Контрольное итоговое тестирование по русскому языку. 10 класс

Контрольное итоговое тестированиепо русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля составлено согласно требованиям  примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, на основе авторской программы к учебникам «Русский язык. 10—11 клас­сы: для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)  Г.А. Богданова, Е.М. Виноградова. Цель: проверить обобщение и систематиза­цию углубленных знаний по предмету по сравнению с базовым уровнем. В тестирование ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Контрольное итоговое тестирование

по русскому языку

10 класс

Пояснительная записка

Контрольное итоговое тестирование по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля составлено согласно требованиям примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, на основе авторской программы к учебникам «Русский язык. 10-11 клас­сы: для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) Г.А. Богданова, Е.М. Виноградова.

Цель: проверить обобщение и систематиза­цию углубленных знаний по предмету по сравнению с базовым уровнем.

В тестирование включены материалы из разделов, изученных в 10 классе: «Введение в науку о языке», «Лексиколо­гия. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Куль­тура речи», «Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи» и «Морфология. Орфография. Культура речи».

В ходе выполнения работы учащиеся 10 класса должны показать, что они владеют знаниями в языковой и лингвистической области: умеют определять функции языка; разграничивают варианты норм, применяют знания о нормах литературного языка на практике; соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; умеют извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; находят и исправляют орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки; умеют выбирать орфограммы, доказывать, где это возможно, свое мнение графически;

в коммуникативной области учащиеся должны продемонстрировать умения использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; должны уметь извлекать необходимую информацию из текстов; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

при работе с текстом: учащиеся должны показать, что они умеют определять тему, основную мысль; определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи; определять языковые средства связи предложений в тексте; определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

в культуроведческой области учащиеся должны осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов; осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса; уметь соблюдать нормы русского речевого этикета.


Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку дается 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из 3 уровней.

I уровень включает 15 заданий (1-15). Учащиеся должны найти и выписать правильный ответ. Правильный ответ в каждом задании оценивается одним баллом. Итого - 15 баллов.

II уровень состоит из 5 заданий (1-5). Они включают в себя работу с текстом. Ответы к этим заданиям вы должны также сформулировать самостоятельно. Правильный ответ в задании 1-4 оценивается 2 баллами, за 5 задание - 5 баллов. Итого - 13 баллов.

III уровень состоит из 5 заданий (1-5). Они включают в себя работу с текстом. Ответы к этим заданиям вы должны также сформулировать самостоятельно. Правильный ответ в каждом задании оценивается 3 баллами. Итого - 15 баллов.

Советуем выполнять задания в том же порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


Вариант № 1

I уровень

Ответами к заданиям 1-15 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

воспринЯть

бАнты

звОнит

обогналА

чЕлюстей

Ответ _____________________________________________________________________

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ЖИВИТЕЛЬНОЙ влагой напоил прохладный летний дождь цветы и листву утомлённых зноем деревьев.

2. Победитель олимпиады по иностранному языку был награждён путёвкой в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь.

3. В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом СТАРИННОМУ роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.

4. Каждому человеку необходимо своевременно ПОПОЛНЯТЬ недостаток витаминов в своём организме.

5. Когда посетители музея оказываются перед картиной, на которой художник изобразил улицы их родного города, их неизменно ОХВАТЫВАЕТ сильное чувство.

Ответ _____________________________________________________________________

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ школьниками

талантливые РЕЖИССЁРЫ

по ИХ просьбе

ЕХАЙ осторожно

РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

Ответ _____________________________________________________________________

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

М..ндариновый

зар..сли

усм..рить

предпол.. жение

инт..ллектуальный

Ответ _____________________________________________________________________

5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..градить, пр..лив

от ..рвать, н..дписать

и..гибать, ра..жечь

по..строить, о..бить

пр..жать, пр..подать

Ответ _____________________________________________________________________

6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

засушл..вый.

дотраг..ваться.

усидч..вый.

ноч..вать.

пристёг..вать.

