- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская работа на тему: Крылов – мастер фразеологизмов
Исследовательская работа на тему: Крылов – мастер фразеологизмов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соляникова Л.М. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальный открытый конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке»
СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Крылов - мастер фразеологизмов
Исследовательская работа
Выполнена
ученицей 9 класса МБОУ
«Верхососенская СОШ »
Крапивенцевой Екатериной
Научный руководитель-
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Верхососенская СОШ»
Соляникова Лариса Михайловна
Верхососна 2013 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….. 2
Основная часть…………………………………………………………………………3-21
Современники о Крылове………………………………………………………...........3-4
Фразеологизмы, классификация………………………………………….....................4-5
Исследование фразеологизмов Крылова…………………………………………….5-20
Заключение……………………………………………………………………………20-21
Литература………………………………………………………………………………. 22
1. Введение
Мир литературы сложный, многогранный и интересный. У каждого из нас, наверное, есть
свои предпочтения. Какой-то писатель нравится больше, какой-то меньше. Есть писатели знаменитые, есть популярные, а есть… забытые.
В настоящее время, я думаю, все более забывается И.А.Крылов. Басни мы «проходим» в школе, а вот являются ли они частью нашей современной жизни? Эта мысль у меня появилась после того, как в школе прошло мероприятие на тему: «Фразеологический калейдоскоп». Учащиеся приводили огромное количество примеров, а откуда они, знают не все.
Тема моей работы: «Крылов - мастер фразеологизмов».
Актуальность: мне интересно разобраться, какие фразеологизмы появились именно благодаря
И.А.Крылову и его басням.
Проблема: какие фразеологизмы из басен Крылова стали частью нашего языка.
Объект исследования: басни И.А.Крылова.
Предмет исследования: фразеологизмы из басен И.А.Крылова.
Цель: выявление особенностей фразеологизмов из басен И.А.Крылова; выявление уровня распространенности фразеологизмов.
Чтобы достичь цели, мне необходимо ответить на следующие вопросы:
- как отзывались о Крылове его современники?;
-когда Крылов начал писать басни?
-что такое фразеологизмы?
-выбрать фразеологизмы из басен Крылова;
насколько фразеологизмы распространены.
Поиск ответов на эти вопросы - это задача моего исследования.
Гипотеза: Можно предположить, что фразеологизмы из басен Крылова наиболее известны и популярны
2. Основная часть.
2.1. Современники о Крылове.
Мне необходимо изучить биографию И.А.Крылова и найти тот отправной момент, с которого начинается народное признание Крылова и любовь к нему. Нужно увидеть ту почву, на которой «выросли» басни. Почему это стало возможным? Биография Крылова изложена в работах Д.Д.Благого, Н.Н.Степанова, В.И.Коровина. Сохранились воспоминания современников поэта. В интернет-ресурсах также можно почерпнуть информацию о жизни и творчестве баснописца.
В историю русской литературы Крылов вошел как один из любимых народных писателей, замечательный мастер художественного реализма, один из создателей русского литературного языка. Восторженные, проникновенные оценки басен Крылова Пушкиным и Белинским целиком подтвердились длительной проверкой временем - Крылов живет и сейчас в своих баснях, нимало не утерявших первоначальной свежести, выразительности и глубины мысли. Недаром В. И. Ленин часто прибегал к образам крыловских басен в своих речах и публицистических работах.
В начале литературной деятельности, на ряду с первой серией комедий, Крылов пишет свои первые басни и анонимно печатает их в «Утренних часах» Рахманинова (1788). Это были басни «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Павлин и соловей», «Недовольный гостьми стихотворец»; в собрания своих басен Крылов их не включал. Затем - перерыв в 17 лет до 1805 г., когда Крылов переводит из Лафонтена басни «Дуб и трость», «Разборчивая невеста», «Трое молодых»; в 1806 г. они печатаются в журнале Шаликова «Московский зритель»; в 1807 г. написаны «Ворона и лисица», «Ларчик» и ряд других басен, напечатанных в 1808 г. в журнале Шаховского и Д. Языкова «Драматический вестник». В это же время, в 1806-1807 гг., написаны комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам» (а также опера «Илья Богатырь»). Но это были последние попытки закрепиться на драматургическом пути. В 1809 г. вышел первый сборник басен. Крылов сосредоточивается на басне, как на основном для него и в известном смысле универсальном жанре. [7, 25]
Публицистическую остроту Крыловской басни подчеркнул П. А. Вяземский, когда писал: «Басни Дмитриева - всегда басни. Басни Крылова нередко драматизированные эпиграммы на такой-то случай, на такое-то лицо... У автора, у баснописца бывало часто в предмете не басню написать, "но умысел другой тут был". А этот умысел и бывал приманкою для многих читателей».Другой современник, А. Бестужев (Марлинский) заметил, что Крылов «похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер. Его каждая басня - сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». [3,47]
