Конспект урока по русскому языку на тему Непечатное слово

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Экология слова, или Поговорим о «скверном и святом» в русской речи.

Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.

Задачи:

  • закрепить знания по лексике и стилистике;

  • развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения;

  • воспитывать уважение к собеседнику, родному языку;

  • продолжить подготовку к ЕГЭ.

Оборудование:

  • раздаточный материал

- тексты со статьёй Г. Муравьёва "Чтобы не затух разум русского языка"; стих. Э.Асадова «О скверном и святом»; стих. А.Лыкова «Дикарь», статья Г.Михайлова «Непечатное слово»

Тип урока: урок-дискуссия Эпиграф:

Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу.

Б. Васильев

И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят…

Я. Козловский















Ход занятия.

  1. Орг момент мотивация к учебной деятельности слайд №1

Учитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый близкий? И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
- Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а будущее еще не наступило.
- Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым...
Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как мы будем радоваться нашему общению, новым знаниям, сегодняшнему солнечному дню.
2.Слово учителя.

В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть. Язык - это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

-- работа с эпиграфом слайд №2

Известный писатель Б.Васильев писал: « Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу».

Да, язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Многие писатели и поэты посвящали свои произведения родному языку, восхищаясь его красотой и величием, образностью и необыкновенной чувственностью. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Прежде чем перейти к теме нашего сегодняшнего занятия, проверим задание, которое вы выполняли дома. Тем более, что перед вами был текст М. Шолохова, который всегда выступал в защиту русского языка.

3. Проверка домашнего задания.

В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие, по-осеннему смирные, без гроз, без ветра. По утрам с запада, из-за дальних бугров, выползала пепельно -сизая туча. Она росла, ширилась, занимая полнеба, - зловеще белели ее темные подкрылки, - а потом снижалась так, что прозрачные, как кисея, нежные хлопья ее цеплялись за крышу стоявшей в степи, на кургане, ветряной мельницы; где высоко и добродушно, еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах. И так тих и мирен был этот летний негустой дождь, что даже цветы не склоняли головок, даже куры по дворам не искали от него укрытия. С деловитой озабоченностью они рылись возле сарая в поисках корма, а мокрые и слегка утратившие свою величественную осанку петухи, невзирая на дождь, кричали по очереди, и бодрые голоса их сливались с чириканьем беззастенчиво купавшихся в луже воробьев и писком ласточек, припадавших в стремительном полете к пахнущей дождем и пылью, ласково манящей земле.

1)Вопросы к тексту:

- О чем этот текст? Определите его тему. (Дождь. - экология)

- Как можно озаглавить этот текст? (Благодатный дождь).

- Как воспринимают этот дождь? Почему никто не стал прятаться от этого дождя?

2) Словарная работа.

Объясните значение слова благодатный

(работа со словарем). - 2 человека работают по толковому словарю, 2 по словарю синонимов, остальные объяснение значения через подбор синонимов, однокоренных слов

Благодатный - приносящий довольство, радость, полный благ; исполненный благодати.

3) Найдите предложение, в котором описывается благодатный дождь. (Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах).

- Какие тропы использует автор? Подчеркнуть их, надписать (эпитеты, сравнение, метафора)

Итак, этот текст, несомненно, является образцом русского классического литературного наследия.

А теперь обратимся к отрывку из статьи Геннадия Муравьёва "Чтобы не затух разум русского языка" (газета «Северная правда» от 2 августа 1996г). Прочитаем и ответим на вопрос: (слайд № 3)

  1. О чем текст? Что беспокоит автора статьи?

Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране не на всё воздействуют благотворно, Меня беспокоит та волна перемен, которая выхолащивает культуру русской речи, засоряет экологию русского слова.

Казалось бы, что в условиях глубоких перемен надо перестраивать не язык, а наше отношение к нему. Удвоить, утроить уважение к доброму, яркому нашему слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу.

  1. Какую проблему поднимает автор?

  2. Что такое экология?

Ваши формулировки близки к словарной статье по термину «экология».
ЭКОЛОГИЯ - «наука, изучающая все связи организма с окружающим миром».

