Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы

Работа с учебными и научными текстами включает  их понимание и создание нового текста на основе усвоенного. Ещё в 1960-е годы исследования, проведенные отечественными психолингвистами, доказали, что способность понимать научный( учебный как его разновидность) текст не формируется у человека спонтанно, то есть  в процессе непосредственного освоения языка. На основании этого был сделан вывод: для понимания научного текста и использования полученной информации необходимо овладеть специальными средс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» с. Александровского Александровского района Ставропольского края



Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы



Подготовила Бородина Н.А.,

учитель русского языка и литературы



2014 год

Работа с учебными и научными текстами включает их понимание и создание нового текста на основе усвоенного. Ещё в 1960-е годы исследования, проведенные отечественными психолингвистами, доказали, что способность понимать научный( учебный как его разновидность) текст не формируется у человека спонтанно, то есть в процессе непосредственного освоения языка. На основании этого был сделан вывод: для понимания научного текста и использования полученной информации необходимо овладеть специальными средствами.

Набор этих средств обусловлен сущностью процесса понимания. В психолингвистике определяют понимание как компонент мышления, речемыслительной процесс, в основе которого лежат мыслительные и речемыслительные действия и операции. Таким образом, понимание текста - это речемыслительный процесс, осуществляемый как восхождение от содержания ( о чем и что именно говорится) к смысловому плану текста и затем - к личностному смыслу на основе использования соответствующих способов действий. Соответственно понять учебный (научный) текст можно на разных уровнях:

-извлечение информации (о чём говорится и что именно);

-интерпретации информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста);

- интерпретации информации в контексте личного жизненного опыта обучающегося (личностный смысл).

Для понимания на каждом из уровней необходимо овладеть определенными способами действий.

Уровни

понимания

Предмет рефлексии

Способы действий

Результаты

Извлечение

информации

Содержание: фактуальная, концептуальная (тезисы текста) информация, знание о фрагменте реальности, уровень значений (о чём говорится и что именно).

Выделение предмета речи, суждений (тезисов), установление смысловых связей между фрагментами текста, создание вторичных текстов (таблиц, схем, граф-схем)

Адекватная репрезентация (представление) содержания текста, новое знание об объективной реальности

Интерпретация информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста)

Ценностно-смысловая позиция автора, мировоззренческие основания позиции, социокультурные, философские, биографические причины появления позиции именно в таком виде

Реконструкция речемыслительной деятельности автора, лингвистический анализ оценочной лексики, определение предметов оценивания; определение общей направленности оценки (положительная или отрицательная), изменение оценочной направленности суждения, реконструкция смысла текста, привлечение информации социокультурного, биографического характера. Создание вторичных текстов (аннотаций, рефератов)

Адекватная репрезентация (представление) смысла текста и авторской позиции

Интерпретация информации в контексте личного жизненного опыта обучающегося (смысл текста для меня).

Собственная ценностно-смысловая позиция по отношению к знанию и позиции автора, собственные основания для принятия/непринятия знания и позиции, причины (личные, биографические, социокультурные

Рефлексия свое/чужое, аргументация согласия или несогласия с позицией/оценкой на основе личного или читательского опыта, рефлексия изменений представлений после знакомства с новым знанием и позицией, создание рефлексивных текстов

Личностный смысл знания, ценностно-смысловая позиция субъекта понимания по отношению к описываемому явлению, позиции автора текста

Итак, работу с текстом целесообразно строить как поэтапное восхождение от предметного содержания через анализ предмета речи, основной мысли и логико-смысловых отношений к оценочной и мировоззренческой стороне высказанных автором суждений, а затем - к личностному смыслу полученного знания и отношению к авторской позиции.

При планировании работы по развитию учебно-информационных умений учитываю возрастные особенности школьников, особенности восприятия ими различных текстов. 5-6 классы - это начало систематического обучения способам понимания учебных и научных текстов.

