- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Предметная олимпиада по чтению для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)
Предметная олимпиада по чтению для учащихся 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида (дидактический раздаточный материал)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Иванов И.И. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Алёнкина Ольга Арнольдовна
Олимпиада по чтению: (Максимальное количество баллов = 42)
(Для учащихся с особыми образовательными возможностями
6 - 9 классы)
Ф.И.ребенка____________________________________ Дата рождения___________________
Ф.И.О. педагога _________________________________________________________________
Учреждение (полное название) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
E-mail педаога (родителя) ________________________________________________________
Почтовый адрес _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задания для обязательного выполнения:
-
Соедини стрелочками слова (20 слов состоящих из двух слогов) (до 2 баллов)______
а
е
и
о
у
ы
ю
я
ж
к
л
м
н
п
р
с
т
ф
х
ц
ч
ш
жа
ка
ла
ма
на
па
ра
са
та
фа
ха
ца
ча
же
ке
ле
ме
не
пе
ре
се
те
фе
хе
це
че
ше
жи
ки
ли
ми
ни
пи
ри
си
ти
фи
хи
ци
чи
ши
жо
ко
ло
мо
жу
ку
лу
му
ну
пу
ру
су
ту
фу
ху
цу
чу
шу
-
-
лы
мы
ны
пы
ры
сы
ты
фы
цы
-
-
лю
мю
ню
пю
рю
сю
тю
-
-
ля
мя
ня
пя
ря
ся
тя
но
по
ро
со
то
фо
хо
цо
чо
шо
ша
-
Составь слова. С помощью данных слов, составь четверостишие или 2 предложения (до 4 б.)___
_то___
______
______
______
______
______
ня
гро___
______
______
______
за
мой___
______
______
______
______
те
бан___
______
______
______
______
тик
................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
-
Из каких произведений отрывки, напиши название рассказа и его автора (до 4 б.) _____
А) В зверинце шло представление. На деревянной сцене выступали три лохматые обезьяны. Фокстерьер играл на мандолине. Клоун в малиновом костюме, с золотым солнцем на спине и с золотой луной на животе, в такт музыке декламировал стихи:
Как три пшеничные мешка, Три развалились толстяка! …
.............................................................................................................................................................
Б) … Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушел дальше.
Мельник Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице....
.......................................................................................................................................................
В) - Васильевичу… Якову Васильевичу… а по фамилии…А фамилию вот и забыл!.. Васильевичу… Чёрт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шёл, помнил… Позвольте-с…
- Сейчас… Забыл! Такая еще простая фамилия … словно лошадиная… Кобылин? Нет, и не Жеребцов.
- Жеребятников? Кобылицын? Кобылятников? Лошадин?....(Овсов)
.......................................................................................................................................................
Г) … «Как тебя зовут, душа моя?» - «Акулиной, - отвечает Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, - да пусти ж, барин; мне пора домой». - «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию-кузнецу». - «Что ты? - возразила с живостью Лиза, - ради Христа не приходи. Коли дома узнают, что я с барином болтала наедине, то мне беда будет: отец мой, Василий-кузнец, прибьёт меня до смерти». …
........................................................................................................................................................
Д) Пётр стоял, расправив плечи, дышал всей грудью. Морской ветер трепал полы кафтана. Пётр смотрел вдаль. Там, за сотни вёрст на запад, лежали иные страны, иные берега.
- Здесь, у моря, - Пётр обвёл рукой, - здесь, у моря, - повторил он, - будем строить город. 16 мая 1703 года на пустынном острове Заячий заложили камень для строительства крепости, её назвали Санкт-Петербург.
......................................................................................................................................................
Е) …Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда, и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом.
......................................................................................................................................................
Ж) …Мальчик вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно время улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею. Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал тоже самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора!
.........................................................................................................................................................
З) Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнообразное собрание диковинок: картины большей частью были написаны масляными красками, покрыты темно-зелёным лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индийского петуха в манжетах, нежели на человека, - вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хорзева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами….
