Рабочая программа по литературе (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля

Дата проведения

план

факт

1

Русская литература и история

Урок-беседа, урок-практикум

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы

Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм.

Понимать: значение изучения литературы.

Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев

Тест, вопросы и задания 1-3 (с. 5)



2

Русские

народные

песни

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение

Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек.

Понимать: настроения и чувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство

Пересказ статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания (с. 12), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 12), «Фонохресто-матии» (с. 4-5)



3

Предания

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях.

Знать: особенности жанра предания; содержание преданий о Пугачеве и Ермаке.

Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать

Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания 1-3 (с. 16-17), 2-3 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-4 («Фонохресто-матия», с. 5)






Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание предания «Покорение Сибири Ермаком» в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины В.И. Сурикова

предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение




4

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Словарная работа. Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова. Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28-30)

Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского».

Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриотический пафос «Повести...». Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи

Выразительное чтение повести, вопросы и задания 1-2 (с. 19), 1-3 (с. 27, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1-3 (с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 30)




5

Повесть «Шемякин

суд»

Урок внеклассного чтения

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Словарная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "Повести о Шемякином суде" (с. 31-32). Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение

Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд».

Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведения; актуальность повести; смысл выражения «Шемякин суд».

Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение

Вопросы и задания 1-4 (с. 36), 3 (с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-4 («Фонохресто-матия», с. 5-6)



6

Д.А. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка XVIII века. Понимать: тему и идею комедии, ее дидактический, сатирический, гражданский пафос; актуальность произведения.

Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней

Пересказ статей о Д.А. Фонвизине, выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 73-74)



7

Анализ эпизода комедии Д.А. Фонвизина «Недоросль»

Урок-практикум

Основные правила классицизма в драматическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск). Речевая характеристика героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Словарная работа

Знать: сюжет и содержание комедии.

Понимать: роль эпизода в раскрытии идеи произведения; роль речевых характеристик в создании комического; отношение автора к героям.

Уметь: выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 77-79)




8

Подготовка к сочинению по произведениям фольклора, древнерусской литературы, ли- . тературы XVIII века

Урок развития речи

Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее.

Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы.

Уметь: анализировать поэтические и прозаические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение плана, устные сочинения по плану



9

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце (с. 80-82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль.

Понимать: аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений.

Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним

Выразительное чтение басен, вопросы 1-2 (с. 82), 1-5 (с. 84), 1-2 (с. 87), 1-4 («Фонохресто-матия», с. 6), 1-5 («Фоно-хрестоматия», с. 7), описание иллюстраций



10

И.А. Крылов - поэт и мудрец

Урок внеклассного чтения

И.А. Крылов - поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в баснях таланта И.А. Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням. Репродукция картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский на вечере у В.Ф. Одоевского»

Знать: о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. Понимать: аллегорический смысл и сатирический пафос басен.

Уметь: выразительно читать басни наизусть, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения

Сообщения, выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций и репродукции, вопросы и задания 6 (с. 84), 3 (с. 87)



11

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ). Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в произведении. Словарная работа. Прослушивание думы в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака».

Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение думы, вопросы и задания 1-9 (с. 93-94), 1-5 («Фонохресто-матия», с. 7)



12

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина

Урок-семинар

Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании А. С. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392-393). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям.

Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Сообщения, вопросы и задания (с. 96)



13

А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

«История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») - смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный». Словарная работа. Чтение статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» (с. 102-105). Репродукция портрета Емельяна Пугачева

Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта».

Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда А.С. Пушкина.

Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение А.С. Пушкина с произведением живописи, с народной исторической песней

Комментированное чтение отрывков из произведения, пересказ текста



14

Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе. Понятие об историзме художественной литературы. Чтение статьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212-215). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип.

Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (исторический труд и роман)

Вопросы и задания (с. 215)



15

Жизненный путь Петра Гринева

Урок-беседа, урок-практикум

л

Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности. Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание романа.

Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям.

Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев

Вопросы и задания к главам 1,11(1,3), IV, V (2), VIII (2), IX (1), XII (D,XIV(1, 3) (с. 216-218), вопрос 7 (с. 219)



16

Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина

Урок беседа, урок-практикум

«Доброе семейство» Мироновых. Высокие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе». Репродукция П. П. Соколова к роману (с. 210). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание романа.

Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи

Устные рассказы, вопросы и задания к главам III, V (1),Х(3),ХИ (2) (с. 216-217)



17

Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина

Урок-беседа, урок-практикум

Пугачев в историческом труде и в романе А.С. Пушкина. Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жестокость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превращения в образе Пугачева. Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание романа.

Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву; соотношение фактов и вымысла в создании образа Пугачева; неоднозначное отношение автора к герою.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; объяснять роль динамического портрета, фольклорных произведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи

Вопросы и задания к главам VI (1), VII (1), VIII (1,3-4), XI, XII (2) (с. 217), вопросы и задания 1-4 (с. 218, рубрика «Подведем итоги»), 1-7 («Фоно-хрестоматия», с. 8)



18

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина

Урок развития речи

Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушкиным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения:

1. Становление личности Петра Гринева.

2. Образ Пугачева в романе «Капитанская
дочка».

3. «Береги честъсмолоду». Гринев и Швабрин.

4. Смысл названия романа А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».

5. Образ Савельича в романе А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».

Составление плана, подбор материалов

Знать: сюжет и содержание романа; понятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно пересказывать эпизоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания к главам V (3), XIV (4) (с. 216-218), вопросы и задания 5-6, 8-9 (с. 219, рубрика «Подведем итоги»), 1-3 (с. 215), 1-2 (с. 219, рубрика «Развивайте дар слова»)



19

А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей в стихотворении «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Разноплановость содержания стихотворения «Туча» (зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов, философское размышление). Тема любви, красоты, поэтического вдохновения в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Словарная работа

Знать: содержание, основные темы и мотивы стихотворений А.С. Пушкина; элементы анализа поэтического текста.

Понимать: лирический пафос стихотворений; глубину и многоплановость пушкинской лирики.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть и определять их жанр; анализировать поэтические тексты

Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-3 (с. 224), 1-3 (с. 22ф, 1-3 (с. 228)



20

А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

«Пиковая дама» как философско-психоло-гическая повесть. Место повести в контексте творчества А.С. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести (система предсказаний, намеков и символических соответствий). Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов. Значение образа Петербурга. Сочетание в характере Германна расчетливости и рациональности с воображением и страстями. Идейно-композиционная

Знать: сюжет и содержание повести «Пиковая дама».

Понимать: смысл названия повести и эпиграфа к ней; соотношение случайного и закономерного, реального и символического в повести; противоречивость характера главного героя; отношение автора к герою.

Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять повесть с музыкальным произведением (оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама»)

Пересказ эпизодов повести, характеристика героя, вопросы и задания (с. 229)



21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Урок контроля знаний

Творчество А.С. Пушкина. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: сюжеты, героев и проблематику произведений А.С. Пушкина.

Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение автора к изображаемому.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Контрольная работа



22

Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова

Урок изучения нового материала, урок-семинар

Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 394-395). Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5-7 классах

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лермонтова.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям.

Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Сообщения, вопросы и задания (с. 232)



23

Сюжет

Урок

Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений. Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253-255), «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова» (с. 258)

Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический

герой, историзм.

Понимать: противоречивость образа

Мцыри (могучий дух и слабость тела); романтический пафос поэмы; авторское стремление к свободе.

Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею

Выразительное чтение,

характеристика

героя, вопросы

1-2 (с. 258)




и герой

изуче-




поэмы

ния




М.Ю. Лермонтова

«Мцыри»

но-




вого




мате-




риала,




урок-




беседа



24

Художественные особенности поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Урок-практикум

Особенности композиции поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме. Анализ эпизода поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание поэмы; элементы анализа поэтического текста; содержание литературоведческих статей о поэме.