С другой стороны, современников не могли не поразить глубина и широта охвата разносторонних явлений жизни в басенном «живописании» Крылова. «Человек в частной своей жизни, гражданин в общественной своей деятельности, природа в своем влиянии на дух наш, страсти в их борении, причуды, странности, пороки, благородные движения души и сердца, вечные законы мудрости - все перешло в его область, все подверглось его исследованию...» [7,156]
Наконец, еще одна существеннейшая черта привлекла к себе внимание современников - это народность Крыловских басен. «Истинно-народная русская книга» - замечает о баснях Крылова О. Сомов. То же самое говорят А. Бестужев, Плетнев, И. Киреевский, В. Одоевский, Погодин и др. Мнение Пушкина о Крылове как «об истинно народном поэте» общеизвестно. Белинский писал: «Но басни Крылова, кроме поэзии, имеют еще другое достоинство, которое вместе с первым заставляет забыть, что они - басни, и делает его великим русским поэтом: мы говорим о народности его басен. Он вполне исчерпал в них и вполне выразил ими целую сторону русского национального духа...». «И. А. Крылов больше всех наших писателей - кандидат на никем еще не занятое на Руси место "народного поэта", он им сделается тотчас же, когда русский народ весь сделается грамотным народом. Сверх того, Крылов проложит и другим поэтам дорогу к народности» (рецензия на «Басни И. А. Крылова», 1844). [7,256]
Таковы главнейшие критические отзывы, мимо которых не может пройти история литературы, потому что в них были поставлены основные вопросы изучения басенного творчества Крылова и дана его историческая оценка. С исключительной четкостью и глубиной резюмировал эти вопросы Н. В. Гоголь в статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность»: «Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку - и в сей басне умел сделаться народным поэтом... Тот ошибется грубо, кто назовет его баснописцем в таком смысле, в каком были баснописцы Лафонтен, Дмитриев, Хемницер и, наконец, Измайлов. Его притчи - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа... В книге его всем есть уроки, всем степеням в государстве, начиная от главы... и до последнего труженика... Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительною и выражаться так доступно всем, как Крылов». Двести пять басен, написанных в разное время на протяжении сорока шести лет (первые басни - 1788 г., последние - 1834 г.), вобрали в себя огромный жизненный материал. Национальный уклад жизни, русский пейзаж, русские характеры, русский образ мысли и жизненная мудрость народа, запечатлевшаяся в его языке, фразеологических выражениях, - вот основа художественного эффекта Крыловских басен. Фразеологизмы и фразеологические выражения в баснях И.А.Крылова. Это именно тот вопрос, который меня заинтересовал при выборе темы исследования. Так как фразеологизмы - это неизменные спутники нашей речи.
2.2.Происхождение и классификация русских фразеологических единиц
Фразеология - раздел языкознания, в котором изучаются фразеологизмы в их современном состоянии и историческом развитии[4,37] . Фразеологизм (от греч. «фразис» - выражение) - это устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому (идиоматический - оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов) [6,126]. Фразеологические выражения - устойчивые в своём составе обороты [4,78].
Фразеологизмы часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания образности, выразительности, шутливости. В своей речи мы нередко используем различные меткие выражения из произведений писателей, поэтов, из народных сказок, легенд, мифов. Например, сожалея, что не заметили самого главного, мы говорим словами басни И.А.Крылова «Любопытный»: «Слона - то я и не приметил». Меткие выражения, вошедшие в русский язык из литературных произведений, называются крылатыми словами, получившими широкое, переносное значение. Среди крылатых слов много словосочетаний, которые ничем не отличаются от фразеологизмов, возникших в разговорной речи: у разбитого корыта (А.С.Пушкин), на деревню дедушке (А.П.Чехов). Следует заметить, что фразеологизмы нельзя произвольно дробить, ставить ударения не там, где нам хочется, вставлять в них новые слова. Эти изменения нарушают выразительность, искажают значение, а иногда и смысл [7,85].
Создатели большинства фразеологизмов остаются неизвестными. В целом фразеологизмы - это создание народа, проявление его мудрости и лингвистического чутья. Во многих фразеологизмах русского языка отражаются традиции, обычаи. («Дареному коню в зубы не смотрят») и поверья русского народа, различные реалии («Ехать в Тулу со своим самоваром»), факты его истории. Многие фразеологизмы уходят корнями в профессиональную речь. Первое место из литературных источников по числу фразеологизмов занимает Библия («Устами младенца глаголет истина»). О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.
Он выделил три типа устойчивых словосочетаний:
1. фразеологические сращения;
2. фразеологические единства;
3. фразеологические сочетания. [4,324].
