Рабочая программа по русскому языку для 5 класса под ред. М. М. Разумовской

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

Русский язык

1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык как родной является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Кроме того, русский язык является основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского языка в основной школе являются:

- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

- осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умением формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;

- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

- коммуникативные универсальные учебные действия:

- владеть всеми видами речевой деятельности,

- строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- адекватно воспринимать устную и письменную речь;

- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.;

- познавательные универсальные учебные действия:

- формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

- осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

- определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;

регулятивные универсальные учебные действия:

- ставить и адекватно формулировать цель деятельности,

- планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

1) содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

2) содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

3) содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

3. Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе - 175 ч., в 6 классе - 210 ч., в 7 классе - 140 ч., в 8 классе -105 ч., в 9 классе - 105 ч.

4. Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации)

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);

5) текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

7) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

8) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

9) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

10) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


5. Основное содержание

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

Раздел 2. Речевая деятельность

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Раздел 3. Текст

Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Раздел 5. Общие сведения о языке

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Основные выразительные средства фонетики.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Раздел 7. Графика

Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [)']. Прописные и строчные буквы.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Особенности словообразования слов различных частей речи.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.

Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.

Раздел 10. Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Раздел 11. Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Раздел 12. Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.

Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.


Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложненном предложении.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 14. Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.

6. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

5 класс

п/п

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Дата


О языке и речи. 5 ч.

1

Зачем человеку нужен язык

1

Изучение содержания параграфа, работа с орфограммами. Отрабатывать умение читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Строить небольшое высказывание на лингвистическую тему.

2

Что мы знаем о русском языке

1

Знать наизусть высказывание о русском языке. Читать небольшие лингвистические тексты, пересказывать их содержание близко к тексту. Безошибочно списывать тексты. Писать для слова для заучивания без ошибок.

3

Что такое речь. Р.Р.

1

Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей. Знать условия, необходимые для речевого общения.

4-5

Р.Р.Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная

2

Находить в текстах образцы монологической и диалогической речи.

Язык. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в начальных классах. Фонетика . Графика. 3 ч.

6

Звуки и буквы. Алфавит.

1

Понимать различие между буквами и звуками. Знать наизусть русский алфавит.

7

Что обозначают буквы е,ё,ю,я

1

Определять звуковое значение букв е,ё,ю,я в разных фонетических позициях.

8

Фонетический разбор слова

1

Знать порядок фонетического разбора. Разбор слов, в которых буквы не соответствуют звукам

Текст. 4 ч.

9

Р.Р. Что такое текст

1

Знать основные признаки понятия текст:

-членимость

-смысловая цельность.

Доказывать отличие текста от набора предложений

10

Р.Р.Тема текста

1

Иметь представление о теме текста. Смысловой анализ текста.

11

Р.Р.Основная мысль текста

1

Рефлексия. Работа в парах. Самостоятельная работа. Комментирование оценок

12

Р.Р.Сочинение ( контрольная работа № 1)

1

Составление алгоритма написания сочинения, написание черновика, презентация набросков, редактирование. Отбирать материал, выражать основную мысль, передавать свое отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. Анализ сочинения

Письмо. Орфография. 11 ч.

13

Зачем людям письмо

1

Групповая работа «Учимся читать и понимать лингвистический текст», работа в парах, индивидуальная работа.

14

Орфография. Нужны ли правила

1

Работа по алгоритму проверки орфограмм, составление памятки, парная работа, взаимопроверка

15

Орфограммы гласных корня

1

Работа по памятке выполнения заданий с последующей взаимопроверкой и самопроверкой, составление алгоритма проверки безударной гласной в корне слова

16

Орфограммы согласных корня

1

Объяснение орфограмм, рассуждение на лингвистическую тему

17

Буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, ЧК, нщ, щн, рщ

1

Работа в парах, объяснение орфограмм, рассуждение на лингвистическую тему

18

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных и глаголов

1

Работа в парах, объяснение орфограмм, рассуждение на лингвистическую тему

19

Разделительные твердый и мягкий знаки

1

Индивидуальная работа с дидактическим материалом, работа в парах, объяснение орфограмм, рассуждение на лингвистическую тему, формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