Ответ _____________________________________________________________________

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

задремл..шь

сморщ..нный

пошепч..мся

колебл..мый

заброс ..вший

Ответ _____________________________________________________________________

8. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. В сочной зелени кустарника ярко розовел ещё (не)полностью распустившийся бутон.

2. Музыкант (не)раздумывая дал согласие на участие в конкурсе молодых исполнителей.

3. Алексей внезапно почувствовал, что ему (не)хочется делиться новыми для себя переживаниями даже с самыми близкими друзьями. (Не)бойся врага умного, а бойся друга глупого.

5. Нужно дорожить (не)забываемыми мгновениями общения с прекрасным.

Ответ _____________________________________________________________________

9. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занимались спортом, (ПО)ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду. (С)ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ(ЖЕ) толпятся и ребятишки. (НЕ)СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети всё ТАК(ЖЕ) самозабвенно продолжали играть в догонялки. ЧТО(БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо организованным человеком и, (В)МЕСТО бесплодных наблюдений за деятельностью других людей, активно действовать самому. (В)ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО)ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.

Ответ _____________________________________________________________________

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Персонаж картины, созда(1)ой художником на основе известного сказочного сюжета, одет в парчовый кафтан и красную шапку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2)ые драгоценными камнями золочё(3)ые ножны с волшебным мечом.

Ответ _____________________________________________________________________

11. Какая из предложенных функций не относится к языку. Выпишите правильный ответ.

Коммуникативная

Познавательная

Соединительная

Эстетическая

Ответ ______________________________________________________________________

12. Русистика - это … Найдите правильный ответ и запишите.

наука о русском языке в его истории и современном состоянии

наука об устойчивых словосочетаниях в русском языке

то же самое, что и лингвистика

раздел науки о языке, изучающий известных русских лингвистов

Ответ _____________________________________________________________________

13. Кто является автором самого известного словаря XIХ века? Выпишите правильный ответ.

А.С.Пушкин

В.В. Виноградов

В.И.Даль

С.И.Ожегов

Ответ _____________________________________________________________________

14. Что такое диалект? Выпишите правильный ответ.

Территориальный вариант языка

Просторечные слова

Устаревшие слова

Заимствованные слова

Ответ _____________________________________________________________________

15. Какие слова не являются паронимами? Выпишите правильный ответ.

Атлас - атлАс

Описка - отписка

Контакт - контракт

Преемник - приёмник

Ответ _____________________________________________________________________

II уровень

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5.

(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) _____ люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (З)Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.

2. Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

3. В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

4. Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.

5. Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

Ответ _____________________________________________________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Следовательно

2. Даже

3. Наоборот

4. В конце концов

5. Потому что

Ответ _____________________________________________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Места вне городов, загородные местности (поля, леса, горы). Любоваться природой.

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Изучать природу.

4. Перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений.

Ответ _____________________________________________________________________

4. С каким существительным не употребляются собирательные имена числительные? Выпишите это слово.

Студенты

Очки

Девочки

Люди

Ответ _____________________________________________________________________

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Сразу по приезду в село Константиново - на родину поэта - школьники отправились в музей.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Обыкновенно, создавая своё произведение, в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность».

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

III уровень

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5.

(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это - дело наживное. (З)Зато в детстве были отец и мать.

(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (6)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

- Я тебя люблю...

(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил - и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване - за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16)Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно - хватит!» (18)Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом.

(19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех.

(20) И напрасно, потому что главное для автора проекта - уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

(21)И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом.

(22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27)Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29)3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка - шар на ниточке. (З0)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.

(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (ЗЗ)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую...

(36)Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас: - Спасибо, мама, я тебя люблю.

(38)Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40)Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41)На двоих у нас три ведра небесных вишен.

(По Ю. Нечипоренко *)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) - русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов

1)Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к ней.

2)В характере рассказчика отразился характер его мамы.

3)Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность.

4)Самолёт, который назван в тексте «кукурузником», имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве.

5)Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше понять её.