Дальнейшее изучение русской фразеологии, помимо намеченных Виноградовым трёх типов фразеологических оборотов выявило лингвистом Н.И. Шанским наличие ещё одной группы - фразеологических выражений. В отличие от фразеологического сочетания во фразеологическом выражении нет слов с фразеологически связанным значением. Выражение не образуется говорящим в процессе общения, а воспроизводится в готовом виде (всерьёз и надолго). Фразеологические выражения «устойчивы в своем составе и употребляют фразеологические обороты, которые являются не только семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями». Например, «трудовые успехи», «хрен редьки не слаще» и тому подобное. С точки зрения исторического формирования все фразеологизмы могут быть разделены на четыре группы:
1. исконно русские
2. заимствованные
3. фразеологические кальки
4. фразеологические полукальки [4,65].
Фразеологизмы русского языка могут различаться своей грамматической структурой. Особенно много устойчивых сочетаний вошло в язык из басен И.А.Крылова.
Выводы: Фразеологизм - это устойчивое выражение с самостоятельным значением, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов. Фразеологические выражения - устойчивые в своём составе обороты. Фразеологизмы часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания образности, выразительности, шутливости. В своей речи мы нередко используем различные меткие выражения.
Создатели большинства фразеологизмов остаются неизвестными. В целом фразеологизмы - это создание народа.
2.3 Фразеологизмы и фразеологические выражения, употребляемые в баснях И.А.Крылова
В начале 1809 года вышла первая книга басен Крылова. С тех пор Крылов в течение четверти века всю свою энергию отдает писанию басен. При жизни Крылова вышло до десяти изданий басен, в которых принимал участие сам автор, начиная с первого издания 1809 г. и кончая изданием басен в девяти книгах 1843 г., подготовленном им незадолго до смерти. Почти каждое из этих изданий включало новые басни и вносило изменения в расположение басен в прежних сборниках [3, С.6].
Сюжеты многих басен заимствованы из Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из его басен вошли в русский язык как крылатые слова. Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном - басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет» [7,365].
Басни Крылова - образец словесного мастерства. В них как бы сконцентрирован весь его творческий опыт как писателя-драматурга, поэта-лирика, сатирика и баснописца [7,26].
Крылов выражал не только мудрость народа, но и его нравственный идеал. В своих баснях он высмеивал и разоблачал все враждебное и чуждое нравственным представлениям русского человека [7, 10].
2.2.Фразеологизмы, фразеологические выражения и их значение в баснях И.А.Крылова
Мною было исследовано 198 басен И.А.Крылова.
В ходе проведенной исследовательской работы были найдены следующие фразеологизмы и фразеологические выражения из басен И.А.Крылова:
Таблица
«Фразеологизмы, фразеологические выражения и их значение в баснях И.А.Крылова»
Название басни
Фразеологизм
Значение фразеологизма
«Музыканты»
«Кто в лес, кто по дрова»
вразнобой, вразброд, нестройно
«А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей» - «по мне уж лучше пей, да дело разумей»
высокий профессионализм, талант пьющего человека предпочтительное трезвости бездаря, дилетанта, неумехи (шутл.)
«Ларчик»
«Вертит его со всех сторон и голову ломает…» - «Голову ломает» (ломать голову)
напряжённо, усиленно думать, стараясь понять что-либо
«Тут, глядя на него, иной качает головой…» - «качать головой»
делая движение головой из стороны в сторону, отрицать что-либо, сомневаться в чём-либо
«А Ларчик просто открывался»
дело ясно, не требует долгих размышлений
«Мальчик и Змея»
«На сей раз бог простит…» - «бог простит»
в речевом этикете: вежливый отказ на просьбу о прощении (устар.)
