Конспект урока русского языка на тему Правописание гласных в корне слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Сосенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»





РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

(УРОК-ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ)







Учитель: Гандюрина Нина Аркадьевна



























ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

Цель: закрепить и обобщить знания правописания гласных и согласных в корне слова.

Задачи: формирование навыков правописания гласных и согласных в корне слова; развитие орфографической зоркости; коррекция навыков устной и письменной речи; воспитание интереса к предмету, любви к родному краю.

Оборудование: картина « Золотая осень», карточки-задания, текст сказки « Чудак», схема путешествия, стихи поэтов о природе, стихи козельского поэта В. Радионова « С любовью по жизни», карточки-слова, схемы состава слов, карточки с буквой Т, буклеты « Шамордино», « Оптина Пустынь», текст-опора « Золотая осень», музыка.

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие учителя.

На доске написаны слова: безделье, терпенье, уменье, лень, успех.

-Какое слово лишнее?

Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу.

II.Проверка домашнего задания

Выписать слова по группам

Дом, домок, домовой, домашний, домишко.

Грусть, грустный, грустить, загрустил, грустиночка.

Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбнуться

-Какие слова выписаны в 1 группе? Почему? ( Родственные)

-Как проверить безударную гласную в корне?

- Назовите проверочное слово.

III.Основная часть

-Сегодня мы будем продолжать тренироваться в правильном написании гласных и согласных в корне слова, для этого мы отправимся в заочное небольшое путешествие по нашему родному Козельскому району. Вам необходимы: воображение, фантазия и наблюдение.

Нам поможет карта:

ШКОЛА→СТАНЦИЯ « ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»→БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ→ОПАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ→СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ→ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

1.Станция « Орфографическая»

Творческий диктант

-Узнайте слово и запишите, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить

-деревья, посаженные в ряд

-засушенные растения

-первый шаг осени

-месяц поздней осени

-никто не пугает, а вся дрожит

- растёт зелёный кустик ,дотронешься-укусит

- сок какого дерева прохладен, вкусен и полезен

-дерево которое носит красные бусы

-скопление водяных паров в воздухе

_ Что объединяет эти слова?( Правописание этих слов не проверяется, их надо запомнить)

2.Станция « Безударные гласные»

На доске слова

Д…машний-дом

З…мля - земли

Р…дной - родина

Задание. Каких гласных здесь не хватает?

В нашем классе есть ребята, которые так любят свой край, что готовы рассказать о нём. Представляю вам нашего экскурсовода по этой станции.

Задание. Вы внимательно слушаете его и запоминаете слова, которые пригодятся вам для выполнения задания.

-Уважаемые гости, друзья, Нина Аркадьевна. Я поведу вас в одно из живописных и волшебных мест нашего района в село Клыково, на свою родину. Оно находится на высоком берегу реки Серёны. Красивая, извилистая река несёт свои хрустальные и родниковые воды среди обширных полей, благоухающих лугов и таинственных лесов. Водяная гладь Серёны прозрачна и чиста. Козельский поэт Вл. Родионов воспевает Серёну в своих стихах

На дне я камушки считаю,

Смеётся солнце из воды

И золото горстьми кидает

На лес, деревню и сады.

В давние времена на реке был построен гвоздильный завод и электростанция. Я хочу пригласить всех, кто не был в наших удивительных местах, тем более, что сейчас у нас возрождается замечательный храм

СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ПУСТЫНЬ

Его история очень интересна, но вы узнаете об этом, когда приедете посетить наш храм.

На доске слова

Р…ка, в…да,п…ля, б…рега, л…са, м…ста

Задание. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, составить словосочетания, употребляя слова нашего экскурсовода.

- Да, вода - источник жизни. Сёла, города строили там, где есть вода. Сама жизнь на нашей планете зародилась в океане, т.е. в воде. Недаром говорят:

« Хлеб - батюшка, вода - матушка»



Сказка о воде.

Чужак.

Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пригорюнился чужак, где ему искать родственников?

- Кто оказался чужаком среди родственников воды? Почему? ( Водитель)

- В наших краях много святых источников. Один из них находится в селе Ильинском на реке Серёне.

Учащиеся читают стихотворение

1.На высоком берегу Серёны

Белый храм вознёсся в небеса,

И плывут чарующие звоны

На поля, деревни и леса.

2.Храм парит легко и грациозно,

Золотым увенчанным крестом

И ласкает солнце осторожно

Этот божий благодатный дом

На доске 2 четверостишье. Задание. Выписать слова с безударной гласной и написать проверочные слова

3. Станция « Опасные согласные»

- Богаты окрестности Козельска. Они живописны и неповторимы, поэтому многие участки заповедны и требуют охраны. С этой целью в 1955 году был образован национальный парк « Угра»

Задание. Работа с текстом. Прочитать и выбрать слова с парной согласной в корне.

Красивый-красив, дубы-дуб, берёза -берёз, шляпа-шляпка, грибы-гриб

4.Станция « Согласные играют в прятки»

1 ученик пишет на доске в строчку через запятую

Гигантский - гигант

Радостный - радость

Грустный - грусть

Местные - место

Задание. Найдите в этих словах антонимы.

5.Станция « Лирическое повторение»

-Сейчас в природе господствует осень. Мы имеем неповторимую возможность испытать последние мгновения счастья. Художники в своих картинах на мгновение останавливают красоту природы и человека.

Глядя на эту картину, какие стихи вы вспоминаете. Прочитайте одну строфу.

Релаксация.

( Звучит музыка)

- Закройте глаза, представьте себя среди берёз, сосен, обнимите своё дерево и глубоко вдохните свежий, чистый, ещё тёплый воздух. А теперь проводите взглядом летящие по небу облака. Поднимите руки к ласковому солнцу, зажмурьтесь сильно от его ярких лучей, соберите в ладошки лучики солнца, прижмите их к своему сердцу. Часть этого тепла передайте друг другу и нашим гостям.

Задание. Выразительно прочитать текст и решить несколько грамматических задач. Разобрать первое предложение по членам предложения, по частям речи.

Надела ос…нь наря… из з…л…тых листьев, в уши серё…ки из гроздьев р…бины. Ходит кр…савица в б…р…зняке в ж…лтых сапо…ках по м…гкой д…р…жках, а в глазах голубые просторы. Только у ёлочки всё то же з…ленное платье. Все рады яркой кр…с…те природы.

Подведение итогов. Выставление оценок





© 2010-2022