.......................................................................................................................................................
И) На птичьем рынке я купил себе клеста. Он был с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным, как два кривых ножа.
Дома ставил клетку на окно, чтобы клёст мог поглядывать на улицу....
... Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста Капитан Клюквин...
..........................................................................................................................................................
-
Прочитай имена главных героев. Кто написал произведения, в которых живут наши герои (до 3 баллов) _____
Муми - тролль .......................................................
Гулливер ................................................................
Рикки-Тикки-Тави ................................................
Пеппи Длинный чулок .........................................
Гарри Поттер ........................................................
Малыш и Карлосон ..............................................
Чиполино ...............................................................
Маленький принц..................................................
Маленький мук.....................................................
Бременские музыканты..........................................
Виннипух.................................................................
Золушка....................................................................
Кот в сапогах...........................................................
Маугли.....................................................................
Том Сойер................................................................
Дартаньян ................................................................
Хаттабыч..................................................................
Кай и Герда ..............................................................
-
Будь поэтом! Прочитай стихотворение. Вставь по смыслу недостающие слова. Напиши название и автора этого стихотворения (до 3 баллов) _____
Название ...................................................................... Автор .........................................................
Он был .........................................нашего района,
....................................................... из соседнего ...................................,
И на него с опаской, но влюблено
Окрестная смотрела ...........................................
Она к нему пристрастие .................................................,
Поскольку .................... командовал ............................................,
А плоский ............................................ так бросал .....................................,
Что тот, как .........................................., прыгал на .....................................
В густом ................................. устраивал ...............................................,
Играя там с ........................................................ в войну.
И как-то раз ...................................... он из ...................................
..................................................................незнакомую .................................
-
Отгадай загадки, нарисуй отгадки (до 1 балла) _______
Сели на странички
Веселые сестрички,
Сели, не молчат -
С нами говорят.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
В ней книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины.
У стены - большой и важный -
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже!
-
Посмотри на рисунки. Герои, каких детских сказок изображены на них. Дай краткую характеристику каждому герою по плану: имя героя; название произведения; автор; основные черты характера героя (3); каким поступком он прославился (до 2 баллов) _____
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
.....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
....................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
......................................................
-
Объясни, что обозначают данные выражения (до 3 баллов) _____
А) Сказка про белого бычка.................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Б) Воздушные замки .............................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Г) Дотла сгореть ...................................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Д) Звезда первой величины..................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
Е) Крокодиловы слезы .........................................................................................................................
.................................................................................................................................................................
-
Отгадай кроссворд «10 львов» (до 3 баллов) ______
-
-
-
л
е
в
-
-
Первый ЛЕВ - властитель домны.
л
е
в
-
-
-
А второй - цветочек скромный.
-
л
е
-
-
в
-
-
Третий ЛЕВ пасет оленей.
л
е
-
в
-
-
Этот острый в мыльной пене.
-
л
е
в
-
-
Пятый - корм для лошадей.
-
-
л
е
в
-
-
-
-
ЛЕВ - источник новостей.
-
л
е
в
Здесь, в седьмом, бычок вздыхает.
-
-
л
е
в
-
-
Этот полю помогает.
-
-
л
е
в
-
-
Этот в руки взял штурвал.
л
е
-
-
в
-
-
А десятый - очень вялый,
Мирно дремлет вверх ногами!
-
Закончи пословицы (до 3 баллов) _____
Золото добываю из земли, .............................................................................................................
Книга твой друг,..............................................................................................................................
В книге ищи не буквы,......................................................................................................................
Книги не говорят,............................................................................................................................
Испокон века,............................................................................................................................
-
Придумай рифмы к словам (до 1 балла) _____
Вова - ..............................................................
Ворона - ..........................................................
Врач - ..............................................................
Весна - ...........................................................
Вагон - ............................................................
Удочка - ......................................................
Домик - ........................................................
