Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь и новых методов обучения. Школе потребовались такие методы обучения, которые: -         формировали бы самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении; -         развивали бы в первую очеред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное общеобразовательное казённое учреждение

«Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны

Российской Федерации


Утверждаю

Заместитель начальника

Екатеринбургского

суворовского военного училища

по учебной работе

Э. Бродовских


« » мая 2014г.


Проектная деятельность как форма учебной работы на уроках русского языка в 5-6 классах



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по учебной дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА



Рассмотрено на заседании ПМК

русского языка и литературы

(протокол №____ от «___» мая 2014г.)

Преподаватель (руководитель)

Е. Смирнова


Разработал преподаватель

русского языка и литературы

О.Годова


Согласовано

Старший методист учебного отдела

И. Деткина

«____» _________2014



Оглавление

Введение 3

Глава 1. Метод проекта - современная образовательная технология, включенная в «Приоритетный национальный проект» «Образование» 4-9

Глава 2. Формирование общеучебных навыков и умений

у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка в процессе

работы над проектом. 10

Глава 3. Проектная деятельность во внеклассной работе. Научно-исследовательский проект «Жизнь одного слова» 11-12

Заключение 13

Литература 14

Приложение









Введение

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь и новых методов обучения.

Школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;

  • реализовывали принципы связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.







3

Глава 1 Метод проекта - современная образовательная технология, включенная в «Приоритетный национальный проект» «Образование»»


В «Приоритетном национальном проекте «Образование» проектный метод обучения отнесен к числу современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, что создает условия для повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебнопознавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить. Применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат опыт деятельности становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю же учителя остается, пожалуй, самая трудная задача - выбрать проблему для проекта, а проблему эту можно брать только их окружающей действительности, из жизни. Тема проекта должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, она должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.. Тема проекта должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении у младших подростков часто ограничена. Нередко можно наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная до конца работа, так и остается незаконченной. И еще одно замечание: тема должна быть доступной, но вместе с тем познавательной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило не столько касается выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.

Следует учитывать сочетание желаний и возможностей. С выбором темы не следует затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны, поэтому и действовать надо быстро, пока интерес не угас.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной не казалась бы она нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное «добровольно - обязательное» мероприятие.

4

В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

На каких же предметах лучше всего «работает» метод проектов? Лучше всего проектная деятельность происходит во внеклассной работе, особенно в форме межпредметной. Низкую эффективность имеют предметы, где присутствует систематическое построение учебной программы, жесткий отбор форм и методов обучения, а это , в первую очередь, русский язык, литература, история, география, биология, физика, химия, математика.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, а иными словами с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей:

- практико-ориентированный - такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Информационный - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на

5

конференции). Данный тип проектной деятельности может быть с успехом применен для подготовки выступлений учащихся на научно-практических конференциях, гимназических чтениях и т.д.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Творческий - такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

Ролевой проект. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи

или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. Вполне возможно применение данного типа проектной деятельности и на уроках русского языка. Так, например: при изучении частей речи в рамках программы 6-го класса можно определить группы учащихся по морфологическим признакам той или иной части речи, с тем, чтобы они самостоятельно определили лексические значения или синтаксические функции в результате их взаимодействия в тексте.

Конечно, все перечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же, как любой - творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными;

  • межрегиональными

6

Отличаются проекты и по продолжительности:

- мини-проекты (один или два урока, например по теме «Фонетика» в 5-ом классе сочинение рекламы гласных и согласных звуков. На подготовку в группе отводилось от 7 до 10 минут, на презентацию по 2 минуте каждой группе. В 6 классе по теме «Словообразование» проведен был проект « Составление рекламы» по теме « Основные способы образования слов в русском языке» Здесь времени давалось немного больше (до 15мин).

  • краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по изготовлению продукта и подготовке презентации проводится во внеклассной деятельности.

Тема: «Званый ужин»

Учебные предметы: русский язык, технология.

Участники: ученики 5 - Г класса.

Продолжительность: 2 недели.

Продукт: Создание рукописного сборника кулинарных рецептов.

