Презентация и конспект по литературе по теме Л. Н. Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Презентация и конспект по литературе по теме Л.Н.Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)Презентация и конспект по литературе по теме Л.Н.Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)Презентация и конспект по литературе по теме Л.Н.Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)Презентация и конспект по литературе по теме Л.Н.Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)Презентация и конспект по литературе по теме Л.Н.Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)Презентация и конспект по литературе по теме Л.Н.Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)

Тема урока: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Тип урока; урок «открытия» нового знания.

Цель:

- знакомство с писателем, его произведением и главными героями.

Задачи:

Планируемые результаты:

Предметные:

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее понятий: Война, плен, идея, сюжет, рассказ.

  • формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Межпредметные: связь с уроком истории.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, комментирование своего выбора, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание эстетической ценности уроков литературы; стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, портрет писателя, изображение гор Кавказа, толковые словари, музыкальный файл.

Этапы урока; Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

1.Нестандартное начало

Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу.

На начало урока включается песня Стаса Михайлова «Герои России моей» (для экономии времени слушаем первый куплет и припев).

- Ребята, на дворе почти конец января, за ним следует февраль. Как вы думаете, какому большому событию, которое празднуется в феврале можно посвятить данную песню? ( 23 февраля)

- А как правильно звучит название этого праздника? ( День Защитника Отечества)

- В чем особенность данного праздника? ( девушки поздравляют мужчин, которые защищали, защищают свою Родину на войне, либо в данный момент служат в рядах Российской армии)

Фронтально

Ведут диалог, отвечая на вопросы учителя

ЛУУД: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение традиций своего народа, умение вести диалог

КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Выход на учебную задачу.

Ребята, а что такое Война? Кто сможет дать определение данному понятию? ( можно предложить сравнить их высказывания по толковому словарю: Война -ы, мн. войны, войн, войнам, ж. 1. Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. 1) война, а также вообще любая борьба есть война со всеми её тяготами, последствиями; 2) в трудных условиях, обстоятельствах надо уметь к ним приспосабливаться. II прил. военный, -ая, -ое (к 1 знач.).

- О каких военных действиях, которые вела наша страна, вы знаете? ( выходим на военные действия в Чечне).

- А где находится Чеченская республика? ( на Кавказе).

На доске появляются горы Кавказа.

- А какие ассоциации возникают у вас с данным понятием? ( на доске выстраиваем ассоциативный ряд, если дети не назовут ассоциацию «плен», то называем сами).

- Ребята, а что такое плен? Как вы понимаете это слово? ( опять же ассоциативный ряд). Далее учитель зачитывает определение по словарю и убирает лишние ассоциации для того, чтобы выйти на тему урока ( Плен - а) состояние зависимости, неволи, в которое попадает человек, захваченный во время войны противником; пребывание в таком состоянии.
б) Пребывание в неволе, в рабстве, не на свободе.
2) а) перен. Состояние зависимости, подчиненности кому-л., чему-л.)

На доске появляется портрет Л.Н.Толстого.

- Как вы думаете, для чего мы провели с вами такую трудную работу? ( будем изучать произведение на тему войны, плена)

Фронтально

Выстраивают ассоциативный ряд













Выходят на тему урока

ПУУД: создание ассоциативного ряда, дать определение понятию; поиск причинно-следственных связей; построение логичного рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли

3 этап. Выявление места и причины затруднения

3. Этап целеполагания. Определение темы урока и целей урока.

Научить ставить цель урока.

- Молодцы! Вы правы сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который называется "Кавказский пленник". А написал этот рассказ великий русский писатель Л.Н.Толстой.

- Попробуйте по опорным словам определить цели урока:

Познакомиться с биографией писателя.

Воспроизвести сюжет произведения ( эту цель формируем с помощью учителя).

- Запишем тему урока: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Ставят цели урока.



Записывают число, тему урока

РУУД: целеполагание, стремление к постижению

нового, умение прогнозировать предстоящую работу

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

4 Метод "Продвинутая лекция"

Цель -познакомить с биографией писателя для восприятия учащимися особенностей его творчества.











физкультминутка

С биографией Л.Н.Толстого мы познакомимся уже знакомым для нас способом: я буду зачитывать вам интересные, значимые факты из биографии писателя, а вы по ходу моей лекции должны будете ответить на вопросы, которые распечатаны у вас на листочках. По окончанию моего рассказа, вы зачитаете то, что у вас получилось, дополняя друг друга по необходимости ( зачитать вслух вопросы).

Биография:

  1. Л.Н. Толстой родился в Ясной Поляне, близ Тулы, в 1828 году.

  2. Кроме всем известных серьезных произведений, Толстой также писал книги для детей, а именно «Азбуку» и «Новую азбуку». Свою Азбуку, кстати, он делал специально для крестьянских детишек, чтобы те обучались грамоте, но книга оказалась настолько потрясающей, что по ней стали заниматься даже многие дворянские дети.

  3. В возрасте 34 лет Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс, которой на тот момент было 18 лет. Знаком с ней он был еще с юношеских лет, когда та была маленькой девочкой, и вначале хотел жениться на ее старшей сестре, но передумал. В итоге в браке с Софьей Андреевной у Льва Николаевича было аж 13 детей, правда, пять из них умерло еще в детстве.

  4. Дочь Льва Николаевича - Агриппина жила в имении своего отца и по совместительству занималась корректурой его текстов. Однажды они сильно поругались, и родная дочь решила отомстить своему отцу. Она вернула все ошибки и опечатки на свои места и в результате первые три издания романа «Воскресенье» вышли с ошибками.

