Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языка

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьёзную дидактику. Почему же?  Целью данных методических рекомендаций является попытка показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема,  возможно, не очень актуальна, но, тем н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

на тему:

«Игровые формы

уроков

русского языка»

















ПЛАН.



1. Вводная часть.

2. Основная часть.

2.1. Научное обоснование роли игры в жизни ребенка.

2.2. Классификация игр на уроках русского языка.

2.3. Алгоритм построения уроков по игровой технологии.

3. Заключительная часть.

4. Приложение.

5. Список литературы.





































1.Вводная часть.

Игра - самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики - в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьёзную дидактику. Почему же?

Целью данной работы является попытка показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.

2. Основная часть.

2.1. Научное обоснование роли игры в жизни ребенка

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час, рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский,- что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

... мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи».

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными друг к другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что «игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт». Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В учебнике «Психология», автором которого является В.А. Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

2.2. Классификация игр на уроках русского языка.

Как классифицируют игры? Наверняка вы вспомнили такие игры своего детства, как «в маму и папу», «в больницу» (это ролевые игры), игры с любимыми игрушками (предметные), а есть еще сюжетные, имитационные, деловые игры, а также игры драматизации.

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка (П.М. Баев, Л.В. Петрановская и др.)

Моя классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

Фонетические игры.

  • фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», «превратим волка в козу», метаграммы, анаграммы, логогрифы); различение звонких и глухих согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение («зайди в свой порт», «старуха Шапокляк»); различение твердых и мягких согласных («два короля»); звук [j]; слоговой состав слова («вкусные слова», «слог за слогом»); омофония, омография, определение ударного слова («русский, польский и французский»); особенности русского ударения.

  • коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной методики, умения ставить логическое ударение, выдержать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

Лексико-фразеологические игры.


  • лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний», «ассоциации», «гибриды», лото, домино, карты, игры с мячом, с юлой).

  • игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину»; «соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и многое другое).

Игры по морфемике и словообразованию.


  • игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы», «глокий язык», «слова по схеме»; последние четыре игры - из книги Л.В. Петрановской) и т.д.

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроках русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде - с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в несколько рядов.

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

  1. игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

  2. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  3. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  4. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

  5. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе. Некоторые из них упомянуты в методической части данной работы.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

  1. соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

  2. доступность для учащихся данного возраста;

  3. умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделил такие виды уроков:

  1. ролевые игры на уроке (инсценирование);

  2. игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

  3. игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

  4. использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

  5. различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

2.3. Алгоритм построения уроков по игровой технологии.

Вам очень хочется играть со своими ребятами на уроках русского языка. Возможно, несколько попыток у вас уже было, но на уроке поднимался невообразимый шум, гам, никто не слушал ведущего, каждый выкрикивал свой ответ и оспаривал поставленную ему оценку. Да, так тоже бывает, и нередко. Недаром для проведения деловых игр-тренингов даже со взрослыми приглашают специальных психологов-игротехников.

Прежде всего детей надо приучить к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры.

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента - этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания - либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения подобной игры в будущем.

Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в основную, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

* * *

  • Учебник «Русский язык. 5 класс».

  • Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Л.А. Тростенцова.

Изучение нового материала.

Тема. Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока.

Словосочетание. §25

Цель. 1. Раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица, грамматическая связь;

  1. познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.

Ход урока.

На видном месте висит плакат:

Синтаксис. Заимствовано в 18 веке из греч. языка.

Буквально значит - построение,

сочетание,

порядок.

Раздел грамматики, который изучает строение и

значение словосочетаний, предложений, текста.

Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис. Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определённом порядке.

Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в класс вбегают ученики (работа с ними была проведена заранее). У каждого на груди висит табличка (ватман) с определённым словом. То есть, каждый ученик представляет собой Слово. Например,

Учитель…

Учитель. (Делает вид, что удивился). Вы кто?

Слова. Мы - Слова.

Учитель. Вы чем-то расстроены?

Слово. (Один из учеников). Да. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос: «Зачем нужны слова людям?»

Ученики. Чтобы общаться.

Слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно уметь ещё кое-что. Что?

Ученики. (С помощью учителя). Соединять слова.

Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики. Сочетание слов.

Учитель. Верно.

Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания. Затем обращается к Словам.