Ответ _____________________________________________________________________

2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) В предложениях 4-6 содержится описание.

3) Предложение 15 объясняет предложение 14.

4) Предложения 25-27 содержат повествование.

5) В предложениях 29-30 содержится описание.

Ответ _____________________________________________________________________

3. Из предложения 30 выпишите слово в переносном значении.

Ответ _____________________________________________________________________

4.Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ _____________________________________________________________________

5. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Детские воспоминания спустя много лет живы в душе автора. Яркость детских впечатлений отражают использованные в тексте изобразительно-выразительные средства: лексическое -(А) («дух захватило» в предложении 28) и синтаксическое - (Б) («как огромная ёлочная игрушка - шар на ниточке» в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В) (в предложениях 11, 20, 34), и приём - (Г) («самое удачное» в предложении 33)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) метафора

3) фразеологизм

4) вводные слова

5) лексический повтор

6) диалог

7) восклицательные предложения

8) ряды однородных членов предложения

9) сравнительный оборот

Ответ _____________________________________________________________________


Вариант № 2

I уровень

Ответами к заданиям 1-15 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвонИт

красИвее

черпАть

диспансЕр

снятА

Ответ _____________________________________________________________________

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Этот неприхотливый, спокойный и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ красавец относится к тем видам пернатых, которые воспринимают жизнь в клетке как продолжение своего вольного существования.

2. Поднявшись высоко, плющ может обвить всё окно или весь потолок, очень просто превратить его и в оригинальные живые скульптуры или в изящные ПЛАКУЧИЕ деревца.

3. ПРАЗДНИЧНЫЕ мероприятия, посвящённые полёту первого человека в космос, будут проведены во многих городах нашей страны.

4. Международная торговля переросла в международное разделение труда, стали формироваться ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ и экспортная специализации стран.

5. Хвойные растения мы ПРЕДСТАВЛЯЕМ себе как нечто вечнозелёное, более или менее колючее и обязательно с шишками.

Ответ _____________________________________________________________________

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пачка МАКАРОНОВ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ участниками

килограмм АПЕЛЬСИНОВ

молодые ШОФЁРЫ

ПОСТИГШИЙ главное

Ответ _____________________________________________________________________

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

пол..гаться

зам..реть

подг..рать

фен.. менальный

бл..стательный

Ответ _____________________________________________________________________

5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..морский, пр..уныл

о..далить, на..колоть

пр..подать, пр..жать

под..слать, н..доить

ра..лоить, и..бежать

Ответ _____________________________________________________________________

6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

услужл..вый

заманч..вый

отпол..ровать

рул..вой

увелич..вать

Ответ _____________________________________________________________________

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

незыбл..мый

выпрош..нный

прослав..шься

непр..емлемый

выстро..нный

Ответ _____________________________________________________________________

8. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Иероглифическая письменность распространена в странах Дальнего Востока, число иероглифов, например, в китайском языке составляет (не)один десяток тысяч.

2. Изобретение бумаги и, главное, книгопечатания (не)только расширило круг лиц, допущенных к знаниям, но и увеличило словарный запас людей.

3. Есть ещё много замечательных (не)прочитанных книг, спешите их прочитать.

4. Компьютеры теперь занимают (не)большое, как раньше, а в несколько раз меньшее пространство на письменном столе, и у них появился персональный хозяин.

5. (Не)так давно существовал способ «одновременного» выполнения программ: операционная система обеспечивала самостоятельность программ, выделяя каждой из них отдельную область памяти.

