Урок литературы Такой разный и везде свой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Такой разный и везде свой»
Литературно - музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству В.С.Высоцкого

И лопнула во мне терпенья жила,

И я со смертью перешел на «ты»,-

Она давно вокруг меня кружила,

Побаивалась только хрипоты.

Я от суда скрываться не намерен,

Коль призовут - отвечу на вопрос.

Я до секунд всю жизнь свою измерил

И худо - бедно, а тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято, -

Я понял это все- таки давно.

Мой путь один, всего один, ребята,

Мне выбора, по счастью, не дано.
Урок литературы Такой разный и везде свой

^ Оформление зала:

Сцена оформлена строго: на заднем плане портрет В. С. Высоцкого и даты рождения и смерти ( 1938-1980).
На занавесе эпиграф:

Мне есть что спеть, представ перед всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним.

На сцене - дополнительный занавес, выполняющий роль экрана.

На него проектируются нужные кадры из кинофильмов, слайды, портреты некоторых писателей, артистов, близких людей Высоцкого, чьи воспоминания даются в композиции.

На краю сцены - стул с прислоненной к нему гитарой.

В зале полумрак.

Урок литературы Такой разный и везде свой
Эпиграф:

«Если где-то в чужой

незнакомой ночи

ты споткнулся и ходишь

по краю,

Не таись, не молчи,

до меня докричи -

я твой голос услышу,

узнаю»

В. Высоцкий
Учитель

25 января - день рождения Владимира Семеновича Высоцкого.

Поэт, актер и исполнитель авторской песни ушел из жизни в 1980 году.

Он «недопел» и «недолюбил..» Хотя его песни пользовались огромной популярностью, Высоцкий при жизни не был официально признан до конца.

И только в 1987 году ему была присуждена Государственная премия СССР (посмертно) - за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.

«Сегодня для нас он не памятник, - сказал о поэте, актере и композиторе Роберт Рождественский - Его имя, его личность не фетиш. Он для всех нас - живой человек, на плечо которого можно опереться, когда станет трудно.

Его творчество помогает нам работать и быть мужественными»

^ Звучит фонозапись:

На братских могилах не ставят крестов

И вдовы на них не рыдают

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигают.

Первый Ведущий: Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления - в столичном ли доме ученых, на Ленских приисках, в студгородке Нью-Йоркского штатского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде

Урок литературы Такой разный и везде свой

Урок литературы Такой разный и везде свой

Второй ведущий В 42 летнюю жизнь Владимира Высоцкого вместилось очень многое: предвоенная и военная Москва, эвакуация в Оренбургскую область, послевоенная Германия, учеба в строительном институте, и Школе - студии МХАТА, работа в столичных театрах, роли в 30 кинофильмах, и в радиоспектаклях, пластинки за рубежом, и миллионы километров магнитной ленты дома, неприятие чиновниками от идеологии и культуры - и небывалая любовь «соотечественников» к «шансонье всея Руси».

Учитель Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве.

« Я вышел ростом и лицом

спасибо матери с отцом.

С людьми в ладу, не помыкал, не понукал,

Спины не гнул , прямым ходил,

И в ус не дул, и жил как жил,

И голове своей руками помогал.» (Слайд №

Детство Володи было в общем - то обычным для подростка тех лет. Жил в густонаселенной коммунальной квартире в доме №126 по 1 - й Мещанской улице вместе с отцом Семеном Владимировичем и матерью Ниной Максимовной. Этому периоду жизни Владимир Семенович посвятил написанную почти с документальной точностью "Балладу о детстве"
Семьи, как правило были многодетными. Ребятишки резвились прямо в коридоре - места хватало всем. Героями «Баллады о детстве» стали соседи Высоцких : Евдоким Кирилыч, Гися Моисеевна, тетя Зина, Вовчик Попов. Это подлинные имена людей, живших тогда в доме, по Первой Мещанской.
Первый ведущий. Существенные коррективы в семейные планы Высоцких внесла война. Отец, призванный на воинскую службу еще в марте 41 - го в звании младшего лейтенанта, сражался на фронте с первого до последнего дня. Отмечен боевыми наградами.

