Словари - наши добрые помощники

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Словари - наши добрые помощники.
























Урок - беседа по русскому языку для 5 класса

Учитель Халитова А.С.
















2015-2016 уч.г.

Цели: воспитывать в учащихся стремление к прекрасному (к радости, доброте, красоте, чуткости;

пробудить интерес к истории русского языка и ее деятелям;

познакомить учащихся со словарями и их создателями.

Методы урока: рассказ учителя;

работа со словарями;

выступления учащихся;

беседа с учащимися.

Ход урока


  1. Вступительное слово.

Слово- дело великое. Великое поэтому, что словом можно соединить людей, словом модно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Л.Н.Толстой

Учитель читает вступительное слово.

«Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя».

1-ый ученик:

Владимир Даль, составитель знаменитого русского словаря, писал: «Слово есть, первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».

2-ой ученик:

Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле - никак», «Кто словом скор, тот в деле спор», «От слова до дела не близко».

1-ый ученик:

Александр Трифонович Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за слова:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят в даль и вглубь - до дна.

Но их подмена словесами

Измене может быть ровна.

2-ой ученик:

Поэт мечтает о таком времени,

Чтоб ограничить трату слов,

Чтоб сердце кровью их питало;

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало…


II. Рассказ учителя.

Учитель: «Так сколько же словарей в русском языке? Обратимся к словарям русского языка».

В однотомном «Толковом словаре» С.И. Ожегова около 57 тысяч слов.

В четырехтомном словаре под редакцией Д.Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексикография за все свое существование. Почти вплоть до середины XX века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.

Заглянув словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.

Анатьль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова - дело плоти, крови и души родины и человечества».

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над ним Даль работал 47 лет!

По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря, Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.

Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка. Какие еще есть словари?

«Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.Г. Бархударова, С.И.Ожегова и А.Б.Шапиро (104 тысячи слов).

«Словарь ударений» (для работников радио и телевидения) под редакцией Д.Э.Розенталя.

«Русское литературное произношение и ударение» под редакцией А.И.Аванесова и С.И.Ожегова.

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И.Молоткова (4000 выражений).

«Словарь синонимов русского языка» под редакцией З.Е.Александровой.

«Словарь русских личных имен» под редакцией Н.А.Петровского.

«Словарь иностранных слов» под редакцией И.В.Лехина, С.М.Локшиной, Ф.Н.Петрова и Л.С.Шаумяна (23 тясячи иноязычного происхождения). По возможности демонстрируются все словари.


  1. Задания для учащихся.

    1. Какие словари лежат перед вами? Кто их авторы? О чем можно узнать с помощью этих словарей?

    2. Каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний:

между двух огней;

полететь вверх тормашками;

пожинать лавры;

хлопать глазами;

одна нога здесь, друга там;

зубы заговаривать;

голова идет кругом.

Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов. Пользуйтесь «Фразеологическим словарем».

  1. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю.

  2. Пользуясь «Школьным словообразовательным словарем», объясните, как образовались данные слова:

Пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка, инертность.

  1. Что означают слова?

Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, тральщик, ротационный.

VI. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

Учитель: «Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится а вас на всю жизнь.










© 2010-2022