Программа объединения Практическая орфография и пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77»




Программа объединения

" Практическая орфография и пунктуация."


Руководитель объединения: Кузнецова И.Ю.


Программа объединения Практическая орфография и пунктуация.











Новокузнецк, 2015


ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

«Практическая орфография и пунктуация»

№ п/п

Дата

проведения

Темы занятий и их содержание

Количество часов

1


Беседа о богатстве русского языка. Язык и речь - чудо из чудес. Удивительные невидимки звуки.

1

2


Лексическое богатство русского языка. Эзопов язык (практикум). Игры с буквами.

1

3


Метафора и ее художественная функция. Метонимия. Синекдоха. Сравнение и аллегория. Олицетворение, эпитет, его типы и функции в художественных произведениях. Гипербола и литота, их роль в художественном тексте.

1

4


Морфема как значимая часть слова. Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова.

1

5


Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

1

6


Лексика ограниченного употребления. Исторические родственники.

1

7


Встреча с зарубежными друзьями. Тайны рождения фразеологизмов.

1

8


Слова-пришельцы. Из истории письменности.

1

9


Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции. Слышится и пишется.

1

10


Кто ударил гласную? (безударные гласные в корне). Правописание безударных гласных. Конкурс «Грамматическое кольцо».

1

11 -12


Правописание непроизносимых согласных. В мастерской словотворчества. Игры с буквами и словами.

2

13 -14


Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. Разгадываем загадки.

2

15


Правописание о/ё после шипящих в корне слова.

1

16 -17


Разделительный Ъ. Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. Игры со словами.

2

18 -19


Когда один, когда много. Разноликие морфемы. Эти интересные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Виды орфограмм в корне слова.

2

20


Самые трудные! Употребление приставок пре- и при-. Забавные превращения.

1

21 -22


Правописание приставок на -з / -с. Создаем лингвистические сказки. Написание ы в начале корня после приставок на согласный. Занимательные кроссворды.

2

23 -24


Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний.

2

25 -26


Трудные случаи правописания суффиксов.

2

27 -28


Отрицать или утверждать? ( частицы НЕ и НИ). Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

2

29 -30


Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов.

2

31-32


«Жители» морфологии. Имя существительное - ведущая часть речи.

2

33


Самая изобразительная часть речи. (Имя прилагательное).

1

34


Самая подвижная часть речи. (Глагол).

1

35


Запасные игроки. (Местоимение).

1

36


Помощники глагола. (Наречие). Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Изобразительная роль наречий в художественном тексте.

1

37


Слова, называющие числа. (Имя числительное). Попробуйте сосчитать (склонение имен числительных).

1

38


Лингвистический карнавал «Члены предложения». Сбор материала и создание презентации в PowerPoint по морфологии «Это интересно».

1

39


Трудные случаи разграничения языковых явлений.

1

40

41


Конкурс смекалистых (олимпиадные задания).

Загадки происхождения слов.

2

42


Фонетические каверзы. Какие они разные - гласные-согласные. «Хитрый» звук. (Двойная роль гласных е, ё, ю, я). Фонетический турнир. Трудности фонетического анализа слов.

1

43


Способы словообразования.

1

44


Занимательная пунктуация. Синтаксис и пунктуация.

1

45


Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

1

46

47


Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах.

Литературный калейдоскоп.

2

48 -49


Тире в простом предложении.


50


Вводные слова и предложения.


51


Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи.


52


Уточняющие члены предложения.


53-54


Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.


55


Прямая речь. Диалог. Цитата.

1

56


Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.

1

57


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте.

1

58


Текстоведение. Способы связи предложений в тексте.

1

59 -60


Стили и их особенности. Типы речи и отличительные особенности.

2

61


Знаете ли вы, что..?

1

62


Текст и его анализ. Выразительные средства языка.

1

63


Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества.

1

64


Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста.

1

65


Значение языка для жизни общества.

1

66


Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста.

1

67


Комплексный анализ текста как один из видов упражнений подготовки к сжатому изложению.

1

68


Творческая работа. Заключительное занятие. Подведение итогов.

1

Итого












Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.

Игра - самое любимое, самое естественное занятие детей, да и взрослых тоже. Но успехи обучающихся в школе измеряются обычно в знаниях, умениях, навыках. Часто главное требование к ученику - пассивно усваивать сообщаемые сведения. На этом сейчас строится и ЕГЭ, ОГЭ. Но всё-таки, наверное, было бы лучше, если бы ученики не только запоминали (что дается не всем легко), но и умели самостоятельно добывать знания, осмысливать и применять их. В нашем курсе представлены разнообразные игры, которые делают изучение русского языка увлекательным и помогают успешно подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ.

Настоящий курс основан на принципе творческого поиска, его изучение требует от обучающихся логических решений и проблемного анализа.

В работе с содержанием курса возможны такие профессионально ориентированные (редактор, корректор) виды деятельности, как, например, выбор правильного написания слова, исправление ошибок в чужом тексте (корректурная правка) и другие.

Большей частью этот курс рассчитан на самостоятельную работу ученика. В комбинаторных играх - конкурсах учащиеся легко могут проявить инициативу. В качестве обучающих заданий выбраны те орфографические правила, на которые наиболее часто допускаются ошибки, которые трудны для запоминания. Контролирующие же задания подобраны так, что ученик не только должен решить данную задачу, но и самостоятельно придумать аналогичную на то же самое правило. Например, составить кроссворд по теме «Безударные гласные в корне слова». Такой вид работы позволит обучающемуся глубже вникнуть в языковую проблему, «пропустить» её через себя и таким образом усвоить правило написания.

Все эти игровые задания призваны не только повысить интерес девятиклассников к изучению русского языка, помочь закрепить полученные знания, но и сориентировать их в профильном самоопределении.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Программа курса рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю, 68 часов в год.

Цель курса: привить любовь к русскому языку, вызвать интерес к его изучению. Формировать орфографическую грамотность учащихся.

Задачи:

1) расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

2) расширить лингвистический кругозор учащихся;

3) развить творческие способности учащихся

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;

  • доступность;

  • последовательность и системность изложения материала;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • исследование;

  • проблемно-поисковые задания;

  • наблюдение;

  • лингвистические игры; индивидуальные задания.

Курс «Практическая орфография и пунктуация» поможет пятиклассникам не только вспомнить орфографические правила, но и отработать умения применять их на практике, преодолеть трудности в написании словарных слов, совершенствовать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты курса

Учащиеся будут знать:

  • что изучает орфография.

  • основные орфографические правила каждого раздела орфографии:

1) правописание морфем;

2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов;

5) правила графического сокращения слов.

Учащиеся будут понимать:

  • что русская орфография представляет собой систему правил правописания;

  • суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);

  • связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом).

Учащиеся будут уметь:

  • применять орфографические правила на письме;

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;

  • проводить орфографический разбор слова, предложения, текста;

  • соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Учащиеся приобретут навык:

  • оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм русского языка.



© 2010-2022