Понимать: роль образов природы в поэме; романтический пафос произведения; авторское стремление к гармонии человека и природы.

Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незнакомых слов

Выразительное чтение наизусть, анализ эпизода поэмы, вопросы и задания 3-7 (с. 258-259), 1-2 (с. 259, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1 -7 («Фонохре-стоматия», с. 9)



25

Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1. Мцыри как романтический герой.

2. Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова
«Мцыри».

3. Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри» (по выбору учащихся).

4. Изобразительно-выразительные средства

и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов

Знать: сюжет и содержание поэмы.

Понимать: позицию автора и его нравственные идеалы.

Уметь: определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов



26

Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Гоголя

Урок изучения нового материала, урок-семинар

Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395-397). Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5-7 классах

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям.

Уметь: выразительно пересказывать произведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания 1 -3 (с. 262), 9, 12 (с. 357-358)



27

«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия

Урок изучения нового материала, урок-беседа

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города. Цель автора - высмеять «все дурное в России» {Н.В. Гоголь). Образ Петербурга в комедии. Отношение современной писателю критики и общественности к комедии «Ревизор». Словарная работа

Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения современниками.

Понимать: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии.

Уметь: определять тему комедии; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Вопросы 1-3 (с. 265), 1,7 (с. 354-355), 1, 4 (с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»)



28

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок-беседа, урок-практикум

*

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска и речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней

Вопросы и задания 4-5, 8 (с. 354-355), 5, 10, 13 (с. 356-358)



29

Хлестаков и хлестаковщина

Урок-практикум

Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.В. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение комедии по ролям. Прослушивание фрагмента комедии в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова.

Понимать: в чем загадка образа Хлестакова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям.

Уметь: прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Вопросы и задания 2-3 (с. 354), 1-3 (с. 356), 3, 6-7 (с. 356-357, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1-7 («Фонохресто-матия», с. 10)



30

Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок развития речи

Роль пояснительных комментариев Н.В. Гоголя к комедии. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров. Обсуждение тем сочинения:

1. Хлестаков и хлестаковщина.

2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

3. Характеристика одного из героев комедии
Н.В. Гоголя «Ревизор».

4. Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

5. Роль внесценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Составление плана, подбор материалов


Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка.

Понимать: отношение автора к героям; способы выражения позиции и нравственных идеалов автора.

Уметь: анализировать текст, определять

его основную мысль; составлять план

и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания 6 (с. 354), 8,11 (с. 357), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов



31

Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Призыв к уважению «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Своеобразие «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова. «Петербургская» повесть «Шинель». Потеря Акакием Акакиевичем Баш-мачкиным лица (значение имени, одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, противостоящего бездушию общества. Смысл названия повести. Роль детали в повести. Словарная работа

Знать: сюжет и содержание повести «Шинель»; теоретико-литературное понятие образ «маленького человека». Понимать: смысл названия повести; отношение автора к герою.

Уметь: прослеживать развитие образа «маленького человека» в русской литературе; определять тему и основную мысль произведения; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Пересказ эпизодов повести, характеристика героев, анализ текста, вопрос 1 (с. 391)



32

Мечта и действительность в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Урок-практикум

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга, его символическое значение. Социальные контрасты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Враждебность города к «маленькому человеку». Роль фантастики в идейном замысле повести. Роль антитезы

Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: противопоставление мечты и действительности в повести; роль фантастики в произведении; отношение автора к герою и Петербургу; гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать образ Петербурга, видеть социальные контрасты в его изображении

Характеристика образа Петербурга, анализ текста, вопросы и задания 2-3 (с. 391)



33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (отрывок)

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии. Пародия на официальные исторические сочинения в произведении. Развитие представлений о гиперболе и гротеске. Эзопов язык, сатира и юмор в произведении. Речевая характеристика героев. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического.

