- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка открытого урока по литературе Тема урока: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» (Отражение быта русского народа в балладе «Светлана».)
Разработка открытого урока по литературе Тема урока: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» (Отражение быта русского народа в балладе «Светлана».)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Адоевская Л.А. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: « Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» (Отражение быта русского народа в балладе «Светлана».)
Вид: урок усвоения нового материала.
Тип урока: урок с использованием активных форм работы.
Эпиграф:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин
Цели урока:
-
Обучающая: осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
-
Развивающая: умение анализировать прочитанное.
-
Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя.
Оборудование: ПК, выставка книг с произведениями В.А.Жуковского, презентации к сообщениям о жизни и судьбе поэта, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, картины петуха и ворона, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана», предметы, необходимые для гаданий (свечи, зеркала, валенок и др.), видео, запись «Подблюдные песни», карточки с заданием.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
-
Сегодня на уроке у нас новая встреча, а в гости нас приглашает поэт, переводчик, основоположник романтизма в России Василий Андреевич Жуковский. Мы не просто познакомимся с его жизнью, судьбой, творчеством, но и окунёмся в мир тайны и загадки, в мир реальный и фантастический, в мир баллады.
-
Откройте свои тетради и запишите тему урока.
3. Знакомство с биографией В.А.Жуковского.
-
Наше знакомство начинается с биографии Жуковского. (Обращаем внимание на краеведческий компонент, Жуковский - наш земляк).
(Сообщение ученика, показ презентации № 1)
Сообщение ученика «В.А.Жуковский. Жизнь и судьба».
1.Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишинском Белёвского уезда Тульской губернии.
2.Отцом его был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью - пленная турчанка Сальха, после крещения и принятия православия - Елизавета Дементьевна Турчанинова.
3.Василий Андреевич Жуковский избежал участи незаконнорожденного ребёнка, так как по просьбе Бунина был усыновлён живущим в их доме обедневшим дворянином и дальним родственником Андреем Григорьевичем Жуковским, который стал мальчику крёстным отцом.
4.Будучи ребёнком, В.А.Жуковский жил в доме Буниных на правах воспитанника в ласке и любви, окружённый всеобщим вниманием.
Учителей для его образования отбирали строго и тщательно.
В марте 1791 года от простуды умирает Афанасий Иванович Бунин, и семья переезжает в Тулу, где поселяется в нанятый просторный дом на одной из центральных улиц города.
5.В.А.Жуковский был отдан в тульский пансион Роде для продолжения образования, после его закрытия в Народное училище.
Жуковский учился с удовольствием, а все выходные проводил в доме у Марии Григорьевны (законной жены А.И.Бунина), которую он называл «бабушкой».
6.Одним из учителей Жуковского был Андрей Тимофеевич Болотов, замечательный учёный и писатель, по его рекомендации 14-летний Жуковский поступает в Московский Университетский Благородный пансион.
Именно здесь он впервые пишет стихи - сентиментальные и немного мрачные, которые появляются на страницах рукописных журналов, издаваемых в стенах пансиона.
С 1808 года Жуковский всё реже бывает в Белёве, напряжённо думает о будущем.
7.Мария Григорьевна Бунина и Елизавета Дементьевна, сложившись, купили Жуковскому небольшую деревеньку Холх в окрестностях Белёва с 17-ью крепостными.
8.В 1811 году умирает Мария Григорьевна и через 12 дней, за своей благодетельницей и старшей подругой, умирает родная мать Жуковского, турчанка Сальха - Елизавета Дементьевна.
Спустя год, в 1812, Жуковский вместе с Вяземским, Грибоедовым сражается в рядах московских партизан-добровольцев. Он был зачислен поручиком Первого пехотного полка Московского ополчения, принимал участие в Бородинской битве и в сражении под Красным; работал в походной типографии своего друга , профессора Дерптского университета Андрея Кайсарова.
9.В декабре 1812 года Жуковский заразился тифом, в беспамятстве провёл месяц в госпитале в Вильно. Выздоровев, узнал, что ему присвоено звание штабс-капитана, и он награждён боевым орденом Святой Анны 2-ой степени. По болезни получил бессрочный отпуск и в январе 1813 года приехал в Муратово, родовое имение своей матери. События Отечественной войны, его впечатления от похода отразились в стихотворении «Певец во стане русских воинов».
10.Весной 1815 года Жуковский представлен Н.М.Карамзиным ко двору. А с 1826 года он работал в качестве наставника наследника престола Великого князя Александра Николаевича - будущего царя Александра II.
11.Особая страница жизни и судьбы В.А.Жуковского - А.С.Пушкин. Они познакомились в Царском Селе, когда Пушкину было 16 лет. Искренняя дружба и глубокое взаимопонимание между ними сохранится до конца дней. Известный поэт, редактор одного их лучших русских журналов подарит молодому другу свой портрет с трогательной надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя в тот день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»». А юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского» скажет о нём очень точные слова:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль.
Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже.