Два первых военных года Володя провел с матерью в эвакуации. Жили в селе Воронцовка, что в километрах двадцати от города Бузулука Чкаловской (ныне Оренбургской области. Летом 43 - го мать и сын возвратились в Москву. В 1945 году Володя пошел в 1-й класс.
Второй ведущий. Большое влияние на сына в детские годы оказал Семен Владимирович Высоцкий, который в молодости немного играл на фортепиано. Любил попеть в семейном кругу популярные песни тех лет, предпочитая произведения И.Дунаевского, А.Вертинского.
Третий ведущий. В январе 1947 года Володя едет в Германию, где в то время в городе Эберсвальде служил его отец, живший с новой женой - Евгенией Степановной Высоцкой - Лихолатовой. Володя учился в школе для детей Советских военнослужащих, много общался с немецкими ребятами. Мальчик рос непоседливым, любознательным, отзывчивым. Как - то Семен Владимирович купил сыну велосипед. Недолго покатался на нем Володя. Перед отъездом в Москву он подарил велосипед знакомому немецкому парнишке. Отцу свой неожиданный поступок объяснил так: « Ты у меня живой, а у него нет папы».

Первый ведущий. В Москву семья Высоцких возвратилась из Германии в октябре 1949 года. Володя продолжил учебу в пятом классе 186 - й мужской школы, расположенной неподалеку от их дома № 15 в Большом Каретном Переулке.

Учитель. Сочинять стихи Владимир Высоцкий начал очень рано: « С восьми лет я писал всякие вирши про салют. А потом, когда стал немного постарше, писал всевозможные пародии.»

Одну из таких стихотворных пародий, написанную сыном в студенческие годы, сохранила Нина Михайловна Высоцкая. В один из дней она так старательно починила и выгладила Володины брюки, что они стали выглядеть почти как новые. Счастливый обладатель «помолодевших брюк» выразил благодарность в стиле известных поэтов, не забыв включить в их когорту и самого себя:

* * *

Тебе сказал недавно: коли

Есть брюки - надо их стирать

Уже? Мерси, чего же боле,

Что я могу еще сказать.

А.С. Пушкин

* * *

Ты вынесла адовы муки!

Шептала проклятье судьбе,

За то , что поглажены брюки,

Большое спасибо тебе.

Н.А.Некрасов.
* *

Давно

Я красивый товар ищу!

Насмешки с любой стороны,-

Но завтра

Совру товарищу -

Скажу, что купил штаны.

В.В.Маяковский
Приятно спать и видеть в снах

Что завтра буду я в штанах.

В.С. Высоцкий

Второй ведущий. Из воспоминаний отца писателя Семена Владимировича Высоцкого:

«Когда Володя окончил школу, я посоветовал ему поступать в Московский инженерно - строительный институт, считая, что у сына должна быть профессия инженера. Он легко сдал вступительные экзамены, затем первую экзаменационную сессию и… ушел из института. Для нас это было неожиданным.

Вскоре он поступил в школу - студию МХАТА и вышел на свою жизненную дорогу. На гитаре учился играть по самоучителю, пел не только свои , но и песни других авторов, например, Б.Окуджавы, Я.Смелякова.

И все же жалел, что музыкального образования, полученного в детстве, ему не хватает. Ведь к себе он подходил очень требовательно.

Владимир был целеустремленным человеком, трудился, что называется « на износ». Он обладал удивительной памятью, что ему очень помогало в учебе, а в дальнейшем это было особенно важным в его поэтическом и артистическом творческом поиске. Порой я себя сравнивал с ним. Так как в армии, особенно во время войны и на маневрах и учениях, нагрузки были очень большими. Но вот сейчас я думаю, что, наверное, мои затраты энергии с его не могли идти ни в какое сравнение. Володя порой спал по четыре часа в сутки. Сочинял преимущественно ночью, так как днем репетировал в театре, снимался в кино. Кстати, каскадерам в кино его дублировать не приходилось. Он прекрасно скакал на коне, плавал, неплохо боксировал, знал основы каратэ.

Его песни нравились мне всегда. В его песнях были и ирония, и сарказм, но мой сын всегда пристально вглядывался в человека, в его душу, всегда хотел найти в ней крупицы хорошего, светлого, искал и видел пути ее совершенствования, глубоко понимал свою ответственность перед страной и народом.