Цель: Формирование навыка правописания глаголов повелительного наклонения через учебную игру.

Тип проекта по масштабности: классный, групповой, индивидуальный

Педагогические задачи проекта: формирование умения работать с популярной литературой, умения получать, отбирать информацию в соответствии с темой проекта, использовать её для достижения цели и собственного развития.

  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит под руководством учителя. При данной форме проекта уместны как классные занятия, так и внеклассные: экскурсии, походы, посещение музеев и т.д. Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

  • Годичные проекты могут выполняться как индивидуально, так и в труппах. Они, как правило, проводятся в рамках ученических научных обществ.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения во многом зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения социально значимой проблемы. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - занятие веселое и приятное. Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией, как ее проанализировать, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, как ее представить, в каком виде. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Наиболее известные виды продуктов проектной деятельности на уроках русского языка:

  • атлас, карта (страна «Глаголия», карта «Местоимений»);

  • выставка;

7

  • газета;

  • журнал: оформление кабинета;

  • сборник лингвистических сочинений;

  • публикация в школьной газете;

  • сказка;

  • рисунок;

  • мультимедийный продукт;

  • учебное пособие: экскурсия

И наконец, самое главное - презентация продукта, защита результатов исследования. «Обучая других, обучаешься сам», - эта мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения. О выполненной работе надо не только рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, учащихся других классов, родителей). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно мы проводим защиту как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри из учителей, родителей и самих учащихся.

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога больших усилий. Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

  • не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • не делайте скоропалительных выводов. На основе тщательных наблюдений и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не слледует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками.

  • не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

  • научитесь не торопиться с вынесением суждения.

  • научите детей прослеживать межпредметные связи.

  • приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

  • помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

  • подходите ко всему творчески.

8

Учитывая интересы детей при определении темы проекта, педагог должен держаться ближе к той сфере, в которой сам лучше всего разбирается, в которой чувствует себя одаренным. Помним, что увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и не требует доказательств.

Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы.

Памятка.

Творческие проекты.

Тема: «Что в имени тебе моем?»

Учебные предметы: русский язык, литература.

Участники: ученики 6 - А класса.

Продолжительность: 2 месяца

Продукт: Издание рукописного сборника, слайдовая презентация

Цель: Расширение познавательных интересов и развития исследовательских умений через изучение мира имен, их истории, значения и своеобразия в русском языке.

Педагогические задачи проекта:

  • Формирование умения работать с научно-популярной литературой;

  • умения получать, отбирать в соответствии с целями информацию, использовать её для достижения цели и собственного развития;

  • развитие коммуникативных навыков через организацию форм совместной деятельности;

  • создание условий для творческой самореализации.

Тип проекта по масштабности: внутриклассный, групповой, индивидуальный

Предполагаемые формы деятельности:

  • поиск информации

  • анкетирование одноклассников

  • написание работы

  • презентация работ

  • создание сборника

  • выступление с докладами перед учащимися 6-х классов

  • создание слайдовой презентации

Ход работы над проектом.

Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта, возникновение имен в русской культуре, верования и обычаи древнего человека, связанные с именем, своеобразие древних русских имен, история имен некоторых учащихся класса. Информационный этап включал в себя знакомство с научно-популярной, художественной и справочной литературой, посвященной теме проекта. Был проведен опрос одноклассников: что обозначает твое имя, из какого языка оно пришло, почему именно так назвали тебя родители, как появилась и что может обозначать твоя фамилия. В целом работа заняла восемь недель.

Презентация: На презентации планируется представить рукописный сборник «Что в имени тебе моем?» Выступление на школьной научно-практической конференции с защитой проекта с использованием слайдовой презентации.

9

Глава 2 Формирование общеучебных навыков и умений у обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка в процессе работы над проектом.

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из разных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс.

5.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя вовремя выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельности, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

10

Глава 3. Проектная деятельность во внеклассной работе. Научно-исследовательский проект «Жизнь одного слова»

Основными трудностями организации проектной работы на уроках русского языка являются выделение времени на подобного рода работу и обеспечение овладения каждым учащимся предметными умениями и навыками, поэтому работу над проектом лучше перенести на внеурочные занятия.

