Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Рабочая программа

по русскому языку

7 класса

Срок реализации: 2015-2016 учебный год


Составитель:

Раздел I. Пояснительная записка.


Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ №9 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе - 136 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление.

1



Повторение пройденного в 5-6 классах.

10

1

3

Морфология. Орфография. Культура речи.

119

6

22

Причастие.

36

2

5

Деепричастие.

10

1

2

Наречие.

26

1

6

Категория состояния.

3



Служебные части речи. Культура речи.

Предлог.

1

9




2

Союз.

13

1

2

Частица.

22

1

4

Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах.

12

1

2









Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VI КЛАССАХ (7 ч + 3 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+22 ч)

Причастие (36ч + 5ч)


I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (8 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (20 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (3 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог (7 ч + 2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (11 ч + 2 ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (14 ч + 4 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (10 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.

Календарно-тематическое планирование.

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Причина корректировки планирования

«Согласовано» с зам. дир. по УР

(дата, подпись)

По плану

По факту

1

Русский зык как развивающееся явление.

1


2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Пунктуация.

1


3

Лексика. Фразеология.

1


4

Фонетика и орфография.

1

.

5

Словообразование и орфография. Разбор слова по составу.

1


6

Морфология и орфография морфологический разбор слов.

1

.

7

Морфологический разбор. Орфография.

1


8

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

1


9.


Р/р. Текст.

1


10

Р/р. Стили русского литературного языка.

1


11

Контрольный диктант.

1


12

13

Повторение изученного о глаголе.

2

.


14

15

Причастие как часть речи

2


16


Р/р. Публицистический стиль.

1


.

17


Склонение причастий.

1



18.

Склонение причастий.

1


19.


Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

.

20

Р/р. Описание внешности человека.

(Упр.77, по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»).

1


21


Действительные и страдательные причастия.

1



22

Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1


23

Действительные причастия прошедшего времени.

1

.

24

Страдательные причастия настоящего времени.

1


25

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

.

26

Краткие страдательные причастия.

1

.

27

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1


28-29

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

2


30-31

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глаголов Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

2

.

.

32

Тест по теме «Причастие»

1

9.11

33

Морфологический разбор причастия.

1

11.11

34

35

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

12.11,13.11

36

Р/р Выборочное изложение (упр.130).

1

16.11

37

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

18.11

38

39

Повторение изученного о причастии.

2

19.11,20.11

40

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

23.11

41

Анализ контрольного диктанта

1

25.11

42

Понятие о деепричастии

1

26.11

43


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

27.11

44

НЕ с деепричастиями.

1

30.11

45

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

2.12

46

47

P.p. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

2

3,4.12

48

Морфологический разбор деепричастия

1

7.12

49

50

51

Повторение по теме «Деепричастие»

3

9,10,11,12

52

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

14.12

53

Наречие как часть речи.

1

16.12

54-

55

Смысловые группы наречий.

2

17,18.12

56-

57

P.p.

Сочинение-описание действий (на основе на­блюдений)

2

21,23.12

58

59

Степени сравнения наречий

2

24,25.12

60

Морфологический разбор наречия.

1

11.01

61

62

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

2

13,14.01

63

Р/р. Описание действий.

1

15.01

64

65

Н и НН в наречиях на -о и -е.

2

18.01

20.01

66

Р/р. Изложение повествовательного текста.

1

21.01


67

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

22.01

68

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

25.01

69

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С

1

.27.01

70

Дефис между частями слова в наречиях

1

28.01

71

72

Слитное и раздельно написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

29.01

1.02

73


Р/р. Подробное изложение (описание состояния человека или природы)

1

3.02

74

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

4.02

75

Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».

1

5.02

76

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

8.02

77

Анализ контрольного диктанта.

1

.

78

Категория состояния как часть речи

1




79





Слова категории состояния

1


80

Морфологический разбор категории состояния.

1

.

81

Самостоятельные и служебные части речи

1


82

Предлог как часть речи.

1

.

83

Употребление предлогов.

1


84

Непроизводные и производные предлоги.

1

.

85

Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога.

1



86 87

Р/р.Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

2


88, 89

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2


90

Союз как част речи. Простые и составные союзы.

1

.

91

Сочинительные и подчинительные союзы.

1


92 93

Запятая перед союзами в сложном предложении.

2


94

Сочинительные союзы.

1

.

95

Подчинительные союзы.

1


96

Морфологический разбор союза.

1


97, 98

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2


99,

100

Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения. «Книга - наш друг и советчик».

2


101

Обобщение сведений о предлогах союзах.

1


102

Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз».

1

.

103

Частица как часть речи.

1

.

104,

105

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2


106,

107

Смысловые частицы.

2

.

108

109

Раздельное и дефисное написание частиц.

2


110

111

Р/р. Контрольное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

2


112

Морфологический разбор частиц.

1

.

113

Отрицательные частицы не и ни.

1

.

114

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

1


115

116

Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

2


117

Различение на письме частицы НИ и приставки НИ

1

.

118

Обобще­ние и система­тизация по теме «Частица»

1


119

Контрольный диктант по теме «Частица. Служебные части речи».

1

.

120

Анализ контрольного диктанта.

1


121

Междометие

1

.

122

Р/р. Текст. Стили речи.

1


123

Орфоэпическая норма.

Фонетика и графика.

1


124

Лексические нормы.

Лексика и фразеология.

1

.

125

Морфемика и словообразование.

Грамматические нормы.

1

.

126

Морфология. Орфография.

1


127

Синтаксис и пунктуация.

1


128

Контрольный итоговый диктант.

1


129

Резервный урок.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1






© 2010-2022