Серия последовательных уроков по русской литературе для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе в 8 классе


№,

Тема урока

Основные цели обучения

Результат обучения

Активные формы работы (ГР, ПР, ИР)

Виды деятельности учащихся

Преодоление барьеров в обучении

Формативное и суммативное оценивание

Идеи модулей, интегрированных на уроке

Дата

1. Лирика военных лет. «Отражение мужества и подвига в ВОВ».

Ознакомиться с лирическими произведениями авторов военных лет.

знать:

- Биографию авторов

- Творчество Друниной и Берггольц.

- основные жанры литературы.

- особенности жанра поэзии

- литературоведческие термины

уметь:

- анализировать и интерпретировать поэтический текст

- составлять сравнительные таблицы

- находить символы-образы в поэтических текстах.

- выразительно читать.

- самостоятельно и в группах работать с ресурсами

Стадия «Вызов»

Постановка проблемного вопроса, просмотр видеоматериала по теме урока.

Индивидуальная:

Проверка ранее изученного материала по ВОВ

Проверка знаний по жанрам литературы. Работа со словарем.

Самооценивание;

Парная:

Изучение биографии авторов.

Работа по стихотворениям авторов ВОВ.(задания разного уровня сложности)

Работа над литературоведческими терминами.

Обмен информацией;

Взаимооценивание работы;

Взаимопроверка;

Групповая:

Мозговой штурм «Что я знаю о войне»

Чтение с остановками лирических произведений.

Поисковая работа в Интернете, презентации по произведениям.

1.(сильные) «Февральский дневник»,

2. (средние) «Зинка»,

3. (слабые) «Жди меня».

Фронтальная:

Синквейн

Беседа с учителем по вопросам;

Подведение итогов.

Орг. момент Рассмотрение листа оценивания, объяснение критериев урока.

Самостоятельное формулирование темы учащимися

«Верно - Не верно»;

Работа по группам «Мозговой штурм» создание постера, выступление спикера

Прием «Инсерт»

Работа с литературоведческим словарем, примеры.

Работа по стихотворениям с сетью Интернет.

Чтение с пометками.

Групповая презентация, защита проекта, выразительное чтение.

Синквейн: Война, Поэзия, герой.

1. Этап побуждения

- Мотивация;

Эмоциональный настрой;

- Поставленная в начале урока цель и задача самими учащимися

2. Этап осмысления

- Разнообразие видов работы на уроке;

- Использование разных видов диалогового обучения, через которые учащиеся решат поставленную перед ними задачу и ответят на проблемные вопросы;

3. Этап рефлексии

- Релаксация;

- Подведение итогов учащимися;

- проведение приемов рефлексии ч/з критическое мышление;

- Обратная связь;

Формативное оценивание:

Наблюдение учителя за работой учащихся;

Работа по листу оценивания.

Оценивание вопросов и ответов;

Устное поощрение;

Самооценивание;

Взаимооценивание;

Коллективное оценивание;

Суммативное оценивание:

Выведение итоговой оценки

- Новые подходы в преподавании и обучении.

- Обучение критическому мышлению.

- Оценивание для обучения и оценивание обучения.

- Использование ИКТ.

- Обучение талантливых и одаренных детей.

- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

- Управление и лидерство в обучении.

03.05

2. «Алые паруса - символ надежды…» (по произведению А.Грина «Алые паруса»)

Ознакомиться с литературным произведением А.Грина «Алые паруса»

знать:

- биографию А. Грина.

- историю создания произведения.

- значение литературоведческих терминов: феерия, символ.

- содержание произведения;

- значение морских терминов.

уметь:

- по ключевым эпизодам и словам составлять характеристики героев произведения.

- уметь анализировать произведение.

- работать с текстом произведения.

- задавать вопросы высшего порядка.

- развивать навыки устной и письменной речи учащихся;

- активизировать мыслительную и творческую деятельность.

- работать индивидуально.

- взаимодействовать в группах, парах

Индивидуальная:

Проверка домашнего задания - работа по карточкам.

Самопроверка;

Работа над морской терминологией по тексту со словарем.

Парная:

охарактеризовать определенного героя произведения;

Обмен информацией;

Взаимооценивание работы;

Взаимопроверка;

Групповая:

1.(слабая мотивация) изучить биографию А. Грина и предположить предпосылки истории создания произведения.

2.(средняя мотивация) проработать литературоведческие термины. Найти примеры по тексту произведения.