«Осёл и Мужик»
«Осёл, гоняя птиц, со всех ослиных ног, по всем грядам…» - «со всех ног»
очень быстро, стремительно
«Волк и Журавль»
«Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть, пришло хоть ноги протянуть…» - «протянуть ноги»
умереть
«Лисица и виноград»
«На взгляд-то он хорош, да зелен - ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьёшь» - «набить оскомину»
предельно надоедать, приедаться
«Отколь и как она к ним не зайдёт, хоть видит око, да зуб неймёт…» - «видит око, да зуб неймёт»
о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно
«Ягнёнок»
«Бедняжка от такой тревоги насилу доволок в овчарню ноги…» - «насилу доволочить ноги»
то же, что еле-еле доволочить ноги
«Совет мышей»
«И, несмотря на кошек и котов, свести с ума всех ключниц, поваров…» - «сводить/свести с ума»
сильно увлекать, пленять, очаровывать
«Мельник»
«Вода так бьёт, как из ведра» - «как из ведра»
очень сильным потоком
«С такою бережью диковинка ль, что дом скорёшенько пойдёт вверх дном» - «вверх дном»
в полном беспорядке (о нарушении обычного порядка)
«Мот и Ласточка»
«Да только он забыл пословицу в народе: что ласточка одна не делает весны» - «одна ласточка весны не делает»
с прилётом одной ласточки весна не придёт
«Плотичка»
«Закинет уду, глаз не сводит с поплавка…» - «не сводить глаз»
пристально, внимательно, неотрывно смотреть
«Скупой»
«От демонского воеводы - лететь за тридевять земель на многи годы» - «за тридевять земель»
очень далеко
«Два мужика»
«Бог посетил меня: я сжёг дотла свой двор и по миру пошёл с тех пор» - «идти по миру»
нищенствовать, просить милостыню
«Как так? Плохая, кум, игрушка!» - «плохая игрушка»
о чем-либо, к чему нельзя относиться несерьезно, что-либо - не шутки
«Две собаки»
«С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Какую службу ты несешь?» - «службу нести»
выполнять какие-либо обязанности, служить
«Меж тем как я из кожи рвусь напрасно…» - «рваться из кожи»
прилагать огромные усилия
«С насмешкой отвечал Жужу. - На задних лапках я хожу» - «ходить на задних лапах (лапках)»
заискивать перед кем-либо; угодничать, прислуживаться
«Бритвы»
«Поутру, чуть лишь я глаза продрал…» - «продрать глаза»
просыпаться; вставать после сна, протирая веки
«Осёл»
«Ну, так, что бедный наш вельможа до осени зачах, и кости у Осла остались лишь да кожа» - «кожа да кости»
одни кости, худой
«Филин и Осёл»
«Но к ночи в чащу так забрёл мой сумасброд, что двинуться не мог ни взад он, ни вперёд» - «ни взад и ни вперёд»
ни туда, ни обратно (невозможно, нельзя идти, двинуться и т. п.)
«Белка»
«Ну, некогда ни пить, ни есть, ни даже духу перевесть» - «переводить дух»
глубоко дышать, делать глубокий вздох после напряжения физических сил или переживаний, чтобы почувствовать облегчение, отдохнуть
«Он, кажется, из кожи рвётся, да только всё вперёд не поддаётся…» - «рваться из кожи»
прилагать огромные усилия
«Да только всё вперёд не поддаётся, как Белка в колесе» - «как белка в колесе»
быть очень занятым, в постоянных хлопотах, заботах (иногда без видимых результатов)
«Мыши»
«Куда! - Никто и ухом не ведёт…» - «и ухом даже не ведёт»
не обращает никакого внимания, не реагирует на что-либо; ничем внешне не проявляет своего отношения к кому-либо или к чему-либо
«Лиса»
«Беда не велика, легко б её поправить…» - «не велика беда»
не важно, пустяки; не стоит беспокоиться
«Два мальчика»
«Вот к дереву друзья со всех несутся ног» - «со всех ног»
очень быстро, стремительно
«Лев и Мышь»
«Со всех пустилась ног - простыл её и след» - 1.«со всех ног»; 2.«и след простыл»
1.очень быстро, стремительно;
2.исчез, скрылся, убежал
«Мешок»
«Мешок заговорил и начал вздор нести» - «нести вздор»
Говорить что нибудь необдуманное, несерьёзное
«Все только слушают его, разинув рот…» - «разинуть (разиня) рот»
от удивления
«Хоть он такую дичь несёт, что уши вянут…» - «уши вянут»
противно слушать что-либо предельно глупое, нелепое
«Кот и Повар»
«А Васька слушает, да ест»
один говорит, а другой не обращает на него внимания
«Лев и Комар»
«Престрашный поднял рёв, скрежещет в ярости зубами и землю он дерёт когтями» - «скрежетать зубами»
испытывая сильное негодование, ненависть, злобу, выражать это состояние мимикой, скрипом зубов
«Рвался, метался Лев и, выбившись из сил о землю грянулся и миру запросил» - «выбиться из сил»
предельно уставать, изнемогать от тяжёлой, длительной работы, ходьбы и т. д.
