- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Отзыв-рецензия на пьесу Гришковца Дредноуты
Отзыв-рецензия на пьесу Гришковца Дредноуты
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калинина М.В. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОТЗЫВ О ПЬЕСЕ ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА «ДРЕДНОУТЫ»
Начало марта, все участники марафона с нетерпением ждут результатов 2 тура и нового задания. Признаюсь, что выбор автора и произведения сначала удивил: странное название и абсолютно незнакомый для меня автор - Евгений Гришковец «Дредноуты» ( пьеса для женщин).
Открыла словарь, чтобы узнать значение этого странного слова: «Дредноут (англ. dreadnought - «бесстрашный») - поколение военных кораблей класса линкор, появившееся в начале XX века». Странностей не убавилось - зачем женщинам знать что-либо о военных кораблях начала ХХ века?
На этом странности не закончились, читаем далее - спектакль, который не получился. Почему?
Поразило и содержание книги: нет привычного оформления речи актеров, скорее это проза, повесть. Причем же тогда определение произведения как пьесы?
Задание вызвало множество вопросов , на которые необходимо найти ответы.
Что сразу же поразило, стоило лишь открыть книгу - это иллюстрации, нарочито нечеткие, как будто размазанные , графитно- серые зарисовки кораблей, моряков. Множество иллюстраций, на каждой странице - кусочки чьей-то жизни и лица, лица, как старые выцветшие фотографии людей, которых уже давно нет. Во всей книге только четыре женских лица - четыре женщины сопровождают наших героев в течение их жизни. Попробуйте догадаться, чьи это лица. Я спросила у дочери - она уверенно назвала Деву Марию, мать, жену, дочь. И не угадала. Ведь речь в пьесе идет о британских моряках , поэтому четыре женских лица - это королева, невеста, так и не успевшая стать женой, жена, повернувшаяся к муже спиной и не желающая понимать его интересы, и проститутка из бара, готовая разделить вечер с захмелевшим воякой. Автор этих необычных ( я таких никогда не видела) иллюстраций - Роман Кулешов.
О чем эта пьеса? Это монолог автора - мужчины, который купил случайно старую книгу о старых военных кораблях . А она подтолкнула его к изучению других книг об истории морских сражений Первой мировой войны.
В этих книгах он увидел то, что не видел ни в одной из современных книг - «описание мужчин в том состоянии, в котором женщины мужчин никогда не видели. Описание того, как они, мужчины, умирали. Умирали в бою.» Они даже смерть сделали романтичной. Вот он ответ на так мучивший меня вопрос, почему пьеса для женщин. В пьесе так много важного сказано о мужчинах - их мечтах, разочарованиях, амбициях, надеждах, отваге, сентиментальности и верности долгу. На самом деле те вещи, о которых говорит Гришковец, - эти примеры соблюдения правил чести, воинской доблести, мужества и даже самоотверженности - сейчас неоднозначно воспринимаются не только женщинами, но и современными мужчинами. И вовсе не потому, что все эти качества им не присущи, просто они не востребованы нашим обществом.
"Дредноуты" - это спектакль о самых больших военных кораблях, о событиях Первой мировой, о грандиозной Ютландской битве. Евгений Гришковец рассказывает историю битвы, как мальчик излагает друзьям увлекательную сказку о больших кораблях и морских боях. Он дробит большую историю на крошечные осколки человеческих судеб. Это как калейдоскоп коротких историй героических поступков моряков и эпизодов сражений. Причем только тех из них, в которых запечатлелась история людского благородства.
Это рассказ о людях, которым скучно и одиноко на земле, которые «счастливы, потому что они могут идти на смерть». Им плохо на суше , они любят свои семьи , но « жен им достаточно на фотографиях, висящих на стенах кубриков», и они с нетерпением ждут, когда смогут выйти в море. Это истории о героях, у которых не бывает могил, иначе они никакие не герои.
В книге много интереснейших фактов. Но она показалась мне затянутой и нудной. И, по-прежнему, не было ответов на вопрос, почему это спектакль, который не получился.
На душе зудело, и я забила в поисковик компьютера « Гришковец «Дредноуты». Представьте мое удивление, когда интернет выдал массу запросов на эту тему, и во многих из них стояло слово «смотреть».
Оказалось, что спектакль все-таки существует, правда поставлен он в 2011 году. И главный актер в нем - сам Гришковец!
Запустила спектакль и на 2 часа выпала из реальности. Все эти 2 часа я была в зале, нет, даже не в зале, а в центре сражений, там, далеко в прошлом- на палубе гибнущих кораблей.
Я восхищалась мужеством незнакомых мне мужчин, я восхищалась Мужчинами ( муж с чином - воин, защитник)! И знала, почему по щекам текут слезы. Женщины не всегда понимают разумом, но они умеют понимать сердцем. Да, нам не интересно в военных музеях, и мы не читаем военных мемуаров, но мы умеем сопереживать, скорбеть, любить.
Спектакль начали репетировать в 2006 году, почему же он не получился ? Потому, что когда спектакль уже был готов, произошла трагедия с подводной лодкой «Курск». И ни у кого в театре : ни у автора, ни у актеров- не было сомнений в том, что спектакль вызовет только боль, разбередит душевные раны, вызовет отторжение.
И спектакль был снят со сцены, не дожив даже до генеральной репетиции.
Пьесу я досмотрела до конца и поймала себя на мысли, что рада последним словам Гришковца : «Дирижаблями женщины, видимо, тоже не очень-то интересуются. А вообще это мысль, нужно будет почитать о воздухоплавании».