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово экология?

  • На слайде трубы, из которых вытекают отходы. Слайд № 4
    Учитель: То, что вы видите на экране, - результат деятельности человека.
    Вас беспокоят сегодня проблемы экологии в природе?
    Что именно вас заставляет переживать?
    Ученики: Да, конечно, когда мы видим катастрофическое состояние природной среды обитания человека.
    Учитель: А состояние родного языка вызывает у вас чувство тревоги?
    Ученики: Конечно, мы ощущаем речевое неблагополучие. Отсюда и возникает боль за русский язык, который является основой всего.
    Учитель: И теперь сформулируем тему нашего занятия.
    Ответы детей.

3. Сообщение темы и цели урока.

  • Тема урока: Экология русского слова. «О скверном и святом» в родном языке. Мы попробуем разобраться в одной из актуальнейших проблем языка на современном этапе, попробуем определить пути её решения. Запись темы. Слайд № 5

Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора?
Ученики: Определить свою позицию по отношению к тем явлениям, которые происходят сегодня в русском языке. Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде. Слайд №6
И с каждым днем
Сильнее ценим мы
Покой лесов и чистоту воды,
В кругу экологической
проблемы
Охраны окружающей среды
И наш язык.
Он часть большой природы!

4. Актуализация знаний
Учитель: Действительно, язык - явление живое, постоянно развивающееся, связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?
В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.
= Какие же факторы губительно влияют на наш язык?
От чего нужно уберечь, спасти русский язык?
Ответы детей:
- от избытка иностранных слов;
- от молодежного сленга;
- от «олбанского» языка Интернета;
- от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);
- от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде.

Да, сегодня мы говорим не только об экологии природы, но и об экологию языка, а от этой проблемы обращаемся к экологии души.

Но в наши дни бесспорна проблема экологии языка. Об этом говорит С.Н.Марков в стихотворении «Русская речь»:

Я - русский. Дышу и живу

Широкой, свободною речью.

Утратить её наяву -

Подобно чуме иль увечью…

Сегодня будем говорить о засорении русского языка нецензурными выражениями

4. Работа по теме урока

1)-Скверное и святое. К какой категории слов относятся слова? (Антонимы). В названии темы дано сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: "святое" и "скверное.

Как называется такой художественный приём- сочетание лексически не сочетаемых слов? ( оксюморон)

- Задание: если бы я вас попросила записать по 10 слов каждой группы то слова какой группы вы бы перечислили уверенно, а слова какой группы поставили бы вас в неловкое положение? Почему?

(Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы употребляете такую "сниженную" лексику, в т.ч. и нецензурную).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова, встречаем, к сожалению, повсеместно.

Послушайте отрывок из этого стихотворения

«Дикарь» А. Лысов

Пусть лексикон дикарский пуст, -
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого "шаг-матиста".

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале -
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

- о чем это стихотворение?

- значение каких слов непонятно?


2. Словарно-семантическая работа: подбор слов-синонимов к слову "скабрёзный" (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

2 чел по толковым словарям значение слова

Остальные подбор синонимов сам-но с опорой на текст слайд № 7

3. Результаты анкетирования

Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?

Актуальность

По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.

На каком уровне находится наша школа.

Результаты опроса

- Как относится к тому, что такой язык грозит стать нормой?

- Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике?

4. Дискуссия на тему: "Можно ли употреблять нецензурные выражения?"

Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

-Нецензурная брань - это общепринятое общение в кругу ровесников. Это круто, классно!

-Меня понимают мои ровесники и без мата.


  • Тебя могут высмеять, унизить, дать тебе кличку, если ты не будешь такой как все.

  • Значит, это не моя компания. Ругаться матом - противоречит моей натуре.

  • Матерные слова снижают напряжение, позволяют снять стресс, высказаться.

  • У меня достаточно других способов, чтобы успокоиться.

  • Я ругаюсь, потому что так делают все вокруг.