К нам и в Германии, а затем и в Москве, часто приходили мои фронтовые друзья. Для него на всю жизнь они оставались не иначе как «дядя Леша», «дядя Саша», «дядя Коля». Одному из них, ныне Маршалу авиации, дважды Герою Советского Союза Николаю Михайловичу Скоморохову, Володя посвятил «Балладу о погибшем летчике».

Учитель. Военная тема красной нитью прошла через все творчество Высоцкого. Из рассказов вернувшихся и с книжных страниц, война вздымалась пожарищами, лязгом могучей техники, разрывами бомб и снарядов и навечными дружбами, и бессонными сутками на марше - неостановимым многомиллионным порывом к победе.

Если путь прорубая отцовским мечом,

ты соленые слезы на ус намотал,

если в жарком бою испытал,что почем,

значит, нужные книги ты в детстве читал.

На большую войну Высоцкий не успел. Эта ущербность собственной биографии никогда не давала ему покоя:

Кто старше нас на четверть века,

Тот уже увидел близости и дали.

Им повезло - и кровь, и дым, и пот

Они понюхали, хлебнули, повидали.

Он воплотил образ защитника отечества в театре, в кино, о нем пел, о нем писал стихи.

Мы не вправе забывать высказывание Р.Рождественского : « Песни Высоцкого о войне - это прежде всего песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, мужественных, усталых, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину»

Третий ведущий. Многие ветераны Великой Отечесвенной войны не верили, что Высоцкий ни разу не ходил в атаку. Они писали ему письма:

- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…

- Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей.

Порою Высоцкий оглашал такие отрывки из писем. Чаще нет.
^ Звучит фонозапись голоса Высоцкого.

Но, конечно же, он гордился этим бесхитростным подтверждением достоверности подробностей ратного труда и воинского быта, рожденных его творческим воображением.

Первый чтец.Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги,-

Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов.

По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,

Неизвестно к какому концу унося седоков.

Наше время- иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!

И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.

Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,

На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.

И еще будем долго огни принимать за пожары мы,

Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,

Про войну будут детские игры с названьями старыми,

И людей будем долго делить на своих и врагов

А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут под нами скакать

И когда наши девушки сменят шинели на платьица,-

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять
Учитель Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое Роберт Рождественский по праву, как мне кажется, назвал лучшим,-

«Он не вернулся из боя»
^ Звучит фонозапись песни «Он не вернулся из боя»

Первый ведущий. Высоцкий не играл в жизненные ситуации, а жил ими, пропуская чужие проблемы через свое сердце

Если где - то в чужой незнакомой ночи

Ты споткнулся и бродишь по краю,

Не таись, не молчи, до меня достучи -

Я твой голос услышу, узнаю.

Неудивительно, что и альпинисты, и геологи, и нефтяники принимали его за своего. Альпинисты даже верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах.

Фонозапись.

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а - так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, -

Парня в горы тяни - рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке одной с тобой -

Там поймешь, кто такой.

Учитель. Большую роль в жизни и творчестве В.Высоцкого сыграла его верная жена и преданный друг - французская актриса Марина Влади.

Владимир увидел ее в 1965 году и … влюбился.

^ Ученик читает стихотворение «Она была в Париже»

Высоцкий долго искал с Мариной встречи, но она произошла лишь летом 1968 года. А в декабре 1970 года их брак был зарегистрирован официально. Первые 6 лет, когда Владимир не мог приезжать к жене, а у нее были дела в Париже, они писали друг другу почти ежедневно. Все его письма Марина хранит до сих пор. В них - частная жизнь. Длинное расстояние между двумя любящими сердцами не стало преградой в их взаимной любви.

Высоцкий очень любил свою жену и посвятил ей много стихотворений, в которых открытым текстом, говорит о переполнявших его любовных чувствах

Первый чтец

Маринка, слушай, милая Маринка,

Кровиночка моя и половинка,-

Ведь если разорвать, то - рубь за сто -

Вторая будет совершать не то!

Урок литературы Такой разный и везде свой

Маринка, слушай, милая Маринка,

Далекая как в сказке Метерлинка,

Ты - птица моя синяя вдали,-

Вот только жаль - ее в раю нашли!

Маринка, слушай, милая Маринка,

Загадочная как жилище инка,

Идем со мной! Куда-нибудь, идем,-

Мне все равно куда, но мы найдем!...