Значит у нас впереди увлекательнейший рассказ о летчиках, которые жили в небесах, а умирать спускались на землю.
И еще я убедилась, что читать , слушать и смотреть - это разные по восприятию вещи. В данном случае, слушать и смотреть оказалось намного ценнее для души, чем читать.
На то она и пьеса!
Это интересно!
Евге́ний Вале́рьевич Гришкове́ц (род. 17 февраля 1967, Кемерово) - драматург, режиссёр, актёр, писатель. Женат, отец двух дочек и сына.
В 1984 году окончил среднюю школу и поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета. Со второго курса был призван на военную службу.
Служил на Тихоокеанском флоте на острове Русский и в посёлке Заветы Ильича в Советской Гавани[4][5]. В это время принимал участие в концертах художественной самодеятельности.
В 1988 году после увольнения в запас вернулся к учёбе. Занимался в театральной студии и играл в университетском театре пантомимы.
Летом 1990 года пытался эмигрировать на Запад, но вскоре изменил решение].
В 1990 году организовал в Кемерово независимый театр «Ложа», в котором за 7 лет было поставлено 10 спектаклей.
В 1998 году переехал в Калининград. Тогда же представил в Москве на зрительский суд свой первый моноспектакль «Как я съел собаку», за который в 2000 году был удостоен национальной театральной премии Золотая маска в номинациях «Новация» и «Приз критиков»[2].
Проживая в Калининграде, Гришковец часто бывает на гастролях со своими театральными работами не только в городах России, но и Европы, принимая участие во многих престижных фестивалях (Авиньон, Вена, Париж, Брюссель, Цюрих, Мюнхен, Берлин). Кроме пьес, Гришковец пишет книги и записывает музыкальные альбомы.
В феврале 2011 года объявил о закрытии своего блога в «Живом Журнале» и начале публикации записей на сайте odnovremenno.com. Туда же перенесён архив записей из «Живого Журнала».
Летом 2012 года Евгений Гришковец принимает участие в экспедиции под названием "Русская Арктика" в дальнее Заполярье на судне "Профессор Молчанов".Изначально экспедиция имела одну цель: высчитать всех белых медведей. Во время экспедиции Е.В.Гришковец ведёт дневник, который в дальнейшем войдёт в книгу "Почти рукописная жизнь".
Премии
-
1999 год - Премия «Антибукер» в номинации «Три сестры» (драматургия) за наброски к пьесам «Зима» и «Записки русского путешественника».
-
2000 год - «Золотая маска» в двух номинациях - «Новация» и «Приз критики».
-
2000 год - Национальная премия «Триумф» (поощрительный грант).
-
2004 год (13 марта) - Показ всех моноспектаклей Евгения Гришковца в один день фестиваля «Золотая маска» внесён в книгу рекордов Гиннесса.
-
2004 год (1 сентября) - Роман «Рубашка» признан дебютом года. Книга вошла в «длинный список» «Букера».
-
2006 год - Медаль «Символ Науки» в номинации «Человек искусства».
-
2007 год - Премия «Русский бриллиант» в номинации «Исключительность».
-
2009 год - Премия «Серебряный слиток» радиостанции «Серебряный дождь» (выбор Алекса Дубаса) за роман «Асфальт».
-
2011 год - Стал почётным гражданином Калининграда.
Спектакли
-
2003 год - спектакль «Как я съел собаку» выпущен в виде аудиокниги.
-
6 октября 2003 года - премьера спектакля «Осада» в Москве.
-
Май 2004 года - Венский фестиваль, спектакль «Дядя Отто болен».
-
2005 год - «По По» (третья редакция написанной ещё во времена «Ложи» пьесы). 1998 год - «Как я съел собаку».
-
1999 год - «ОдноврЕмЕнно», «Зима», «Записки русского путешественника».
-
2001 год - «Город», «Планета», «Дредноуты».
-
2009 год - «Дом» (в соавторстве с Анной Матисон).
-
Май 2009 года - премьера спектакля «+1».
-
28 сентября 2012 года - премьера спектакля «Прощание с бумагой».
Спектакли «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты», «+1», «Прощание с бумагой» Евгений Гришковец исполняет самостоятельно; «Планета», «По По», «Титаник» - в составе труппы; некоторые («Осада», «Зима» и др.) идут на сценах различных театров в постановке других режиссёров.
Как сказал сам Гришковец о своём месте в современном искусстве: "Я считаю, что я принадлежу важному направлению российской гуманистической литературы. Это от Бунина, Чехова".
Дискография
-
2003 -Сейчас
-
2004 - Петь
-
2006 - Секунда (макси-сингл)
-
2007 - Секунда
-
2010 - Пусть песня доиграет (макси-сингл)
-
2010 - Радио для одного
-
2013 - Ждать Жить Ждать
-
2013 - Ждать Жить Ждать
Кинематограф
-
1997 - «Убить русского» - Карлуша
-
2002 - «Деньги»
-
2002 - «Азазель» - Ахимас Вельде
-
2003 - «Прогулка» - Сева
-
2005 - «Не хлебом единым» - следователь
-
- «Сатисфакция» - Саша (Александр Верхозин)
-
2005 - «В круге первом» - Галахов
-
2008 - «Тринадцать месяцев»
-
2009 - «Московский фейерверк» - бригадир таджиков Амак
-
2010 - «Сатисфакция» - Саша (Александр Верхозин)
Отзыв о пьесе Е.Гришковца
3 тур
читательского марафона
«Новокузнецк читающий»
Калинина Марина Владимировна
тел. 8-951-184-18-60