Сценарий урока по теме: Происхождение лексики современного русского языка

Данный урок по теме" Происхождение лексики современного русского языка" разработан для студентов первого курса с целью развития всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование; развития познвательных интересов, творческой активности.Также в процессе данного урока формируется уважительное отношение к словарному богатству русского яыка. Для урока подобраны задания и тренировочные упражнения, формирующие их самостоятельную активность. Также у студентов есть возможность пораб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Происхождение лексики современного русского языка

А. А. Рахимова, преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «Забайкальский многопрофильный техникум», г. Чита, Забайкальский край

Цели:

- обучающие: повторить понятия о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания студентов о группах слов в лексике;

- развивающие: развить все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование; развивать познавательный интерес, творческую активность;

- воспитательные: привить уважительное отношение к словарному богатству языка.

Оборудование: мультимедиа- проектор, компьютер, компьютерная презентация.

Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений и навыков.



Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Преподаватель зачитывает диалог «В магазине».

В магазин приходит покупатель. Продавец:

- Чем я могу вам помочь?

- Я помощник костюмера нашего театра. Мы ставим спектакль «Петр I». И для этого мне нужны сермяга, жупан, магерка, камзол.

- А что это такое?

Тишина.

Преподаватель:

  1. Скажите, почему продавец не смог помочь покупателю приобрести необходимый товар? ( Он не знал, о чем идет речь.)

  2. О чем говорил костюмер? (О предметах одежды.)

  3. Как мы называем слова, которые постепенно выходят из обихода нашей речи? (Устаревшими.)

Преподаватель: Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о происхождении лексики современного языка (Студенты записывают тему урока в тетрадь).

III. Работа над темой урока.

  1. Словарная работа

- Давайте выясним, что просил работник театра у продавца?

Сермяга- верхняя одежда, сшитая из грубого неокрашенного крестьянского сукна.

Жупан- теплая верхняя одежда на Украине.

Магерка- мужская суконная шапка без полей в форме колпака.

Сценарий урока по теме: Происхождение лексики современного русского языка

Преподаватель: Перед вами портрет Петра I. Давайте выясним, какая одежда нужна для образа? (Ботфорты, камзол, треуголка.)

Сценарий урока по теме: Происхождение лексики современного русского языкаСценарий урока по теме: Происхождение лексики современного русского языкаСценарий урока по теме: Происхождение лексики современного русского языка

- Определите лексическое значение данных слов.

Ботфорты- высокие кавалерийские сапоги.

Камзол- старинная мужская куртка- безрукавка под верхнюю одежду.

Треуголка- форменная шляпа треугольного фасона.

- На какие группы делятся устаревшие слова? (Архаизмы, историзмы.)

- Какие слова мы называем архаизмами и историзмами?

2. Прием «Собери пазлы».

- Найти соответствия данных слов с их значением.

архаизмы

слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия

историзмы

слова, вышедшие из употребления и замененные новыми

- Задание: распределить слова по группам.

1. АРХАИЗМЫ

а) армяк

б) сей

в) уста

г) кафтан

2. ИСТОРИЗМЫ

д) посадник

е) чело

ж) кольчуга

з) зерцало

и) вежды

3.Выполнение тренировочного упражнения.

- Задание: В отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» выделите устаревшие слова. Все ли они были устаревшими во времена создания поэмы?

В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большей похвалы. Полицмейстеру сказал что- то очень лестное насчет городских буточников; а в разговорах с вице- губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось. Следствие этого было то, что губернатор сделал ему предложение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.

4. Выразительное чтение стихотворения Я. Козловского «Усыновленные слова» подготовленным студентом.

Был затуманен и задымлен

Их тайный путь, которым встарь

Они от персов или римлян

Пришли когда- то в наш словарь…

Всегда имели в русской речи

Неущемленные права.

И, находясь, при славном деле,

Перед другими не в тени,

Давным- давно как обруели,

Усыновленные они.

- Какие слова мы называем «усыновленными»? (Заимствованные.)

Преподаватель: Русский язык особенный. Еще А. С. Пушкин называл русский язык «переимчивым и общительным». Он имеет в своем составе заимствованные слова, которые мы употребляем в своей речи. Это одна из его особенностей- принимать в свой состав иноязычные слова. За счет этого наш язык обогащается и становится более выразительным.

5. Выполнение тренировочного упражнения.

Задание: найти в тексте слова иностранного происхождения и заменить их русскими.

  1. Приезжему порекомендовали обратиться в справочное бюро.

  2. В квартире есть изолированная комната.

  3. Я не гарантирую, что вы застанете меня вечером дома.

  4. В этих лесных массивах сосна доминирует над елью.

  5. Наши спортсмены лидировали в соревновании.

  6. Инженер предложил ликвидировать дефекты в конструкции комбайна.

6.Заслушивание подготовленного сообщения студентом по теме «Лексика с точки зрения ее происхождения»; просмотр презентации.

7. Выразительное чтение стихотворения - пародии Н. П. Колесникова «Бурное новословие».

У торговцев, у послов

( да в любой газете)

Появилось много слов,

Непонятных, умных слов,

Вот таких, как эти:

Ноу хау, чартер,

Тюнер, плейер, бартер,

Сервис, ксерокс, принтер,

Блейзер, сканнер, спринтер.

Нет от них покоя мне

Наяву, да и во сне,

И никак я не пойму,

Что к чему и почему.

Преподаватель: О каких словах идет речь в этом стихотворении? (О новых словах.)

Преподаватель: Лексический состав языка постоянно пополняется новыми словами.

- Как мы называем новые слова? (Неологизмами.)

- Когда слова перестают быть неологизмами? ( Когда прочно входят в нашу жизнь, утрачивают свою новизну и становятся принадлежностью активного словарного запаса языка.)

8. Выполнение тренировочного упражнения.

Задание: записать 5 - 10 слов тематической группы «Компьютер». Можно ли их отнести к разряду неологизмов.

9. Прослушивание песенки знаменитого Винни- Пуха.

Задание:

- Как назваются Песенки Винни- Пуха? ( Шумелки, пыхтелки, кричалки, сопелки…)

- Являются ли эти слова индивидуально- авторскими неологизмами? Какие особенности песенок отражаются в таких названиях? ( Это индивидуально- авторские неологизмы. Название этих песенок говорящие. Они перечисляют звуковой состав песенок. Винни- Пух не пел, а шумел, пыхтел, кричал, сопел…)

IV.Домашнее задание.

Выписать из произведений поэтов Серебряного века пять- десять примеров индивидуально- авторских неологизмов. Какую стилистическую функцию они выполняют?

V. Подведение итогов урока.

1. Беседа.

- Что повторили?

- Чему научились?

- Зачем изучали?

2. Объявление отметок.

3. Это интересно.

Чтение текста Л. Успенского «Слово о словах».

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе- и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром- и перешли на «древнеиндийский язык», ибо слово сахар- индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по- китайски: ча-так в Северном Китае испокон веков называется чайное деревце и полученный из его листьев напиток. «Хочу какао или шоколада!». Но в таком случае вы- потомок ацтеков из далекой Мексики: какао или шоколад- настоящие американо- индейские слова.




© 2010-2022