Осваиваемые умения:

- извлечение явно выраженной информации из учебного текста для ответа на вопрос репродуктивного характера;

- выделение предмета речи - темы ( о чем идет речь?);

- выделение суждения (что именно говорится?);

- определение оценки, данной явлению автором, определение коммуникативной задачи;

- анализ логико-смысловой структуры текста - узнавание смысловых фрагментов текстов, построенных по схемам: факт, объект - характеристика, определение; событие, факт, суждение - иллюстрация, приведение примеров; тезис - доказательство; объект - объект(сравнение, противопоставление); событие - вывод;

- составление плана текста( простого, тематического, простого вопросного, простого тезисного, простого цитатного);

- устная и письменная передача содержания текста в сжатом виде со смысловой переработкой исходного текста;

- оценка информации с точки зрения её достоверности;

- выражение собственного аргументированного мнения: подбор доказательств из текста, формулирование выводов, привлечение материала, изученного ранее.

Создание вторичных текстов:

- самостоятельное создание сравнительной таблицы на основе учебного текста, схемы;

- устный и письменный пересказ учебных текстов, содержащих сравнение героев, сюжетов, идей произведений;

- сжатые изложения по текстам с разными типами смысловой структуры(сравнением, характеристикой);

- подготовка аннотации учебной статьи;

- создание рефлексивных высказываний, отражающих позицию обучающегося.

Осваиваемая глагольная лексика:

-сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, находить отличия, видеть сходство;

- утверждать;

- определять/отмечать/называть признаки, перечислять;

- характеризовать, давать определение, определять, под .(чем?) понимать (что?);

- рассматривать;

- иллюстрировать, приводить примеры;

- доказывать, убеждать.

Обучение школьников учебно-информационным умениям на уроках литературы начинаю с входящей диагностики уровня развития обучающихся 5классов. Задания составлены к фрагменту учебного текста «Античный миф» (Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт. - сост. Г.С.Меркин. - М.:ООО «Русское слово- учебник»,2012.)Текст - характеристика мироощущения древних людей, с элементами причинно-следственных отношений - объяснение причин появления мироощущения именно в таком виде. Данная работа позволяет сделать выводы об уровнях готовности пятиклассников к самостоятельной работе с учебными текстами.

Материалы для входящей диагностики

Таинства окружали древнего человека повсюду. И он стремился познать их и объяснить. Нашим предкам это было жизненно необходимо: нужно было знать, как отвести беду, как выжить, как обеспечить род пищей. Древние люди справедливо считали себя частью единого мира, в котором всё связано, слито неразрывно. И не только о материальном думали они. Их не менее волновало духовное, ибо от него, по их мнению, зависела вся нынешняя и будущая судьба. Связь с космосом ощущалась ими естественно и постоянно: солнце и дождь, удачная охота и рождение ребенка, огонь у очага - все зависело, по их представлениям, от высших небесных сил. Эти верования, понятия, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени.

В древние времена у каждого народа складывались своеобразные, часто похожие, суждения и понятия об окружающем мире, природе, жизни и смерти, о тех, кто распоряжается судьбой, - богах, и о тех, кто совершает подвиги, - героях.

Задание 1.Ответить на вопрос: «В каком варианте ответа неверно передана часть содержания текста?»

1) В древние времена у всех народов сложились одинаковые суждения и понятия об окружающем мире.

2)Связь с космосом ощущалась древними людьми естественно и постоянно.

3) Верования, понятия, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени.

4) Древние люди справедливо считали себя частью единого мира.

Задание 2. Ответить на вопрос: «Чему посвящен учебный текст?»

1) Характеристике представлений древних людей о мире.

2) Сравнению представлений древних и современных людей.

3)Рассказу о представлениях древних людей об их связи с космосом.

4) Описанию мифов разных народов.

Задание 3. Ответить на вопрос: «Как вы думаете, какова главная мысль текста?»

