- Преподавателю
- Русский язык и литература
- УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ ПО КАРТИНЕ ЛЕВИТАНА «МАРТ
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ ПО КАРТИНЕ ЛЕВИТАНА «МАРТ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева Е.Ю. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок развития речи
Тема: Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Март»
Цель: Подготовка к написанию сочинения по картине
Задачи: 1.Расширение познавательного интереса;
Учить подбирать эпитеты;
Учить выделять ассоциативный ряд;
Учить структурировать.
2.Развитие речевой активности, внимания и мыслительных процессов.
3. Учить воспринимать пейзажную живопись
Оборудование: портрет художника, репродукции картин Левитана: «Март», «Весна. Большая вода», « Осенний день. Сокольники», «Березовая роща», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Вечер. Золотой Плес», «Золотая Осень»,
Ход урока:
-
Учитель читает песенку Кушнера и Гладкова «О картинах»
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется …
Дети: Пейзаж
Учитель: Что такое пейзаж?
Дети:
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].
В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
2.Учитель: Сегодня мы поговорим о художнике Исааке Левитане, о его жизни, о его творчестве, а также мы должны подготовотся к написанию сочинения по картине Левитана»Март».
О жизне И.Левитана расскажет биограф.
Биограф: Родился 30 августа 1860 в пос. Кибарты, ныне Кибартай (Литва), в семье железнодорожного служащего. Еврей.
Начальное образование получил дома.
В конце 1860-х семья Левитана переехала в Москву.
В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1877 награжден Малой серебряной медалью за "этюд масляными красками". В том же году после смерти матери, а потом и отца юный Левитан окунулся в беспросветную нужду. По причине неуплаты за обучение его исключают из училища, но вскоре, благодаря помощи друзей, он возвращается туда как стипендиат, "оказавший большие успехи в искусстве". В том же году поступает в мастерскую А. К. Саврасова. И тогда же состоялась первая в жизни живописца выставка его картин.
В 1879 Третьяковская галерея приобретает первую картину Левитана - "Осенний день. Сокольники".
В 1884 Левитан оставил училище. Тогда же он стал выступать на выставках Московского общества любителей художеств.
С 1888 принимал постоянное участие в передвижных выставках.
В 1887 - 90 неоднократно бывал на Волге, в Плёсе. Эти поездки оказали большое влияние на его творчество.
В 1892 Левитану как "некрещеному еврею" было предложено покинуть Москву, и ему пришлось долго жить в Тверской и Владимирской губерниях, пока хлопоты влиятельных друзей не позволили ему вернуться.
В 1896 вторично перенес тиф, что дало осложнение на сердце.
В 1898 Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
За свою творческую жизнь написал около тысячи картин, рисунков, этюдов и эскизов.
Скончался 22 июля 1900 в Москве.
Он прожил всего 40 лет, но оставил глубокий след в искусстве. Его пейзажи восхищают своей красотой и глубиной чувств.
Учитель: Искусствоведы нам расскажут о картинах Левитана.
Искусствоведы: Картина «Осенний день. Сокольники» написана в 1879 году. Левитан проявил себя своеобразным художником, умеющим просто и поэтично передать настроение в пейзаже. Нечто совершенно небывалое выразил в ней художник. Нервная, как бы торопливая кисть запечатлела позднюю осень, умирающий к вечеру день с хмурым, безрадостным небом, мокрой, бурой листвой. Женщина в темном платье быстро идет по аллее. Она словно объята смутной тревогой, и природа вторит внутреннему состоянию женщины: глухо, уныло шумят от ветра вершины сосен.
2. «Березовая роща», начатая еще в Бабкине в 1885 году, была окончена- лишь летом 1889 года. В этом изображении березовой рощи с будто движущимися по светлой траве тенями от колышущейся листвы деревьев Левитан снова строит картину на движении, на игре освещения. И здесь эта игра света, это движение теней служат основой и средством выражения «настроения». Пятна света и тени зовут зрителя углубиться в изображение, где теряется ясность очертаний предметов и березовая роща сливается в общих зеленых пятнах. Игра света на стволах берез делает их не только трепетными и живыми, но словно прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветность, которой передается игра света и теней на стволах. Мы видим здесь наряду с белыми, пастозно положенными пятнами более мелкие розовые, коричневые и дополнительные к ним голубовато-зеленые цвета. Они находят себе поддержку в изображении мелких лиловых цветочков и желтых бликов света в траве и наверху в листве.
3.Картина Вечер. Золотой Плёс (1889, Государственная Третьяковская галерея, Москва) - один из шедевров, написанных Левитаном в Плёсе на Волге.
Художник запечатлел вид на окраину этого небольшого деревенского городка с Петропавловской горы, где находилась и полюбившаяся художнику церковь-часовня.
С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворённой тишины, мягкое сияние золотисто-розового предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над широкой рекой и обволакивающего плавные очертания Волги и стоящих на её берегу среди деревьев церкви, колокольни и белого домика с кирпично-красной крышей.
Можно ощутить вечернюю свежесть воздуха, сочность и ароматность травы и кустов, покрывающих пологий склон холма. Изображение этого холма - прекрасный пример неподражаемого мастерства Левитана в разработке различных оттенков зеленого цвета. Всё напоено драгоценным чувством целостности и красоты бытия. Интересно, что часть белого каменного дома с красной крышей, принадлежавшего плёсскому купцу Грошеву, некоторое время снимали Левитан и Софья Кувшинникова. Ныне в этом здании размещается один из отделов Плёсского Государственного историко-художественного музея- заповедника.
4. "Золотая осень". Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним - увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна. А на холсте - деревья, трава, река, небо.