  5. Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но начало всему - 1851 год. Льву Николаевичу шел 23-й год. Это была пора рассеянной жизни в кругу великосветской молодежи. Толстой признавал, что «жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». Решив покончить со всем этим, он отправляется на Кавказ.

  6. Порвав со своей семьей и тяготившей его окружающей обстановкой, Л.Н. Толстой в ночь на 28 октября 1910 года уехал из Ясной Поляны, где прошла значительная часть его жизни, взял билет до Ростова-на-Дону. Толстой собирался приехать в Новочеркасск к своей племяннице, но в пути он тяжело заболел и 7 декабря 1910 года умер на станции Астапово.

Вопросы для учеников:

  1. Где и когда родился писатель?

  2. Что Л.Н.Толстой написал для крестьянских ребятишек?

  3. Сколько детей было у писателя и сколько осталось?

  4. По какой причине один из романов писателя вышел с ошибками?

  5. Для чего писатель решается отправиться на Кавказ?

  6. Как умер Толстой?

Индивидуально



По ходу лекции отвечают на вопросы, распечатанные на листочках













ЛУУД: мысленное воспроизведение картины, ситуации РУУД:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ПУУД:

1) умение извлекать информацию из текстов;

2) умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) умение на основе анализа делать выводы;

4) умение обобщать и классифицировать по признакам;

КУУД:

1) умение слушать и дополнять информацию выступающих;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме.

5 этап. Реализации построенного проекта.

5 Знакомство с лит.термином.

Цель - расширение понятийной базы учащихся

Метод "Опорный конспект по сюжету произведения"

Цель - развитие учащимися фантазии, умения воспроизводить развитие действий сюжета в рисунке

- А сейчас мы познакомимся с новыми для нас литературными терминами: идея, сюжет, рассказ. Откройте стр.259 учебника и запишите литературные понятия, помещенные в рамке, в свои словарики.

Разбираем понятия.

- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли аниматоров и воспроизвести сюжет при помощи рисунков, которые вы сами будете создавать по ходу развития сюжета произведения ( учащиеся предварительно прочитали рассказ).

Обратите внимание на доску ( на доске нарисована лента времени). Перед вами изображена лента времени. Она разделена на две половины: до нашей эры и наша эра. Откройте стр.230 и прочитайте статью «Из истории создания рассказа». Отобразите на ленте времени дату создания произведения.

Далее мы начинаем воспроизводить сюжет произведения в рисунках. Каждый вопрос учителя будет сопровождаться рисунком, который дети будут наносить на доску по очереди.

  1. С чего начинается рассказ?

  2. С кем Жилин решил поехать вперед?

  3. Что произошло дальше?

  4. Что сделали дальше с Жилиным и Костылиным?

  5. Каково было условие их освобождения?

  6. Каковы были условия содержания пленных?

  7. Кто и за что подкармливал Жилина?

  8. Чем занимался Жилин по ночам?

  9. Как происходил первый побег героев?

  10. Кто помог Жилину бежать второй раз?

  11. Чем заканчивается произведение?

Индивидуально

Записывают литературные термины, дают им определения.



Коллективная работа



По ходу воспроизведения сюжета, выстраивают рисунки на доске.

ПУУД: проводить наблюдение под руководством учителя; -создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

РУУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;


7 этап Домашнее задание

Цель- разъяснить дом работу.

  1. Подумайте, какова была идея произведения? Что хотел донести автор до читателя своим рассказом.

  2. Сделайте рисунки к понравившемуся эпизоду.

Индивидуально.

Записывают дом.задание

ПУУД: умение выделять идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке

7 Рефлексия

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Понравился ли вам урок? Испытывали ли вы трудности? Какие?

Ученики дают оценку деятельности на уроке.

ЛУУД: самооценка








Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:

  1. Где родился писатель?___________________________________

  2. Каково было здоровье писателя?_____________________________________________

  3. Чего боялся Гоголь?______________________________________________

  4. Чего стеснялся писатель?________________________________

  5. Каковы были его увлечения?_____________________________________________

  6. Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?___________________________________________

Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:

  1. Где родился писатель?___________________________________

  2. Каково было здоровье писателя?_____________________________________________

  3. Чего боялся Гоголь?______________________________________________

  4. Чего стеснялся писатель?________________________________

  5. Каковы были его увлечения?____________________________________________

  6. Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?__________________________________________

Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:

  1. Где родился писатель?___________________________________

  1. Каково было здоровье писателя?_____________________________________________

  2. Чего боялся Гоголь?______________________________________________

  3. Чего стеснялся писатель?________________________________

  4. Каковы были его увлечения?_____________________________________________

  5. Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?___________________________________________

Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:

  1. Где родился писатель?___________________________________

  2. Каково было здоровье писателя?_____________________________________________

  3. Чего боялся Гоголь?______________________________________________

  4. Чего стеснялся писатель?________________________________

  5. Каковы были его увлечения?____________________________________________

  6. Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?__________________________________________

Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:

  1. Где родился писатель?___________________________________

  1. Каково было здоровье писателя?_____________________________________________

  2. Чего боялся Гоголь?______________________________________________

  3. Чего стеснялся писатель?________________________________

  4. Каковы были его увлечения?_____________________________________________

  5. Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?___________________________________________

Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:

  1. Где родился писатель?___________________________________

  2. Каково было здоровье писателя?_____________________________________________

  3. Чего боялся Гоголь?______________________________________________

  4. Чего стеснялся писатель?________________________________

  5. Каковы были его увлечения?____________________________________________

  6. Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?__________________________________________



© 2010-2022