Календарно-тематическое планирование по русской литературе в 5 классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование по русской литературе в 5-х классах (102 часа) за 2015- 2016 учебный год.

(Учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я.Коровиной для 5 класса; авторы В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.)

№урока

5в по плану

5в факт.

5б по плану

5б факт.

5а по плану

5а факт.

Содержание (разделы, темы).

Примечание


Введение.

1


Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.





Устное народное творчество.

2


Устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Исполнители фольклорных произведений.

3


Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

4


Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна- лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

5


Художественный мир сказки «Царевна- лягушка». Иван царевич, его помощники и противники.

6


Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.

7


«Иван- крестьянский сын и чудо- юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

8


Особенности сюжета сказки. Иван- крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

9


Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

10


Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

11


Развитие речи. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый народный герой русской народной сказки».





Из древнерусской литературы.

12


Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

13


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.



Из русской литературы 18 века

14


Из русской литературы 18 века. Роды и жанры литературы.

15


М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.





Из литературы 19 века.

16


Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

17


И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок». Понятие об аллегории и морали.

18


И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

19


Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

20


Развитие речи. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

21


В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна».

22


«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

23


В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно- психологические проблемы баллады.

24


А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

25


Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

26


Контрольная работа. Письменный ответ.

27


А.С. Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

28


Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

29


Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. Строфа.

30


Развитие речи. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина ?»

31


Мои любимые сказки Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.





Русская литературная сказка

32


Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

33


Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

34


М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.«Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

35


Изобразительно- выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

36


Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

37


Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

38


Развитие речи. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пересказ эпизода.

39


Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

40


Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

41


Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

42


И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение. Гипербола.

43


История отношений Герасима и Татьяны.

44


«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

45


Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства.

46


Развитие речи. Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

47


А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

48


Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

49


Жилин и Костылин. Краткость и выразительность языка рассказа.

50


Развитие речи. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

51


А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

52


Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

53


Юмористические рассказы А.П.Чехова.





Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

54


Лирика Ф.И.Тютчева

55


Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

56


Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

57


Развитие речи. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии19 века).





Из русской литературы 20 века

58


И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

59


В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

60


Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

61


Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

62


Изображение города и его обитателей. Простота и выразительность языка повести.

63


Развитие речи. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

64


С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка и стихотворений.

65


Стихотворение «С добрым утром!»

66


П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы- мастера.

67


Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

68


К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

69


Роль пейзажа в сказке К.Г Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

70


К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского.

71


С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

72


Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

73


Художественные особенности пьесы- сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.

74


Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

75


А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

76


Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

77


Контрольная работа по литературе (тестирование).

78


В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

79


«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

80


Становление характера Васютки через преодоление сложных жизненных испытаний.

81


Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Как Васютке удалось выжить в тайге?»





Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.

82


Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе. А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ родины в стихах о природе.

83


Развитие речи. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века)

84


Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь -Робинзон».

85


Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

86


К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети.

87


А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.





Из зарубежной литературы

88


Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

89


Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа.

90


Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя.

91


Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

92


В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

93


Наши любимые сказки Х.К.Андерсена.

94


Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена.

95


Ж.Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

96


М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

97


Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев М.Твена.

98


Том и Гек. Том и Бекки.

99


Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

100


Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

101


Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

102


Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.








Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ лицей села Верхние Киги Кигинского района РБ

Альтапова Гюзель Рафисовна.





© 2010-2022