- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок + Флипчарт «Имя прилагательное. Повторение»
Урок + Флипчарт «Имя прилагательное. Повторение»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овсянникова Е.А. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Составитель: Овсянникова Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
«Ох уж эта Масленица!»
Урок повторения знаний по теме «Имя прилагательное»
ЦЕЛЬ: осознание практической значимости материала по теме «Имя прилагательное» и ценности совместной деятельности, обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
ЗАДАЧИ:
-
Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
-
Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
-
Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала;
-
Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления;
-
Сформировать умение строить логическое рассуждение при устном ответе.
-
Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).
-
Организационный момент.
-
Орфографический диктант.
- Скажите, что это такое? (показано чучело масленицы)
Ребята, сегодня мы поговорим о самом веселом народном празднике - Масленице. И этот урок будет обобщающим по теме «Имя прилагательное».
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.
Главное угощение праздника - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
- Что делает народ во время Масленицы?
Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам.
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
- Кто из вас знает, как назывался первый день Масленицы?
Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
- Чтобы соорудить нашу куклу, нам надо выполнить следующее задание.
( орфографический диктант)
ра...гульный
...добный
ра...писной
праз...ничный
ш...рокий
в...селый
н...родный
в...сенний
- Вместе с нашим чучелом мы отправляемся в гости, потому что второй день называется заигрыш.
-
Работа с загадками.
Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
- У вас на столе лежат рабочие листы с заданиями. Выполняем задание № 1. Вам предстоит отгадать загадки и подчеркнуть имена прилагательные как часть речи.
1.Скатерть бела, весь свет одела.____________________________________________
2. Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает.__________________________________
3. Черный, проворный, кричит «крак» - червям враг. ___________________________
4. Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела._____
5. По голубому блюду золотое яблочко катится._______________________________
6. Не живое, а дышит. ____________________________________________________
7. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт.____
- Проверим, что у вас получилось.
- Ну что же, блинов напекли. Наступает третий день - лакомка.
IV. Работа с текстом.
1. Деформированный текст.
Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
- Вы получаете текст, в котором нет имен прилагательных. Впишите подходящие по смыслу.
Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривали этот текст, с помощью каких прилагательных они обращались к Масленице.
"Душа ли ты, моя Масленица, ________________ косточки, _______________ твое тельце, ______________ твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на ______________ двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, _____________ краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в ______________ дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
- Проверим, что у нас получилось, и сравним с исходным текстом.
-Ну вот и наступил разгуляй- четверток.
2. Роль прилагательных в тексте.
Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, заклички.
- Прочитайте закличку без прилагательных, сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.
Здравствуй, Масленица годовая,
наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
на саночках расписных,
Чтоб слуги были молодые,
нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи,
к нам в окошко их мечи!
- Теперь пора отправляться на тещины вечерки. А кто такая теща?
3. Работа с пословицей.
Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
-Составьте пословицу, используя предложенный материал.
Не все коту Масленица, бывает и Великий пост.
- А как вы понимаете эту пословицу?
- С тещей блины отведали перебираемся к золовке на посиделки.
- А золовка это кто?
4. Составление предложений.
Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
- Составьте 1-3 предложения с предложенными словами. Запишите в тетради.
ГУЛЯНЬЕ, КРАСОЧНЫЙ, УПРЯЖКА ЛОШАДЕЙ, БУБЕНЦЫ, ЯРМАРКА, БАЛАГАН, ПРАЗДНИЧНОЕ УБРАНСТВО УЛИЦ, РАСПИСНЫЕ САНИ, РОЗОВО-ГОЛУБОЕ НЕБО, ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ
- Какие предложения у вас получились?
V. Подведение итогов.
-Вот и наступает он Прощеный день.
Воскресенье - прощеный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
- И какая же Масленица бывает без блинов?