- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы. 5 класс. Внеклассное чтение. Д. Родари Сказки по телефону
Урок литературы. 5 класс. Внеклассное чтение. Д. Родари Сказки по телефону
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стышных С.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Подготовила и провела: Стышных С.В.,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ№3
Сегодня речь идет о создании «Нашей новой школы», об изменениях в системе образования, методике преподавания. В связи с требованиями ФГОС общего образования мы говорим о современных требованиях к уроку русского языка и литературы. Инновационное развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;
развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
В работе представлен открытый урок по литературе в 5 классе (УМК Т.Ф. Курдюмовой). Тип урока - урок «открытия» новых знаний, который включает в себя деятельностную цель (формирование у учащихся умений реализации новых способов действия) и содержательную цель (расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).
Урок проводился в классе среднего уровня. Ребята не очень активные, любознательных мало.
На уроке опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовала исследовательскую деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали), поисковую (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали). Обучающиеся получили домашнее задание оптимального объема, дифференцированное, доступное, с правом выбора.
Тема урока: Внеклассное чтение. Д. Родари - волшебник из Италии «Сказки по телефону»
Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения «Сказок по телефону» Дж. Родари систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста, составляющими основу умения учиться понимать текст; формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию, формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, карточки с заданием, презентация, компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал.
Этап урока
Задача этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
2. Постановка цели урока
3. Первичное восприятие и пробное учебное действие
Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
целеполагание
Открытие нового через пробное учебное действие
Здравствуйте, ребята! Будем отвечать активно, Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти!
- Здравствуйте, уважаемые гости.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Передайте частичку хорошего настроения другому. Сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. Но на пути возникает множество тёмных полос. Это зло.
Представьте жизнь двух понятий: Добро и Зло. Какие цвета и краски вы для них бы выбрали?
В каких литературных жанрах добро борется со злом?
Вы догадались, ребята, о чем сегодня наш урок, какая тема?
Сегодняшний урок внеклассного чтения мы посвящаем великому итальянскому сказочнику Джанни Родари, его замечательным «Сказкам по телефону». Итак, запишите в тетрадях тему урока У нас будет урок-путешествие по сказкам писателя. Определим цели урока, что нам нужно сделать?
-Итак, мы на корабле «Литературия» отправляемся в путешествие в удивительную страну-Италию, к замечательному сказочнику Джанни Родари. Вот его портрет. Обратите внимание, какие мудрые весёлые глаза, как чуть прикоснулась к губам улыбка, каким добром и вниманием веет от всего облика писателя… Джанни Родари. Наверное, все вы помните удивительные строчки,
Я весёлый Чиполлино,
Вырос я в Италии,
Там, где зреют апельсины
И лимоны, и маслины.
-Кто такой Чиполлино? -Читали вы сказку о нём? Как она называется?
- Ребята, а что вы знаете о Д.Родари?
- Практически ничего. Тогда продолжим наше путешествие…
Музыкальная пауза.
Италия. Теплый вечер. В домах уже погасили свет. На улицах тихо. Тишину нарушают шаги человека с небольшой связкой книг в руках. Вы узнали? Это сказочник Джанни Родари. Он нам расскажет о себе. Ведь Д.Родари присуждена Международная премия имени Ханса Крист. Андерсена. А это - самая высокая награда в детской литературе.
Обучающиеся готовятся к уроку.
Вслушиваются в текст.
Записывают в тетрадь число и тему.
Добро - светлые краски, Зло - темные.
В сказках.
«Джанни Родари - волшебник из Италии. «Сказки по телефону».
Отвечают, ставят цели.
1.Прикоснуться к удивительному творческому миру Д.Родари. 2.открыть философский смысл сказок Родари. 3.поразмышлять о добре и зле, о милосердии и справедливости в человеческой жизни. Воспитывать в детях чувство сострадания к чужой беде. 4.анализ текста и выразительное чтение.
Рассматривают портрет сказочника
(Мальчишка-луковка, весёлый, неунывающий, изобретательный; на итал. «чиполла»-лук).
(Рассказывает ученик - сказочник Д.Родари от 1 лица)
Личностные: мотивация учения
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.
4. Актуализация знаний УУД
ребята, чтобы свершилось всё-таки путешествие в мир сказок, который придумал для вас Джанни Родари, нам необходимо разгадать пароль этих сказок. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
-Что такое сказка?
-Чем народная сказка отличается от литературной?
ребята, не удивляйтесь, у нас на уроке телефон, потому что мы работаем с историями, которые называются «Сказки по телефону» -Как сам Д.Родари объясняет такое название сказок?
(Сказка-это один из основных жанров устного народного творчества ; это занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
(Главное отличие в том, что литературная сказка создаётся писателем. Литературные сказки соединяют в себе два начала: авторское и народное).
Они отличаются от обычных сказок тем, что это очень короткие сказки, потому что долго по телефону не поговоришь. Слышишь, папа, сегодня вечером я опять жду новую сказку! Где бы он ни находился, в каком бы местечке Италии ни оказался, он каждый вечер звонил по телефону и рассказывал дочке новую сказку.
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации;
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: целеполагание, планировании, прогнозирование, оценка.
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий
Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.
Давайте убедимся, что «Сказки по телефону» действительно короткие, рассказаны Д.Родари по телефону дочке.
Вот и самые обычные дети встречаются в следующей сказке, которую нам проинсценируют ребята. Путешествуем в «Страну, где все слова начинаются с «не».
Каковы герои этой сказки?
Инсценировка
«Страна, где все слова начинаются с «не»
Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.
Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.
Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.
6.Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий
Закрепление
знаний.
Путешествуем в сказку «Старые пословицы». Выпишите пословицы из сказки.
Вопросы по сказке в учебнике.
Работа с текстом.
7. Самостоятельное творческое использование сформированных УУД
Закрепление изученного материала.
Путешествуем по шоколадной дороге.
В чем особенность этой сказки?
Каковы герои этой сказки?
Составим синквейн по сказке «Шоколадная дорога»
Дорога.
Коричневая, настоящая.
Лизнули, съели, уплетали.
Я очень люблю сладости!
Шоколад.
Ученик рассказывает сказку «Шоколадная дорога»
Герои - Обычные дети, наделенные простыми характерами
Звучит итальянская музыка, дети составляют синквейн.
8. Динамическая пауза
Физминутка. Великаны (потянулись), гномики (присели).
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД.
Путешествуем вместе с «Солнцем и тучей». Опишите, какое солнце.
- А как выглядит туча?
- Что может произойти между солнцем и тучей.
---Кто из них был счастливее - солнце или туча? Почему? В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное. Какой совет даёт автор читателям?
Развлекая и забавляя нас, Д.Родари стремится нас научить
Самостоятельно думать. Он хочет, чтобы каждый из нас сумел отличить честный поступок от нечестного, мужественный от трусливого. Для этого он и рассказывает нам сказки, выражающие горькую правду жизни.
Работа в группах.
Работа с текстом.
У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива. А туча только злилась. Она была одинока.
Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче.
Обучающиеся записывают д/з.
Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений. самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные: саморегуляци.
10. Рефлексия. Итог урока.
Подведение итогов совместной и инд. деятельности, достижение поставленной цели. Приемы формиров. УУД и ИкТ - компетентности.
Самооценка, самоанализ
А теперь завершите заполнение оценочного листа и листа-рефлексии. Поставьте свою отметку за работу на уроке.
(Продолжает звучать итальянская музыка
Работа с оценочным листом, листом-рефлексии.
Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные: разрешение конфликтов.
Регулятивные: оценка, саморегуляция.