«Огородник и Философ»
«Он с прибылью, и в шляпе дело…» - «дело в шляпе»
конец делу
«Крестьянин и Лисица»
«И станешь у меня как в масле сыр кататься» - «как в масле сыр кататься»
до излишества, в полном довольствии
«Воспитание Льва»
«У Льва как гору с плеч свалило» - «как гора с плеч»
наступило облегчение, рассеялись тревоги, сомнения (обычно после избавления от трудных забот, обязанностей)
«Какие ж царствовать уроки он подаст!» - «уроки подать»
научить чему-либо
«Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь…» - «глядеть в гроб»
быть близким к смерти
«У птиц недаром говорят, что я хватаю с неба звёзды…» - «хватать звёзды с неба»
иметь выдающиеся способности; отличаться дарованием, талантом, умом
«Повесил головы Совет, а Лев- старик поздненько спохватился…» - «повесить головы»
приходить в уныние, отчаяние, сильно расстраиваться, огорчаться
«Волк и Лисица»
«И серый рыцарь мой, обласкан по уши кумой…» - «обласкан по уши»
очень
«Лебедь, Щука и Рак»
«Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу» - «из кожи вон лезть»
усердствовать, стараться изо всех сил
«Да только воз и ныне там»
дело не двигается, стоит на месте
«Тришкин кафтан»
«Тришкин кафтан»
такое положение, ситуация, дело и т. п., когда устранение одних недостатков влечёт за собой возникновение новых недостатков
«Пустынник и Медведь»
«Мишук с природы молчалив: так из избы не вынесено сору» - «выносить сор из избы»
разглашать ссоры, склоки, дрязги, происшедшие в семье или между близкими людьми
«А муха на щеке… и неотвязчивей час от часу» - «час от часу»
с течением времени, постепенно. О постепенном усилении или ослаблении чего-либо
«Услужливый дурак опаснее врага»
говорится в ситуации, когда неумный человек пытается помочь кому-нибудь, но от его помощи получается только вред
«Крестьянин и Разбойник»
«Разбойник Мужика как липу ободрал» - «ободрать как липку»
отбирать всё дочиста, грабить кого либо
«Любопытный»
«Слона-то я и не приметил»
не заметить самого главного, важного
«Конь и Всадник»
«А сам, как бурный вихрь, пустился, не взвидя света, ни дорог…» - «не взвидеть света»
в глазах потемнело (от страха)
«Поколь, в овраг со всех махнувши ног, до смерти не убился» - «со всех ног»
стремительно, очень быстро (броситься бежать)
«Мирская сходка»
«На сходке голоса чин-чином собраны» - «чин-чином»
так, как следует, как полагается
«Демьянова уха»
«Демьянова уха»
чрезмерное угощение против воли гостя
«А то во здравье: ешь до дна!» - «во здравье»
доброе пожелание при угощении или в ответна благодарность за угощение
«Тут бедный Фока мой… скорей без памяти домой» - «без памяти»
в состоянии сильного испуга, аффекта
«Водолазы»
«Меж тем час от часу впадал в сомненье боле» - «час от часу»
постепенно, с течением времени (о том, что нарастает или слабеет)
«Госпожа и две служанки»
«Нет угомона на старуху: днём перевесть она не даст за пряжей духу» - «перевести дух»
глубоко дышать, делать глубокий вздох после напряжения физических сил или переживаний, чтобы почувствовать облегчение, отдохнуть
«Медведь у пчёл»
«А Мишенька и ухом не ведёт» - «и ухом не ведёт»
не обращает никакого внимания
«В берлогу тёплую забрался, и лапу с мёдом там сосёт да у моря погоды ждёт» - «ждать у моря погоды»
бездействовать, находиться в бездеятельном ожидании чего либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным (обычно вынужденно)
«Зеркало и обезьяна»
«Их кумушек моих таких кривляк пять-шесть: я даже их могу по пальцам перечесть» - «по пальцам перечесть»
о небольшом числе, так что легко перечесть, назвать
«Комар и Пастух»
«Коль слабый сильному, хоть движимый добром, открыть глаза на правду покусится…» - «открыть (кому) глаза»
обратить внимание, вразумить
«Крестьянин и Смерть»
«На землю с плеч спустил дрова долой…» - «с плеч долой»
кто-либо освободился от обременительных забот, хлопот
«Рыцарь»
«Ступай через поля, чрез горы, чрез дубравы, куда твои глаза глядят» - «куда глаза глядят»
в неопределенном направлении, неизвестно куда, куда захочется
«Собака, Человек, Кошка и Сокол»
«И Человек тут с жизнью бы простился…» - «проститься с жизнью»
готовиться к смерти, ждать смерти; умирать
«Фортуна и Нищий»
«И поделом: знай честь!» - «знать честь»
знай меру
«Лягушка и Юпитер»
«И кои думают, лишь мне бы ладно было, а там весь свет гори огнём» - «гори огнём»
пусть гибнет, пропадает кто-либо или что-либо
«Лиса-строитель»
«А кур час от часу всё мене» - «час от часу»
постепенно, с течением времени (о том, что нарастает или слабеет).
«Напраслина»
«Ворочает его легонько у огня, не сводит глаз долой и мысленно глотает…» - «не сводить глаз»
пристально, внимательно, неотрывно смотреть
«Гребень»
«Да только в голове ни взад он, ни вперёд: лишь волосы до слёз дерёт» - «ни взад и ни вперёд»
ни туда, ни обратно (невозможно, нельзя идти, двинуться и т. п.)
