Урок русского языка в 5 -ом классе по теме: Словосочетание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме « Словосочетание»

В 5 -ом классе на основе учебника « Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта

Тема урока

Словосочетание

Цель урока

познакомить с понятием словосочетание как синтаксической единицей

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД

Предметные результаты: вывести понятие «словосочетание», выделить признаки словосочетания, провести сравнительный анализ слова и словосочетания, уяснить роль словосочетания в речи;

Метапредметные результаты

Личностные УУД :создание ситуации успеха, знать и выполнять нормы речевого этикета, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Регулятивные УУД: удерживать деятельность до получения результатов.

Познавательные УУД формировать умения выделять словосочетания среди других сочетаний слов, формировать навыки составления словосочетаний с определенными словами, грамотного употребления их в речи

Коммуникативные УУД: инициативное содружество

Личностные результаты: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств

Основные понятия

Словосочетание, слово, синтаксис, необычные словосочетания

Межпредметные связи

Музыка, литература

Ресурсы

учебник « Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта , рабочие тетради, таблица « Словосочетание», раздаточный материал , музыка П.И. Чайковского «Баркарола»

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Оргмомент

ЛичностныеУУД ( самоопределение)

Создание ситуации успеха.

Здравствуйте! Я рада видеть вас!

Желаю вам, ребята, сегодня подняться на ступеньку выше в своих знаниях.

Приготовьте тетради.

Приветствие.



Работа в тетрадях : число, классная работа

2. Целеполагание и мотивация

Познавательное УУД(логическое):

подведение под понятие



Регулятивные УУД ( мыслительные операции; решаются путём привлечения интриги



Познавательное УУД(логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков







1) Словарный диктант (из ЗСП). Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Рос..ия, кол..ективный, во..ружиться, чу..ствовать, меч…, об..гащать, шос..е, к..лючий, рассказ..ик, знаки пр..пинания, , уча…ствоать ,ус..ная, б..гряный, отдалён..ый, пр…глашение, инж…нер.

2)Контроль за выполнением задания с помощью вопроса: « Кто точно знает, что правильно выполнил задание?»

3) Слово, зашифрованное в словарном диктанте? СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. запишите с новой строки , с заглавной буквы. Вы уже догадались, какая же тема нашего урока

Выполнение задания

РосСия, колЛективный, воОружиться, чуВствовать, меч…, обОгащать, шосСе, кОлючий, рассказЧик, знаки прЕпинания, уча…ствоать, усТная, бАгряный, отдалёнНый, прИглашение, инжЕнер.)

Проверка слов с помощью словарей, которые ведут сами учащиеся.

Определяют с помощью слова, полученного из вставленных букв



Запись темы урока

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Произношение хором темы

3.Актуализация знаний

Познавательное УУД (информационное): поиск нужной информации,,





Личностные УУД

( позволяет сделать обучение осмысленным)

Блиц-опрос

В каком разделе изучается словосочетание?

Что ещё изучает «Синтаксис»?

Как вы думаете , какая цель нашего урока? ( Что такое «словосочетание»? Для чего нужны словосочетания?

На эти вопросы мы и будем искать ответы



Ответы на вопросы.

Словосочетание изучается в разделе «Синтаксис».

Раздел изучает словосочетания и предложения, их строение.

Что такое «словосочетание»?

Для чего нужны словосочетания

4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

Познавательное УУД (информационные: поиск нужной информации,, работа со схемой слова

1) Работа над словом «Словосочетание». Какую информацию дает слово?

Сочетание слов

Все ли сочетания будут являться словосочетаниями

Информация:

-слово сложное, образовано слиянием двух слов. слово + сочетание

Сочетание слов

5. построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

Познавательное УУД(логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Регулятивные УУД ( мыслительные операции; решаются путём привлечения интриги . Суждения детей взаимно дополняют друг друга.







Познавательное УУД( подведение под понятие





2) Проведем исследование

Даны 2 слова: громкая, бабушка. Задание 1.Составьте словосочетания( если возможно)

Какой вывод ?