Проект «Жизнь одного слова» выполнен суворовцами 6 класса Пуляровым Д. и Суюндиковым Р. Тема проекта была выбрана обучающимися самостоятельно в процессе изучения темы «Лексика. Фразеология. В работе выделены объект исследования, предмет исследования, поставлены задачи, сформулированы цели и гипотеза исследования.

При изучении темы «Лексика. Фразеология» суворовцы захотели узнать «все об одном слове». Было выбрано слово «родина», так появилась тема будущего проекта. Исследование захотели провести два суворовца, возникла мини-группа. Работа велась в соответствии с основными этапами: был составлен план, поставлены проблемы, выдвинуты гипотезы и т. д.

На этапе сбора материала ребята работали в библиотеке с каталогами, отбирали материал из словарей и справочников разных типов, работали с интернет-источниками.

Первую часть работы завершает вывод.

Вторая часть проектной работы - практическая. В ней исследованы особенности восприятия понятия «родина» обучающимися 5-6 классов Екатеринбургского суворовского училища. Названы основные методы исследования, перечислено использованное оборудование, названа ситуация исследования и описан ход работы.

Далее в проектной работе представлены результаты анкетирования и их анализ.

В «Заключении» проекта подведены итоги исследовательской работы и намечены планы и задачи для нового проекта.

Завершает проект список литературы, составленный в соответствии с принятыми нормами.

В разделе «Приложения» представлены диаграммы, составленные на основе результатов анкетирования.

Научно-исследовательский проект «Жизнь одного слова» является коллективной работой. В нем представлены все этапы, исследовательские приемы и методы работы. Продуктом исследовательской деятельности стала презентация.

И, наконец, самое главное - презентация продукта, защита результатов исследования. «Обучая других, обучаешься сам»,- эта мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим.

11

Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения. О выполненной работе надо не только рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить.

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, учащихся других классов, гостей). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Наш проект участвовал в НПК училища. Это был первый опыт публичного выступления.

Немалое значение имеет этап «Рефлексия», он помогает вырабатывать самооценку:

  • оценить собственные действия посредством сравнения с деятельностью других учеников;

  • оценить собственные действия посредством сравнения с собственной деятельностью в прошлом;

  • оценить собственные действия в соответствии с установленными нормами;

  • определить проблемы собственной деятельности;

  • установить причины возникновения проблем.

Наш проект охватил следующие области интеграции: история, изо, естествознание, литература, музыка, риторика, информатика, психология

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога больших усилий.

Учитывая интересы детей при определении темы проекта, педагог должен держаться ближе к той сфере, в которой сам лучше всего разбирается, в которой чувствует себя одаренным. Помним, что увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и не требует доказательств.

Результат работы над проектом: участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» ( ), участие в городском фестивале «Филологический класс» ( ).



12

Заключение

Одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию ее индивидуальных способностей, от получения разрозненных сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Поиск новых подходов к организации педагогического процесса приводит к необходимости реформирования всей системы приобретения знаний учеником, переориентация на практическую составляющую образования, привлечение учащихся к исследовательской деятельности.

Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующему межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать работа над проектом.













13

Литература



  1. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах .Пособие для учителя.-М.:Баласс,2010.

  2. Битянова М.Р.Учимся решать проблемы.Программа развития проектного мышления у младших подростков: учеб.-метод. Пособие для психологов и педагогов. М.:Генезис, 2005.

  3. Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, газет и других источников.Приемы традиционные и новые: практическое пособие.-М.,2006.

  4. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии.-М.:НИИ шк. технологий, 2004.

  5. Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.М.: Просвещение, 2011.

  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. И 2-х т.-М.: НИИ технологий, 2006.

  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 2006











14

Приложение

































































Приложение 1



III НПК Екатеринбургского суворовского военного училища

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах

















Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах



















Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах

























Приложение 2

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах



Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах



Приложение 3

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах



Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах

















Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах

Приложение 4

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах



Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах



Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах





Приложение 5







Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах































Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах















Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-6 классах

© 2010-2022