«Две Бочки»
«От ней по мостовой и стукотня, и гром, и пыль столбом» - «пыль столбом»
шум, гам, суматоха
«Орёл и Пчела»
«Я, право, не пойму охоты: трудиться целый век, и что ж иметь в виду?» - «целый век»
очень долго, продолжительное время
«Пчела ответствует: Тебе хвала и честь…» - «хвала и честь»
выражение восхищения, признания, похвалы, одобрения и т. п
«Щука и Кот»
«А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот…» - «чуть жива»
кто-либо очень устал, измотан, измождён
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
а сапоги тачать пирожник»
идиома обозначает человека, берущегося не за своё дело
«Волк и Кукушка»
«С которым думаешь ты жить в ладу?» - «в ладу жить»
в дружбе, в согласии
«Прости! Не поминай нас лихом!» - «не поминайте лихом»
вспоминая, не думайте плохо (пожелание, просьба при расставании на долгий срок)
«Крестьянин и Работник»
«Но только с плеч беда долой, то избавителю от нас же часто худо» - «с плеч долой»
кто-либо освободился от обременительных забот, хлопот
«И повстречали вдруг медведя носом к носу» - «носом к носу»
вплотную, близко; непосредственно (встречаться, сталкиваться и т. п. с кем-либо)
«Обоз»
«Пустился конь со всех четырёх ног на славу…» - «со всех ног»
очень быстро, стремительно
«Воронёнок»
«Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - «сходить с рук»
оставаться безнаказанным (о действиях, поступках кого-либо, обычно предосудительных
«Слон на воеводстве»
«А с умыслу он мухи не обидит » - «мухи не обидит»
безобидный, добродушный, кроткий
«Осёл и Соловей»
«Вспорхнул и - полетел за тридевять полей» - «за тридевять земель»
очень далеко
«Избави бог и нас от этаких судей» - «избави бог (боже)»
решительно предостерегаю от того, что собираешься (собираются) делать, предпринимать; нежелательно, недопустимо что-либо
«Откупщик и Сапожник»
«В дому сластей и вин, чего ни пожелай: всего с избытком, через край» - «через край»
слишком много, в избытке чего-либо
«Челом вам бьёт за ласковой слово» - «бить челом»
почтительно раскланиваясь, приветствовать кого-либо
«Крестьянин в беде»
«Богатым лёг, а с голью встал такою, хоть по миру поди с сумою» - «идти по миру»
нищенствовать, просить милостыню
«Хозяин и Мыши»
«Не без греха в надсмотрщиках бывает» - «не без греха»
не совсем честно, с нарушением закона, обязанностей, правил; кто-либо не совсем честен
«Обезьяна»
«Хлопот Мартышке полон рот» - «хлопот полон рот»
много забот
«Мор зверей»
«Любви в помине больше нет…» - «нет и в помине»
полностью отсутствует, не существует кто либо или что либо
«Тащатся шаг за шаг, чуть держатся в них души» - «еле (чуть) душа держится»
едва, чуть жив; очень слаб от болезни, усталости и т.п.
«А что до пастухов, мы все здесь бьём челом» - «бить челом»
благодарить за что-либо
«Со всех сторон не только правы, чуть не святы» - «со всех сторон»
отовсюду
«Собачья дружба»
«С Пиладом мой Орест грызутся, - лишь только клочья вверх летят» - «клочья вверх летят»
сильная драка
«Лисица и Сурок»
«Куда ты, кумушка, бежишь так без оглядки» - «без оглядки»
стремительно, быстро, не оглядываясь (бежать, убегать и т. д.)
«Нет, кумушка; а видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху» - «рыльце в пуху»
кто-либо причастен к неблаговидному поступку, действию, событию
«Ворона и Лисица»
«Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит» - «не сводить глаз»
пристально, внимательно, неотрывно смотреть
«И говорит так сладко, чуть дыша» - «чуть дыша»
замирая от чего либо
«Какие пёрышки, какой носок!»
комплимент ухоженному, разодетому человеку, весьма озабоченному впечатлением, которое он производит на окружающих
«Ворона каркнула во всё воронье горло…» - «во всё горло»
очень громко (кричать, петь)
«Дуб и Трость»
«Бушует ветер, удвоил силы он, взревел - и вырвал с корнем вон…» - «вырвать с корнем»
решительно освобождаться от чего либо, устранять что либо
«Ворона и Курица»
«За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься…» - «по пятам»
не отставая, неотступно (идти, ходить, гнаться и т. п.)
«Лягушка и Вол»
«…жить хочет мещанин, как именитый гражданин, а сошка мелкая, как знатный дворянин…» - «мелкая сошка»
человек, занимающий низкое служебное или общественное положение
«Парнас»
«А чтобы нашего не сбили с толку братства, то заведём такой порядок мы у нас…» - «сбить с толку»
запутывать, приводить в состояние растерянности, замешательства
«И новый хор певцов такую дичь занёс…» - «занести ахинею (дичь, околёсную, чушь и т.п.)»
