Рабочая программма по русскому языку для 10 профильного класса

       Рабочая программа по курсу «Русский язык 10 класс» составлена на основе               учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мещерина: Москва «Русское слово», 2010 г.  Авторская программа рассчитана на 34 часа, а разработанная мною рабочая программа на 68 часов (согласно базисному плану общеобразовательного учреждения на предмет «Русский язык 10 класс» отведено 2 часа). Добавленные 34 часа распределены равномерно по разделам курса, что ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Основными целями и задачами курса «Русский язык .10 класс» являются:

  • обеспечение реализации личностно ориентированного подхода к обучению;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Цели и общие требования подготовки учащихся по предмету полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта по русскому языку основного общего образования.

Рабочая программа по курсу «Русский язык 10 класс» составлена на основе учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мещерина: Москва «Русское слово», 2010 г.

Авторская программа рассчитана на 34 часа, а разработанная мною рабочая программа на 68 часов (согласно базисному плану общеобразовательного учреждения на предмет «Русский язык 10 класс» отведено 2 часа). Добавленные 34 часа распределены равномерно по разделам курса, что обусловлено актуальностью данного материала при подготовке к ЕГЭ. Отличие данной программы от авторской представлено в таблице.










Тематическое распределение количества часов

№п/п

Разделы, темы

Кол-во часов по программе Н.Г.Гольцовой

Кол-во часов по рабочей программе

I

Введение.

3

II

Лексика. Фразеология. Лексикография

8+1 к/р

III

Фонетика. Графика. Орфоэпия

4

IV

Морфемика и словообразование

8+1 к/р

V

Морфология и орфография

12+1 к/р

VI

Самостоятельные части речи

45+3 к/р

1

Имя существительное

7

2

Имя прилагательное

10

3

Имя числительное

4

4

Местоимение

3

5

Глагол

8

6

Причастие

6

7

Деепричастие

3

8

Наречие. Слова категории состояния

4

VII

Служебные части речи

10+2 к/р

1

Предлог. Союз и союзные слова

6

2

Частицы

4

3

Междометие. Звукоподражательные слова

2

4

Анализ контрольного тестирования

2

Итого

102


Таблица контрольных работ


№ п/п

Раздел, тема

Вид работы

Кол-во часов

1

Лексика. Фразеология. Лексикография

Изложение с элементами сочинения


1

2

Морфемика и словообразование

Контрольный диктант

1

3

Морфология и орфография

Тестирование

1

4.1

Самостоятельные части речи Имя прилагательное

Контрольное сочинение по материалам ЕГЭ

2

4.2

Наречие. Слова категории состояния

Контрольное тестирование

1

5


Служебные части речи

Контрольное тестирование

2


Итого:


6 к/р


Содержание обучения

10 класс (102 ч.)

Введение.

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях ( стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы их употребление. Синонимы их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика ,имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография

Основные понятия русской морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗТЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные( аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико- грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных . Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность /непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное,сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глаголов. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.

Причастие
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие. Слова категории состояния

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о,-е и кратких прилагательных ср.р..ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог. Союз и союзные слова

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ ,их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса русского языка ученик должен

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • основные единицы и уровни языка;

  • орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;

уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Гольцва Н.Г., учебник Русский язык, 10-11 кл. - М.:Русское слово, 2008-2012

  2. Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.

  3. Беднарская Л. Д. Грамотный человек. - Тула, 2003.

  4. Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Издательство «Экзамен», Москва, 2015.

  5. Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2015. Книга 1,2. Издатель Мальцев Д.А., Ростов-на-Дону, 2015

  6. Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.

  7. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.

  8. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М., 2005.

  9. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.

  10. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. - М., 2000.

  11. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10-11 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.

  12. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2004.

  13. Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. - М., 2004.

Словари

  1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1999.

  2. Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). - 2-е изд. - М., 2001.

  3. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.



  1. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. - М.. 2002.

  2. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)

  3. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

  4. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 4-е изд. - М., 1999.



© 2010-2022