- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Презентация и конспект по литературе по теме Л. Н. Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)
Презентация и конспект по литературе по теме Л. Н. Толстой Кавказский пленник ( 5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Боровая А.О. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема урока: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
Тип урока; урок «открытия» нового знания.
Цель:
- знакомство с писателем, его произведением и главными героями.
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные:
-
расширение понятийной базы за счет включения в нее понятий: Война, плен, идея, сюжет, рассказ.
-
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Межпредметные: связь с уроком истории.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, комментирование своего выбора, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание эстетической ценности уроков литературы; стремление к речевому самосовершенствованию;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, портрет писателя, изображение гор Кавказа, толковые словари, музыкальный файл.
Этапы урока; Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1 этап. Мотивация к учебной деятельности
1.Нестандартное начало
Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу.
На начало урока включается песня Стаса Михайлова «Герои России моей» (для экономии времени слушаем первый куплет и припев).
- Ребята, на дворе почти конец января, за ним следует февраль. Как вы думаете, какому большому событию, которое празднуется в феврале можно посвятить данную песню? ( 23 февраля)
- А как правильно звучит название этого праздника? ( День Защитника Отечества)
- В чем особенность данного праздника? ( девушки поздравляют мужчин, которые защищали, защищают свою Родину на войне, либо в данный момент служат в рядах Российской армии)
Фронтально
Ведут диалог, отвечая на вопросы учителя
ЛУУД: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение традиций своего народа, умение вести диалог
КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Выход на учебную задачу.
Ребята, а что такое Война? Кто сможет дать определение данному понятию? ( можно предложить сравнить их высказывания по толковому словарю: Война -ы, мн. войны, войн, войнам, ж. 1. Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. 1) война, а также вообще любая борьба есть война со всеми её тяготами, последствиями; 2) в трудных условиях, обстоятельствах надо уметь к ним приспосабливаться. II прил. военный, -ая, -ое (к 1 знач.).
- О каких военных действиях, которые вела наша страна, вы знаете? ( выходим на военные действия в Чечне).
- А где находится Чеченская республика? ( на Кавказе).
На доске появляются горы Кавказа.
- А какие ассоциации возникают у вас с данным понятием? ( на доске выстраиваем ассоциативный ряд, если дети не назовут ассоциацию «плен», то называем сами).
- Ребята, а что такое плен? Как вы понимаете это слово? ( опять же ассоциативный ряд). Далее учитель зачитывает определение по словарю и убирает лишние ассоциации для того, чтобы выйти на тему урока ( Плен - а) состояние зависимости, неволи, в которое попадает человек, захваченный во время войны противником; пребывание в таком состоянии.
б) Пребывание в неволе, в рабстве, не на свободе.
2) а) перен. Состояние зависимости, подчиненности кому-л., чему-л.)
На доске появляется портрет Л.Н.Толстого.
- Как вы думаете, для чего мы провели с вами такую трудную работу? ( будем изучать произведение на тему войны, плена)
Фронтально
Выстраивают ассоциативный ряд
Выходят на тему урока
ПУУД: создание ассоциативного ряда, дать определение понятию; поиск причинно-следственных связей; построение логичного рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли
3 этап. Выявление места и причины затруднения
3. Этап целеполагания. Определение темы урока и целей урока.
Научить ставить цель урока.
- Молодцы! Вы правы сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который называется "Кавказский пленник". А написал этот рассказ великий русский писатель Л.Н.Толстой.
- Попробуйте по опорным словам определить цели урока:
Познакомиться с биографией писателя.
Воспроизвести сюжет произведения ( эту цель формируем с помощью учителя).
- Запишем тему урока: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.
Ставят цели урока.
Записывают число, тему урока
РУУД: целеполагание, стремление к постижению
нового, умение прогнозировать предстоящую работу
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения
4 Метод "Продвинутая лекция"
Цель -познакомить с биографией писателя для восприятия учащимися особенностей его творчества.
физкультминутка
С биографией Л.Н.Толстого мы познакомимся уже знакомым для нас способом: я буду зачитывать вам интересные, значимые факты из биографии писателя, а вы по ходу моей лекции должны будете ответить на вопросы, которые распечатаны у вас на листочках. По окончанию моего рассказа, вы зачитаете то, что у вас получилось, дополняя друг друга по необходимости ( зачитать вслух вопросы).
Биография:
-
Л.Н. Толстой родился в Ясной Поляне, близ Тулы, в 1828 году.
-
Кроме всем известных серьезных произведений, Толстой также писал книги для детей, а именно «Азбуку» и «Новую азбуку». Свою Азбуку, кстати, он делал специально для крестьянских детишек, чтобы те обучались грамоте, но книга оказалась настолько потрясающей, что по ней стали заниматься даже многие дворянские дети.
-
В возрасте 34 лет Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс, которой на тот момент было 18 лет. Знаком с ней он был еще с юношеских лет, когда та была маленькой девочкой, и вначале хотел жениться на ее старшей сестре, но передумал. В итоге в браке с Софьей Андреевной у Льва Николаевича было аж 13 детей, правда, пять из них умерло еще в детстве.
-
Дочь Льва Николаевича - Агриппина жила в имении своего отца и по совместительству занималась корректурой его текстов. Однажды они сильно поругались, и родная дочь решила отомстить своему отцу. Она вернула все ошибки и опечатки на свои места и в результате первые три издания романа «Воскресенье» вышли с ошибками.