Второй чтец

Нет рядом никого, как ни дыши.

Давай с тобой организуем встречу!

Марина, ты письмо мне напиши -

По телефону я тебе отвечу.

Пусть будет так, как года два назад,

Пусть встретимся надолго иль навечно,

Пусть наши встречи только наугад,

Хотя ведь ты работаешь, конечно.

Не видел я любой другой руки,

Которая бы так меня ласкала,-

Вот по таким тоскуют моряки,-

Сейчас моя душа затосковала.

Я песен петь не буду никому -

Пусть, может быть, ты этому не рада,-

Я для тебя могу пойти в тюрьму -

Пусть это будет за тебя награда.

Не верь тому, что будут говорить,

Не верю я тому, что люди рады,

И как - нибудь мы будем вместе пить

Любовный вздор и трепетного яда
Первый ведущий. Из воспоминаний Марины Влади

« Он был больше чем просто муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он рассказывал мне о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и новые песни. Придет после спектакля домой уставший, « измотанный» все - равно могли до полночи болтать о жизни, театре - обо всем».

Второй ведущий. В стране любви Высоцкого живут счастливые люди - влюбленные. Их души бродят в цветах , дышат вечностью.

Третий чтец читает стихотворение « Баллада о любви»

Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь -

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было - сорок сороков

И чудаки - еще такие есть -

Вдыхают полной грудью эту смесь,

И ни наград не ждут, ни наказанья, -

И думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же неровного дыханья.

Их голосам дано сливаться в такт

И душам их дано бродить в цветах,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться со вздохом на устах

На хрупких переправах и мостах

На узких перекрестках мирозданья

Я поля влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу - и значит, я люблю!

Я люблю - и значит, я живу!
Учитель Это стихотворение должны знать все, кто хочет встретиться

с настоящей любовью. Оно учит нас беречь ее - ведь это такое счастье!

И тогда не будет разводов, не будет сиротства при живых родителях, не будет безотцовщины. Высоцкий верил в силу слова, как и вообще в высокое предназначение искусства.
Звучит фонозапись песни «Лирическая»
Первый ведущий Из воспоминаний актрисы театра драмы и комедии на Таганке Аллы Демидовой:

Сегодня часто сетуют, что женщины растеряли свою женственность, а мужчины переняли много женских черт: слабость, незащищенность, отсутствие воли и постоянное прислушивание к собственному состоянию и настроению.

Высоцкий один из немногих актеров, а в моей практике единственный партнер, который постоянно вел мужскую тему.

Кого бы он не играл, все это были люди мужественные, решительные, испытавшие не один удар судьбы, но не уставшие бороться, отстаивать свое место в жизни.

Вся энергия была направлена на безусловное преодоление ситуации. В любой безысходности - искать исход. В беспросветности - просвет! Не думая о том, возможен ли он. И во всех случаях знать и верить: «Еще не вечер!»
Учитель: Раз уже мы заговорили о Высоцком - актере, наверное, нельзя не вспомнить известное высказывание о нем: «поэт, рожденный театром»

Студентом актерского отделения Школы -студии им. Немировича- Данченко Владимир Высоцкий стал в 1956 году. Готовиться к поступлению в Школу - студию помогал несостоявшемуся строителю Владимир Богомолов. Художественным руководителем курса был, по определению Высоцкого, изумительный человек Павел Владимирович Масальский. В дипломном спектакле по пьесе Горького «На дне» Высоцкий сыграл роль Бубнова. Мать артиста, Нина Максимовна, присутствовавшая в зале была приятно поражена словами сидевшей с ней рядом женщины, которая сказала, имея в виду Володю: «За этим мальчиком я буду следить всю жизнь» Если бы такими же проницательными на таланты были тогдашние чиновники от культуры. Выпускнику Школы - студии МХАТа В. С. Высоцкому постановлением государственной экзаменационной комиссии от 20 июня 1960 года была присвоена квалификация актера драмы и кино. Местом его работы определили Московский театр им.А.С. Пушкина.

В сезон 1960-1961 года актером была сыграна роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке А.С. Аксакова.

В 1963 году Высоцкий перешел в труппу Московского театра миниатюр, а в сентябре 1964 года был зачислен в трупу Театра драмы и комедии на Таганке.

