- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы
Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бородина Н.А. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» с. Александровского Александровского района Ставропольского края
Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы
Подготовила Бородина Н.А.,
учитель русского языка и литературы
2014 год
Работа с учебными и научными текстами включает их понимание и создание нового текста на основе усвоенного. Ещё в 1960-е годы исследования, проведенные отечественными психолингвистами, доказали, что способность понимать научный( учебный как его разновидность) текст не формируется у человека спонтанно, то есть в процессе непосредственного освоения языка. На основании этого был сделан вывод: для понимания научного текста и использования полученной информации необходимо овладеть специальными средствами.
Набор этих средств обусловлен сущностью процесса понимания. В психолингвистике определяют понимание как компонент мышления, речемыслительной процесс, в основе которого лежат мыслительные и речемыслительные действия и операции. Таким образом, понимание текста - это речемыслительный процесс, осуществляемый как восхождение от содержания ( о чем и что именно говорится) к смысловому плану текста и затем - к личностному смыслу на основе использования соответствующих способов действий. Соответственно понять учебный (научный) текст можно на разных уровнях:
-извлечение информации (о чём говорится и что именно);
-интерпретации информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста);
- интерпретации информации в контексте личного жизненного опыта обучающегося (личностный смысл).
Для понимания на каждом из уровней необходимо овладеть определенными способами действий.
Уровни
понимания
Предмет рефлексии
Способы действий
Результаты
Извлечение
информации
Содержание: фактуальная, концептуальная (тезисы текста) информация, знание о фрагменте реальности, уровень значений (о чём говорится и что именно).
Выделение предмета речи, суждений (тезисов), установление смысловых связей между фрагментами текста, создание вторичных текстов (таблиц, схем, граф-схем)
Адекватная репрезентация (представление) содержания текста, новое знание об объективной реальности
Интерпретация информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста)
Ценностно-смысловая позиция автора, мировоззренческие основания позиции, социокультурные, философские, биографические причины появления позиции именно в таком виде
Реконструкция речемыслительной деятельности автора, лингвистический анализ оценочной лексики, определение предметов оценивания; определение общей направленности оценки (положительная или отрицательная), изменение оценочной направленности суждения, реконструкция смысла текста, привлечение информации социокультурного, биографического характера. Создание вторичных текстов (аннотаций, рефератов)
Адекватная репрезентация (представление) смысла текста и авторской позиции
Интерпретация информации в контексте личного жизненного опыта обучающегося (смысл текста для меня).
Собственная ценностно-смысловая позиция по отношению к знанию и позиции автора, собственные основания для принятия/непринятия знания и позиции, причины (личные, биографические, социокультурные
Рефлексия свое/чужое, аргументация согласия или несогласия с позицией/оценкой на основе личного или читательского опыта, рефлексия изменений представлений после знакомства с новым знанием и позицией, создание рефлексивных текстов
Личностный смысл знания, ценностно-смысловая позиция субъекта понимания по отношению к описываемому явлению, позиции автора текста
Итак, работу с текстом целесообразно строить как поэтапное восхождение от предметного содержания через анализ предмета речи, основной мысли и логико-смысловых отношений к оценочной и мировоззренческой стороне высказанных автором суждений, а затем - к личностному смыслу полученного знания и отношению к авторской позиции.
При планировании работы по развитию учебно-информационных умений учитываю возрастные особенности школьников, особенности восприятия ими различных текстов. 5-6 классы - это начало систематического обучения способам понимания учебных и научных текстов.
Осваиваемые умения:
- извлечение явно выраженной информации из учебного текста для ответа на вопрос репродуктивного характера;
- выделение предмета речи - темы ( о чем идет речь?);
- выделение суждения (что именно говорится?);
- определение оценки, данной явлению автором, определение коммуникативной задачи;
- анализ логико-смысловой структуры текста - узнавание смысловых фрагментов текстов, построенных по схемам: факт, объект - характеристика, определение; событие, факт, суждение - иллюстрация, приведение примеров; тезис - доказательство; объект - объект(сравнение, противопоставление); событие - вывод;
- составление плана текста( простого, тематического, простого вопросного, простого тезисного, простого цитатного);
- устная и письменная передача содержания текста в сжатом виде со смысловой переработкой исходного текста;
- оценка информации с точки зрения её достоверности;
- выражение собственного аргументированного мнения: подбор доказательств из текста, формулирование выводов, привлечение материала, изученного ранее.
Создание вторичных текстов:
- самостоятельное создание сравнительной таблицы на основе учебного текста, схемы;
- устный и письменный пересказ учебных текстов, содержащих сравнение героев, сюжетов, идей произведений;
- сжатые изложения по текстам с разными типами смысловой структуры(сравнением, характеристикой);
- подготовка аннотации учебной статьи;
- создание рефлексивных высказываний, отражающих позицию обучающегося.
Осваиваемая глагольная лексика:
-сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, находить отличия, видеть сходство;
- утверждать;
- определять/отмечать/называть признаки, перечислять;
- характеризовать, давать определение, определять, под .(чем?) понимать (что?);
- рассматривать;
- иллюстрировать, приводить примеры;
- доказывать, убеждать.
Обучение школьников учебно-информационным умениям на уроках литературы начинаю с входящей диагностики уровня развития обучающихся 5классов. Задания составлены к фрагменту учебного текста «Античный миф» (Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт. - сост. Г.С.Меркин. - М.:ООО «Русское слово- учебник»,2012.)Текст - характеристика мироощущения древних людей, с элементами причинно-следственных отношений - объяснение причин появления мироощущения именно в таком виде. Данная работа позволяет сделать выводы об уровнях готовности пятиклассников к самостоятельной работе с учебными текстами.
