Методические рекомендации по самостоятельной работе 11 класс вечерней школы

Назначение данного пособия – оказание методической помощи обучающемуся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы. В структуру пособия входят следующие разделы: 1.      Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». 2.      Толстой Л.Н. «Война и мир». 3.      Чехов А.П. Рассказы. «Вишневый сад». 4.      Зарубежная литература XIX века. 5.      Русская литература рубежа XIX – XX веков. 6.      Поэзия рубежа веков. Руководство к изучению теоретического курса представляет собой не что иное, ка...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Прокопьевский электромашиностроительный техникум»






Методическое пособие


по выполнению самостоятельной работы

по предмету «Литература»

по программам среднего общего образования

для 11 класса




















Прокопьевск, 2014

Утверждаю:

Зав.отделом ППКРС, ОО

_____________Зимогляд Г.М.

«_____»___________2014г











СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

Раздел 1. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» 5

Тема 1.1 Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» 5

Раздел 2. Толстой Л.Н. «Война и мир» 6

Тема 2.1 Толстой Л.Н. «Война и мир» 6

Раздел 3. Чехов А.П. Рассказы. «Вишневый сад» 7

Тема 3.1 Чехов А.П. Рассказы. «Вишневый сад» 7

Раздел 4. Зарубежная литература XIX века 8

Тема 4.1 Зарубежная литература XIX века 8

Раздел 5. Русская литература рубежа XIX - XX веков 9

Тема 5.1 И.А.Бунин 9

Тема 5.2 А.И.Куприн 10

Тема 5.3 М.Горький 11

Раздел 6. Поэзия рубежа веков 12

Тема 6.1 Поэзия рубежа веков 12




ВВЕДЕНИЕ


Назначение данного пособия - оказание методической помощи обучающемуся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.

В структуру пособия входят следующие разделы:

1. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».

2. Толстой Л.Н. «Война и мир».

3. Чехов А.П. Рассказы. «Вишневый сад».

4. Зарубежная литература XIX века.

5. Русская литература рубежа XIX - XX веков.

6. Поэзия рубежа веков.

Задания для выполнения самостоятельной работы имеют следующую структуру:

  1. Наименование раздела

  2. Наименование темы.

  3. Само задание

  4. Цель выполнения задания

  5. Методические указания по выполнению

  6. Вопросы для самоконтроля

  7. Список литературы

  8. Форма отчетности

Руководство к изучению теоретического курса представляет собой не что иное, как план изучения раздела по темам с рекомендуемым списком литературы. На внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по предмету «Литература» отводится 36 часа.







Раздел № 1 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Тема № 1.1 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству Ф.М.Достоевского.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Какое впечатление сложилось у вас о личности Ф. М. Дocтoeвcкoгo? Что вы можете рассказать о нем как человеке (черты характера и нравственные принципы, особенности мировоззрения, взаимоотношения с окружающими, твоpческие позиции и т. д.)?

2. Выделите основные этапы жизни и творчества Ф. М. Дocтoeвcкoгo. Какие жизненные факты вы можете обозначить как центральные в тот или иной период творчества писателя?

3. Какие биографические события оказали наибольшее влияние на мировоззрение Ф. М. Достоевского и историю создания им конкретных художественных произведений и почему?

4. К какому общественно-философскому направлению вы бы отнесли Ф. М. Достоевского? Как отразились эти идеи в eгo произведениях?

5. Изложите кратко историю создания романа «Преступление и наказание». О чем свидетельствует изменение aвтором cвoeгo первоначального замысла? Что достигнуто писателем в результате этого изменения?

6. Автор намеревался привести Раскольникова к добровольному признанию. Из текста романа мы узнаем, что герой действительно совершает признание, но во мнoгoм под воздействием Сони и Порфирия Петровича. Чем вы объясните роль этих персонажей в романе?

Рекомендуемая литература:

1 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 1/ Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова, И.В. Осипова, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 230 - 257

Форма отчетности:

Рассказ


Раздел № 2 Л.Н.Толстой «Война и мир»

Тема № 2.1 Л.Н.Толстой «Война и мир»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству Л.Н.Толстого.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Подготовьте краткий рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого.

2. Расскажите об одном из этапов творческого пути писателя.

3. Как можно объяснить причины кризиса, который пережил писатель?

4. Дайте краткую характеристику процесса создания романа-эпопеи «Война и мир».

5. В чем причины, по которым Л. Н. Толстой в поисках окончательной композиции романа-эпопеи уходил в глубь истории?

6. Как вы понимаете утверждение Л. Н. Толстого «Люди, как реки»? Какие свойства жизни человеческого духа оно отмечает?

7. Как теперь, после изучения «Войны и мира», вы оцениваете такие человеческие качества, как благородство, героизм, смелость, сердечность, гордость?

8. Как вы думаете, что понимает Л. Н. Толстой под «отрицательным счастьем»? Вспомните, как Пьер в плену понял эту мысль князя Андрея.

Рекомендуемая литература:

1 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 1/ Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова, И.В. Осипова, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 260 - 290

Форма отчетности:

Рассказ



Раздел № 3 А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад»

Тема № 3.1 А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад»

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству А.П.Чехова.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Каким человеком представляется вам Антон Павлович Чехов? Что вам кажется в нем особенно привлекательным?