20

Не с глаголами

1

Самостоятельная работа по алгоритму решения задачи, взаимопроверка

21

Написание тся и ться в глаголах

1

Объяснение орфограмм, рассуждение на лингвистическую тему

22

Контрольная работа № 2. Диктант и задания к нему

1

Безошибочно писать слова для заучивания. Написание корней и других повторенных написаний

23

Анализ диктанта

1

Строение слова. 4 ч.

24-25

Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова

2

Выделять значимые части слова, учиться понимать их значение. Разбор слова по составу.

26-27

Как образуются формы слова

2

С помощью окончания образовывать формы слова. Определять основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах. Грамотно писать слова для заучивания.

Слово как часть речи. 3 ч.

28

Самостоятельные части речи

1

Составление таблицы «Части речи». Определение слова как часть речи. Построение рассуждений при определении слова как части речи

29

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

Определение морфологических признаков частей речи. Определение слова как часть речи. Построение рассуждений при определении слова как части речи

30

Служебные части речи: предлог, союз, частица

1

Составление таблицы «Служебные части речи». Сравнительная характеристика самостоятельных и служебных частей речи. Сравнение предлогов, союзов и приставок. Нахождение в текстах изученных орфограмм.

Текст. 4 ч.

31

Р.Р.От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

1

Установление смысловых отношений между предложениями. Восстановление деформированного текста

32

Р.Р.Абзац как часть текста

1

Выделение абзацев в тексте. Осознание понятий микротема и абзац

33

Р.Р.План текста

1

Составление плана текста

34

Р.Р.Сжатие и развертывание текста

1

Осознание понятия абзаца, его структуры. Построение абзацев. Работа над сжатием текста путем исключения второстепенной информации

Фонетика. Орфоэпия. 6 ч.

35

Что изучает фонетика

1

Л: выразительно читать прозаические и поэтические произведения

М/п: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), использовать знание алфавита при поиске информации

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга

Пр. (языковая компетенция): вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между буквами и звуками, производить фонетический разбор; наблюдать за использованием звукописи; овладевать основными правилами нормативного произношения; находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными в

теме орфограммами

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой

36

Звуки гласные и согласные

1

37

Слог. Ударение

1

38

Что изучает орфоэпия. Произношение безударных и ударных гласных звуков

1

39

Произношение согласных звуков. Орфоэпический анализ слова.

1

40

Контрольная работа по фонетике и орфоэпии № 3

1


Лексика. Словообразование. Правописание. 20 ч.

41

Как определять лексическое значение слова

1

Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств

М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план)

М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

Пр. (языковая компетенция): овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), омонимы и многозначные слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы

Пр. (коммуникативная компетенция): наблюдать за ролью разных групп лексики в художественной речи, использовать их в собственной речи

42

Сколько лексических значений имеет слово

1

43

Когда слово употребляется в переносном значении

1

44

Как пополняется словарный состав русского языка

1

45

Как образуются слова в русском языке

1

46

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

1

Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

М/п: пользоваться различными видами аудирования, осуществлять информацион-

ную переработку текста (план,схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий

М/к: слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной дея-

тельности

Пр. (языковая компетенция): выделять и различать основы (производную, непроизводную, производящую), устанавливать производность с опорой на лексический анализ, опознавать морфемы и их функцию (словообразующую, формообразующую), анализировать словообразовательную структуру слова, членить слово на морфемы на основе словообразовательного анализа, определять способы словообразования, применять знания морфемики и словообразования в практике правописания; находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами, объяснять написания устно и графически

Пр. (коммуникативная): излагать в письменной форме содержание прослушанного и

прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно)

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

47-48

Правописание чередующихся гласных в корнях лаг, лож; раст, рос, ращ

2

49-50

Буквы о, ё после шипящих в корнях слов

2

51

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

1

52

Что такое профессиональные и диалектные слова

1

53

О чем рассказывают устаревшие слова

1

54

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

1

55

Правописание корней слов

1

56-57

Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з,с

2

58

Буквы и,ы после ц

1

59

Значение, строение и написание слова

1

60

Контрольная работа № 4

1

Стили речи. 6 ч.