Ответ _____________________________________________________________________

9. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(1)Вслед за Германией печатные книги (В)СКОРЕ появились в Италии, Швейцарии, Франции, Венгрии и Испании, в России их ТАК(ЖЕ) стали выпускать в середине XVI века. 2)Наблюдать спутник Земли очень удобно, ПОТОМУ(ЧТО), если небо не затянуто тучами, Луна, (В)ОТЛИЧИЕ от других спутников, видна в любой день года. 3)Нашествие саранчи (ИЗ)ДАВНА считалось страшным бедствием для людей, ПОТОМУ(ЧТО) полчища насекомых полностью уничтожали урожай. 4)Галилей открыл закон, согласно которому тела двигаются по прямым линиям без всякого ускорения, и ТО(ЖЕ) подтвердил Эйнштейн: ТАК(ЖЕ) происходит даже в искривлённом пространстве возле Земли. 5)(С)НАЧАЛА осень дохнула на деревья прохладным ветром, а потом легко закружила в прозрачном воздухе в волшебном танце первые сорванные листочки, понесла их ТАК(ЖЕ) легко вдоль аллей.

Ответ _____________________________________________________________________

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Люди придумали множество неожида(1)ых систем дрессировки собак: готовят из собак отличных охотников, бдительных сторожей и таможе(2)иков, отважных спасателей и увере(3)ых поводырей, запускают в космос, ведь собаки всегда остаются нашими друзьями, преда(4)ыми, честными и простодушными.

Ответ _____________________________________________________________________

11. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Выпишите правильный ответ.

Пор..дниться, те…тральный, к..снуться.

Об…ятельный, заг…рать, упр…влять.

К…вычки, пок…зался, выр…стить.

Изд…лека, оч…ровательный, ст…рпеть.

Ответ ______________________________________________________________________

12. С каким существительным не употребляются собирательные имена числительные? Найдите правильный ответ и запишите.

Дети.

Люди.

Студентки.

Сутки.

Ответ _____________________________________________________________________

13. Кто является основоположником русистики? Выпишите правильный ответ.

А.Х.Востоков

М.В.Ломоносов

В.И. Даль

Ф.Ф.Фортунатов

Ответ _____________________________________________________________________

14. Чем диалекты русского языка не отличаются от литературного языка? Выпишите правильный ответ.

Начертанием букв.

Произношением.

Лексикой.

Элементами грамматики.

Ответ _____________________________________________________________________

15. Какие слова не являются паронимами? Выпишите правильный ответ.

Адресат - адресант

Безответный - безответственный

Дипломат - дипломант

Замок - замОк

Ответ _____________________________________________________________________

II уровень

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Для того чтобы наш глаз увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку глаза. (2) Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощённый предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег, _______ равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. (З)Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза.

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Мы видим предмет, когда сетчатка глаза воспринимает отражённый предметом свет, прошедший через зрачок и хрусталик; отражённые лучи дают нам представление о цвете предмета.

2. Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий.

3. Сетчатка глаза воспринимает отражённый предметом свет, который проходит через зрачок и хрусталик, в результате чего мы видим этот предмет, а отражённые лучи дают нам представление о цвете предмета.

4. Глаз не видит предмет, который поглощает падающие на него лучи света, ведь поглощённые лучи просто не могут попасть на сетчатку глаза.

5. Мы не можем видеть свет, поглощённый предметом: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег выглядит белым.

Ответ _____________________________________________________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. во-первых,

2. наоборот,

3. к сожалению,

4. иными словами,

5. хотя бы

Ответ _____________________________________________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а, м.

1. Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улицах. Зажечь в комнате свет.

2. Разг. Рассвет, восход солнца. Свет забрезжил.

3. Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Дневной свет.

4. Блеск глаз под влиянием какого-л. чувства. Внутренний свет.

Ответ _____________________________________________________________________

4. С каким существительным не употребляются собирательные имена числительные? Выпишите это слово.

Ребята

Очки

Подруги

Котята

Ответ _____________________________________________________________________

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Те, кто знаком с азами столярного дела, может оборудовать рабочее место для компьютера своими руками и при этом избежать лишних затрат.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) На встрече со своими читателями поэт признался, что «я словно слышу стихи».

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведены практически все важнейшие церковные книги и молитвы.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленного в браслет, на самом деле оказался мелочью.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом


6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ _____________________________________________________________________

III уровень

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5.

(1) В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила:

- Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники.. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому - не написано. (16)А может, и не под которым.