-
Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но начало всему - 1851 год. Льву Николаевичу шел 23-й год. Это была пора рассеянной жизни в кругу великосветской молодежи. Толстой признавал, что «жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». Решив покончить со всем этим, он отправляется на Кавказ.
-
Порвав со своей семьей и тяготившей его окружающей обстановкой, Л.Н. Толстой в ночь на 28 октября 1910 года уехал из Ясной Поляны, где прошла значительная часть его жизни, взял билет до Ростова-на-Дону. Толстой собирался приехать в Новочеркасск к своей племяннице, но в пути он тяжело заболел и 7 декабря 1910 года умер на станции Астапово.
Вопросы для учеников:
-
Где и когда родился писатель?
-
Что Л.Н.Толстой написал для крестьянских ребятишек?
-
Сколько детей было у писателя и сколько осталось?
-
По какой причине один из романов писателя вышел с ошибками?
-
Для чего писатель решается отправиться на Кавказ?
-
Как умер Толстой?
Индивидуально
По ходу лекции отвечают на вопросы, распечатанные на листочках
ЛУУД: мысленное воспроизведение картины, ситуации РУУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ПУУД:
1) умение извлекать информацию из текстов;
2) умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа делать выводы;
4) умение обобщать и классифицировать по признакам;
КУУД:
1) умение слушать и дополнять информацию выступающих;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме.
5 этап. Реализации построенного проекта.
5 Знакомство с лит.термином.
Цель - расширение понятийной базы учащихся
Метод "Опорный конспект по сюжету произведения"
Цель - развитие учащимися фантазии, умения воспроизводить развитие действий сюжета в рисунке
- А сейчас мы познакомимся с новыми для нас литературными терминами: идея, сюжет, рассказ. Откройте стр.259 учебника и запишите литературные понятия, помещенные в рамке, в свои словарики.
Разбираем понятия.
- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли аниматоров и воспроизвести сюжет при помощи рисунков, которые вы сами будете создавать по ходу развития сюжета произведения ( учащиеся предварительно прочитали рассказ).
Обратите внимание на доску ( на доске нарисована лента времени). Перед вами изображена лента времени. Она разделена на две половины: до нашей эры и наша эра. Откройте стр.230 и прочитайте статью «Из истории создания рассказа». Отобразите на ленте времени дату создания произведения.
Далее мы начинаем воспроизводить сюжет произведения в рисунках. Каждый вопрос учителя будет сопровождаться рисунком, который дети будут наносить на доску по очереди.
-
С чего начинается рассказ?
-
С кем Жилин решил поехать вперед?
-
Что произошло дальше?
-
Что сделали дальше с Жилиным и Костылиным?
-
Каково было условие их освобождения?
-
Каковы были условия содержания пленных?
-
Кто и за что подкармливал Жилина?
-
Чем занимался Жилин по ночам?
-
Как происходил первый побег героев?
-
Кто помог Жилину бежать второй раз?
-
Чем заканчивается произведение?
Индивидуально
Записывают литературные термины, дают им определения.
Коллективная работа
По ходу воспроизведения сюжета, выстраивают рисунки на доске.
ПУУД: проводить наблюдение под руководством учителя; -создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
РУУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
7 этап Домашнее задание
Цель- разъяснить дом работу.
-
Подумайте, какова была идея произведения? Что хотел донести автор до читателя своим рассказом.
-
Сделайте рисунки к понравившемуся эпизоду.
Индивидуально.
Записывают дом.задание
ПУУД: умение выделять идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке
7 Рефлексия
Что нового для себя вы узнали на уроке?
Понравился ли вам урок? Испытывали ли вы трудности? Какие?
Ученики дают оценку деятельности на уроке.
ЛУУД: самооценка
Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:
-
Где родился писатель?___________________________________
-
Каково было здоровье писателя?_____________________________________________
-
Чего боялся Гоголь?______________________________________________
-
Чего стеснялся писатель?________________________________
-
Каковы были его увлечения?_____________________________________________
-
Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?___________________________________________
Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:
-
Где родился писатель?___________________________________
-
Каково было здоровье писателя?_____________________________________________
-
Чего боялся Гоголь?______________________________________________
-
Чего стеснялся писатель?________________________________
-
Каковы были его увлечения?____________________________________________
-
Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?__________________________________________
Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:
-
Где родился писатель?___________________________________
-
Каково было здоровье писателя?_____________________________________________
-
Чего боялся Гоголь?______________________________________________
-
Чего стеснялся писатель?________________________________
-
Каковы были его увлечения?_____________________________________________
-
Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?___________________________________________
Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:
-
Где родился писатель?___________________________________
-
Каково было здоровье писателя?_____________________________________________
-
Чего боялся Гоголь?______________________________________________
-
Чего стеснялся писатель?________________________________
-
Каковы были его увлечения?____________________________________________
-
Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?__________________________________________
Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:
-
Где родился писатель?___________________________________
-
Каково было здоровье писателя?_____________________________________________
-
Чего боялся Гоголь?______________________________________________
-
Чего стеснялся писатель?________________________________
-
Каковы были его увлечения?_____________________________________________
-
Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?___________________________________________
Вопросы по биографии Н.В.Гоголя:
-
Где родился писатель?___________________________________
-
Каково было здоровье писателя?_____________________________________________
-
Чего боялся Гоголь?______________________________________________
-
Чего стеснялся писатель?________________________________
-
Каковы были его увлечения?____________________________________________
-
Что загадочного было в смерти Николая Васильевича?__________________________________________