61

Р.Р.Что изучает стилистика

1

М/п: пользоваться приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Пр. (коммуникативная компетенция): различать монологическую и диалогическую

речь, создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, определять

стилистическую принадлежность текста, создавать вторичный текст в учебно-научном и разговорном стиле (писать подробное изложение), продуцировать собственный текст в разговорном стиле с включением диалога (писать сочинение на свободную тему)

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

62

Р.Р.Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля речи

1

63

Р.Р.Культура речевого поведения

1

64

Р.Р.Художественная речь

1

65

Р.Р.Научно-деловая речь

1

66

Контрольная работа № 5. Изложение «Барсучонок»

1

Синтаксис и пунктуация. 27 ч.

67

Что изучают синтаксис и пунктуация

1

М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), менять

стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквива-

лентных замен, компрессии), разграничивать основную и дополнительную информа-

цию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Пр. (языковая компетенция): отличать словосочетание от предложения, подчинтель-

ную связь от сочинительной, находить грамматическую основу, распознавать главные члены и второстепенные, определять виды второстепенных членов и способы их выражения, распознавать в предложении смысловые отрезки - однородные члены, обращения, вводные слова, отличать простое предложение от сложного, разграничивать разные виды сложных предложений (сложносочинённое, бессоюзное, сложноподчинённое), составлять схемы предложений и моделировать предложений по схемам, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения, выявлять функции знаков препинания и их роль в письменной речи, пунктуационно правильно оформлять предложения в соответствии с нормами и правилами письма

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать монологические высказывания на

лингвистическую тему, создавать вторичный текст (писать подробное изложение текста-повествования)

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

68-69

Словосочетание

2

70

Предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения

1

71-72

Главные члены предложения

2

73-74

Тире между подлежащим и сказуемым

2

75-77

Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены

3

78-80

Однородные члены предложения. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова

3

81-82

Контрольная работа № 6 и ее анализ

2

83-84

Обращение

2

85

Синтаксический разбор предложения простого предложения

1

86-88

Сложное предложение

3

89-90

Прямая речь

2

91

Диалог

1

92

Повторение и обобщение изученного

1

93

Контрольная работа № 7

1

Типы речи. 4 ч.

94

Р.Р. Что такое тип речи

1

Выделять признаки типов речи на основе их типового значения. Строить по образцу устный связный текст, обосновывая в нем принадлежность текста к тому или иному типу речи

95-96

Р.Р.Описание, повествование, рассуждение

2

97

Р.Р.Оценка действительности

1

Создание художественного текста с использованием оценочных высказываний. Составление словаря частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний

Строение текста. 4 ч.

98

Р.Р.Строение текста типа рассуждения- доказательства

1

Составление схемы текста типа рассуждения- доказательства. Составление шаблона языковых средств текста типа рассуждения-доказательства. Поиск текстов типа рассуждения-доказательства в литературе разных жанров. Построение связных высказываний по схеме рассуждения-доказательства.

99

Р.Р.Анализ текста: определение типа речи. Контрольная работа № 8

1

Знание основных признаков понятия тип речи. Оформление ответа в виде письменного рассуждения-доказательства

100

Р.Р.Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа № 9

1

Пересказ текста определенного стиля и типа речи

101

Р.Р.Анализ изложения

1

Совершенствование текста изложения ( работа над стилем и типологической структурой текста)

Морфология. Правописание.