Понимать: тему и идею «Истории...»; позицию автора; обличительный, сатирический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений

Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания 1-2 (с 5), 1-7 (с. 14, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»)



34

М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ эпизода романа «История одного города»

Урок развития речи

Обучение анализу эпизода. Тема эпизода. Его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика персонажей. Роль деталей, портрета, пейзажа, изобразительно-выразительных средств. Автор-рассказчик. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание «Истории...». Понимать: роль деталей, портрета, пейзажа, речевой характеристики, изобразительно-выразительных средств в произведении; роль эпизода в раскрытии идеи романа; роль автора-рассказчика; отношение автора к героям.

Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять его тему, место и роль в композиции; характеризовать героев и их поступки

Выразительное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характеристика героев, вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14), «Фонохрестоматии» (с. 10-11)



35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок контроля знаний

Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ответы на вопросы, подготовленные учителем и учениками, тест, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения; аргументировать свою точку зрения

Контрольная работа




36

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа. Смысл названия рассказа. Смысл эпиграфа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Чтение статьи «Н.С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25-26). Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь.

Понимать: смысл названия рассказа и эпиграфа к нему; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-5 (с. 26), 1-8 («Фонохрестоматия», с. 11)



37

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

Урок изучения но-

Слово о Л.Н. Толстом. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. История создания рассказа «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литературные -

Выразительное чтение и пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 29), 1-6 (с. 40)




38

Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Урок-практикум

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя.

Понимать: нравственную позицию автора. Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, характеристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания 1-2 (с. 41, рубрика «Развивайте дар слова»), 7-9 (с. 40-41, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1-9 («Фонохрестоматия», с. 12)



39

Поэзия родной природы

Урок внеклассного чтения

Чтение статьи «Поэзия родной природы» (с. 41-42). Значительность пограничных моментов в жизни природы и человека в стихотворении А.С. Пушкина «Цветы последние милей...». Нарастающее чувство грусти, одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Осень». Прелесть увядания в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». Удивление перед вечно обновляющейся природой в стихотворении А.А. Фета «Первый ландыш». Божественная красота оживающей природы в стихотворении А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание стихотворений поэтов ХГХ века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: лирический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания

1-4 (с. 44), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 12-13)



40

А.П. Чехов.

Рассказ «О любви»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье. Развитие понятия о психологизме. Роль детали (фотография из альбома матери Алехина). Особенности композиции произведения. Роль вставного рассказа о любви прислуги Пелагеи к повару Никанору. Пейзаж и его роль в рассказе. Чтение статей «О героях рассказа А.П. Чехова "О любви"» (с. 57-58), «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58). Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж.

Понимать: эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; отношение автора к героям и их поступкам; нравственную проблематику рассказа; роль детали, пейзажа, вставного рассказа в произведении.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 58), задание к статье «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 14)



41

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Историзм И.А. Бунина» (с. 65-66). Рассказ «Кавказ» - повествование о любви в различных ее состояниях и различных жизненных ситуациях. Своеобразие формы повествования (рассказ от 1-го лица). Скрытое напряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия психологизм, драматизм, деталь, пейзаж. Понимать: мастерство писателя в передаче тончайших чувств, создании психологического портрета; роль деталей, пейзажа в рассказе.

Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 60), вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 66), «Фоно-хрестоматии» (с 14)



42

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 67-68). Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Сравнительная характеристика героев. Составление композиционного плана рассказа. Сопоставление произ-

ведения с рассказом О. Генри «Дары волхвов». Понятие о сюжете и фабуле. Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж.

Понимать: гуманистический пафос произ-

ведения; отношение автора к героям; роль деталей, пейзажа в рассказе.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом; составлять композиционный план рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, составление плана, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с. 68), 1-4 (с. 75), 1-7 («Фонохрестоматия», с. 15)







43

Диспут «О счастье, о любви»

Урок развития речи

Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к героям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с 75)



44

Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1. Проявление историзма в рассказах
Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
И.А. Бунина, А.И. Куприна.