начать говорить вздор, пустяки, нелепости
«Если голова пуста, то голове ума не придадут места»
в качестве комментария к стремительному карьерному росту посредственного человека (презрит., ирон.)
«То начали богам прижимки делать розны:
Ни храмов не чинить, ни жертв ни отпускать…» - «жертвы отпускать»
совершать жертвоприношение
«Оракул»
«За то, от головы до ног обвешан и сребром и златом…» - «от головы до ног»
целиком, полностью, сплошь; во всех отношениях, во всем
«Роща и Огонь»
«Когда корысть себя личиной дружбы кроет, - она тебе лишь яму роет» - «рыть яму»
строить козни, причинять неприятности, вредить
«Час от часу Огонь слабее становился…» - «час от часу»
постепенно, с течением времени (о том, что нарастает или слабеет)
«Волк и Ягнёнок»
«У сильного всегда бессильный виноват»
незаслуженные обвинения старшими младших (по возрасту или по должности)
«За дерзость такову я голову с тебя сорву» - «сорвать голову»
убить
«Обезьяны»
«Когда перенимать с умом, тогда не чудо… А без ума перенимать, и боже сохрани, как худо!» - «боже сохрани»
выражение предостережения о недопустимости чего-либо опасного, нежелательного
«Мартышка и Очки»
«Мартышка к старости слаба глазами стала»
близорукость, необходимости носить очки
«Камень и Червяк»
«Так хвалится иной, что служит сорок лет: а проку в нём, как в этом Камне, нет» - «а проку в нём, как в этом камне, нет»
о многолетней, но бесполезной деятельности
«Два голубя»
«Но не до них: он прочь без памяти несётся» - «без памяти»
в состоянии сильного испуга, аффекта
«Отколь ни взялся ястреб злой; не взвидел света Голубь мой!» - «не взвидеть света»
об ошеломляющем впечатлении от удара, боли, испуга, неожиданности и т. п.
«Тогда то будет нам о чем повесть словечко!» - «повесть словечко»
рассказать о чем-либо
«Червонец»
«…дадут мне вдвое… что у меня его с руками оторвут» - «с руками оторвать»
раскупить с большой охотой, нарасхват; охотно брать, принимать
«Мужик мой приступает к делу. И со всего плеча червонец о кирпич он точит» - «со всего плеча»
сильным движением всей руки (ударять, бить и т. п.)
«Троеженец»
«Он Многожёнца вмиг велел под суд отдать» - «отдать под суд»
привлекать кого либо к уголовной ответственности
«Лягушки, просящие царя»
«Со всех Лягушки ног с испугу пометались» - «со всех ног»
очень быстро, стремительно
«Немного погодя, посмотришь, кто захочет, тот на него и вскочит» - «немного (чуть)погодя»
спустя некоторое время
«И плотно так он треснулся на царство,
что ходенем пошло трясинно государство» - «ходенем пойти»
о сотрясении, шатании чего-либо
«Лев и Барс»
«И, к слову молвить здесь, куда он у тебя завидная скотина!» - «к слову молвить»
в дополнение к чему либо
«Ворона»
«И сделалась моя Матрена
ни Пава, ни Ворона» - «ни пава, ни ворона»
человек, отбившийся от своей среды и не приставший к другой
«Лжец»
«Хоть римский огурец велик, нет спору в том…» - «нет спору»
что-либо бесспорное, несомненное
«Стрекоза и Муравей»
«Ты всё пела? это дело: так поди же, попляши!»
закономерное следствие чьего-либо неразумного, неправильного поведения
Таким образом, из 198 басен в 85 встречаются фразеологизмы и фразеологические обороты. Всего мною было найдено 132 фразеологические единицы. Из них 16 фразеологических оборотов: ( 1) По мне уж лучше пей, да дело разумей. 2) А ларчик просто открывался. 3) Видит око, да зуб неймёт. 4) Одна ласточка весны не делает. 5) А Васька слушает, да ест. 6) А воз и ныне там. 7) Услужливый дурак опаснее врага. 8) Слона-то я и не приметил. 9) Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. 10) Какие пёрышки, какой носок! 11) Если голова пуста, то голове ума не придадут места. 12) У сильного всегда бессильный виноват. 13) К старости слаба глазами стала. 14) А проку в нём, как в этом камне нет. 15) Ни пава, ни ворона. 16) Ты всё пела? это дело: так поди же, попляши!) и 116 фразеологизмов.