Учитель. Ну-ка, идите сюда Яркий и Листва.

Выбранные слова выступают вперёд.

Учитель. Ребята, листва может быть яркой?

Ученики. Да!

Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь всё-таки не хватает. Чего же?

Ученики. (С помощью учителя). Наверное, того, что называется грамматической связью.

Учитель. Как сказать правильно?

Ученики. Яркая листва.

Учитель. Правильно.

Меняет окончание -ий на -ая (Заранее приготовленный лист бумаги с написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакатику).

Учитель. А почему окончание -ая?

Ученики. Потому что слово листва имеет женский род.

Учитель. Значит, мы ориентировались по слову листва. Оно является...

Ученики. ...главным. А слово яркая - зависимым.

УМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкачитель записывает на доске: какая? x

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаЯркая листва (ж.р.; им.п.)

Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

Учитель. А что же делать с остальными Словами?

Слова. Составьте из нас предложение.

Учитель. А для этого мы должны...

Ученики. (С помощью учителя). ...построить слова в определённом порядке и связать по смыслу и грамматически.

Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке. Учитель меняет, где необходимо, окончания.

Получилось:

На яркой листве деревьев блестит роса.

Далее учитель объясняет, что словосочетание и предложение - единицы синтаксиса. Приступают к работе над словосочетанием.

* * *

Тема. Диалог. §48 Фрагмент урока.

Цель. 1. Познакомить учащихся с понятиями диалог, реплика;

  1. Выработать навык постановки знаков препинания при диалоге.

Развитие речи. Выразительное чтение по ролям.

Ход урока.

На видном месте висит плакат с определением слова диалог.

На доске записана тема урока.

Учитель. Ребята, тема нашего урока «Диалог». Что это такое, вы прочитали, а чтобы было понятнее, ваши товарищи сейчас покажут сценку.

(Здесь можно, например, разыграть отрывок из рассказа Н.Носова «Бенгальские огни»).

«На другой день я прихожу к Мишке после обеда, а он сидит и толчёт бенгальские огни в ступе.

- Что же ты, - говорю, - не мог раньше сделать? Ехать пора, а ты возишься!

- Да я делал и раньше, только, наверное, мало серы клал. Они шипят, дымят, а гореть не хотят.

- Ну и брось, всё равно ничего не выйдет.

- Нет, теперь, наверное, выйдет. Надо только побольше серы класть. Дай-ка мне алюминиевую кастрюлю, вон на подоконнике.

- Где же кастрюля? Тут только сковородка, - говорю я.

- Сковородка?.. Эх, ты! Да это и есть бывшая кастрюля. Давай её сюда.

Я передал ему сковородку, и он принялся скоблить её по краям напильником.

- Это у тебя, значит, кастрюля в сковородку превратилась? - спрашиваю я.

- Ну да, - говорит Мишка. - Я её пилил напильником, пилил, вот она и сделалась сковородкой. Ну ничего, сковородка тоже нужна в хозяйстве.

- Что же тебе мама сказала?

- Ничего не сказала. Она ещё не видела.

- А когда увидит?

- Ну что ж ... Увидит так увидит. Я, когда вырасту, новую кастрюлю ей куплю».

Учитель. Ребята, сколько человек принимали участие в разговоре?

Ученики. Двое.

Учитель. Как называется такая беседа?

Ученики. Диалог.

Учитель объясняет, что если к участникам беседы присоединится третий, четвёртый и т.д. говорящий, то эта беседа тоже будет называться диалогом.

* * *

Конец года. Контрольные работы написаны, а впереди ещё несколько учебных дней. Как наиболее эффективно можно использовать оставшееся учебное время?

Повторение и систематизация изученного.

§§ 123-127.

Цель. Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение года;

Ход урока.

На видном месте висит плакат со словами: «Отправляемся в путешествие». Доску украшает красочно выполненная карта страны Лингвинии.

После звонка на урок на пороге класса появляется ученик с большим конвертом в руках.

Ученик. Вам письмо.

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно. (Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка из сказочной страны Лингвиния! Слушайте:

«Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы по учебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями и законами городов Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса, Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты Лингвинию?». Победители получат звание «Лучший знаток Лингвинии - 2006» и приз. С уважением, король Русский Язык».

Ого! Здесь целый пакет с заданиями и условиями конкурса. Согласны принять предложение короля?

