Рецензия на спектакль по пьесе Арбузова Мой бедный Марат

Посещение спектаклей театра г.Кудымкара Пермского края для меня всегда бывает праздником. Очередной такой праздник состоялся 15 мая. Пьеса "Мой бедный Марат" актуальна как никогда в нашем современном мире. В чем же ее актуальность? Если во время войны, голода, ужасов блокады Ленинграда молодые, не знавшие жизни ребята, смогли сохранить свои лучшие человеческие качества, почему же мы не можем быть немного добрее друг к другу, гуманнее, внимательнее?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рецензия на спектакль по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат».

Спектакль состоялся 15 мая 2015 года в кудымкарском драматическом театре им.М.Горького. На эту постановку мне хотелось сходить давно, так как эта пьеса очень актуальна сегодня. В чем же ее актуальность? Если во время войны, голода, ужасов блокады Ленинграда молодые, не знавшие жизни ребята, смогли сохранить свои лучшие человеческие качества, почему же мы не можем быть немного добрее друг к другу, гуманнее, внимательнее?
Спектакль в 3-х действиях. Постановка Станислава Мещангина. Задействованы 3 актера: Андрей Майбуров, Антон Пиджаков и Мария Демидова. В начале спектакля перед нами полуразрушенная комната обычной ленинградской квартиры: тахта, печка-буржуйка, большой шкаф, вешалка для одежды. Все: мебель, стены, одежда героев - залито ровным белым светом. Так создается атмосфера холодной зимы 1942 года. На протяжении спектакля основные декорации не меняются. События третьей части происходят 31 декабря 1959 года. Перед нами та же комната, но она стала уютней, здесь теперь живут Леонидик и Лика, они женаты. В правом углу - рабочее место литератора Леонидика: мягкое кресло, яркий торшер. Вместо белой простыни на тахте теперь коричневый клетчатый плед.

В первой части спектакля одежда всех героев похожа, и нельзя понять характер каждого из них через детали одежды. Во второй части Лика появляется в белой одежде, на Марате гимнастерка, на груди - звезда героя Советского Союза. Леонидик также в гимнастерке, но выделяется черная перчатка левой руки-протеза. Война не прошла бесследно, она оставила следы не только в душах, но и на теле. В третьей части Марат появляется в теплой куртке, высоких меховых унтах и шапке-ушанке. Леонидик - в сером костюме и длинном черном плаще. Лика одета в скромненькие платьица, которые подчеркивают ее хрупкость.
Марат Евстигнеев - борец, готовый рваться к цели, бесстрашный и деятельный. Сопротивляясь суровым законам взрослой жизни, его душа не огрубела - напротив, она остается детской и ранимой. Марат сочиняет героические истории о пойманных им парашютистах, спасенных девочках, но не для того, чтобы похвастаться, а потому что в нем кипит молодая горячая кровь, побуждающая его к подвигам, которые возможно совершить только в мечтах. Марат сам верит в придуманные им легенды, и это помогает ему не терять уверенности в себе. Андрей Майбуров в роли 18-летнего Марата смотрится вполне убедительно - среднего роста, красивый, обаятельный. Ему без труда удается создать неспокойный характер патриота, гражданина.
Лика Марии Демидовой - хрупкая, подвижная девочка. У нее светлые волосы и высокий голосок. Она любит творчество Тургенева, это ассоциирует ее с "тургеневской девушкой", ранимой и чувственной. В спектакле же Лика скорее легкомысленна, и поэтому создается впечатление, что она выбирает Леонидика просто, не подумав. А у Арбузова Лика испугалась морально сильного Марата, испугалась его способности бороться, не смотря ни на что. Леонидик явно уступает Марату в характере, и Лика решает идти простейшим путем.
А Леонидик (актер Антон Пиджаков) эгоист. Не задумываясь о чувствах окружающих, он прямо идет к своим целям. Даже когда приезжает Марат, вызванный телеграммой, Леонидик объясняет Лике: "Мы тринадцать лет вместе… Просто я не оправдал твоих надежд. Ты столько вложила в меня, даже о себе забыла, и все-таки... все было напрасно." Он не говорит о том, что хочет, чтобы Марат и Лика наконец были счастливы, потому что он об этом и не думает.
Речь героев в спектакле не отходит от текста пьесы. Она отличается простотой, отсутствием длинных монологов, что создает более атмосферу обыденности, облегчает понимание. Андрей Майбуров умело манипулирует своим голосом, переходя то на срывающийся крик, то на еле слышный шепот. Меняя тембр на более высокий, он передразнивает Лику. Герои часто шутят, разряжая накаляющуюся атмосферу.
Постановка и пьеса взаимосвязаны. Актеры играют настолько живо, что я на несколько часов забыла о времени, об окружающем, я жила вместе с героями в блокадном Ленинграде, в послевоенные годы, встречала новый 1960 год.

© 2010-2022