Урок - ..........................................................
Карандаш - ..................................................
Гараж - .........................................................
-
Составь стихотворение, начиная с фразы «Осторожно ветер» (до 3 баллов) _____
Ветками черемух,
Полетел куда-то
Из калитки вышел,
Осторожно ветер
Пожурил за что-то
Молодые крылья,
Вперегонку с пылью.
Поиграл немного
Постучал в окошко,
Воробьев знакомых
И расправив бодро
Побежал по крыше;
Автор: .............................................................Название .................................................................
............................................................................
.............................................................................
............................................................................. ............................................................................
............................................................................
.............................................................................
............................................................................. ............................................................................
-
Раньше, у каждой буквы было свое название. Попробуй отгадать, какая буква спряталась за старыми названиями, напиши современные буквы (до 2 баллов) ________
«Аз» ......................................
«Покой» ...............................
«Фертъ» ...............................
«Буки»...................................
«Реки» ...................................
«Червь».................................
«Веди» ..................................
«Слово» ................................
«Ерть» ..................................
«Глаголь» .............................
«Твердо» ..............................
«Еры» ...................................
«Како» ..................................
«Укъ»....................................
«Ерь» ....................................
-
Отгадай ребусы, напиши в каких произведениях, живут данные персонажи (до 3 б.) ___
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
к
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
.................................................
..................................................
..................................................
.................................................
Задания повышенной трудности (на усмотрение педагога):
-
Блиц-опрос (до 5 баллов) ______
-
Кого называют «солнцем русской поэзии?». Напиши названия трех произведений.
..........................................................................................................................................................................
-
Птица и хищница - герои басни. Кто автор и как называется басня? Напиши названия трех басен.
..........................................................................................................................................................................
-
Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино?
..........................................................................................................................................................................
-
Так называется и рассказ Николая Носова, и стихотворение Корнея Чуковского?
..........................................................................................................................................................................
-
Какой писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных (Кто, чем поет? Чей нос лучше?). Напиши еще три произведения этого писателя.
..........................................................................................................................................................................
-
Известный во всем мире детский писатель К.И. Чуковский, на самом деле имел другие имя и фамилию. Напиши настоящее имя и фамилию К.И. Чуковского и три известных произведения.
..........................................................................................................................................................................
-
Знаменитая шведская писательница Астрид Линдгрен написала Сказку о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше. Как по-настоящему звали Малыша? Напиши его имя и фамилию.
..........................................................................................................................................................................
-
Историю трудолюбивой девушки описали и французский писатель Шарль Перро и немецкие сказочники братья Гримм. Кто она? Напиши еще по два произведения великих сказочников.
.........................................................................................................................................................................
-
Немецкие сказочники братья Гримм и А.С.Пушкин написали сказки с похожим сюжетом. Напиши название этих сказок.
..........................................................................................................................................................................
Количество баллов:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Всего
Ответы:
-
Самостоятельная работа.
-
Тоня, Таня, Маня, Паня, Ваня, Саня, гроза, глаза, слеза, коза, мойте, бейте, пойте, стойте, ройте, бантик, бинтик, фантик, прутик, кнутик.
-
Ю. Олеша «Три толстяка», К. Паустовский. «Теплый хлеб», А. П. Чехов «Лошадиная фамилия», А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка», С. Алексеев «На берегу Невы», В. Гауф. «Карлик Нос», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Н.В. Гоголь «Портрет», Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»
-
Т. Янссон, Дж. Свифт, Р. Киплинг, А. Лингрен, Дж. Роулинг, А. Лингрен, Дж. Родари, А. де Сент-Экзюпери, В. Гауф, Бр. Гримм, А. Милн, Ш. Перро, Ш. Перро, Р. Киплинг, М.Твен, А. Дюма, Л. Лагин, Г.Х. Андерсен.
-
К.Я. Ваншенкин «Мальчишка»
-
Буквы, Книга, Библиотека, Книжный шкаф.
