Способы повышения эффективности обучения на уроках русского языка с учетом психологических особенностей личностей обучающихся

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых актуальных проблем всей системы школьного обучения. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки и образования РК



Содоклад



Способы повышения эффективности обучения на уроках русского языка с учетом психологических особенностей личностей обучающихся

Подготовила учитель русского языка и литературы

ОСШГ №11 Лукашева И. В





Актобе , 2015



Способы повышения эффективности обучения на уроках русского языка с учетом психологических особенностей личностей обучающихся



Ученик - это не сосуд,

который нужно наполнить ,

а свеча, которую нужно запалить ….

Гораций

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из самых актуальных проблем всей системы школьного обучения. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, сформировать способность видеть проблемы и искать пути их решения.

В связи с этим меняется позиция учителя . Он перестаёт быть вместе с учебником носителем знания , которое пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, т. е создает « развивающую среду », в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы на уровне своих интеллектуальных способностей .

Как развивать у школьника интерес к предмету ?

Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы Щукина Г. И. считает , что интересный урок можно создать за счет следующих условий :

  • Личности учителя ( очень часто даже скучный материал , объясняемый любимым учителем , хорошо усваивается ) ;

  • Содержания учебного материала ( когда ученику просто нравится предмет );

  • Методов и приемов обучения .

Выделяются следующие методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод. Знания даются учителем в готовом виде. Учащиеся воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель.

Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют работу по образцу, данному учителем.

Проблемное изложение. Учитель формулирует проблему и учит самостоятельно анализировать материал

Частично-поисковый метод (эвристический). Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путём постановки вопросов в процесс её доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы.

Исследовательский метод. Учитель организует поисковую творческую деятельность учащихся путём постановки новых для них проблем и проблемных задач.

На уроках необходимо использовать все эти методы .За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания , основанная на дифференцированном подходе обучения . Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса ;

создание нестандартных ситуаций на уроке

демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке

умение создать ситуацию для каждого учащегося проявить себя

умение хвалить любого ученика даже за малые достижения и успехи

При использовании дифференцированной методики обучения класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке :

Группа А- ученики , которые интересуются предметом ,могут ,читая учебник , сами разобраться в теории и применить на практике . Решают задачи повышенной сложности .

Группа В- ученики , которые хорошо усваивают после объяснения учителя , выполняют задания среднего уровня . Выполнение сложных заданий им понятно после объяснения учителя .

Группа С-ученики , выполняющие стандартные задания , используя образцы и алгоритмы их выполнения .

На всех этапах урока идет одновременная работа с учениками всех групп.

Таким образом ,можно сделать вывод, что дифференцированный подход стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников , что приводит к положительной мотивации учащихся

Учащимся предлагаются задания разного уровня сложности .Для группы А : сочинения, подготовка отзыва о литературном произведении , составление заметки в газету , тезисов , а также задания поискового характера .Для группы В : переконструирование предложений , подбор синонимов и антонимов , изменение форм слов при списывании и др.

Например , для группы А сочинение на лингвистическую тему «В чём своеобразие местоимения «свой» в следующих случаях: в своё время, в своём роде, на своём месте, не своим голосом, поставить на своё место, мастер своего дела, идти своей дорогой?» Для ответа на вопрос учащиеся должны вспомнить о значении, грамматических признаках и роли в речи местоимения «свой», выявить своеобразие приведённых примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения, т.е. повторить путь учёного-лингвиста, открывая новые для себя знания. Процесс выполнения заданий поискового характера - процесс творческий, это путь поиска и находок, путь создания своих собственных текстов, путь совершенствования своей устной и письменной речи.

Вывод : повышение эффективности обучения на уроках напрямую зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика. Учет этого позволит улучшить качественные показатели всех познавательных процессов обучения.



© 2010-2022