12. Поэзия Жуковского - это поэзия подлинно русская. Она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам Центральной России, она окружена тайной.
13. 12 апреля 1852 года в Светлое Христово Воскресенье (на Пасху) Василий Андреевич Жуковский скончался в Баден-Бадене. Но вечный покой обрёл в России: 29 августа его прах был погребён на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
4. История создания баллады «Светлана».
-
Так начался путь Жуковского в бессмертие. И бессмертными стали его произведения. Особое значение для становления русского романтизма имели баллады поэта. Узнаем историю создания баллады «Светлана».
(Сообщение ученика, показ презентации № 2)
Сообщение ученика «История создания баллады «Светлана»».
-
Особой строкой в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского проходит любовь.
-
Сводная сестра Жуковского Екатерина Афанасьевна Протасова пригласила его стать наставником и домашним учителем своих племянниц - 12-летней Маши и 10-летней Саши Протасовых.
22-летний Жуковский преподавал девочкам русскую и зарубежную словесность, историю. С увлечением отдавался занятиям с милыми и умными девочками. Их обучение длилось 3 года.
-
Позже Жуковский понял, что сильно влюблён в Машу. Маша отвечала взаимностью. Но Екатерина Афанасьевна была против их брака в будущем. Жуковский изо всех сил боролся за своё счастье, но надежды не было.
«Сердце ноет, когда подумаешь, чего и для чего меня лишили», - пишет он.
Маша Протасова выходит замуж за хорошего и любящего её человека - доктора Мойера, но любовь к Жуковскому сохранила на всю жизнь.
-
Второй племяннице, Саше Протасовой, в качестве свадебного подарка Жуковский преподнёс балладу «Светлана» - самое светлое произведение, основанное на русских народных обычаях и поверьях.
Над этой балладой Жуковский работал 4 года - с 1808 по 1812 год.
-
Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».
6. Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.
5. Определение баллады как жанра.
-
Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?- 9 класс.
Запись на доске: Баллада - это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.
6. Анализ баллады «Светлана».
-
Дома вы самостоятельно знакомились с текстом произведения. Разберёмся в прочитанном и выявим жанровые особенности баллады: есть ли в нашей балладе сюжет, необычный случай, предания, таинственные происшествия.
Прослушаем актёрское чтение отрывка баллады (Видео)
(Чтение наизусть отрывка баллады учеником.)
- О чём мы узнаём в первых строчках произведения? (О гаданиях).
Сообщение о святочных гаданиях. (Показ презентации № 3)
Из истории.
-
В промежутке от Рождества до Крещения - 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) - святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.
Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.
Гадали, как правило, на суженого.
Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.
Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде.
Гадать направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение - в день освящения воды, гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.
-
А сейчас мы некоторые продемонстрируем.
Гадание с подблюдными песнями. (Включаем запись с подблюдными песнями)
Молодые люди (не менее 6 человек) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание.
Гадание по валенку.
Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.
Гадание на кур.
В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет - это предвещает хорошего мужа.
Гадание по снегу.
Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый - то муж - злой и драчливый.
Гадание с зеркалами.
Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга, освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.
Учитель: А какие гадания, ребята, знаете вы. Может быть ваши бабушки гадали или рассказывали, а может вы сами гадали когда-то, присутствовали при этом.
Гадание на воске (свечах)
Взять огарки восковых или парафиновых свечей белого цвета (праздничные цветные свечи для гадания не подходят), сложить в металлическую посуду, расплавить на огне и сразу же влить в емкость с холодной водой. Образовавшаяся при этом фигура и будет предсказывать то будущее, которое ожидает гадающую особу.
Гадание по кольцу
Взять обыкновенный стакан с гладкими стенками (без рисунка и шлифовки), налить в него воду на 3/4 объема и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно почищенное. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, можно увидеть суженого. Только чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо надо довольно долго.
7. Физминутка.
- Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза, руками сделайте домик и поднесите к лицу. Загадайте желание и оно обязательно сбудется.
8. Анализ баллады.
Выявим жанровые особенности баллады:
1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
- Назовите героев. (Светлана, подруги, жених Светланы).
- Расположите события по порядку. (Работа по карточкам)
-
Девушки гадают в крещенский вечер.
-
Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
-
Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
-
Светлане является её жених и увозит её венчаться.
-
Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
-
В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
-
Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.
2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы? (она грустна, т.к. нет её возлюбленного)
3) Реальное сочетается с фантастическим.
- Какие элементы в сюжете реальные? (Гадание; сон; встреча с возлюбленным)
- Что относится к фантастическому? (События, произошедшие во сне: встреча; ночное путешествие; мертвец; ворон - символ тёмных сил; голубка - символ светлых сил).
4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?
(Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…
-Как автор относится к своей героине? (Поэту она дорога, он называет её «Милая Светлана», «Красавица», «Моя», подчёркивает глубокую веру в Бога).
5) Баллада имеет композицию (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку). (Слайд)
- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.
-
Экспозиция: действие происходит в избе в крещенский вечерок; здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.
