Виды диктантов по русскому языку

Традиционно письменными контрольными и проверочными ра­ботами в русском языке являются следующие виды работ: • по правописанию: - контрольный диктант; - списывание с доски (с учебника) и восстановление слов, данных с пропущенными буквами или слогами, предложений без зна­ков препинания, предложений со словами, данными в началь­ной форме; - составление предложений на заданную тему; - изложение повествовательного текста, составление небольшого рассказа; • словарный диктант и другие. • по грамматике...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Количество слов в контрольных

диктантах и изложениях в школах с казахским языком обучения




5


6


7


8


9


10


11



Диктант


50-60


60-70


70-90


90-100


110-120


120-130


130-140


Словарный диктант


10-15


15-20


20-25


25-30


30-35


35-40


35-40



Изложение


60-80


80-90


100-120


120-140


140-160


160-170


170-180



Нормы оценки диктантов и грамматических заданий


Балл

Грамотность

Грамматическое задание (в %)

Орф/пункт

С казахским языком обучения


«5»-отлично



0/0, 1/0, 0/1


100-80


«4»-хорошо


1/1, ½, 2/2, 1/3, 0/4, 3/0


79-65



«3»-удовлетворит.


2/3, 3/3, ¾, 4/4, 3/5, 1/6, 0/7


64-50



«2»-неудовлет.


1/7, 2/7, 7/7, 6/8, 5/9, 8/6


49 и менее





Виды диктантов на уроках русского языка


Выборочный диктант

вид слухового диктанта или зрительного диктанта, который предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы (или грамматические формы)на изучаемое правило. Выборочный диктант допускает дополнительные задания в виде подчеркиваний, кратких примечаний и пр. Выборочный диктант может быть обзорным, например, диктант на все случаи применения ь после шипящих или его отсутствия, на правописание НЕ с разными частями речи и т.д.

Графический

диктант

вид слухового диктанта, во время которого составляются схемы читаемых учителем предложений, но сами предложения не записываются. Графический диктант способствует концентрации внимания учащихся на нужных пунктограммах, учит на слух воспринимать строение предложений, развивает слуховую память

Диктант

«Проверяю себя»

вид контрольно-обучающего диктанта, который отличается высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочниками и пр. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются, исправления - тоже. Диктант «Проверяю себя» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту и вызывает интерес у учащихся.

Зрительный диктант

вид орфографических упражнений, который развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Методика его проведения такова: записанный на доске текст (слова, словосочетания, предложения)прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут его по памяти, затем проводится проверка. В старших классах зрительный диктант часто проводится как самодиктант: учащийся прочитывает текст по книге, анализирует его, затем закрывает книгу и пишет по памяти, используя свои знания и умения по грамматике и орфографии. Потом - самопроверка по книге.

Контрольный (проверочный) диктант

вид слухового диктанта, который проводится в конце изучаемой темы, раздела, в конце четверти, полугодия. Размеры связного текста для контрольного диктанта определяются «Нормами оценки…»: Контрольный диктант проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста, записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Иногда контрольный диктант сопровождается дополнительными заданиями-в виде грамматического разбора, орфографического комментирования, вставки проверочных слов и пр. Контрольный диктант оценивается в соответствии с «Нормами оценки…» На основе контрольного диктанта составляется классификация ошибок, проводится работа над ними.





Объяснительный диктант

вид слухового диктанта, который проводится при закреплении темы и состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм. Объяснительный диктант имеет варианты- по времени объяснения и по его полноте, а также по характеру диктуемого текста: отдельные слова, словосочетания, предложения, связный текст. Некоторыми методистами вариантом объяснительного диктанта признается также предупредительный диктант. Объяснительный диктант используется на каждом уроке, является одним из самых употребительных грамматико-орфографических упражнений.



Предупредительный диктант

вид слухового диктанта, целью которого является предупреждение ошибок путем объяснения орфограмм до записи текста, слова. Предупредительный диктант рекомендуется проводить на ранних стадиях закрепления материала. Предупредительный диктант по мере усвоения правила переходит в диктант объяснительный, поэтому определяется как вариант объяснительного.




Самодиктант

вид зрительного диктанта: текст предназначенный для письма, воспринимается учащимися зрительно, запоминается, иногда подвергается анализу (объясняются пунктограммы, орфограммы), затем записываются по памяти и проверяются самими учащимися по книге, с выделением орфограмм или с графическим объяснением пунктограмм.


Словарный диктант

вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта состоит в том, что диктуются слова, словосочетания, а не предложения.





















Общие требования к урокам


Воспитательные

Дидактические

Технологические

Гигиенические

Учитель должен быть представителем высокой культуры и образованности.

Эти требования напрямую зависят от правильного ведения тематического и поурочного плана. Учитель, составляя поурочный план должен выбрать подходящий метод проведения данного урока. Известные ученые-методисты Огородников,

Бабанский, Лемберг выделяют методы обучения на 3 группы.

  1. Устный (беседа, консультация, лекция, работа по учебнику).

  2. Иллюстративный (описание по картинке, работа по карте).

  3. Лабораторные, практические занятия.

Эта система является основой учебного процесса.

Учитель- «связка» между программой, учебником и учеником. Поэтому учитель должен быть образованным, целенаправленным, творчески работающим человеком.

Учитель должен учитывать уровень мышления, запоминания, воспроизведения, интересы и характер учеников. Психологический настрой учителя и ученика особенно влияет на процесс обучения. Поэтому учитель должен сдерживать себя на уроках, подавляя свое психологическое, эмоциональное возбуждение.

Воспринимая каждого ученика как личность, учитель должен своевременно поощрять какие-либо действия учащихся.

Соблюдение гигиенических правил в классе, умеренная температура и хорошее освещение- залог здоровья ребенка. Учитель не должен давать физические и психологические нагрузки учащимся, которые могут повлиять на состояние их здоровья.

Аспекты изучения русского языка

Виды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языку



Виды диктантов по русскому языку

Виды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языку




Содержание общего среднего образования по русскому языку

Виды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языку

Виды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языку


Виды диктантов по русскому языку Позволит предупредить отрыв теории от следует рассматривать как основу

Виды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языкуВиды диктантов по русскому языку практического использования языковых коммуникативной компетентности, 1) готовность и способность к реаль-

явлений в речи, ибо это требует осмысления фундамент ее формирования, поэ- ному общению в соответствии с его целью,

языковой теории через систему таких вопро- тому при отборе теоретических све- сферой, ситуацией, к речевому взаимодейс-

сов, которые могут организовать поиск дений учитывается функциональный ствию и взаимопониманию;

решения поставленной проблемы. Например, принцип, т.е. то, насколько необходимы 2) умение создавать речевое высказывание

при изучении частей речи главным становиться языковые сведения с точки зрения их разных типов (описание, повествование,

не только воспроизведение определения и использования в реальной речевой рассуждение)

правила, сколько доказать принадлежность деятельности. Однако нельзя ограни-

того или иного слова к данной части речи с чиваться и узко практическими целями:

учетом определенных признаков выработка лингвистической и комму-

никативной компетентности-одинаково

важные задачи преподавания русского языка.


© 2010-2022