5. «Владимирка» была написана Иссаком Левитаном в 1892 году. Полотно отличается глубоким содержанием и проникнуто скорбной поэтичностью. Интересно, что картина, относящаяся сегодня к самым знаменитым творениям Левитана, вначале была названа скучной и неприглядной и принята критикой весьма сдержанно.
До 1890 года по Владимирскому тракту вели по этапу в Сибирь каторжан. В своем произведении Левитан хочет увековечить память «о звоне кандальном». Мы видим унылый пейзаж: позднее лето, степь с редкими кустиками, уходящую вдаль широкую дорогу. Мы словно шагаем по ней. Низкое пасмурное небо с рваными облаками навевает грустные воспоминания. Лес расступается, освобождая место. А дорога идет и идет, тянется бесконечно, уходит за горизонт…
6. Картина «Весна. Большая вода» принадлежит к числу значительнейших произведений Левитана.
Колорит картины образуется уже известным нам образом из тонких оттенков и переходов трех основных цветов - голубого, желтого и зеленого. Господствует голубая гамма в соответствии с главным мотивом картины. С ней сочетается желтизна берега, переходящая в коричневато-розоватый тон прошлогодней листвы и набухающих веток берез, с коричневатыми стволами деревьев и цветами лодки снаружи и внутри.
«Весна. Большая вода » - одна из самых тонких, лирических картин Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой и тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем и внутреннем и внешнем композиционном ритме. Беспечальная, светлая радость, какая-то ее спокойная полнота исходит от картины. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, светлый и радостный, является основой, на которой развертывается светлое, лирическое содержание картины.
3.Учитель: Когда И. Левитан работал, он любил слушать музыкальные произведения Бетховина, Чайковского. Мы тоже прослушаем с вами музыку Чайковского «Март».(Звучит аудиозапись Чайковский «Март»)
Задание: запишите ассоциации, которые возникли у вас , когда вы услышали слово «март».
Зачитайте свои ассоциации.
Добавьте ассоциации своих одноклассников.
Перед нами картина Левитана. Название пока мы не открываем.
Вопросы:
1.Какое время года изобразил художник?
2.Какое настроение передал художник в картине?
Ответ: Радостное. Солнечное. Прекрасное. Весеннее.
3.Как художник изобразил солнечный день?
Ответ: Мир залит светом, синие тени на снегу, синее небо, и золотой свет отражается на стену дома.
(Ответы записываются в тетрадь)
4.Какими способами художник изобразил талый снег?
Ответ: Снег не белый, а серо- голубой, дорога талая, на крыше снег съежился. На дороге снег темный. Снег отражает небо. В лесу снег глубокий. Художник использует мазки. Это следы от ног на тропинке, они темнеют, углубляется. На солнце снег блестит, переливается.
5.Какой цвет в картине является преобладающим?
Ответ: Ярко- голубой.
- Почему?
- небо голубое- голубое.
6. Что мы можем сказать о небе?
Ответ: Оно ясное, чистое, синее. Небо дает яркие тени под деревьями.
7. Какие эпитеты мы можем подобрать к воздуху?
Ответ: Прозрачный, свежий. Пронизан золотистыми солнечными лучами.
8. В центре картины мы видим лошадку, она запряжена в сани.
Вот как характеризует искусствовед эту часть картины.
- В пейзажных полотнах Левитана вы почти нигде не увидите изображения человека, но своим лирическим восприятием прекрасного художник как бы очеловечивает природу, пробуждая в зрителе определенные чувства и настроения. В картине мы чувствуем присутствие человека, который, кажется, только что подъехал на санях к дому и вошел в него, беспечно оставив открытой дверь.
9. Что мы можем сказать о деревьях?
Ответ: Они голые, но не стыдятся своей наготы. Они словно рады приходу весны. Они словно радостно танцуют или летят к небу.
10. Какие краски использовал художник?
Ответ: яркие, радостные.
11.Какое время суток изобразил художник?
Ответ: Это утро, потому что тени лилово- синие.
12. Посмотрите внимательно на деревья. Что вы видите?
Ответ: Скворечник. Птиц не видно, но они скоро должны вернуться из теплых стран.
13. Какие мысли и настроение пробуждает в нас эта картина Левитана?
Ответ: Чувство светлой радости, веселья.
14. Какое название придумали вы этой картине?
Ответы детей.
5.прослушайте стихотворение К. Заболоцкого «Оттепель»
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
В клочьях разорванной тучи
Блещет осколок луны.
Сосен тяжелые сучья
Мокрого снега полны.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
Подходит ли оно по настроению к картине Левитана «Март»?
Ответ: Да. В стихотворении говорится о наступлении весны. О том, что потемнели снега, осели сугробы, о возвращении птиц в родные края.
Учитель: Стихотворение Заболоцкого «Оттепель» может быть эпиграфом к вашему сочинению по картине Левитана «Март».
Домашнее задание: Написать сочинение по Картине И. Левитана «Март»
План сочинения:
1 часть - Вступление
2 часть - Основная
3 часть - заключение
Рефлексия
Успокойтесь, закройте глаза, вспомните и прокрутите как киноленту с конца урока все, что происходило у нас на уроке. О чем мы говорили?
-
Д/з написать сочинение по картине Левитана «Март»
-
Изучили структуру сочинения
-
Прослушали стихотворение Заболоцкого «Оттепель»
-
Придумали название картине.
-
Ответили на вопросы по картине
-
Записали ассоциации со словом «Март»
-
Прослушали музыку Чайковского
-
Прослушали искусствоведов. Они нам рассказали о картинах Левитана.
-
Слушали биографию Левитана
-
Узнали, что такое «Пейзаж»
-
Прослушали песенку о картинах.