В 1966 году сыграл роль Галилео Галилея в спектакле «Галилей» Б. Брехта (режиссер Ю. Любимов).

В 1967 году - роль Владимира Маяковского в спектакле «Послушайте!» (режиссер Ю. Любимов), а также роль Хлопуши в спектакле «Пугачев» по драматической поэме С. Есенина ( р. Ю.Любимов)

В 1971 году роль Гамлета в спектакле «Гамлет» В. Шекспира ( р . Ю.Любимов)

В 1975 год роль солдата в спектакле «Пристегните ремни» Г. Бакланова, Ю. Любимова (р. Ю. Любимов)

-роль Лопахина в спектакле «Вишневый сад» А.Чехова (р. А.Эфрос)

Третий ведущий : Сценическая жизнь В.С. Высоцкого сложилась так, что ему не досталось сыграть своего современника. Актерскую потребность проникнуть в круг интересов и забот тех, кто живет сегодня и рядом, Высоцкий отчасти мог реализовать в кино.

Урок литературы Такой разный и везде свой

Говоря о своей работе в кино, Владимир Высоцкий называл такие цифры: снимался в 24 фильмах, в 12 исполнял главные роли, для 10 написал песни (заметим: исследователи его творчества скрупулезно сосчитали все его выступления в кино более чем за двадцатилетний период - набралось около 30 фильмов).(Слайд №

Итак, вспомним фильмы с участием Владимира Высоцкого:

«СВЕРСТНИЦЫ» (реж. В. Ордынский, «Мосфильм», 1959) - дебют в кино - роль студента Пети.

«КАРЬЕРА ДИМЫ ГОРИНА» (реж. Ф. Довлатян, Л. Мирский, Студия им. М. Горького, 1961), эпизод.

«713-Й ПРОСИТ ПОСАДКУ» (реж. Г. Никулин, «Ленфильм», 1962), эпизод.

«УВОЛЬНЕНИЕ НА БЕРЕГ» (реж. Ф. Миронер, «Мосфильм», 1962), матрос Петр.

«ГРЕШНИЦА» (реж. Ф. Филиппов, «Мосфильм», 1962), эпизод.

«ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ» (реж. А. Столпер, «Мосфильм», 1963), эпизод.

«ШТРАФНОЙ УДАР» (реж. В. Дорман, Студия им. М. Горького, 1963), гимнаст.

«НА ЗАВТРАШНЕЙ УЛИЦЕ» (реж. Ф. Филиппов, «Мосфильм», 1965), Маркин.

«НАШ ДОМ» (реж. В. Пронин, «Мосфильм», 1965), эпизод.

«СТРЯПУХА» (реж. Э. Кеосаян, «Мосфильм», 1965), Андрей Пчелка.

«Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА» (реж. В. Туров, «Беларусьфильм», 1966), танкист Володя.

«ВЕРТИКАЛЬ» (реж. С. Говорухин, Б. Дуров, Одесская киностудия, 1967), радист Володя.

«КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ» (реж. К. Муратова, Одесская киностудия, 1967), геолог Максим.

«САША-САШЕНЬКА» (реж. В. Четвериков, «Беларусьфильм», 1967), эпизод.

«ИНТЕРВЕНЦИЯ» (реж. Г. Полока, «Ленфильм», 1968. Фильм восстановлен в 1987 г.), Воронов, он же - Бродский.

«СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА» (реж. Е. Карелов, «Мосфильм», 1968), Брусенцов.

«ХОЗЯИН ТАЙГИ» (реж. В. Назаров, «Мосфильм», 1968), Иван Рябой.

«ОПАСНЫЕ ГАСТРОЛИ» (реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, Одесская киностудия, 1969), Николай Коваленко, он же- Жорж Бенгальский.

«БЕЛЫЙ ВЗРЫВ» (реж. С. Говорухин, Одесская киностудия, 1969), политрук.

«ЭХО ДАЛЕКИХ СНЕГОВ» (реж. Л. Головня, «Мосфильм», 1969), Серый.

«ЧЕТВЕРТЫЙ» (реж А. Столпер, «Мосфильм», 1972), Он.

«ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК» (реж. И. Хейфиц, «Ленфильм», 1973), фон Корен.

«ЕДИНСТВЕННАЯ ДОРОГА» (реж. В. Павлович, СССР- СФРЮ, 1975), Солодов.