2. Прием противопоставления в рассказах
Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2-3
произведений).

3. Роль пейзажа в рассказах Н.С. Лескова,
Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина,
А.И. Куприна (на примере 2-3 произведений).

4. Герои рассказов Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна и их представления о счастье.
Составление плана, подбор материалов

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.

Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану



45

Историческая тема в творчестве

А.А. Блока. «На поле Куликовом»

Урок изучения но-

вого материала, урок-беседа

Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России. Оценка цикла

«На поле Куликовом» Д.С. Лихачевым. Влияние древнерусской и фольклорной поэтики в цикле. Народность произведения А.А. Блока. Темы и мотивы цикла. Понятие о цикле произведений. Комментированное чтение цикла

Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особен-

ности историзма А.А. Блока.

Понимать: символическое значение образов; патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему; определять следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики в цикле

Сообщения, вопросы и задания 1-2 (с. 77), 1-2

(с. 80), 1-4 (с. 86-87)



46

А.А. Блок. Стихотворение «Россия»

Урок-практикум

Анализ стихотворения «Россия». Образ России. Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Философская глубина образов А.А. Блока. Переосмысление образа гоголевской Руси-тройки. Образ дороги. Некрасовские мотивы в стихотворении. Лирический образ России-жены. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, звукопись), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание цикла «На поле Куликовом», стихотворения «Россия».

Понимать: современное звучание и смысл стихотворения «Россия»; философскую глубину произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы 5-7 (с. 87), 1-3 («Фонохрестоматия», с. 15)



47

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (отрывки)

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о С.А. Есенине (сообщения учащихся). Россия - главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина. «Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматической поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма. Понимать: эмоциональность, драматическую напряженность поэмы. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 3-4 (с. 95), 1-3 («Фонохрестоматия», с. 16)



48

Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина

Урок развития речи

Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения А.С. Пушкина, С.А. Есенина). Подготовка к сочинению

Знать: сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есенина «Пугачев».

Понимать: эволюцию образа Пугачева в русской литературе. Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом

Анализ текста, вопросы 1-2 (с 95)



49

И.С. Шме-

Урок

изуче-

ния

нового

мате-

риала,

урок-

беседа

Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступи-

тельной статьи о писателе О. Михайлова

(с. 96-97). «Как я стал писателем» - рассказ

о пути к творчеству. Сопоставление худо-

жественного произведения с документаль-

но-биографическими (мемуары, воспомина-

ния, дневники). Роль детских впечатлений

и гимназических преподавателей в судьбе

писателя. Чувство свободы творчества в рас-

сказе. Прослушивание фрагмента рассказа

в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем».

Понимать: отношение автора к изображаемому.

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литературы (А.П. Платонов «Никита»);

определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Вопросы 1 (с. 97), 1-5

(с. 105-106,

рубрика «По-

размышляем

над прочи-

танным»), 1

(с. 106, рубрика

«Развивайте

дар слова»),

1-6 («Фоно-

хрестоматия»,

с. 17)




лев. Рас-




сказ «Как




я стал пи-




сателем»







































50

М.А. Осор-

гин.

Рассказ

«Пенсне»

Урок

изуче-

ния

нового

мате-

риала,

урок-

беседа

Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступи-

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического.

Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фантастики в рассказе; юмористический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Вопросы и задания (с. 109, 114), вопросы

и задания «Фо-

нохрестоматии» (с. 16)




тельной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108-109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение






51

Журнал

«Сати-

рикон».

Тэффи,

О. Дымов,

А.Т. Авер-

ченко.

«Всеобщая

история,

обработан-

ная "Сати-

риконом"»

(отрывки)

Урок

вне-

класс-

ного

чтения

Журнал «Сатирикон» и его авторы. Продолжение традиций русской сатиры - Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...».

Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования (несоответствие, пародирование, сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля, гиперболизация штампов, неожиданные сравнения и т. д.). Смысл иронического повествования о прошлом.

Словарная работа. Иллюстрации ко «Всеобщей истории...». Прослушивание фрагмента произведения в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического.

Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический и сатирический пафос произведения; роль лексических несоответствий.

Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Выразитель-

ное чтение,

анализ текста,

вопросы и за-

дания 1 (с. 119),

1 (с. 121), 1-5

(с. 125), 1-5

(«Фонохре-

стоматия»,

с. 17-18)
















































52

Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни».

Понимать: особенности авторской иронии; отношение авторов к изображаемому; сатирический пафос произведений. Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с. 130), 1-3 (с. 135), 1-7 («Фонохрестоматия, с. 17), 1-6 «Фонохрестоматия»с. 18-19)



53

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово об AT. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136-137). История создания поэмы «Василий Теркин». Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Комментированное чтение

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками.

Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею

Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 (с. 137-138), 1-3, 12 (с. 161-162)



54

Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Черты Теркина: жизнерадостность, душевность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скромность, искренний патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Картины жизни воюющего народа. Правда о войне в поэме. Военные будни

Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.

Понимать: в чем новаторство образа Василия Теркина; отношение к герою автора и простых солдат-фронтовиков; пафос объединения народа в стремлении спасти свою Родину; мужество поэта, говорившего в поэме правду о войне.

Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя

Выразительное чтение, вопросы и задания 4-7, 11, 13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)



55

Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского

Урок-практикум

«Свободный» сюжет, композиция поэмы. Образ автора и его значение. Представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Особенности языка поэмы. Развитие понятия о связи фольклора и литературы. Народность поэмы. Юмор

Знать: содержание поэмы; теоретико-литературные понятия жанр, сюжет, композиция, авторские отступления, народность; особенности языка поэмы. Понимать: связь поэмы с фольклором; отношение автора к герою; патриотический

Вопросы и задания 10, 14, 15 (с. 162-163), 1-4 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте




«Василий Теркин»


в произведении. Роль изобразительно-выразительных средств в поэме. Иллюстрации к произведению. Сообщение о памятнике А.Т. Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске (рубрика «Литературные места России», с. 386-387). Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

пафос произведения.

Уметь: выразительно читать поэму; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические средства создания образа; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней

свою речь»), 1-4 («Фоно-хрестоматия», с. 19)



56

А. П. Платонов. Рассказ «Возвращение»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово об А. П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе В.А. Свительского (с. 164-165). Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя. Художественные средства создания образов. Роль деталей в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение».

Понимать: отношение автора к героям; нравственную проблематику и гуманистический пафос произведения; роль деталей в рассказе.

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 (с. 165), 1-5 (с. 189, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1, 3-4 (с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)



57

Стихи и песни. о Великой Отечественной войне

Урок-концерт

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А. И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляющий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши"» (с. 198-200). Прослушивание песен (по выбору) в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне.

Понимать: лирический пафос песен-стихотворений о Великой Отечественной войне; чувства, настроения, интонации, их смену в произведениях; высокий, патриотический пафос песен-стихотворений; роль поэзии и искусства вообще в военное время.

Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение и исполнение песен, вопросы и задания 1-3 (с. 201), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 19-24)



58

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет»

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202-203). Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Образ бабушки. Образы учителей. Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу

Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь.

Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора; гуманистический пафос произведения; уважение автора к истории народа.

Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов

Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 (с. 203), 1-4 (с. 220)



59

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Урок-практикум

Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышления в стихотворении «Не надо звуков». Одухотворенность природы в стихотворении НА. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...». Ностальгия по прошлому в стихотворении Н.М. Рубцова «По вечерам». Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча». Единение с Родиной в стихотворении «Привет, Россия...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 222), 1-6 (с. 224^225), 1-2 (с. 226), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 24-28)



60

Поэты русского зарубежья о Родине

Урок внеклассного чтения

Слово о поэтах русского зарубежья (сообщения учащихся). Чтение фрагмента статьи В.И. Коровина «Поэты русского зарубежья о Родине» (с. 227). НА. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок). Вера в будущее России в стихотворении З.Н. Гиппиус «Знайте!». Утверждение невозможности жизни без Родины в стихотворении «Так и есть». Картины ностальгических воспоминаний в стихотворении Дон-Аминадо «Бабье лето». Неотступность мыслей о несправедливости изгнания в стихотворении

Знать: сведения об изгнаннической судьбе-и творчестве поэтов русского зарубежья.

Понимать: ностальгический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять стихотворения разных авторов на одну тему

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1-2, 4-7 (с. 229-230), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 28-30)






И.А. Бунина «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение





61

62

63 64

Литература и история

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»

У. Шекспир. Сонеты

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин

Урок-семинар

Урок изучения нового материала, урок-беседа, урок-практикум

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Урок изучения но-

Значение понятия историзм в широком и узком смысле. Романтический и реалистический историзм. Развитие понятия историзма и принципа художественного историзма

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ

Слово об У. Шекспире (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте и драматурге (с. 235-239). Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода трагедии. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента трагедии в актерском исполнении, обсуждение

Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты У. Шекспира «Увы, мой стих не блещет новизной...», «Кто хвалится родством своим со знатью...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты У. Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению

Слово о Ж.-Б. Мольере. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 253-255). Развитие понятия о классицизме. XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.

Знать: содержание произведений на историческую тему; понятие историзм.

Понимать: важность соблюдения принципа художественного историзма. Уметь: анализировать литературные произведения на исторические темы; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов) Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии. Понимать: гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней Знать: теоретико-литературное понятие сонет; темы и содержание сонетов У. Шекспира.

Понимать: лирический пафос сонетов; иронию автора.

Уметь: выразительно читать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Знать: сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия класси цизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира;

Вопросы и задания (с. 234)

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с. 239-240), 2-4

(с. 250-251), 1-3 («Фоно-хрестоматия», с. 30)

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 251-252)

Выразительное чтение, элементы анализа текста,




во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

вого материала, урок-практикум

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Осмеяние тщеславия. Особенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Развитие понятия о сатире. Общечеловеческий смысл комедии

особенности жанра комедии.

Понимать: соотношение литературных традиций с традициями народного театра в комедии; сатирический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней

вопросы и задания 1-5 (с. 306)



65

Дж.

Свифт. Роман «Путешествия Гулливера»

Урок внеклассного чтения

Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325-326). Иллюстрации к роману

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера».

Понимать: соотношение фантастики и реальности в романе; позицию автора; сатирический пафос произведения, его актуальность.

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему

Пересказ, вопросы и задания (с. 309, 326)



66

В. Скотт. Роман

«Айвенго»

Урок внеклассного чтения

Слово о В. Скотте. Чтение вступительной статьи Н.П. Михальской о писателе (с. 327-329), статьи Д.М. Урнова «Старые нравы» (с. 370-372). В. Скотт - родоначальник исторического романа. Исторический роман «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом» (мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений). Вымысел и исторические факты в произведении. Реальные исторические и вымышленные персонажи. Соединение любовной и политической сюжетных линий романа

Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго».

Понимать: соотношение реальности и вымысла в романе; особенности историзма в произведении; позицию автора; влияние В. Скотта на развитие мировой литературы. Уметь: характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Вопросы и задания (с. 329, 372)



67

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому; пафос произведений.

Контрольная работа







Уметь: пересказывать сюжет, отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; определять тему и идею произведений; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки




68

Итоговый урок

Урок-беседа

Подведение итогов года.

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 5-8 классах.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного




69

Итоговый урок. Зачет







70

Задание для

чтения

летом



-





© 2010-2022