Наиболее частотными по употреблению являются фразеологизмы: со всех ног (5), означающий «очень быстро, стремительно»; час от часу (4), означающий «постепенно, с течением времени (о том, что нарастает или слабеет)»; не сводить глаз (3), означающий «пристально, внимательно, неотрывно смотреть»; за тридевять земель (2), означающий «очень далеко»; идти по миру (2), означающий «нищенствовать, просить милостыню»; рваться из кожи (2), означающий «прилагать огромные усилия»; ни взад и ни вперёд (2), означающий «ни туда, ни обратно (невозможно, нельзя идти, двинуться и т. п.)»; перевести дух (2), означающий «глубоко дышать, делать глубокий вздох после напряжения физических сил или переживаний, чтобы почувствовать облегчение, отдохнуть»; и ухом не ведёт (2), означающий «не обращает никакого внимания, не реагирует на что-либо; ничем внешне не проявляет своего отношения к кому-либо или к чему-либо»; не взвидеть света (2), означающий «в глазах потемнело (от страха)»; с плеч долой (2), означающий «кто-либо освободился от обременительных забот, хлопот»; бить челом (2), означающий «почтительно раскланиваясь, приветствовать кого-либо».
Также я выяснила, что многие фразеологизмы и фразеологические выражения до сих пор актуальны в нашей речи. Среди всех найденных к таким относятся 83 фразеологических единицы - 5 фразеологических выражений (а Васька слушает, да ест; а воз и ныне там; одна ласточка весны не делает; видит око, да зуб неймёт; слона-то я и не приметил) и 78 фразеологизмов: кто в лес, кто по дрова; ломать голову; качать головой; бог простит; со всех ног; протянуть ноги; насилу доволочить ноги; свести с ума; как из ведра; вверх дном; не сводить глаз; за тридевять земель; плохая игрушка; службу нести; рваться из кожи; ходить на задних лапках; продрать глаза; кожа да кости; ни взад и ни вперёд; переводить дух; как белка в колесе; и ухом не ведёт; не велика беда; и след простыл; нести вздор; разинуть рот; уши вянут; выбиться из сил; дело в шляпе; как в масле сыр кататься; как гора с плеч; хватать звёзды с неба; повесить головы; из кожи вон лезть; выносить сор из избы; час от часу; ободрать как липку; не взвидеть света; чин-чином; без памяти; ждать у моря погоды; по пальцам перечесть; открыть (кому) глаза; с плеч долой; куда глаза глядят; проститься с жизнью; гори огнём; пыль столбом; целый век; чуть жива; не поминайте лихом; носом к носу; сходить с рук; мухи не обидит; избави бог; через край; не без греха; хлопот полон рот; нет и в помине; еле (чуть) душа держится; со всех сторон; клочья вверх летят; без оглядки; рыльце в пуху; чуть дыша; во всё горло; по пятам; мелкая сошка; сбить с толку; занести ахинею (дичь, околёсную, чушь и т.п.); от головы до ног; рыть яму; сорвать голову; боже сохрани; с руками оторвать; отдать под суд; немного (чуть) погодя; нет спору. Такое большое количество фразеологических единиц, актуальных до сих пор в нашей речи можно объяснить характерной особенностью языка басен Крылова - использование разговорной лексики. В языке его басен словно растворились народные выражения.
Заключение
Басни И.А. Крылова, как всякое истинно художественное произведение, обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского».
Работа над фразеологией обогащает нашу речь и облегчает конструирование речи. Знание метких выражений помогает нам говорить кратко и метко, образно, ярко и выразительно, способствует повышению нашей грамотности.
Мною было проанализировано 198 басен И.А.Крылова. В 85 встречаются фразеологизмы и фразеологические обороты. Всего найдено 132 фразеологические единицы. Из них 16 фразеологических оборотов и 116 фразеологизмов. Наиболее частотными по употреблению являются фразеологизмы: со всех ног (5), час от часу (4), не сводить глаз (3), за тридевять земель (2), идти по миру (2), рваться из кожи (2), ни взад и ни вперёд (2), перевести дух (2), и ухом не ведёт (2), не взвидеть света (2), с плеч долой (2), бить челом (2). Из 132 фразеологических единиц 83 до сих пор можно услышать в речи говорящих.
Основные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований фразеологии.
Все найденные фразеологизмы и фразеологические выражения, их значения, а также иллюстрации к фразеологизмам для учащихся представлены в пособии для учителей и учащихся МБОУ «Верхососенская СОШ» (приложение 1, фрагмент).
Список литературы:
1.Крылов И.А. Басни. - М.: Просвещение, 1985г.
2.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение,
1980г.
3.Липатов Г.Язык басен Крылова (proza.ru/2010/01/18/421)
4.Фесенко О.П. «Ещё раз о фразеологизме» (filologia.su/o-frazeologizme)
5.Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии.
Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник
русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и
отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук., 1896-1912. dic.academic.ru
6.Наука и образование. Что такое фразеологизмы?
genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=146d7737-da28-467c-a2d6-1ed25fc93b19
7.Янина Л.Г. Фразеологические обороты - литературное наследие И.А. Крылова.
area7.ru/metodic-material.php?627
21