-
Завязка: Светлана грустит, она рассказывает подружкам о своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.
-
Развитие действия: Жених везёт её венчаться. Они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идёт отпевание. Наконец жених привозит её в уединённую хижину, где опять она видит гроб….
-
Кульминация: встреча с мертвецом.
-
Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.
6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)
- Поработаем с текстом . (Материал для учителя)
-
Романтический колорит создается следующими приемами и средствами:
-
Употребление лексики, обозначающей чувства (т.к. романтиков в первую очередь интересовало внутреннее состояние героя, внутренний мир человека). 5-я строфа: «с тайной робостью она в зеркало глядится», «робость в ней волнует грудь, страшно ей назад взглянуть, страх туманит очи…»; 12-я строфа: «входит с трепетом, в слезах»; 17-я строфа: «села (тяжко ноет грудь)». -
Создание атмосферы таинственности, загадочности.4-я, 5-я и 6-я строфы: описание гадания с зеркалом, ожидание; 13-я строфа: Светлана в избушке - «Все в глубоком, мертвом сне, страшное молчанье…». -
Быстрое развитие действия, движение (сон Светланы, смена настроения, переход от сна к яви: ночные страшные приключения оказываются лишь кошмарным сном). -
Символичность образов: (Работа по рядам или в парах) символичен пейзаж во сне Светланы; 10я строфа: «черный вран» - предсказание несчастья, «брезжит в поле огонек» - огонек надежды. Кроме языческой символики используется и христианская: 13-я строфа «белоснежный голубок» - символ чистоты, христианской души (ангел), это и свидетельство чистоты самой Светланы (имя также неслучайно, символично: Светлана - светлая душой). -
Создание романтического портрета героя. 8-я строфа: «Он глядит на лунный свет, бледен и унылый». -
Антитеза. В композиции: сон - явь; печаль героини в начале - радость в конце произведения; мрачный вечерний (ночной) пейзаж в начале баллады и во сне героини - радостный утренний пейзаж в конце. В образах: мертвец (зло, тьма, смерть) - голубок и сама Светлана (добро, свет, жизнь). В лексике: «лунный свет» - «луч денницы», стар - млад, ночь - день и т.д.
В балладе Жуковского, кроме романтических мотивов и образов, мы можем наблюдать и другие. 1-я и 2-я строфы:
Фольклорные мотивы. Обряды гадания, подблюдные гадальные песни.
Элементы христианской культуры. 12-я строфа: «свечка пред иконой», «пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; и с крестом своим в руке, под святыми в уголке робко притаилась». 13-я, 14-я и 15-я строфы: уже упоминаемый выше голубок. Кроме того, есть и христианская трактовка событий, поведения героини. А именно: ожидаемая от мертвеца опасность, гибель героини - это, возможно, наказание за то, что Светлана гадает, т.к. церковь осуждала гадания, считая их общением с нечистой силой, с дьяволом. Спасение героини - за чистоту души и веру в Бога.
Помимо романтических приемов, автор применяет приемы, свойственные не только романтическому произведению. Например, повторы, лексический и синтаксический параллелизм. Повторы - 8-я и 9-я строфы: элементы описания жениха Светланы («бледен и унылый»); 9-я и 12-я строфы: гроб (в церкви и избушке). Дважды является жених Светланы (во сне и наяву), дважды герои направляются в церковь (также во сне Светланы и наяву), разница в том, что во сне событие страшное, описание окрашено в мрачные краски, а в яви это же событие является радостным, светлым, мрачная мистическая окраска исчезает. Между прочим, это отступление от законов романтизма, т.к. чаще всего романтическое произведение начиналось счастливо, а заканчивалось трагически. Здесь же мы видим устранение всего опасного, страшного, баллада заканчивается венчанием героини и надеждами на дальнейшее счастье. Жуковский как бы спорит со своими же балладами (особенно с балладой «Людмила» со схожим сюжетом, в которой мертвый жених увлекает Людмилу с собой и героиня погибает).
- «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».
- Что русского, национального в этой балладе? (Образ крещенских гаданий; голубь - символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы, одинокая «хижина под снегом», утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиками, свадебная песня «Многие Леты»).
- Перечислив жанровые особенности баллады, какой вывод мы можем с вами сделать?
Вывод: «Светлана» - баллада.
- В чём смысл баллады? (Оптимистический, светлый, вера в Бога; в то, что Господь всё устраивает на благо человеку; пусть все печали и невзгоды остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек:
Вот баллады толк моей
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон.
Счастье - пробужденье»).
- В сюжете этой баллады всё мрачное и фантастическое отнесено в мир сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, который делает балладу очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной.
- Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана (старославянское) - светлая, чистая. Белый цвет - символ чистоты и непорочности.
9. Домашнее задание: (Слайд)
1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.
2) Баллада написана более 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.
10. Итог урока.
- Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?
- А как бы вы оценили свою работу?
- А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен. Спасибо. (Слайд)