- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Серия последовательных уроков по русской литературе для 8 класса
Серия последовательных уроков по русской литературе для 8 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафронова Е.В. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе в 8 классе
№,
Тема урока
Основные цели обучения
Результат обучения
Активные формы работы (ГР, ПР, ИР)
Виды деятельности учащихся
Преодоление барьеров в обучении
Формативное и суммативное оценивание
Идеи модулей, интегрированных на уроке
Дата
1. Лирика военных лет. «Отражение мужества и подвига в ВОВ».
Ознакомиться с лирическими произведениями авторов военных лет.
знать:
- Биографию авторов
- Творчество Друниной и Берггольц.
- основные жанры литературы.
- особенности жанра поэзии
- литературоведческие термины
уметь:
- анализировать и интерпретировать поэтический текст
- составлять сравнительные таблицы
- находить символы-образы в поэтических текстах.
- выразительно читать.
- самостоятельно и в группах работать с ресурсами
Стадия «Вызов»
Постановка проблемного вопроса, просмотр видеоматериала по теме урока.
Индивидуальная:
Проверка ранее изученного материала по ВОВ
Проверка знаний по жанрам литературы. Работа со словарем.
Самооценивание;
Парная:
Изучение биографии авторов.
Работа по стихотворениям авторов ВОВ.(задания разного уровня сложности)
Работа над литературоведческими терминами.
Обмен информацией;
Взаимооценивание работы;
Взаимопроверка;
Групповая:
Мозговой штурм «Что я знаю о войне»
Чтение с остановками лирических произведений.
Поисковая работа в Интернете, презентации по произведениям.
1.(сильные) «Февральский дневник»,
2. (средние) «Зинка»,
3. (слабые) «Жди меня».
Фронтальная:
Синквейн
Беседа с учителем по вопросам;
Подведение итогов.
Орг. момент Рассмотрение листа оценивания, объяснение критериев урока.
Самостоятельное формулирование темы учащимися
«Верно - Не верно»;
Работа по группам «Мозговой штурм» создание постера, выступление спикера
Прием «Инсерт»
Работа с литературоведческим словарем, примеры.
Работа по стихотворениям с сетью Интернет.
Чтение с пометками.
Групповая презентация, защита проекта, выразительное чтение.
Синквейн: Война, Поэзия, герой.
1. Этап побуждения
- Мотивация;
Эмоциональный настрой;
- Поставленная в начале урока цель и задача самими учащимися
2. Этап осмысления
- Разнообразие видов работы на уроке;
- Использование разных видов диалогового обучения, через которые учащиеся решат поставленную перед ними задачу и ответят на проблемные вопросы;
3. Этап рефлексии
- Релаксация;
- Подведение итогов учащимися;
- проведение приемов рефлексии ч/з критическое мышление;
- Обратная связь;
Формативное оценивание:
Наблюдение учителя за работой учащихся;
Работа по листу оценивания.
Оценивание вопросов и ответов;
Устное поощрение;
Самооценивание;
Взаимооценивание;
Коллективное оценивание;
Суммативное оценивание:
Выведение итоговой оценки
- Новые подходы в преподавании и обучении.
- Обучение критическому мышлению.
- Оценивание для обучения и оценивание обучения.
- Использование ИКТ.
- Обучение талантливых и одаренных детей.
- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
- Управление и лидерство в обучении.
03.05
2. «Алые паруса - символ надежды…» (по произведению А.Грина «Алые паруса»)
Ознакомиться с литературным произведением А.Грина «Алые паруса»
знать:
- биографию А. Грина.
- историю создания произведения.
- значение литературоведческих терминов: феерия, символ.
- содержание произведения;
- значение морских терминов.
уметь:
- по ключевым эпизодам и словам составлять характеристики героев произведения.
- уметь анализировать произведение.
- работать с текстом произведения.
- задавать вопросы высшего порядка.
- развивать навыки устной и письменной речи учащихся;
- активизировать мыслительную и творческую деятельность.
- работать индивидуально.
- взаимодействовать в группах, парах
Индивидуальная:
Проверка домашнего задания - работа по карточкам.
Самопроверка;
Работа над морской терминологией по тексту со словарем.
Парная:
охарактеризовать определенного героя произведения;
Обмен информацией;
Взаимооценивание работы;
Взаимопроверка;
Групповая:
1.(слабая мотивация) изучить биографию А. Грина и предположить предпосылки истории создания произведения.