Задание 2. Будет ли являться словосочетанием

Русская человек- Почему ?



Сформулируйте свое «открытие.»

Ответим вместе на вопрос :Что такое словосочетание?

Выполнение задания

Нельзя составить ,потому что по смыслу не подходят

Ответы учащихся

Слова в словосочетаниях должны быть связаны между собой по смыслу.

Человек - м.р,ед.ч, им. п., а русская - ж.р. ед .ч. им.п., признаки грамматически не совпадают , поэтому не будут словосочетанием.

« Открытие»: слова в словосочетаниях связаны между собой грамматически.

Хором отвечают.

Словосочетание- это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и

грамматически.

6. Реализация построенного проекта

Познавательное УУД





Познавательное УУД( подведение под понятие

Задание. Придумайте словосочетания со словом Россия.. Остановимся на

словосочетаниях:

Сильная Россия

Славная Россия

Любимая Россия

Сравним слово и сочетание слов.

( Для подсказки. Где более точно назван предмет?)

Ответы разные





Сравнивают слово Россия со словосочетания

Сильная Россия

Славная Россия

Любимая Россия

Вывод: словосочетание более точно, чем слово, называет предмет

7. Первичное закрепление во внешней речи

Познавательное УУД ( информационное)

Ориентироваться в книге, работать по ней







Регулятивные УУД (мыслительные операции

Уточним свои знания.

Работаем с учебником стр. 126.

Какие новые сведения узнали о словосочетании



.

Приведите примеры таких словосочетаний

Примеры можно взять из учебника- вариант для слабых детей;

Составить свои примеры, используя слова из словарного диктанта - вариант ответа для сильных детей.

Сравним: слова и словосочетания . Что шире по значению?

Упражнение 380. ( устно)

Чтение теоретических сведений.

Что такое словосочетание? ( ответ обучающихся возможен с опорой на материал учебника. Выделить новые сведения о словосочетании: словосочетание может характеризовать действие, признак

Приводят примеры

из учебника- вариант для слабых детей;

Составляют свои примеры, используя слова из словарного диктанта - вариант ответа для сильных детей.



Выполнение упр.380 (устно)

8. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Регулятивные УУД

(контроль результатов деятельности)

1) Упр381 (1) ( самостоятельно) по вариантам:

1 -вариант составление словосочетаний со словом снег;

2 - вариант составление словосочетаний со словом дождь.

2) Контроль за выполнением.

Физкультминутка.

3). Упражнение 381 (2) -устно.

Какие из образованных вами словосочетаний могут быть использованы в сообщении по радио о прогнозе погоды? в разговорной речи? в поэзии? по вариантам

Выполнение упр 381 по вариантам









Работа в парах

9. Включение в систему знаний и повторение

Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД













Регулятивные УУД (контроль и самооценка процессов и результатов учебной деятельности





Коммуникативные УУД,

Личностные УУД

1) Необычные словосочетания в стихотворениях. Работа над упражнением

382









Какие картины встали перед глазами? 2)Словесное рисование

Придумать текст с необычные

словосочетания на тему:« Музыка осеннего дождя»,

( звучит П.Чайковского « Времена года»

3). Контроль за работой групп.

4) Д/з $50стр 126, упр383.

2 уровень

Составить миниатюру « Музыка серебристого утра».

Выставление отметок

1)Выразительно чтение отрывков из стихотворений.

2)Выделение необычных словосочетаний, определение их роль в стихотворении



3)Списывают отрывки, подчеркивают слова, употребленные в переносном значении. приводят примеры эпитетов, метафор, олицетворений из этих текстов.

2).Работа в группах





Обучающиеся

зачитывают коллективные работы

10. Рефлексия деятельности (итог урока)

Личностные УУД

Что нового открыли для себя?

Кто поднялся сегодня выше на ступеньку, встаньте.

Спасибо за открытия! Светлых вам дней!


Делятся открытиями











© 2010-2022