3.(сильная мотивация) провести сравнительный анализ между сюжетом произведения «Алые паруса» и библейскими сюжетами. Привести примеры на кластере.

1. группа Инсценировка встречи Ассоль с волшебником. (момент предсказания мечты Ассоль).

2 группа - встреча Грея и Ассоль (момент исполнения мечты девушки).

Составление синквейна в группах «Парус», «Мечта».

Составить по 3 вопроса от каждой группы высшего порядка.

Фронтальная:

Беседа по вопросам;

тестовые задания по трем уровням

Подведение итогов.

Вовлечь всех учащихся в активную деятельность с целью взаимодействия.

Работа по карточкам.

Работа со словарем.

Прослушивание аудиозаписи «Алые паруса"

Презентация

выбрав общее, выписать на плакат.

взаимообмен информацией;

Работа с предложенным учителем ресурсом по биографии автора, Прием «Метод пометок»

Одаренные и талантливые предоставляют усложненные задания, работа по кластеру и сравнительной таблице.

Инсценировка отрывков из произведения.

Толстые вопросы

Синквейн

Этапы рефлексии.

1. Этап побуждения

- Мотивация;

Эмоциональный настрой;

- Проблемный вопрос

Самостоятельная постановка цели, совместная формулировка задач урока.

2. Этап осмысления

- Разнообразие видов работы на уроке;

- Использование разных видов диалогового обучения, Применение ТРКМ,

3. Этап рефлексии

- Физминутки, активити.;

- Подведение итогов учащимися;

- проведение приемов рефлексии ч/з критическое мышление;

3 звезды, одно пожелание

- Обратная связь;

Формативное оценивание:

Наблюдение учителя за работой учащихся;

Оценивание вопросов и ответов при помощи жетонов;

Оценивание степени понимания изученного материала.

Устное поощрение;

Самооценивание;

Взаимооценивание;

Комментирование поставленных оценок.

Суммативное оценивание:

Выведение общего результата.

- Новые подходы в преподавании и обучении.

- Обучение критическому мышлению.

- Оценивание для обучения и оценивание обучения.

- Использование ИКТ.

- Обучение талантливых и одаренных детей.

- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

- Управление и лидерство в обучении.

10.05

3. «Вперёд, к свету, к свободе, к небу!» по произведению В. Гаршина «Attalеa princeps»


ознакомиться с литературным произведение В. Гаршина «Attalеa princeps».

знать:

- биографию автора;

- литературоведческие термины.

- содержание произведения, основную мысль текста.

- Композициюпроизведения.

уметь:

- анализировать художественный текст;

- делать предположения.

- делать сравнительный анализ героев.

- находить иносказания в тексте;

- актуализировать текст.

- находить образы-символы.

- высказываться, четко строить полный ответ.

Коллективная

Демонстрация изображений растений.

Предположить, что их объединяет.

Индивидуальная:

Работа над биографией автора.

Терминологическая минутка.

Составление по одному толстому вопросу от группы.

Случайный выбор презентующего информацию по слайдам.

Самооценивание работы;

Самопроверка;

Парная:

Обмен информацией в парах по биографии автора.

Взаимооценивание работы;

Взаимопроверка;

Групповая:

Работа по тексту

О чем пойдет речь дальше?

По ключевым словам и выражениям подготовить сжатый пересказ эпизода в группах.

Работа по карточкам

1. Пальма и растения оранжереи.

2. Гость из Бразилии и директор оранжереи.

3. Мечты пальмы и реальность.

Работа по тексту.

Взаимооценивание;

Фронтальная:

Индивидуальные задания по разным уровням сложности.

эссе.

Подведение итогов.

Метод Классификатор»,

«Корзина идей»

Формулировка темы урока.

Составление толстых вопросов по биографии автора.

метод Чтения с остановками

обмен информацией - Блуждающий корреспондент.

Составить диаграмму.

«Почемучка»;

Этапы рефлексии.

«Авторский стул»

1. Этап побуждения

- Мотивация;

Эмоциональный настрой;

- Поставленная в начале урока цель и задача учителем.

2. Этап осмысления

- Разнообразие видов работы на уроке;

- Использование разных видов диалогового обучения, через которые учащиеся решат поставленную перед ними задачу и ответят на проблемные вопросы;

3. Этап рефлексии

- Релаксация;

- Подведение итогов учащимися;

- проведение приемов рефлексии ч/з критическое мышление;

- Обратная связь;

Формативное оценивание:

Наблюдение учителя за работой учащихся;

Обсуждение листа оценивания, критериев оценивания и технологической карты урока;

Оценивание вопросов и ответов;

Устное поощрение;

Самооценивание;

Взаимооценивание;

Комментарии оценок.

