Конспект урока по русской литературе

Данный урок по теме "Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и в русской авторской сказке" проводился в рамках городского семинара для учителей русского языка и литературы. Рассматривались сказка братьев Гримм "Шиповничек" и сказка В.А.Жуковского "Сказка о спящей царевне". Произведения включены в авторскую программу по литературе И.Н.Сухих и соответствуют ФГОС. Методическая составляющая: Формирование навыков смыслового чтения при работе с разными текстами. Дида...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сегодня к нам пришли уважаемые гости. А в такой компании любые загадки отгадываются легче.

Вот первая из них: ПЯТНИЦА… и ВЕРЕТЕНО… ? ( слайд 1) Как эти слова могут быть связаны между собой?

(Известно, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретёна. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть).\

Если назову два имени, то и загадка исчезнет (слайд 2) ГРИММ ЖУКОВСКИЙ (слайды 3,4)

СТАДИЯ ВЫЗОВА ИНТЕРЕСА

(слайд 5 : корзина идей) И ВСЁ ЖЕ, КАКИЕ ДОГАДКИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ ПО ПОВОДУ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА? КАКОЙ ПРОГНОЗ? ЧЕМ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ? КАКУЮ ЗАГАДКУ РЕШАТЬ?

( Сравним сюжеты двух сказок с так называемым «бродячим» сюжетом, найдем сходства, различия, постараемся выяснить причины различий)

ТЕМА УРОКА (слайд 6)

СЮЖЕТ О СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В НЕМЕЦКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКЕ И РУССКОЙ АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ



СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИ СМЫСЛА

РАБОТА В ГРУППАХ.

I. Дома вы составляли двухчастные дневники по этим сказкам. Поделитесь своими мыслями с участниками вашей группы, выберите вместе самую интересную (необычную) запись и представьте классу (слайд 7)

Цитата

Комментарий. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

- Когда вы обсуждали свои дневники, встречали ли вы одинаковые цитаты и близкие комментарии для разных сказок?

- Почему такое оказалось возможным?

( В системах ценностей разных народов много общего)

II. Сегодня я хочу попросить вас помочь мне кое в чём разобраться. Меня мучат несколько вопросов. Одни ужасно «толстые», а другие хоть и «тонкие», но тоже требуют ответа. Без этих ответов мы с вами вряд ли сможем сравнивать сюжеты двух сказок (обработанной братьями Гримм фольклорной немецкой сказки и русской сказки, созданной В.А.Жуковским)

Счастливые родители обрели долгожданное дитя. Конечно, следует об этой радости рассказать всем. Следует позвать гостей. - О КАКОЙ СКАЗКЕ Я СЕЙЧАС ГОВОРЮ ? - ЧТО ЖЕ, НАМ НЕ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ? (слайды 8,9, потом 10, 11)

ГРИММ

ЖУКОВСКИЙ

ПОЧЕМУ НЕ ПОЗВАЛИ ОДНУ ВОЛШЕБНИЦУ?

Не хватило посуды

Украли прибор (И ТОЛЬКО?!) хромоногая, старая, злая

СКОЛЬКО ДОЛЖНА СПАТЬ ЦАРЕВНА?

Век (100 лет)

300 лет

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СЦЕНЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ?

ОНА уколола палец веретеном

И вмиг ОНО укололо руку ей

В КАКОЙ СОН ПОГРУЗИЛОСЬ ВСЁ?

Глубокий

Мёртвый

ЧТО РАСТЁТ ВОКРУГ СПЯЩЕГО ЗАМКА?

Густая терновая заросль

Забор из терновника, дикий бор, неприступный, страшный

КАКОВА СУДЬБА ДРУГИХ КОРОЛЕВИЧЕЙ?

Погибали мучительной («жалкой») смертью

Назад НЕ пришёл НИКТО

КАКОВ ПЕРВЫЙ ПОРЫВ ЦАРЕВИЧА-СПАСИТЕЛЯ?

Хочу увидеть; подошёл, поглядел

Вспыхнул, стрелой помчался

КАК ВЫГЛЯДИТ СПЯЩАЯ ДЕВУШКА?

Была так прекрасна



Распылалася от сна; молод цвет её ланит; кудри чёрной полосой; грудь как свежий снег бела; воздушный, тонкий стан…

- КАК ЗАВЕРШАЮТСЯ СКАЗКИ?

- В КАКОЙ ИЗ СКАЗОК СОБЫТИЯ ВАМ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ БОЛЕЕ ЯРКИМИ, С БОЛЬШИМИ ПОДРОБНОСТЯМИ?


Проследили сюжеты двух сказок. Ответили на разные вопросы.

- ПОСТАРАЙТЕСЬ ТЕПЕРЬ ВЫ ЗАДАТЬ САМЫЙ «ТОЛСТЫЙ» ВОПРОС (за помощью можно и нужно обратиться к теме урока)

- ГДЕ РУССКАЯ СКАЗКА? ПОЧЕМУ ТАК ДУМАЕТЕ? (ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ЗНАЕТЕ ИМЯ АВТОРА?) (слайд 12)

(слайд 13) РУССКИЙ КОЛОРИТ (- зло страшней и коварней;

- препятствия сложнее;

- герои эмоциональнее и красивее;

- чувства ярче;

- счастье общее;

- русские слова и обороты)

Дух народа всегда отражается в словесном художественном произведении, устном или письменном.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

По-моему, вы молодцы. Проделали большую работу.

- Как себя ощущаете? -Нравитесь себе? -В чём? -Пользу принесли? -Кому?- Какую?

Д\З: ПО ТАКИМ ЖЕ ВОПРОСАМ ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СКАЗКУ Ш.ПЕРРО «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» , А ПОТОМ ОБСУДИМ, КАК ПИСАТЕЛЮ ВИДИТСЯ БОРЬБА ДОБРА СО ЗЛОМ И ДОРОГА К СЧАСТЬЮ. И - ГЛАВНОЕ - ПОЧЕМУ ТАК.




© 2010-2022