2.(средняя мотивация) проработать литературоведческие термины. Найти примеры по тексту произведения.
3.(сильная мотивация) провести сравнительный анализ между сюжетом произведения «Алые паруса» и библейскими сюжетами. Привести примеры на кластере.
1. группа Инсценировка встречи Ассоль с волшебником. (момент предсказания мечты Ассоль).
2 группа - встреча Грея и Ассоль (момент исполнения мечты девушки).
Составление синквейна в группах «Парус», «Мечта».
Составить по 3 вопроса от каждой группы высшего порядка.
Фронтальная:
Беседа по вопросам;
тестовые задания по трем уровням
Подведение итогов.
Вовлечь всех учащихся в активную деятельность с целью взаимодействия.
Работа по карточкам.
Работа со словарем.
Прослушивание аудиозаписи «Алые паруса"
Презентация
выбрав общее, выписать на плакат.
взаимообмен информацией;
Работа с предложенным учителем ресурсом по биографии автора, Прием «Метод пометок»
Одаренные и талантливые предоставляют усложненные задания, работа по кластеру и сравнительной таблице.
Инсценировка отрывков из произведения.
Толстые вопросы
Синквейн
Этапы рефлексии.
1. Этап побуждения
- Мотивация;
Эмоциональный настрой;
- Проблемный вопрос
Самостоятельная постановка цели, совместная формулировка задач урока.
2. Этап осмысления
- Разнообразие видов работы на уроке;
- Использование разных видов диалогового обучения, Применение ТРКМ,
3. Этап рефлексии
- Физминутки, активити.;
- Подведение итогов учащимися;
- проведение приемов рефлексии ч/з критическое мышление;
3 звезды, одно пожелание
- Обратная связь;
Формативное оценивание:
Наблюдение учителя за работой учащихся;
Оценивание вопросов и ответов при помощи жетонов;
Оценивание степени понимания изученного материала.
Устное поощрение;
Самооценивание;
Взаимооценивание;
Комментирование поставленных оценок.
Суммативное оценивание:
Выведение общего результата.
- Новые подходы в преподавании и обучении.
- Обучение критическому мышлению.
- Оценивание для обучения и оценивание обучения.
- Использование ИКТ.
- Обучение талантливых и одаренных детей.
- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
- Управление и лидерство в обучении.
10.05
3. «Вперёд, к свету, к свободе, к небу!» по произведению В. Гаршина «Attalеa princeps»
ознакомиться с литературным произведение В. Гаршина «Attalеa princeps».
знать:
- биографию автора;
- литературоведческие термины.
- содержание произведения, основную мысль текста.
- Композициюпроизведения.
уметь:
- анализировать художественный текст;
- делать предположения.
- делать сравнительный анализ героев.
- находить иносказания в тексте;
- актуализировать текст.
- находить образы-символы.
- высказываться, четко строить полный ответ.
Коллективная
Демонстрация изображений растений.
Предположить, что их объединяет.
Индивидуальная:
Работа над биографией автора.
Терминологическая минутка.
Составление по одному толстому вопросу от группы.
Случайный выбор презентующего информацию по слайдам.
Самооценивание работы;
Самопроверка;
Парная:
Обмен информацией в парах по биографии автора.
Взаимооценивание работы;
Взаимопроверка;
Групповая:
Работа по тексту
О чем пойдет речь дальше?
По ключевым словам и выражениям подготовить сжатый пересказ эпизода в группах.
Работа по карточкам
1. Пальма и растения оранжереи.
2. Гость из Бразилии и директор оранжереи.
3. Мечты пальмы и реальность.
Работа по тексту.
Взаимооценивание;
Фронтальная:
Индивидуальные задания по разным уровням сложности.
эссе.
Подведение итогов.
Метод Классификатор»,
«Корзина идей»
Формулировка темы урока.
Составление толстых вопросов по биографии автора.
метод Чтения с остановками
обмен информацией - Блуждающий корреспондент.
Составить диаграмму.
«Почемучка»;
Этапы рефлексии.
«Авторский стул»
1. Этап побуждения
- Мотивация;
Эмоциональный настрой;
- Поставленная в начале урока цель и задача учителем.
2. Этап осмысления
- Разнообразие видов работы на уроке;
- Использование разных видов диалогового обучения, через которые учащиеся решат поставленную перед ними задачу и ответят на проблемные вопросы;
3. Этап рефлексии
- Релаксация;
- Подведение итогов учащимися;
- проведение приемов рефлексии ч/з критическое мышление;
- Обратная связь;
Формативное оценивание:
Наблюдение учителя за работой учащихся;
Обсуждение листа оценивания, критериев оценивания и технологической карты урока;
Оценивание вопросов и ответов;
Устное поощрение;
Самооценивание;
Взаимооценивание;
Комментарии оценок.