Суммативное оценивание:

Выведение итоговой оценки

- Новые подходы в преподавании и обучении.

- Обучение критическому мышлению.

- Оценивание для обучения и оценивание обучения.

- Использование ИКТ.

- Обучение талантливых и одаренных детей.

- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

- Управление и лидерство в обучении.

13.05

4. «И все-таки впереди -огни» по произведению В. Короленко «Огоньки»

Ознакомиться с литературным произведением В. Короленко «Огоньки»

знать:

- текст произведения,

- литературоведческие термины, романтизм, реализм,

- биографию автора.

уметь:

- Самостоятельно находить материал.

- Пользоваться исследовательским методом при изучении произведения.

- работать с дополнительными источниками информации.

Анализировать произведение.

Индивидуальная:

Проверочная работа по тестам открытого типа.

Самооценивание.

Выступление ученика по особенностям творчества автора.

Чтение с остановками.

Парная:

Инсценировка.

Выход на тему урока.

Изучение биографии автора Короленко

Обмен информацией;

Взаимооценивание работы;

Взаимопроверка;

Групповая:

Создание постера по произведению «Огоньки переходят в жизнь».

Выполнение творческого задания.

Фронтальная:

Беседа с учителем по вопросам;

Подведение итогов.

Коллективная Что объединяет три произведения

Вывод Написание эссе «Теперь я думаю о том, что…»

Активные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс;

Одаренные и талантливые предоставляют опережающие задания;

Инсценировка диалога студентов.

Таблица ЗХУ

Беседы с учителем, в группах, обмен информацией;

Синквейн;

Гроздь;

Этапы рефлексии.

1. Этап побуждения

- Мотивация;

Эмоциональный настрой;

- Поставленная в начале урока цель и задача самими учащимися

2. Этап осмысления

- Разнообразие видов работы на уроке;

- Использование разных видов диалогового обучения, через которые учащиеся решат поставленную перед ними задачу и ответят на проблемные вопросы;

Применение ТРКМ.

3. Этап рефлексии

- Релаксация;

- Подведение итогов учащимися;

- проведение приемов рефлексии ч/з критическое мышление;

- Обратная связь;

Формативное оценивание:

Наблюдение учителя за работой учащихся;

Оценивание вопросов и ответов;

Устное поощрение;

Самооценивание;

Взаимооценивание;

Коллективное оценивание;

Суммативное оценивание:

Выведение итоговой оценки

- Новые подходы в преподавании и обучении.

- Обучение критическому мышлению.

- Оценивание для обучения и оценивание обучения.

- Использование ИКТ.

- Обучение талантливых и одаренных детей.

- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

- Управление и лидерство в обучении.

17.05





Комментарии к среднесрочному планированию


Разрабатывая среднесрочное планирование, я ставила перед собой цель использовать полученные в ходе первого этапа курсов «Лицом к лицу» знания по Программе, внедрить в свою практику в школе идеи семи модулей при создании серии уроков по литературе в восьмом классе. Для начала я выбрала 4 последовательных урока согласно календарно-тематическому планированию на 2012-13 учебный год, соответствующему государственным образовательным стандартам РК, по литературе. Все четыре урока были направлены на изучение нового материала. СМАРТ-цель: ознакомиться с произведениями авторов литературных произведений, согласно плана. Ставя перед учащимися основные задачи урока, я ориентировала их на результат, стараясь адаптировать их (задачи) под возрастные особенности обучающихся. При этом я планировала уроки таким образом, чтобы в них были отражены идеи всех семи модулей, но выделяя также ключевые модули для данного урока.


  1. модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Используя данный модуль, я опиралась на диалоговое обучение. Так как считаю его наиболее важным по специфике преподавания предмета литературы (применяла составление вопросов «высокого», «низкого» порядка, исследовательскую беседу, кумулятивную беседу, обмен информацией между учащимися, работу в группах, парах, работу с дифференцированными заданиями. Во время работы на уроке четко прослеживалась саморегуляция, при организации групповой деятельности во время выполнения заданий. Применив данный модуль, я добилась основной цели - выработке навыков самостоятельного принятия решений, способности организовывать свою деятельность и ответственности за выполнение заданий при совместной работе, а также умении взаимодействия и взаимообученияумении слушать и слышать других.