1)Миф - это отражение желания наших предков познать, объяснить окружающий мир. Он воплощает их представления о единстве окружающего мира, ощущение связи с космосом.

2) Миф возник потому, что жизнь древних людей зависела от высших сил.

3) Миф возник потому, что людям нужно было знать, как обеспечить род пищей.

4) Мифы передавались из рода в род, от племени к племени.

Задание 4. Выбрать верное суждение.

1) Автор осуждает древних людей за их представление о зависимости от высших сил.

2) Автор с уважением относится к верованиям древних людей и их пониманию мира.

3)Автор объективно раскрывает понимание мира древними людьми, не высказывая никаких оценок.

4) Автору кажется смешным желание древних людей объяснить все в своей жизни влиянием высших сил.

Задание 5. Составить план учебного текста.

Критерии оценивания

а) Соответствие пунктов типу плана (тематический, тезисный, цитатный, вопросный) - 0/1 балл;

б) точное определение микротем текста - 2 балла;

1 балл - 1 случай необоснованного дробления и/или объединения микротем в пункте плана;

в) точность формулировок пунктов плана, соответствие их содержанию текста - 2 балла;

1 балл - есть 1-2 неточности в формулировках пунктов плана.

Задание 6.Составить вопросы к тексту.

Критерии оценивания

При оценке умения задавать вопросы к тексту необходимо учитывать качество задаваемых вопросов, они должны быть направлены именно на раскрытие сущности рассматриваемого явления, предполагать ответы не только репродуктивного характера, но и ответы, требующие обобщения предложенного материала.

3 балла - не менее 3 вопросов, один из которых требует для ответа обобщения предложенного материала, частных репродуктивных ответов нет;

2 балла - не менее 3 вопросов, один из которых может иметь частный репродуктивный характер;

1 балл - все вопросы носят частный репродуктивный характер.

Задание 7. Ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое мифы?» Для подтверждения мысли использовать материал прочитанного текста и другие известные факты. Ответ должен состоять из 3-4 предложений.

Критерии оценивания

а) Полнота ответа - 2 балла;

б) наличие субъективного плана: я думаю; мне кажется; я понял, что…; я думаю иначе; по моему мнению; я хочу привести примеры. Попытки оценивания: мне кажется убедительным утверждение; автор учебного текста раскрывает…Попытки оценки собственных знаний: я раньше думал… - 1 балл.

в) связность ( ответ представляет собой текст, а не набор отдельных предложений) - 1балл;

г) степень близости высказывания к исходному тексту - 3 балла;

3 балла - содержание передано своими словами верно, в высказывание органично введены цитаты небольшого объёма, подтверждающие мысль;

2 балла - высказывание представляет частично пересказанный своими словами и частично переписанный текст;

1 балл - переписаны соответствующие фрагменты текста;

д) отсутствие фактических ошибок при передаче содержания исходного текста - 1 балл.

Кодификатор

Элементов содержания по учебно-информационным общеучебным умениям для составления входящей диагностики в 5 классе

Проверяемое умение

Уровень(базовый, повышенный,высокий)

Баллы

1

Сформированность умения извлекать выраженную информацию из учебного текста для ответа на вопрос репродуктивного характера

Б

1

2

Умение выделять главное: определять предмет речи, различать темы широкие и узкие, тему и микротему; анализировать логико-смысловую структуру текста

П

2

3

Умение определять основную мысль, выраженную обобщенно с помощью перефразирования

П

2

4

Умение определять отношение автора к описываемым явлениям, выраженное в тексте

П

2

5

Умение выделять главную мысль. Составлять разные виды простого плана учебной статьи

В

5

6

Умение выделять главную мысль. Умение задавать вопросы, раскрывающие содержание текста

В

3

7

Выражать собственное аргументированное мнение: подбирать доказательства из предложенного учебного текста и материала, изученного ранее

В

8

Итого

23



© 2010-2022