Суммативное оценивание:
Выведение итоговой оценки
- Новые подходы в преподавании и обучении.
- Обучение критическому мышлению.
- Оценивание для обучения и оценивание обучения.
- Использование ИКТ.
- Обучение талантливых и одаренных детей.
- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
- Управление и лидерство в обучении.
13.05
4. «И все-таки впереди -огни» по произведению В. Короленко «Огоньки»
Ознакомиться с литературным произведением В. Короленко «Огоньки»
знать:
- текст произведения,
- литературоведческие термины, романтизм, реализм,
- биографию автора.
уметь:
- Самостоятельно находить материал.
- Пользоваться исследовательским методом при изучении произведения.
- работать с дополнительными источниками информации.
Анализировать произведение.
Индивидуальная:
Проверочная работа по тестам открытого типа.
Самооценивание.
Выступление ученика по особенностям творчества автора.
Чтение с остановками.
Парная:
Инсценировка.
Выход на тему урока.
Изучение биографии автора Короленко
Обмен информацией;
Взаимооценивание работы;
Взаимопроверка;
Групповая:
Создание постера по произведению «Огоньки переходят в жизнь».
Выполнение творческого задания.
Фронтальная:
Беседа с учителем по вопросам;
Подведение итогов.
Коллективная Что объединяет три произведения
Вывод Написание эссе «Теперь я думаю о том, что…»
Активные формы работы вовлекают всех учащихся в учебный процесс;
Одаренные и талантливые предоставляют опережающие задания;
Инсценировка диалога студентов.
Таблица ЗХУ
Беседы с учителем, в группах, обмен информацией;
Синквейн;
Гроздь;
Этапы рефлексии.
1. Этап побуждения
- Мотивация;
Эмоциональный настрой;
- Поставленная в начале урока цель и задача самими учащимися
2. Этап осмысления
- Разнообразие видов работы на уроке;
- Использование разных видов диалогового обучения, через которые учащиеся решат поставленную перед ними задачу и ответят на проблемные вопросы;
Применение ТРКМ.
3. Этап рефлексии
- Релаксация;
- Подведение итогов учащимися;
- проведение приемов рефлексии ч/з критическое мышление;
- Обратная связь;
Формативное оценивание:
Наблюдение учителя за работой учащихся;
Оценивание вопросов и ответов;
Устное поощрение;
Самооценивание;
Взаимооценивание;
Коллективное оценивание;
Суммативное оценивание:
Выведение итоговой оценки
- Новые подходы в преподавании и обучении.
- Обучение критическому мышлению.
- Оценивание для обучения и оценивание обучения.
- Использование ИКТ.
- Обучение талантливых и одаренных детей.
- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
- Управление и лидерство в обучении.
17.05
Комментарии к среднесрочному планированию
Разрабатывая среднесрочное планирование, я ставила перед собой цель использовать полученные в ходе первого этапа курсов «Лицом к лицу» знания по Программе, внедрить в свою практику в школе идеи семи модулей при создании серии уроков по литературе в восьмом классе. Для начала я выбрала 4 последовательных урока согласно календарно-тематическому планированию на 2012-13 учебный год, соответствующему государственным образовательным стандартам РК, по литературе. Все четыре урока были направлены на изучение нового материала. СМАРТ-цель: ознакомиться с произведениями авторов литературных произведений, согласно плана. Ставя перед учащимися основные задачи урока, я ориентировала их на результат, стараясь адаптировать их (задачи) под возрастные особенности обучающихся. При этом я планировала уроки таким образом, чтобы в них были отражены идеи всех семи модулей, но выделяя также ключевые модули для данного урока.
-
модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Используя данный модуль, я опиралась на диалоговое обучение. Так как считаю его наиболее важным по специфике преподавания предмета литературы (применяла составление вопросов «высокого», «низкого» порядка, исследовательскую беседу, кумулятивную беседу, обмен информацией между учащимися, работу в группах, парах, работу с дифференцированными заданиями. Во время работы на уроке четко прослеживалась саморегуляция, при организации групповой деятельности во время выполнения заданий. Применив данный модуль, я добилась основной цели - выработке навыков самостоятельного принятия решений, способности организовывать свою деятельность и ответственности за выполнение заданий при совместной работе, а также умении взаимодействия и взаимообученияумении слушать и слышать других.