102

Самостоятельные и служебные части речи. Междометия

1

М/п: пользоваться различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица)

М/к: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Пр. (языковая компетенция): выделять морфологические признаки слов разных частей речи с опорой на формообразующие морфемы, определять части речи в тексте, различать самостоятельные и служебные части речи, производить морфологический разбор самостоятельных частей речи

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать тексты-описания в художественном стиле

Глагол. 20 ч.

103

Что обозначает глагол

1

М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание),

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

Пр. (языковая компетенция): анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов, распознавать переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола, распознавать безличные глаголы, отличать их от личных (личных в безличном значении), определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении, различать простое и составное глагольное сказуемое, выявлять роль глагола в тексте; писать буквы гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-), буквы гласных перед суффиксом -ва-, буквы е-и и а-о в корнях с чередованием, буквы гласных в безударных личных окончаниях глаголов и перед суффиксом в глаголах прошедшего времени, формы повелительного наклонения

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов Пр. (коммуникативная компетенция): создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, воссоздавать текст по частям (писать свободный диктант), продуцировать и редактировать собственные тексты художественного и научно-учебного стиля разных функциональных типов - повествование, описание (сочинение по картине), рассуждение в соответствии с требованиями к композиции данных типов текстов и выбором языковых средств

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

104

Слитное и раздельное написание не с глаголами

1

105

Словообразование глаголов

1

106

Виды глагола

1

107-108

Корни с чередованием букв е,и

2

109

Инфинитив

1

110

Правописание тся и ться в глаголах

1

111

Наклонение глагола

1

112

Как образуется сослагательное наклонение глагола

1

113-114

Как образуется повелительное наклонение глагола

2

115-116

Времена глагола

2

117

Спряжение глагола. Лицо и число

1

118-119

Правописание личных окончаний глаголов

2

120-121

Безличные глаголы, переходные и непереходные глаголы

2

122

Контрольная работа № 10

1

Строение текста. 2 ч.

123

Р.Р.Как связываются предложения в тексте. Данное и новое в предложениях

1

Нахождение данного и нового в тексте. Выразительное чтение текстов. Поиск и исправление ошибок в порядке слов

124

Строение текста типа повествование

1

Составление схемы текста типа повествования. Построение текстов типа повествования художественного и делового стилей. Поиск и исправление ошибок в текстах. Создание повествовательных зарисовок по картине.

Имя существительное. 15 ч.

125

Что обозначает имя существительное

1

М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, рисунков), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

Пр. (языковая компетенция): анализировать значение имён существительных, выявлять способы образования имён существительных, распознавать собственные имена (наименования) и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые существительные, определять род, в том числе общий род и род несклоняемых слов, число (правильно употреблять формы только единственного или только множественного числа), падеж, тип склонения (в том числе опознавать разносклоняемые существительные на -мя и слово путь), употреблять несклоняемые имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных (в том числе существительных на -ия, -ие,-ий); определять синтаксическую функцию имён существительных (ознакомление в роли определения и именной части сказуемого), разграничивать дополнения и обстоятельства, выраженные именами существительными, пунктуационно оформлять предложения с подлежащим и сказуемым - именами существительными, производить морфологический разбор имени существительного

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст (писать подробное изложение заданного стиля и типа речи), продуцировать и редактировать собственный текст (писать сочинение по картине, на заданную тему)

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

126

Словообразование имен существительных

1

127-128

Употребление суффиксов имен существительных ек, ик, чик, щик

2

129

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

1

130

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

131

Имена существительные собственные и нарицательные

1

132-133

Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных

2

134

Число имен существительных

1

135

Падеж и склонение имен существительных

1

136-137

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

2

138-139

Употребление имен существительных в речи

2

Строение текста. 4 ч.

140

Р.Р.Строение текста типа описания предмета

1

Составление схемы текста типа описание. Поиск в текстах фрагментов типа описание.

