Урок русского языка в 5 классе по теме «О - Ё после шипящих»

  Данный урок русского языка "О-Ё после шипящих" является уроком-закрепления ранее изученной орфограммы. На нем учащиеся должны показать знание способа выбора о - ё после шипящих, умение обосновать выбор о — ё после шипящих, повторить написание ь после шипящих на конце слова                              
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данный урок русского языка "О-Ё после шипящих" является уроком-закрепления ранее изученной орфограммы. На нем учащиеся должны показать знание способа выбора о - ё после шипящих, умение обосновать выбор о - ё после шипящих, повторить написание ь после шипящих на конце слова



Урок русского языка в 5 классе по теме «О - ё после шипящих»



Цель урока:

  1. знать способ выбора о - ё после шипящих;

  2. уметь обосновать выбор о - ё после шипящих;

  3. повторить написание ь после шипящих на конце слова

Ход урока

  1. Мобилизующий этап урока

  • словами древнегреческого поэта Горация я начну урок:

Если ты учишь, старайся быть кратким,

Чтоб разум послушный

Тотчас понял слова и хранил бы их в памяти вечно.

Учитель: Сегодня мы постараемся быть краткими, соединив несколько орфографических правил в одно.

  1. Проверка домашнего задания (сочинения - миниатюра «Лес зимой» по опорным словам: тихий ш...пот, мягкий ш...рох, шустрый бельч...нок, с сучка на суч.. .к, пушистый снеж.. .к, с первым луч.. .м, камыш.. .вые заросли. (2-3 человека проверяют сочинения и объясняют правописание о - ё после шипящих).

  2. Самостоятельное формулирование темы урока

Учитель: Как вы думаете, какую орфограмму мы должны сегодня повторить на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради. («Написание о - ё после шипящих»).

  1. Целеполагание

Учитель: Итак, тема урока известна. Давайте, определим цели урока. Как вы думаете?

  1. Словарно - орфографическая работа

Задание: графически объясните о - ё после шипящих: ш...лк, ш...пот, камыш...м, ж...рдочка, еж...вый, парч...вый, плащ...м, смущ...нный, ш...фёр, ш...в, ж...лудь, снеж...к, дириж...р, мыш...нок, стаж...р, реч...нка, береж.. .т, пч.. .лы, холщ.. .вый.

  1. «Задай вопрос другу!»

Учитель: Назовите опознавательный признак орфограммы «О - Ё после шипящих». Какая гласная пишется, кроме исключений, в корне? На какие ориентации надо опираться при применении обобщенно - сопоставительного правила? (корень, за корнем - часть речи)

7. Активизация деятельности учащихся

Учитель: Обобщенно - сопоставительное правило «Написание о - ё после шипящих» объединяет восемь традиционных правил. Анализируя таблицу «О - ё после шипящих», повторим и обобщим материал.

  1. Работа по таблице.

  2. Рифмовка

Проблема в корне - не зевай:

Ё на е скорей меняй.

После корня у глагольных Букву ё пиши спокойно.

В именных за корнем о - - . Это знаем мы давно.

Учитель: Рифмовка поможет вам в будущем не ошибиться при написании о

  • ё после шипящих.

Учитель: Обратимся к тексту А. Иллюминаторской

В эту ноч... чудеса приходят без приглашения. В доме, что окруж...н реш...ткой, окна распахнуты настеж....

Таинственный ш.. .пот, перезвон - признаки прелестной сказки. Загорается на небе луна, с крыш слетает1 серебристый снеж...к, и метель тебя окутывает с головы до ног.

С тихим ш...рохом пробежал ветерок по саду4. Воздух чист и свеж.... Тебе снится, что ты летиш... над сонным городом, маленькой реч...нкой.

Долетев до звездного неба и сняв яркую звёздочку, прикрепляеш... её к себе на грудь.

А утром вспоминаешь встречу с чудом.

I. Вопросы:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Определите тему текста.

  3. Определите стиль текста.

  4. Выборочно-распределительная работа. В первый столбик выпишите о - ё после шипящих, во второй - ь после шипящих на конце слова.

  5. Работа по таблице «Ь после шипящих на конце слова» (Т.Я. Фролова)

  6. Синтаксический разбор предложения. С тихим шорохом пробежал ветерок по саду4.

  7. Самостоятельная работа.

Задание:

Из одного предложения выписать и разобрать словосочетание прил. + сущ. Учитель: В тексте внимание сосредоточено на орфограмме «О - Ё после шипящих», а попутно мы повторим правило «Ь после шипящих на конце слова».

  1. Этап формирования навыков

  1. Игра «Четвертый лишний»

  1. пуч...к, ш...рох, суч...к, снеж...к

  2. беч.. .вка, ноч.. .вка, печ.. .т, раскорч.. .вка

  3. волч.. .нок, крыж.. .вник, собач.. .нка, медвеж.. .нок,

  4. парч.. .вый, капюш.. .н, еж.. .вый, холщ.. .вый

  1. Игра «Угадай слово». Угадайте слово по его лексическому значению. Слово запишите. Орфограмму выделите. (Проверка и объяснение - игра «эстафета»)

  1. Выдолбленная из дерева лодка (чёлн);

  2. Цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов (жонглёр);

  3. Тонкая верёвка (бечёвка);

  4. Стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии (шомпол);

  5. Профессиональный наездник на скачках и на бегах (жокей);

  6. Плод дуба (жёлудь);

  7. Мельничный каменный круг для размола зерна (жёрнов).

  1. Самостоятельная работа (упр. 90)

  1. Домашнее задание

Учитель: Составьте диктант из 15 слов на правило «О - Ё после шипящих». Диктант может состоять из отдельных слов или словосочетаний.

  1. Рефлексия

Учитель: Наш урок проходит к концу. Как вы думаете, мы добились цели? С чем мы должны были познакомиться?

Выскажите своё мнение по проведенному занятию, используя начало предложений:

Я запомнил ...

Я рад, что ...



© 2010-2022