(17)А Лёша наш до сего дня без похоронной... (18)Одна мама всё надеется...

(19)Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

- Сыграй, милый, сыграй.

(20)И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

- Шопен, соната... номер... два...

(21)Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара.

(22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки. (23)Звуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

(27)И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто- то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28)Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами...

(29)И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (З0)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветленно. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

- (ЗЗ)Ну вот и ладно... - проговорила она. - (34)Хорошо сыграли... (35) Вот и проводили наших... (36)Спасибо.

...(37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39) Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем...

(По Е. Носову)

Евгений Иванович Носов (1925-2002 гг.) - русский писатель, участник Великой Отечественной войны.

1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Великая Отечественная война продолжалась четыре долгих года.

2) Музыканты играли для людей, потерявших в войну близких, реквием Шопена - трагически Звучащую музыку - в память о погибших.

3) В семье, о которой рассказывает автор, на войне погибло четверо, могилы некоторых неизвестны.

4) Музыканты тоже воевали, поэтому хорошо понимали, какая музыка поможет людям пережить потерю близких на войне.

5) Корнетом называли первый офицерский чин в кавалерии, соответствовавший подпоручику в пехоте.

Ответ _____________________________________________________________________

2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 3 содержится описание.

2) В предложениях 5-6 представлено рассуждение.

3) Предложения 7-8 включают описание.

4) В предложениях 27-31 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 35.

5) Предложения 37-39 содержат рассуждение.

Ответ _____________________________________________________________________

3. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.

Ответ _____________________________________________________________________

4. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Ответ _____________________________________________________________________

5.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Сдержанная речь рассказчика резко меняется в тот момент, когда передаётся впечатление от музыки Шопена. Тогда в тексте появляются тропы: (А) ______ («звуки стонали» в предложении 23), (Б) _____ («неутешным взрыдом» в предложении 24), (В)____ («будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители...» в предложении 28). Душевное состояние музыкантов помогает передать синтаксическое средство выразительности - (Г) _____ (в предложении 39)».

Список терминов:

1)лексический повтор

2)сравнение

3)ряды однородных членов предложения

4)фразеологизмы

5)синтаксический параллелизм

6)противопоставление

7)олицетворение

8)эпитет

9)диалог.

Ответ _____________________________________________________________________

Ключи

I уровень

Номер задания

Вариант 1

Вариант 2

Часть 1

1

звонит

черпать

2

восполняет

доверчивый

3

поезжай

пачка макарон

4

усмирять

феноменальный

5

изгибать, разжечь

приморский, приуныл

6

ночевать

рулевой

7

забросивший

прославишься

8

незабываемыми

непрочитанных

9

чтобы, вместо

вскоре, также

10

1,2

1,2, 3,4

11

соединительная

издалека, очаровательный, стерпеть

12

наука о русском языке в его истории и современном состоянии

студентки

13

В.И. Даль

М.В. Ломоносов

14

Территориальный вариант языка

начертанием букв

15

Атлас - атлас

замОк - зАмок


II уровень

Номер задания

Вариант 1

Вариант 2


1

2,5

1,3

2

в конце концов

наоборот

3

2

3

4

девочки

подруги

5

А 1, Б 6, В 5, Г 7, Д 2

А 2, Б 7, В 5, Г 1, Д 6

III уровень

Номер задания

Вариант 1

Вариант 2


1

1, 2, 5

2,3,4

2

4,5

3, 4

3

бежали

в первую очередь

4

4

4

5

3,9,8,5

7, 8, 2, 3

Система оценивания заданий

За каждый правильный ответ в части 1ставится 1 балл; за правильно выполненное задание части 2 (1-4) ставится 2 балла, за 5 задание - 5 баллов; за каждое правильно выполненное задание части 3 ставится 3 балла. Максимальное количество баллов за всю работу - 43 балла


Шкала перевода первичных баллов в оценки

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал баллов

20б. - 0б.

21б. - 30б.


31б. - 39б.

40б. - 43б.


© 2010-2022