04

87

Современная литература. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

1

Комбинированный

Характеристика героя,

его поступков Обсуждение смысла
названия рассказа, беседа по вопросам, пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения;

Предметные:

- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 20 века.

16.04

88

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Образ главного героя. Уроки выживания

1

Комби-нированный

Развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Развитие навыков выборочного чтения, краткого пересказа.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

Личностные:

- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; становление личности человека, чувства единства природы и человека;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения;

Предметные:

- владение литературоведческим термином «художественная идея»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания.

20.04

89

Р.р.

Написание сочинения «Как Васютка выжил в тайге».

1

Комби-нированный

Обучение работе с планом, развитие навыков написания сочинений.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Монологический ответ

22.04

90

Рег. компонент

Идейный замысел рассказа В.А.Закрутки-на «Подсолнух».

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством В.А.Закруткина. Углубление понятия о прозе. Выразительные средства языка (эпитет, метафора, сравнение). Развитие навыков аналитического чтения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Анализ текста, беседа, вступительное слово учителя.

23.04

91

Рег. компонент

Сюжет и герои рассказа «Подсолнух».

1

Комби-нированный

Развитие навыков аналитического чтения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

27.04

92

Т. Янссон. «Последний

в мире
дракон»

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя. Главная мысль произве-
дения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

29.04

Путешествия и приключения (13 часов)

93

Покорение пространства и времени.

Д. Дефо.
«Робинзон Крузо»

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове

Знать: биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве; значения слов робинзон и робинзонада
в современной интер-
претации.

Уметь: охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста; пересказывать эпизоды произведения; объяснять значения слов робинзон и робинзонада, приводя примеры из разных произведений

Организация совместной
учебной деятельности

Видеофраг мент

30.04

94

Вн. чт.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо».

1

Комби-нированный

Развитие навыков самостоятельной работы с произведением. Знакомство с темой путешествия в литературе. Развитие речи и аналитических способностей учащихся.

Знать: биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве; значения слов робинзон и робинзонада
в современной интер-
претации.

Уметь: охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста; пересказывать эпизоды произведения; объяснять значения слов робинзон и робинзонада, приводя примеры из разных произведений

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений о труде как гуманистической ценности; творческий труд и созидание;

Метапредметные:

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов; владение литературоведческим термином «приключенческий роман».

4.05

95

Р.р.

Обучение сжатому пересказу

1

Объяснение нового материала

Развитие навыков самостоятельной работы с произведением.

Уметь: воспринимать,
анализировать и пересказывать текст;

Пересказ

Личностные:

- умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку; Метапредметные:

- формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;

Предметные:

- умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.

06.05

96

Р. Э. Распэ. «Приключе-ния барона Мюнхгаузена»

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проб-лемные задания

Видеофраг

мент

07.05

97

Р.р.

Написание своей истории в стиле барона Мюнхгаузена

1

Комби-нированный

Обучение написанию сочинения на заданную тему

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Монологический ответ

11.05

98

Рег. компонент

Сюжет и герои сказки П.Г.Аматуни «Королевство Восемью Восемь».

1

Комби-нированный

Познакомить учащихся с творчеством П.Г.Аматуни. Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

13.05

99

М. Твен. «Приключе-ния Тома
Сойера»

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

Видеофраг мент

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как гуманистической ценности и свободе как условии творчества;

Метапредметные:

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

Предметные:

- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы.

14.05

100

Вн. чт.

М.Твен. «Приключе-ния Тома Сойера»

1

Комби-нированный

Развитие интереса и любви к литературе, обучение навыкам групповой работы. Закрепление полученных знаний.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- формирование представлений о свободе как гуманистической ценности; противопоставление сурового, деспотически нетерпимого мира взрослых красоте и поэзии «свободного», чистого, неразвращенного сознания, воспринимающего мир во всей полноте его объективного бытия;

Метапредметные:

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение составлять собственное суждение о предмете речи;

Предметные:

- формирование умения давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «юмор».

18.05

101

А. Линдгрен. «Приключе-ния Калле Блюмквиста»

1

Комби-нированный

Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,

Организация совместной
учебной деятельности

Личностные:

- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе и сообществе

Метапредметные:

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные:

- выявление в произведении заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение вести диалог.

20.05

102

Р/р. Проверка техники чтения.

1

Урок развития речи

Проверка и учёт навыков правильного, беглого, осознанного чтения.

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

- умение пользоваться разными видами чтения.

21.05

103

Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. «Орел Синдбада»,

Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-
морехода»

1

Комби-нированный

Совершенствовать
восприятие и понимание отличия волшебной героической сказки от литературного произведения. Совершенствовать навыки пересказа и речи

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: охарактеризовать героев сказки; строить
рассказ о герое; работать
с доступным справочным материалом

Организация совместной
учебной деятельности

25.05

104

Р.р.

Характеристи-ка любимого персонажа. Литературная игра.

1

Комби-нированный .Урок-викторина

Расширение круга чтения учащихся, развитие навыков художественного пересказа. Вспомнить героев полюбившихся произведений. Развивать творческие способности учащихся.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; давать характеристику герою

Монологический ответ

Личностные:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ответственного отношения к учению;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других;

Предметные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы через сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

27.05

105

Читайте летом.

М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете»

1

Систематизация ЗУН

Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам: какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему; любимые литературные герои и их нравственные качества. Развитие навыков ведения дискуссии

Знать: роды и жанры произведений.

Уметь: пользоваться теоретико-литературными понятиями из программы при анализе художественного произведения; объяснять свою точку зрения
по понравившимся произведениям

Беседа, проб-лемные задания

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные:

- знакомство с ключевыми проблемами произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы, которые будут изучаться в 6 классе.

28.05


138


© 2010-2022