  2. модуль «Развитие критического мышления». Данный модуль способствовал развитию у учащихся способности рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. (Руководство, стр. 154). Включая данный модуль в серию последовательных уроков, мной были использованы следующие приемы: «Мозговой штурм», «Инсерт», «Чтение с остановками», «Синквейн», «Виноградная гроздь», «Авторский стул», «Классификатор», создание постеров, проведение поисковой работы и работы с дополнительными ресурсами. Использование всех этих стратегий позволило развить у учащихся способность мыслить, искать пути решения, принимать различные точки зрения, отстаивать свое мнение, применять полученные знания на практике, анализировать произведения в ходе урока и свою деятельность на этапе рефлексии, а также делать выводы.


  1. модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» способствовал объективному оцениванию деятельности учащихся на уроке. Мною были разработаны листы оценивания, а также совместно с детьми - критерии оценивания, по которым им было несложно оценить себя, взаимооценить друг друга. На уроках я применяла суммативное и формативное оценивание. В результате учащиеся старались быть объективными, учились взаимодействовать, аргументировать поставленные оценки, повысили уровень саморегуляции и мотивации.


  1. модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении» использовался на каждом уроке: презентации, видео, адио-ресурсы, тестеры для проверки знаний учащихся, дети вели поисковую деятельность, пользуясь на уроках сетью Интернет, составляя презентации, создавая проекты по темам урока. В результате: учащиеся работают самостоятельно, применяют знания ИКТ на практике.


  1. модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» данный модуль я старалась адаптировать для своего класса, учитывая навыки и способности учащихся, разрабатывала дифференцированные задания по уровням. Давала опережающие задания, давала детям возможность проявлять лидерские качества при работе в группах (спикер, помощник, консультант), использовать дополнительные ресурсы. При внедрении разноуровневых заданий все ученики были включены в практическую работу. Каждый член группы работает теперь как индивидуально, так и на общий результат деятельности группы, задействуя при этом все свои способности и ранее полученные знания, появляется ответственность за выполнение задания, повышается мотивация и интерес, также слабо мотивированным учащимся дается возможность самостоятельно проследить свой рост при выполнении заданий - от простого к сложному.



  1. модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» данный модуль был учтен при планировании всех уроков. Я создавала задания соответственно возрасту, способностям и потребностям, при этом не отходя от образовательных госстандартов, потому как там уже учтены возрастные особенности восьмиклассников. На уроках я старалась учитывать объем теоретического материала, домашних заданий, старалась менять виды деятельности, перемежая их физической активностью при помощи физминуток, направленных на здоровьесбережение подрастающего поколения.



  1. модуль «Управление и лидерство в обучении» проявлялся для меня при организации деятельности на уроке и при управлении учебным процессом, а также соблюдением временных рамок при выполнении заданий и урока в целом. Дети же проявили свои лидерские качества при взаимодействии друг с другом, при работе в группах, при создании проектов, выступлении в роли спикеров, консультантов, помощников. При рефлексии и анализе урока.

Разработав серию последовательных уроков, применив все семь модулей Программы и внедрив их на практике, я столкнулась со следующими трудностями:

- нехватка времени,

- неправильно был рассчитан объем и количество заданий на первом и втором уроках,

- четко не выработаны критерии оценивания,

- учащиеся не всегда объективно могли оценить работу,

- не в полной мере изучены стратегии ТРКМ,

- не полностью были проработаны разноуровневые задания для одаренных и слабо мотивированных учащихся.

Проделав данную работу, проанализировав практическую деятельность, плюсы и минусы, я планирую:

- дальше внедрять идеи семи модулей,

- провести корректировку заданий,

- выработать критерии оценивания,

- научить детей правильно оценивать себя и друг друга,

- четко распределять этапы урока по времени,

- сократить объем заданий,

- обучать детей стратегиям ТРКМ,

- развивать их лидерские способности, одаренность,

- повышать мотивацию.

Результатом внедрения идей семи модулей, на мой взгляд, будет:

- Понимание и осмысление учащимися предмета,

- Развитое критическое мышление,

- самостоятельность при поиске и добывании новых знаний, при принятии решений,

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

- повышение мотивации, саморегуляции,

- интереса к изучаемому предмету.

- умение применять полученные знания на практике.

- учащиеся научатся обучаться.


© 2010-2022