Ученики. Да!

Учитель. Тогда отправляемся в заключительное турне по стране Лингвинии.

Делит класс на команды (по несколько человек), выбирает капитанов. Можно выбрать жюри.

На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по разным разделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего начать?

На доске висит подобного вида плакат:


Морфология

Синтаксис

Словообразование

Фонетика

Орфография

Орфоэпия

Лексика

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языка

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаКаждая клеточка закрыта листом ватмана с изображением забавной рожицы или цветка.

Представители команд по ходу урока открывают любую клеточку на выбор. Характер задания будет соответствовать названию раздела. После открытия окошка команды должны расшифровать название города королевства Лингвинии (раздела). Очко присуждается за быстроту и правильность ответа. Каждое задание - 1 очко. Команда, набравшая наибольшее количество баллов считается победившей.

Задания.

Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой. Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых для проведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этих заданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, что, на мой взгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока.

  1. Карточка - тест.

Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов.

Данные сочетания слов являются словосочетаниями:

  1. осенний день;

  2. урок начался;

  3. купить книгу;

  4. в лесу.

Ответ: 1); 3).

  1. Карточка - тест

Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.

К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:

  1. Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)

  2. Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)

  3. Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)

  4. Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.

Ответ: 3).

(Варианты: найти предложение с однородными дополнениями, определениями и т.д.)

  1. Карточка. Морфологический разбор.

Выполняется при помощи трафаретов. Трафареты представляют собой копию тренажёров, предложенных Н.М.Лебедевым. (См. Список литературы).

ИМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкамя существительное

  1. ЧМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаасть речи ______________________________________

общее значение

II. Морфологические признаки:

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языка1. Начальная форма _____________________________

  1. Постоянные признаки:

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языка

сМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаобств. нариц. одуш. неодуш. род склонение

  1. Непостоянные признаки:

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языка

падеж число

  1. СМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаинтаксическая роль:

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкаМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языка



УМетодические рекомендации Игровые формы уроков русского языкасловные обозначения: - вырезать окошко.

Ученик подкладывает под трафарет лист такого же формата и в нужных окошках ставит крестики.

  1. Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп...ртивный з...лёный ст...лбовая

дес...ть цв...тной ш...рстяной

бе...заботный ра...свет бе...цветный

рису...шь пиш...шь чита...шь

к...пуста т...атр ап...льсин

  1. Карточка.

В каком примере неправильно названа буква?

  1. Книга - кэ, эн, и, гэ, а.

  2. Палец - пэ, а, эль, е, цэ.

  3. Марка - эм, а, эр, ка, а.

Ответ: кэ

  1. Карточка. Игра «Справочное бюро»

Использовать словарь.

Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

Колорит, компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»).

  1. «От каждой буквы - столбик - слово»

Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово.

Условия: 1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;

  1. Слова не должны повторяться;

  2. Слова должны быть написаны правильно.

К о р п у с к о р п у с к о р п у с

р к о у к у р б а о с а о р е у р ю

о н г с р г а р з л п п с е к л о р

т о к о р н ы б ё е о т х о ь к п

п о в о т х г ю р т р

р б р м д и

з



3. Заключительная часть.



Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью разнообразить учебный процесс.

Таким образом, игра - такое же средство обучения, как и все другие, общеизвестные виды деятельности. Игра активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся, делает урок интересным, насыщенным, учит работать в парах, группах, воспитывает ответственность не только за свою работу, но и за работу всего коллектива. В своей работе, при подготовке уроков - игр, я, по возможности, стараюсь пользоваться пособиями Баева П.М., Петрановской Л.В. и других.

4. Приложение.

1. Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе.

Тема урока. Повторение и обобщение изученного по разделу «Лексика и фразеология». Путешествие по пустыне.

Цели урока. Закрепить и обобщить полученные знания; повторить изученные группы слов, их особенности, закрепить лексическое значение отдельных слов; правописание слов с непроизносимыми гласными и согласными; обогатить словарный запас учащихся.

Ход урока.



1. Вступительное слово. Объяснение условий игры.

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по пустыне к морю. на чем путешествуют по пустыне?

Дети. На верблюдах.

Учитель. Мы с вами тоже поедем на верблюдах. Но у нас их только два, поэтому нам нужно разделиться на группы.

Учащиеся выбирают жетоны, цвет которых соответствует цвету попон на верблюдах, и таким образом делятся на команды.