«БЕГСТВО МИСТЕРА МАК-КИНЛИ» (реж. М. Швейцер, «Мосфильм», 1975), Билл Сиггер.

«ЕДИНСТВЕННАЯ» (реж. И. Хейфиц, «Ленфильм», 197:.), Борис Ильич.

«СКАЗ ПРО ТО, КАК ЦАРЬ ПЕТР АРАПА ЖЕНИЛ» (реж. А. Митта, «Мосфильм», 1976). Ибрагим Ганнибал.

«ИХ ДВОЕ» (реж. М. Месарош, Венгрия, 1977), Незнакомец.

«МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ» (реж. С. Говорухин, Одесская киностудия, 1979), капитан Жеглов.

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» (реж. М. Швейцер, «Мосфильм», 1980), Дон Гуан.

Фильмография составлена по материалам буклета И. Рубановой «Владимир Высоцкий» М., ВБПК, 1983
Первый ведущий Из воспоминаний В.С. Высоцкого « В кино я начал работать одновременно с театром. И снимался уже довольно много. Часто приглашая меня сниматься, мне предлагали что- нибудь в фильме спеть. Я соглашался. Раньше пел чужие песенки и сам себе писал, но в основном все это были вставные номера. Позже стели предлагать писать песни, которые имели самостоятельную ценность в кино. И первый такой фильм - «Я родом из детства», снятый режиссером Виктором Туровым. Я играл в его фильме роль капитана - танкиста, который горел в танке и вернулся в свои тридцать лет из госпиталя совершенно седым человеком. Песни из этого фильма вошли в пластинку.

Потом я сочинял песни для фильма «Вертикаль» режиссера С.Говорухина. Как мне кажется этот фильм - один из самых удачных опытов моей роботы в кинематографе. Там ничего не мешало песне, и она никому не мешала, потому что в это время показывались горы или альпинисты, уходящие в горы. Я начинал петь, а когда альпинисты уже были на вершине, песня заканчивалась. Прошло десять часов, а я пел три минуты. То есть песня может нести и временную нагрузку. Все песни в «Вертикали», мне кажется, очень удачно нашли свое место. И даже монтировалась картина в соответствии со смыслом и продолжительностью песни.
^ Звучит фонозапись песни «Прощание с горами» или «Вершина»
Учитель Но по общему признанию, судьбу В. Высоцкого нельзя назвать удачной, кинематограф не использовал всех возможностей актера. Половина сыгранных ролей - эпизодические. В.Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему присужден приз Международного кинофестиваля в Тернини (Италия) и специальный приз ІХ Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». В 1987 году В. Высоцкому присуждена Государственная премия СССР (посмертно).

^ Второй ведущий В. Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 году. Сначала это были выступления с группой его товарищей - актеров театра на Таганке, затем - сольные. С 18 января 1967 года по приглашению клуба песни «Восток» в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла. Он мог выступать в небольшом клубном зале и на многотысячном стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в кабине летящего самолета, и в лагере альпинистов и в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками. Много выступал в воинских частях, перед студентами, которым непременно пел «Чужую колею». В. Б. Шкловский на закате своей почти вековой жизни сказал : «Когда люди слушают песни Высоцкого, то вспоминают, что они - люди».

А вот поэт Александр Межиров, услышав душережущие строки: «Я коней напою, я куплет допою, - хоть мгновенье еще постою на краю…», написал:

Как Высоцкий поет

Про своих одичалых коней,

Так жестокий цейтнот

Мне сжимает виски все тесней.

Последнее выступление В. Высоцкого состоялось 16 июля 1980 года в Калининграде под Москвой.

А 25 июля 1980 года перестало биться сердце поэта.
Третий ведущий «Смерть самых лучших намечает

И дергает по одному…»-

так пел Высоцкий в одной из своих песен. Когда Высоцкий умер, многие ведомства оказались захваченными врасплох.