Материалы для входящей диагностики
Таинства окружали древнего человека повсюду. И он стремился познать их и объяснить. Нашим предкам это было жизненно необходимо: нужно было знать, как отвести беду, как выжить, как обеспечить род пищей. Древние люди справедливо считали себя частью единого мира, в котором всё связано, слито неразрывно. И не только о материальном думали они. Их не менее волновало духовное, ибо от него, по их мнению, зависела вся нынешняя и будущая судьба. Связь с космосом ощущалась ими естественно и постоянно: солнце и дождь, удачная охота и рождение ребенка, огонь у очага - все зависело, по их представлениям, от высших небесных сил. Эти верования, понятия, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени.
В древние времена у каждого народа складывались своеобразные, часто похожие, суждения и понятия об окружающем мире, природе, жизни и смерти, о тех, кто распоряжается судьбой, - богах, и о тех, кто совершает подвиги, - героях.
Задание 1.Ответить на вопрос: «В каком варианте ответа неверно передана часть содержания текста?»
1) В древние времена у всех народов сложились одинаковые суждения и понятия об окружающем мире.
2)Связь с космосом ощущалась древними людьми естественно и постоянно.
3) Верования, понятия, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени.
4) Древние люди справедливо считали себя частью единого мира.
Задание 2. Ответить на вопрос: «Чему посвящен учебный текст?»
1) Характеристике представлений древних людей о мире.
2) Сравнению представлений древних и современных людей.
3)Рассказу о представлениях древних людей об их связи с космосом.
4) Описанию мифов разных народов.
Задание 3. Ответить на вопрос: «Как вы думаете, какова главная мысль текста?»
1)Миф - это отражение желания наших предков познать, объяснить окружающий мир. Он воплощает их представления о единстве окружающего мира, ощущение связи с космосом.
2) Миф возник потому, что жизнь древних людей зависела от высших сил.
3) Миф возник потому, что людям нужно было знать, как обеспечить род пищей.
4) Мифы передавались из рода в род, от племени к племени.
Задание 4. Выбрать верное суждение.
1) Автор осуждает древних людей за их представление о зависимости от высших сил.
2) Автор с уважением относится к верованиям древних людей и их пониманию мира.
3)Автор объективно раскрывает понимание мира древними людьми, не высказывая никаких оценок.
4) Автору кажется смешным желание древних людей объяснить все в своей жизни влиянием высших сил.
Задание 5. Составить план учебного текста.
Критерии оценивания
а) Соответствие пунктов типу плана (тематический, тезисный, цитатный, вопросный) - 0/1 балл;
б) точное определение микротем текста - 2 балла;
1 балл - 1 случай необоснованного дробления и/или объединения микротем в пункте плана;
в) точность формулировок пунктов плана, соответствие их содержанию текста - 2 балла;
1 балл - есть 1-2 неточности в формулировках пунктов плана.
Задание 6.Составить вопросы к тексту.
Критерии оценивания
При оценке умения задавать вопросы к тексту необходимо учитывать качество задаваемых вопросов, они должны быть направлены именно на раскрытие сущности рассматриваемого явления, предполагать ответы не только репродуктивного характера, но и ответы, требующие обобщения предложенного материала.
3 балла - не менее 3 вопросов, один из которых требует для ответа обобщения предложенного материала, частных репродуктивных ответов нет;
2 балла - не менее 3 вопросов, один из которых может иметь частный репродуктивный характер;
1 балл - все вопросы носят частный репродуктивный характер.
Задание 7. Ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое мифы?» Для подтверждения мысли использовать материал прочитанного текста и другие известные факты. Ответ должен состоять из 3-4 предложений.
Критерии оценивания
а) Полнота ответа - 2 балла;
б) наличие субъективного плана: я думаю; мне кажется; я понял, что…; я думаю иначе; по моему мнению; я хочу привести примеры. Попытки оценивания: мне кажется убедительным утверждение; автор учебного текста раскрывает…Попытки оценки собственных знаний: я раньше думал… - 1 балл.
в) связность ( ответ представляет собой текст, а не набор отдельных предложений) - 1балл;
г) степень близости высказывания к исходному тексту - 3 балла;
3 балла - содержание передано своими словами верно, в высказывание органично введены цитаты небольшого объёма, подтверждающие мысль;
2 балла - высказывание представляет частично пересказанный своими словами и частично переписанный текст;
1 балл - переписаны соответствующие фрагменты текста;
д) отсутствие фактических ошибок при передаче содержания исходного текста - 1 балл.
Кодификатор
Элементов содержания по учебно-информационным общеучебным умениям для составления входящей диагностики в 5 классе
Проверяемое умение
Уровень(базовый, повышенный,высокий)
Баллы
1
Сформированность умения извлекать выраженную информацию из учебного текста для ответа на вопрос репродуктивного характера
Б
1
2
Умение выделять главное: определять предмет речи, различать темы широкие и узкие, тему и микротему; анализировать логико-смысловую структуру текста
П
2
3
Умение определять основную мысль, выраженную обобщенно с помощью перефразирования
П
2
4
Умение определять отношение автора к описываемым явлениям, выраженное в тексте
П
2
5
Умение выделять главную мысль. Составлять разные виды простого плана учебной статьи
В
5
6
Умение выделять главную мысль. Умение задавать вопросы, раскрывающие содержание текста
В
3
7
Выражать собственное аргументированное мнение: подбирать доказательства из предложенного учебного текста и материала, изученного ранее
В
8
Итого
23