Каждая команда придумывает девиз для путешествия. Выбирается лучший девиз. Составляется список вещей, которые нужно взять с собой в пустыню. Преодолевая препятствия (выполняя задания), ученики «пересекают» пустыню. Верблюды передвигаются по карте путешествия.

2. Песчаная буря.

Учитель. В пустыне задул суховей, нам придется переждать песчаную бурю.

Ученики выполняют задание. Учитель диктует слова, ученики называют архаизмы и неологизмы и объясняют их значения. После письменного выполнения задание проверяется.

Воевода, имидж, фермер, челн, десница, ветрило, киллер, видеоклип, выя, предприниматель, уста, холоп, маркетинг.

3. Верблюжьи колючки.

Учитель. Верблюды едят колючки и не хотят идти дальше.

Команды получают карточки с диалектными словами. Нужно объяснить их значение составить с ними предложения.

1) певень, 2) лошак, кочи, 3) бисной, курень,;) утирка, курень, 5) махотка, буракы.

4. Оазис.

Учитель. Дети очень часто создают свои собственные слова по образцу услышанных - окказионализмы. Эти забавные словечки похожи на обычные слова русского языка.

Учитель читает примеры. Ученики отвечают на вопрос: почему ребенок сказал именно так?

1) «Дети, знаете того дядю, который курит? Как его зовут?» - спрашивает воспитательница, показывая на садовника. «Знаем, - отвечают те, - курятник!» 2) Лошадка копытнула! 3) «Разве в буфете нет булки?» - «Кусочек есть, только он пожилой». 4) О-го-го, как ладошкаются! 5) Положите мне на голову холодный мокресс!

5. Миражи.

Учитель. В пустыне из-за отсутствия воды и от жары могут появиться мнимые изображения, обманчивые видения. Чтобы преодолеть это препятствие, нужно переждать и выполнить следующее задание.

Каждая команда получает карточку, на которой написан заимствованный корень (словообразовательный элемент). Нужно указать значение и привести как можно больше слов с ним.

1) Аква-; 2) Био-; 3) Гео-; 4) Библио-; 5) Графо-.

6. Оазис.

Учитель знакомит ребят с «Бестолковым словарем», в котором указаны новые лексические значения известных слов.

Гусар - птичник, пломбир - стоматолог; слепень - скульптор; сочинитель - напарник мастера по ремонту; строгач - столяр; судьба - уголовный процесс; белок - самец белки; маховик - регулировщик; помреж - ассистент хирурга.

Ученикам предлагается подумать, какие новые значения могут приобрести слова: язычник, майор, радист, местоимение, зубрила.

7. Зыбучие пески.

Учитель. Чтобы выбраться из зыбучих песков, нужно выполнить следующее задание.

В пять столбиков под названиями «Швейное дело», «Музыка», «Медицина», «Языкознание», «Морское дело» нужно записать следующие слова: омонимы, эпидемия, лекало, выкройка, гама, дрейф, кубрик, боцман, диагноз, фурнитура, симфония, стетоскоп, вакцина, этимология, лексикон, корма, сопрано, суффикс, октава, выточка.

Каждая команда получает карточки, на которых написаны названия профессий: швея, музыкант, лингвист, врач, моряк. Нужно придумать и разыграть небольшие сценки с использованием профессионализмов.

8. Домашнее задание.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Мы садимся на верблюдов (их называют кораблями пустыни), которые отвезут нас домой. пока мы будем в пути, напишите письмо родным, мини-сочинение или сделайте записи в дневнике о нашем путешествии. Не забудьте использовать слова, с которыми мы работали.

Чаще всего такое задание дается ученикам на дом, но нужно обязательно повторить в классе особенности жанра письма и дневниковых записей.

9. Итоги урока.

Награждение победителей, оценки за урок.

Награждать можно в следующих номинациях: «Самая дружная команда», «Самая быстрая команда», «Самая веселая команда» и др.















5. Список литературы.

  1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.

  2. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

  3. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.

  4. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.

  5. «Русский язык в школе», 2005 г., № 17.

  6. «Русский язык в школе», 2005 г., № 18.

  7. «Русский язык в школе», 2005 г., № 19.

  8. «Русский язык в школе», 2005 г., № 20.

  9. «Русский язык в школе», 2005 г., № 21.












© 2010-2022