-
Чиполино, Ниф-ниф, Незнайка.
-
А) Бесконечное повторение одного и того же с самого начала, возвращение к одному и тому же; Б) Это выражение употребляется в значении: фантастические, невыполнимые планы, несбыточные мечтания; В) Что такое тло? Смысл выражения связано с глаголом «тлеть». На самом деле «тло» значит «основание». Сгореть до тла - сгореть до основания; Г) когда мы о ком-нибудь так говорим, это означает: он выдающийся мастер, крупнейший специалист; Е) лицемерные слезы, притворное сожаление; применяется к людям, притворяющимся сильно огорченными несчастьем кого-либо. Основано на древнем поверье, будто у крокодила, перед тем как он съест свою жертву, текут слезы.
-
Сталевар, левкой, оленевод, лезвие, клевер, телевизор, хлев, полевод, рулевой, ленивец.
-
Золото добывают из земли, знания из книги. Книга твой друг, без нее как без рук. В книге ищи не буквы, а смысл. Книги не говорят, а правду сказывают. Испокон века, книга растит человека.
-
Слово, корона, грач, красна, загон, дудочка, комик, звонок, пейзаж, багаж
-
Автор Исаковский М.В., «Ветер». Читать через две строки.
-
А, б, в, г, к, п, р, с, т, у, .ф, ч, ъ, ы, ь
-
Конь, кот, коза, стрекоза, мышь, рыбак, щука, медведь, лиса.
-
А.С. Пушкин; «Ворона и лисица» И.А. Крылов; Эдуард Успенский; «Телефон»; Виталий Бианки; Николай Васильевич Корнейчуйков; Сванте Свантенсон; «Золушка»; «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Литература:
-
Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2009.
-
Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. - М. : АПК и ППРО, 2004. - С. 73-79.
-
Азбука. Учимся читать, играя!: учеб. - метод. пособие / О.А. Алёнкина. -.М.: Планета, 2013. - 104 с.
-
Бгажнокова, И.М. Мир истории. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение. 2013. - 207 с.
-
Бгажнокова, И.М. История Отечества. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. - М.: Просвещение. 2012. - 224 с.
-
Баранников, И.В. Картинный словарь русского языка: Для учащихся начальных классов. - 2-е изд., дораб. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. - 223 с.
-
Волина, В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.
-
Гилевич, И.М., Зикеев, А.Г., Коровин, К.Г. Учебное пособие для учащихся подготовительных классов коррекционных образовательных учреждений I и II видов. - М.: «Просвещение». - 1999 г.
-
Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. - Переизд. - М.: Дет. лит., 1988. - 32с.: ил.
-
История России: учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -312 с.
-
Маршак, С.Я. Веселая азбука. -- М., 1986.
-
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажногковой. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 181 с. - (Коррекционная педагокика)
-
Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 378 с. - (Мудрость тысячилетий).
-
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для детей и педагогов/сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 224 с.
-
Перова, М.Н. Математика : учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / М.Н. Перова. - 5-е изд. испр. - М.: Просвещение, 2007. 231с.
-
Перова, М.Н., Капустина Г.М. Математика : учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / М.Н. Перова., Г.М. Капустина. - М.: Просвещение, 2004. 224с.
-
Пузанов, Б.П. История России : учеб. для 8 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. учреждений VIII вида / [Б.П. Пузанов и др.]. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. -311 с.
-
Пузанов, Б.П. История России : учеб. для 9 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / [Б.П. Пузанов и др.]. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. -311 с.
-
Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
-
Сиварева, Т. Посмотри вокруг. Ростов-на-Дону. ООО ТИК «Антураж».-2011
-
-
Трофимова, М.В., Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
-
Чтение: учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / Авт. сост. З.Ф. Малышева. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005. -287 с.
-
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2007. С - 519
-
1000 загадок. Для детей 3-6 лет. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 240с. - (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
-
Электронный носитель - Viki.rdf.ru