Образец технологической карты урока литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине "Литература" (для обучающихся)

Тема занятия: Три мира в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Этапы занятия

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Организационный момент

Постановка целей урока:

Сегодня нам на уроке предстоит:

Цели урока:

Понять замысел писателя при создании нескольких планов;

Развивать навыки анализа эпизода;

Систематизировать и закрепить полученные знания;

Сопоставить три мира в романе;

Я надеюсь на ваш успех в изучении темы.

Запишите тему и эпиграф урока

Проверка домашнего задания

Ответьте на вопросы (устно):

- Какие трудности возникли при подготовке домашнего задания?

- Какой материал использовали в этой работе?

Представьте ваши презентации; перечислите эпизоды для анализа.

Введение нового материала

Изучение теоретического материала по новой теме.

  1. Прослушайте вступительное слово учителя и ответьте на вопрос:

- В чем смысл эпиграфа и как он соотносится с героями произведения и темой нашего занятия?

2. Отражение религиозного мира в романе "Мастер и Маргарита"

Просмотрите и прослушайте монолог и разговор Понтия Пилата и Иешуа.

(Приложение №1, Приложение №2)

Участвуйте в обсуждении поставленной проблемы.

- О чем говорят Иешуа и Понтий Пилат?

- Как в этом разговоре раскрываются взгляды героев на жизнь, мир и человека?

- Почему Понтий Пилат пытается спасти жизнь Иешуа?

- Какие мысли и чувства толкают Пилата на утверждение смертного приговора?

- Какое бессмертие предчувствует прокуратор?

После просмотра кадра из фильма ответьте на вопросы:

- Почему Пилат испытывает муки совести?

Подсказка: Атрибутивно-персонажная зона Пилата (позитив)

Прослушайте выступление Иешуа, просмотрите презентацию работы "Библейские страницы" сделайте вывод о связи религиозного и фантастического миров.

Приложение №3

  1. Фантастический мир в романе

Участвуйте в аналитической беседе нравственного характера:

- Как история Понтия Пилата и Иешуа связана с Воландом?

- Что для себя пытается выяснить Воланд в разговоре с Берлиозом?

- Какие нравственные вопросы раскрываются в споре между Воландом, Берлиозом и Иваном Бездомным?

- За что так страшно наказан Берлиоз?

- От какого недуга излечивается Иван Бездомный?

Обратите внимание на связь между героями:

ВОЛАНД

БЕРЛИОЗ ИВАН БЕЗДОМНЫЙ

Рассудочность; тема безверия,

нет ничего, кроме обыденной стремление противоречить,

реальности; не безграничная, осознание собственной

но реальная власть бездарности творчества;

желание продолжить

историю Иешуа и Понтия

Пилата

Прослушайте монолог Воланда, просмотрите презентацию «Проделки «нечистой» силы в романе» и поразмышляйте над вопросами:

Приложение №4, Приложение №5

- Над чем потешается и издевается «нечистая» сила?

- За что, кого и как наказывают помощники Воланда?

- Для чего проводятся сеансы «черной» магии?

- Что лежит в основе человеческого поведения?

Запомните!

Зло, по мнению автора, не от дьявола, а от человека, забывшего Бога, смешавшего понятия Добра и Зла.

Определите отношение Воланда к Мастеру и Маргарите, ответив на вопросы:

Приложение №6

- Почему в романе Воланду верят и видят его только Мастер и Маргарита?

- Какие чувства испытывает князь тьмы к поступкам и словам Маргариты?

- Почему он помогает воссоединению влюбленных?

Прослушав разговор Воланда с Мастером, сделайте вывод о том, какую философскую и нравственно - историческую проблему затрагивает автор?

Подсказку смотрите по схеме «Эмоционально - ментальный мир Мастера» негатив

Приложение №7

  1. Отражение реального мира в романе

Прочитав страницы романа, ответьте на вопросы:

Приложение №8

- Кто поселился в квартире №50?

- Как отреагировали жильцы на смерть Берлиоза?

- Почему Никанор Иванович, категорически открещиваясь от иностранной валюты, легко признается следователям, что берет взятки?

- Какие названия дает Булгаков организациям и объединениям, руководившим творческими учреждениями?

Приложения №9

Обратите внимание на заключительные слова преподавателя и кадры на экране!

Запишите вывод в тетрадь:

Трусость Пилата, преданная любовь Маргариты, отступничество Мастера, справедливый суд Волонда.



Внимательно перечитайте страницы романа

Запишите вывод:

запишите цитаты из романа выведенные на экран.















Одновременно записывайте выводы из беседы















Сделайте вывод по наблюдениям















Самостоятельно сформулируйте вывод



Процитируйте высказывания героев и автора





Выпишите цитаты, выведенные на экране















Вывод запишите в тетрадь!











Запишите общий вывод, подведя итоги урока



Связь религиозного, фантастического и реального миров

Подведение итогов

Подводим итоги!

Надеюсь, что вам урок понравился, ответьте письменно на вопрос

На стороне каких героев романа ваши симпатии?



© 2010-2022