  • Я не хочу быть, как все, мне не нравится брань. Кроме этого мне кажется, что все матершинники оскорбляют мою и всех мам на свете.

  • Мне нравится произносить эти слова, так я выгляжу взрослее.

  • А я не ругаюсь, но чувствую себя мудрее, потому что и без мата могу выразить любую мысль.

  • Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры ;

  • Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять ;

  • Сквернословить нельзя, т.к это великий грех .

- Чьи аргументы показались вам более убедительными?

Да, сквернословие - это языковое явление. Оно появилось в процессе развития РЯ. Своё видение этого вопроса отразил в своём стихотворении Э.Асадов.

Чтение и анализ стихотворения "О скверном и святом" слайд №8

Э.Асадов О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идёт от слова "мать",
Сквернейшее - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.

- Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: "самое святое", "сквернейшее"? ("Мать" - "мат"). На что указывает суффикс -ейш -?

- Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова, тёмная река) выписать в тетрадь

- Какой троп поэт использует?

- Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

Этот пример свидетельствует о том, что наш "великий, могучий русский язык" - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

- работа с эпиграфом

Как сказал Я. Козловский:

И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

- Что же нужно делать, чтобы исправить ситуацию? Письменно ответить на вопрос сам-но.

Дополнить свой ответ, ознакомившись со статьей Михайлова "Непечатное слово":

5. Комплексный анализ текста.

Один из насущных вопросов сегодня: как модернизировать культуру, не разрушив её традиционных ценностей? Исторически психотип русского человека сложился так, что печатное слово для него всегда было уважаемо и ценилось выше устного (сложилась и поговорка "лучше печатного не скажешь", отсюда и выражение - "непечатное слово", то есть презренное, не достойное быть напечатанным. Сказалось здесь, наверное, наряду с извечной тягой русского мужика к грамоте, и влияние православного книгопечатания…

Прямое отношение к традиции печатного слова в русской культуре имеет так называемая "неприличная лексика". Наш известный языковед О. Н. Трубачёв писал: "Неприличность - понятие общечеловеческое, но только его объем и понятийное поле различны в разных культурах и языках…"

Наиболее полный словарь народного языка В. И. Даля не содержит матерных слов. Умолчание физической стороны любви, по-тютчевски таинственно безмолвной, как сама природа, - один из характерных приёмов русской литературы. Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. И в этом "пробный камень" искренности чувства любви у русского человека… недомолвки и метафоры, дающие простор для воображения, ощущение тайны и таинства - таково свойство таланта русского писателя, его внутренней культуры.

Пушкин осенью 1830 года пишет: "Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая её божественный нектар в воспалительный состав"

Отличительные черты русской литературы - поиски идеала, смысла жизни, богоискательство, одухотворение плоти; сюда относится, например, вся русская классическая и святоотеческая литература.

8. Работа с текстом. Дополнительный материал

- Дома вы знакомились с текстом Виноградова. Как вы думаете почему выбор пал на данный текст?

- Какую проблему рассматривает автор текста?

Виноградов рассматривает проблему распространения сквернословия в нашем языке,

в обществе, в нашей жизни.

- В каких предложениях заключается проблема? ( Предложения № 1, 7, 20.)

- Какое определение можно дать проблеме? Какая это проблема?

Проблема социально-значимая, важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, наболевшая, животрепещущая.

- какие предложения можно использовать для комментария проблема? ( )

- в каких предложениях заключается позиция автора? ( )

Дополнительно: написать начало сочинения.

Подведение итогов занятия

- Заинтересовала ли вас тема урока? Что нового узнали?

- Можем ли мы изменить собственную речь?

- Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

- Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?


- Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
- Что вам дал сегодняшний урок?
- Что пожелаете своим одноклассникам?

12. Чтение учителем стихотворения "Слова" (автор неизвестен)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава -

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, -

Горькие слова, слова - полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!


- какое лексическое явление, о котором мы сегодня еще не говорили, встречается в этом стих,?

- Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

Спасибо всем за работу. Выставление оценок.

13. Домашнее задание

Написать рассуждение по проблеме текста Виноградова








11

© 2010-2022