-
модуль «Развитие критического мышления». Данный модуль способствовал развитию у учащихся способности рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. (Руководство, стр. 154). Включая данный модуль в серию последовательных уроков, мной были использованы следующие приемы: «Мозговой штурм», «Инсерт», «Чтение с остановками», «Синквейн», «Виноградная гроздь», «Авторский стул», «Классификатор», создание постеров, проведение поисковой работы и работы с дополнительными ресурсами. Использование всех этих стратегий позволило развить у учащихся способность мыслить, искать пути решения, принимать различные точки зрения, отстаивать свое мнение, применять полученные знания на практике, анализировать произведения в ходе урока и свою деятельность на этапе рефлексии, а также делать выводы.
-
модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» способствовал объективному оцениванию деятельности учащихся на уроке. Мною были разработаны листы оценивания, а также совместно с детьми - критерии оценивания, по которым им было несложно оценить себя, взаимооценить друг друга. На уроках я применяла суммативное и формативное оценивание. В результате учащиеся старались быть объективными, учились взаимодействовать, аргументировать поставленные оценки, повысили уровень саморегуляции и мотивации.
-
модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении» использовался на каждом уроке: презентации, видео, адио-ресурсы, тестеры для проверки знаний учащихся, дети вели поисковую деятельность, пользуясь на уроках сетью Интернет, составляя презентации, создавая проекты по темам урока. В результате: учащиеся работают самостоятельно, применяют знания ИКТ на практике.
-
модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» данный модуль я старалась адаптировать для своего класса, учитывая навыки и способности учащихся, разрабатывала дифференцированные задания по уровням. Давала опережающие задания, давала детям возможность проявлять лидерские качества при работе в группах (спикер, помощник, консультант), использовать дополнительные ресурсы. При внедрении разноуровневых заданий все ученики были включены в практическую работу. Каждый член группы работает теперь как индивидуально, так и на общий результат деятельности группы, задействуя при этом все свои способности и ранее полученные знания, появляется ответственность за выполнение задания, повышается мотивация и интерес, также слабо мотивированным учащимся дается возможность самостоятельно проследить свой рост при выполнении заданий - от простого к сложному.
-
модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» данный модуль был учтен при планировании всех уроков. Я создавала задания соответственно возрасту, способностям и потребностям, при этом не отходя от образовательных госстандартов, потому как там уже учтены возрастные особенности восьмиклассников. На уроках я старалась учитывать объем теоретического материала, домашних заданий, старалась менять виды деятельности, перемежая их физической активностью при помощи физминуток, направленных на здоровьесбережение подрастающего поколения.
-
модуль «Управление и лидерство в обучении» проявлялся для меня при организации деятельности на уроке и при управлении учебным процессом, а также соблюдением временных рамок при выполнении заданий и урока в целом. Дети же проявили свои лидерские качества при взаимодействии друг с другом, при работе в группах, при создании проектов, выступлении в роли спикеров, консультантов, помощников. При рефлексии и анализе урока.
Разработав серию последовательных уроков, применив все семь модулей Программы и внедрив их на практике, я столкнулась со следующими трудностями:
- нехватка времени,
- неправильно был рассчитан объем и количество заданий на первом и втором уроках,
- четко не выработаны критерии оценивания,
- учащиеся не всегда объективно могли оценить работу,
- не в полной мере изучены стратегии ТРКМ,
- не полностью были проработаны разноуровневые задания для одаренных и слабо мотивированных учащихся.
Проделав данную работу, проанализировав практическую деятельность, плюсы и минусы, я планирую:
- дальше внедрять идеи семи модулей,
- провести корректировку заданий,
- выработать критерии оценивания,
- научить детей правильно оценивать себя и друг друга,
- четко распределять этапы урока по времени,
- сократить объем заданий,
- обучать детей стратегиям ТРКМ,
- развивать их лидерские способности, одаренность,
- повышать мотивацию.
Результатом внедрения идей семи модулей, на мой взгляд, будет:
- Понимание и осмысление учащимися предмета,
- Развитое критическое мышление,
- самостоятельность при поиске и добывании новых знаний, при принятии решений,
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
- повышение мотивации, саморегуляции,
- интереса к изучаемому предмету.
- умение применять полученные знания на практике.
- учащиеся научатся обучаться.