На высоте оказалось, пожалуй лишь МВД. В Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и казалось, всем было не до того. Только к двенадцати дня под окнами кирпичного кооперативного дома на Малой Грузинской собралось человек тридцать. Стояли молча, окаменев. К ночи народу внизу прибавилось. С балкона 8 этажа были видны обращенные вверх лица. Стояли всю ночь. Это тоже давняя традиция русской поэзии…

В день прощания людей было так много, что из потока образовалась людская река. Она начиналась от Котельнической набережной и медленно текла к Таганке, чтобы протечь через зал, где лежал на сцене он.
Первый ведущий. Из воспоминаний Марины Влади

Он лежал в комнате с закрытыми окнами. Одет был в черный свитер и черные брюки. Волосы зачесанные назад, лицо застыло в направленном , почти сердитом выражении. Длинные белые руки вяло сложены на груди. Лишь в них видится покой. Приводят в ужас два вопроса: как могли исчезнуть столько таланта, щедрости, силы? Где тот голос, который потрясал толпу?

В 5 часов утра гроб был установлен в большом зале, и началась долгая церемония прощания.

Второй ведущий. А за окном уже поплыли цветы. Люди, которые поняли, что все - таки не увидят его, передавали их стоящим впереди. В зале опять и опять звучало « С миром отпущаеши»…

После этого говорили. Говорили немногие. Недолго.

Потом тем, что были в театре, разрешили проститься, и они тоже всего лишь прошли через зал мимо лежащего, и только некоторым охранявшие его разрешили поцеловать холодный лоб или руки. Это длилось долго. Потом ждали уже на улице, а там, в зале, были только родные. Вышедшие из театра, увидели людей во всех окнах, на всех балконах и крышах домов. Все они чего - то ждали…

И вот его вынесли из главного входа театра. Если бы он смог открыть глаза, он увидел бы только небо между домами, но если бы мог слышать, то вздрогнул бы от этого: «А-а-а-а!...», которое вдруг возникло как общий выдох и куда - то улетело.

Когда процессия выехала на Таганскую площадь, чтобы затем направить свой путь по Садовому кольцу, под машину, которая везла его, полетели цветы, и еще несколько сот метров люди бросали их под колеса автобусов. А потом людей стало меньше, и процессия понеслась по Садовой быстро.

Перед Красной Пресней движение замедлилось. Здесь его тоже ждали, и чем было ближе к цели, тем больше становилось людей. К ваганьковским воротам кортеж подъезжал медленно.

^ Звучит фонозапись песни «Кони привередливые»

У последнего его приюта людей оказалось удивительно мало. Палило яркое солнце. У могилы было решено не говорить. Сказал кто - то один, кому это было доверено. Потом то, что страшно всегда: глухой стук молотков. И все…

И снизу лед и сверху - маюсь между.

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду,

А там за дело в ожиданье - виз.

Лед подо мною, надломись и тресни.

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песен,

Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека, сорок с лишним,

Я жив, тобой и Господом храним,

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед ним.

Учитель. 25 января в день 50 летия со дня рождения, памятная доска Владимиру Высоцкому была установлена на доме № 28 по Малой Грузинской улице Москвы, где жил и работал поэт и артист. Авторы проекта - скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Воскресенский. Ими же создан памятник - надгробье, установленный на Ваганьковском кладбище. На его могиле постоянно лежат живые цветы.

Урок литературы Такой разный и везде свой

^ Спасибо друг , что посетил последний мой приют.

Постой один среди могил, почувствуй бег минут.

Ты помнишь, как я петь любил, как распирало грудь.

Тепер ни голоса, ни сил, чтоб губы разомкнуть

И воскресают, словно сон, былые времена,

И в хриплый мой магнитофон влюбляется страна.

Я пел и грезил и творил - я многое успел.

Какую женщину любил ! Каких друзей имел !

Прощай Таганка и кино, прощай зеленый мир.

В могиле страшно и темно, вода течет из дыр.

Спасибо , друг, что посетил, приют печальный мой.

Мы здесь - все узнаки могил, а ты - один живой.

За все, чем дышишь и живешь ,зубами , брат держись.

Корда умрешь, тогда поймешь, какая штука жизнь.

Прощай ! Себя я пережил в кассете "Маяка".

И песни, что для вас сложил, переживут века!
Сегодня мы не стремились подробно проследить биографию поэта, актера, композитора ( ведь ее сейчас знают многие) Мы хотели, чтобы все вы, сидящие в зале, слушая его стихи, песни постигли ту высокую цену, которую платит человек, посвятивший себя творчеству, ибо, как писал Владимир Высоцкий:

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

Т. Д. Садченко
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №22»,
с. Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край



© 2010-2022