141

Р.Р.редактирование теста типа описания предмета

1

Поиск и исправление ошибок в текстах типа описание. Построение текстов типа описание.

142

Создание текстов типа описание предмета художественного и делового стиля

1

Создание текстов типа описание в художественном и деловом стилях. Создание этюдов-зарисовок по данному началу, по картине.

143

Контрольная работа № 11

1

Создание сочинения типа описание

Соединение типов речи в тексте. 6 ч.

144

Р.Р.Типы речи в тексте

1

Анализ текста с разными типами речи.

145

Р.Р.Анализ и редактирование текстов

1

Обоснование включения фрагментов в текст. Исправление недостатков в структуре текста.

146-147

Р.Р.Сочинение « Что я люблю делать и почему»

2

Создание плана, структуры сочинения. Анализ сочинения.

148-149

Соединение типов речи в тексте. Контрольная работа № 12

2

Пересказ текста и его анализ

Имя прилагательное. 11 ч.

150-152

Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные

3

Рассказ об имени прилагательном в научном стиле. Доказательство того, что слово является именем прилагательным. Составление таблицы «Признаки разрядов имен прилагательных». Поиск в тексте прилагательных разных разрядов. Составление словаря «Имена прилагательные разных разрядов»

153-154

Правописание окончаний имен прилагательных

2

Составление алгоритма написания безударного окончания имени прилагательного.

155

Словообразование имен прилагательных

1

Образовывать имена прилагательные с помощью основных способов . Опознавать в тексте имена прилагательные. Схема «Способы образования имен прилагательных»

156-157

Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий

2

Находить в тексте краткие и полные имена прилагательные, определять их синтаксическую функцию.

158-159

Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных и их образование

2

Нахождение в тексте данных форм прилагательных. Составление плана ответа «Сравнительная и превосходная степень». Рассказ в научном стиле о степенях сравнения имен прилагательных.

160

Итоговая контрольная работа

1


Резерв

15

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания русского (родного) языка.

Оборудование:

- мультимедийный проектор

- банк презентаций

-АРМ учителя

-таблицы

-карточки

1. Учебно-методическая литература для учителя.

  1. Алексеева, И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания / И. А. Алексеева. - Рос­тов н/Д.: Феникс, 2002. - (Книга для учителя).

  2. Гостева, Ю. Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта / Ю. Н. Гостева. - М.: Дрофа, 2004.

  3. Львов, В. В. Поурочное планирование : к учебникам русского языка 5-9 классов под редак­цией М. М. Разумовской, П. А. Леканта / В. В. Львов. - М. : Дрофа, 2004.

  4. Малюшкин, А. Б. Динстанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс / А. Б. Малюшкин, С. Г. Айрапетова. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

  5. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинго-вые задания на уроках / сост. М. Е. Кривоплясова. - Волгоград : Учитель, 2007.

2. Справочная и учебная литература для учащихся.

1. Быстрова, Е. А. Школьный толковый словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева,
Н. Б. Карашева. - М., 1998.

  1. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - 3-е изд. - М., 1994.

  2. Лапатухин, Ы. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. - 2-е изд. - М., 1998.


  1. Лекант, П. А. Русский язык. Краткий справочник школьника. 5-11 классы / П. А. Лекант. -М.: Дрофа, 1997.

  2. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. - 3-е изд. - М., 1998.

  3. Потиха, 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка / 3. А. Потиха. - М. : Про­свещение, 1987.

  4. Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведени­ям русских писателей XVIII-XX вв.) / Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. - М., 1996.

  5. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. -2-е изд. -М., 1991.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы СРЛЯ; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

- писать рецензии, рефераты;

- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.;

- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

- различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

- оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

- проводить фонетический анализ слова;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования;

- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи;

- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами СРЛЯ;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства морфологии;

- различать грамматические омонимы;

- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами СРЛЯ;

- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства синтаксиса;

- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;

- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


© 2010-2022