2. Об А. П. Чехове говорили: «жестокий талант». Как вы можете объяснить эти слова?

3. Вы не раз встречались с темой любви в произведениях русских писателей. Что нового вносит в эту тему А. П. Чехов в рассказе «Ионыч»?

4. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Можно ли назвать жизнь семьи Туркиных и людей их круга «футлярной»? Почему? Докажите примерами из текста рассказа «Ионыч».

5. На примере любого прочитанного вами рассказа А. П. Чехова покажите основные черты его писательского метода: особенности композиции, роль художественной детали, функции пейзажа, способы выражения авторской позиции, сочетание комического и серьезного и др.

6. Найдите общие черты между прозой А. П. Чехова и его пьесами.

7. В чем, на ваш взгляд, заключается необычность чеховских пьес? Чем они отличаются от знакомых вам пьес других драматургов - Фонвизина, Грибоедова, Островского?

8. Почему чеховские пьесы называют «пьесами настроения»? Что составляет в них основу драматического действия?

9. В каких произведениях русской литературы вы встречали образ сада? С какими мотивами он обычно связан?

10. Некоторые критики высказывают мысль, что второстепенные персонажи в пьесе «Вишневый сад» в определенной степени пародируют главных героев. Покажите это на конкретных примерах.

Рекомендуемая литература:

1 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 1/ Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова, И.В. Осипова, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 293 - 320

Форма отчетности:

Рассказ

Раздел № 4 Зарубежная литература (обзор)

Тема № 4.1 Зарубежная литература (обзор)

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству зарубежных писателей XIX века.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные темы, разрабатываемые зарубежными писателями 19 века. В чем их сходство и различие с тематикой русской литературы?

Рекомендуемая литература:

Соловьева Н.А.(ред.) История зарубежной литературы XIX века. М.: Высшая школа, 1991. 637 с. С. 532 - 629

Форма отчетности:

Рассказ






Раздел № 5 Русская литература рубежа XIX - XX веков

Тема № 5.1 И.А.Бунин

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству И.А.Бунина.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы истоки социальной двойственности Бунина? В чем проявилось тяготение к дворянским традициям и отталкивание писателя от них? Как воспринимал Бунин «барина и мужика»? Рассмотрите с этой позиции раннюю прозу Бунина, например «Антоновские яблоки», «Танька».

2. В чем проявляется взаимосвязь Бунина-прозаика и Бунина-поэта? Как метафоричность поэзии, ее музыкальность и ритм вторгаются в прозу? Можно ли сказать, что проза Бунина вспахана плугом поэта («Антоновские яблоки»)?

3. С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.? Рассмотрите стихотворения Бунина «Сонет», «Одиночество», рассказы «Перевал», «Осень».

4. Как выражена тема обреченности мира в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

5. Как донесена авторская концепция мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Что сближает рассказ с повестью «Деревня»?

6. В чем проявляется близость Бунина к позиции Л. Толстого-обличителя?

7. Какие черты, по мнению И. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь - «краткий гость на земле» (рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи»)?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 24 - 41

Форма отчетности:

Рассказ


Раздел № 5 Русская литература рубежа XIX - XX веков

Тема № 5.2 А.И.Куприн

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству А.И.Куприна.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности ранних рассказов Куприна?

2. Какие впечатления детства и отрочества питали гуманистическую устремленность Куприна, его внимание и сострадание к «слабому миленькому человеку» («Поединок», «Олеся», «Гамбрииус»)?

3. Какова роль культа физической красоты и силы в предреволюционных произведениях Куприна? Почему в условиях жестокой действительности эти качества обречены на гибель («В цирке», «Изумруд»)?

4. В чем проявляется верность Куприна реалистическим заветам? Какое место занимает в творчестве писателя «река жизни» - профессиональный, военный, заводской, рыбацкий, чиновничный уклад или национальный быт - русский, украинский, белорусский?

5. Считаете ли вы, что Куприн в повестях «Олеся» и «Гранатовый браслет» понимает любовь как духовное возрождение?

6. Как изображена русская армия в романе «Поединок»? В чем это изображение перекликается с действительностью того времени?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 44 - 52

Форма отчетности:

Рассказ



Раздел № 5 Русская литература рубежа XIX - XX веков

Тема № 5.3 М.Горький

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству М.Горького.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит внутренняя связь между реалистическими и романтическими произведениями Горького 1890-х гг.?

2. Как изменяется мироощущение героев пьесы «На дне» на протяжении четырех актов?

3. Почему «На дне» называют социально-философской драмой?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 98 - 114

Форма отчетности:

Рассказ






Раздел № 6 Поэзия рубежа веков

Тема № 6.1 Поэзия рубежа веков

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Цель задания: обобщить знания по творчеству поэтов Серебряного века.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Ответить на вопросы

Вопросы для самоконтроля

1. Что сближает разные течения модернизма?

2. Что отличает модернизм от реализма?

3. Каковы взгляды на символизм Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова?

4. Что представляла собой акмеистическая группа?

5. Каковы взгляды Н. Гумилева на это новое течение?

6. Как проявились традиции русской литературной классики в творчестве символистов, акмеистов?

7. Каковы причины возникновения футуризма?

Рекомендуемая литература:

2 Литература [Текст]: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2 ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 54 - 96

Форма отчетности:

Рассказ






© 2010-2022