- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Поликультуцрное образование в Калмыкии
Статья Поликультуцрное образование в Калмыкии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Ефентьева Л.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ефентьева Лидия Васильевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ»Малодербетовская СОШ№2»
с.Малые Дербеты.
Малодербетовский район
Республика Калмыкия
2014г.
Поликультурная среда в образовании Калмыкии
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме поликультурного образования и рассматривается в качестве стратегии, ориентированной на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и многокультурной среде, обладающей развитым чувством уважения и понимания различных этнических культур. Также рассматривается следующий вопрос: в чем особенности преподавания русского языка и литературы в Калмыкии.
План
1.Введение,
2.Основная часть:
а) связь республики с Россией;
б) изучение литературы в школе;
в) особенности преподавания русского языка в регионе;
г) использование национально-регионального компонента на уроках;
д) организационно-деятельностная игра как одна из форм реализации полиэтнического образования.
3. Вывод
Любая система образования является фактором сохранения и развития национальных культур. В нашем государстве особую роль играет поликультурное образование. Данная система призвана четко учитывать государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения.
Для того чтобы такая система поликультурного образования могла успешно функционировать, она должна иметь в своей основе универсальное начало для всех культур.
Глобальные перемены, произошедшие в России за последние десятилетия полностью изменили социально-политическую, экономическую ситуацию. Это массовая миграция, нарушения устоявшихся соотношений славянских, кавказских, калмыцких этносов, перераспределение территории проживания. недвижимости - всё это реалии современной социальной жизни.
Какое же место занимает поликультурная среда в Калмыкии? Республика Калмыкия - многонациональная республика. Народ Калмыкии всегда был связан с народами России многовековыми узами, уходящими в древность и средние века. На протяжении столетий поддерживались с Россией экономические и культурные связи. Язык - главное орудие человека. Это то, что выделяет его из мира животных. Не секрет, что Россия помогла многим народам в их политическом, экономическом и культурном становлении.
Ежегодно увеличивается количество вынужденных переселенцев, тем самым создает определенную проблему в Калмыкии и конкретно в образовании, связанную с образованием поликультурной среды как фактора, требующего тщательного изучения в вопросах формирования современной личности.
В нашем регионе проживает более семидесяти национальностей, имеющих свою культуру, свои ценности, представления и интересы. Поэтому одной из важнейших функций школы я вижу в том, чтобы научить подростков жить вместе в мире и взаимопонимании друг с другом. А также способствовать тому, чтобы с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Очень важно в процессе поликультурного образования в Калмыкии специально организованное изучение произведений литературы в школе,. которое предполагает:
- целенаправленный отбор произведений для изучения;
- соотношение компонентов литературного образования (родная литература, русская литература, литература народов России, зарубежная литература) и установление взаимосвязей между ними;
- использование разнообразных форм учебной деятельности (урок - внеклассное чтение- факультативное занятие - внеклассная работа).
Необходимость сохранения единого культурного и образовательного пространства в таком полиэтническом регионе , каким является наш регион, диктует, чтобы наряду с русской литературой в школах Калмыкии присутствует литература народов, проживающих на территории республики.
Школа представляет собой общественный ресурс, который направлен на формирование поликультурного взаимодействия, на воспитание молодых граждан, приспособленных к современным условиям жизни.
Что касается преподавания русского языка, могу сказать следующее: существует проблема невысокого уровня владения русским языком учащимися нетитульной кациональности. Причина плохого знания русского языка, на мой взгляд, связана с проблемой адаптации ученика к новой культуре, новым ценностям. Это порождает ещё одну проблему: каждому словеснику необходимо овладевать методикой преподавания русского языка как неродного. Учитель должен соблюдать контекстную языковую норму, не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок. Кроме того, педагог обязан проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона. Необходимо позитивное отношение к родным языкам учеников, обучающихся в классе. Одним словом, словесник четко должен владеть методами и приемами обучения русскому языку как неродному.
Важно при преподавании предмета сохранить дистанцию: русский язык - это государственный, калмыцкий - второй государственный, даргинский, чеченский, аварский и другие языки - родные языки. А в качестве стимула для уважения ко всем языкам привожу слова Гетто: «Человек столько раз человек, сколько он знает языков».
Я, как учитель, должна одинаково прививать любовь ко всем языкам (русский, калмыцкий и родной учащегося).
Часто на своих уроках использую национально-региональный компонент как на литературе, так и на русском языке. Например, при изучении «Капитанской дочки» Пушкина А.С. ищу похожие произведения по замыслу. Это калмыцкая сказка «Орел и Ворон», чеченская сказка «Волк и Шакал». Изучаем поэзию Давида Кугультинова, рядом Расул Гамзатов; «Пушкин и калмыки» - «Лермонтов на Кавказе»; образ Катерины в драме Островского А. сравниваю с калмыцкой девушкой Булгн из повести «Булгн укл» Басангова Б. и Патимой Алиева Ф.. Вспоминая «Бедную Лизу» Карамзина М., говорим о произведении Ганн Е. «Утбала». Такое сопоставление ещё больше притягивает учеников к изучению русской, калмыцкой и родной литературы.
Немаловажную роль в решении данного вопроса играет высокий профессионализм учителей словесности. Именно мы для успешного поликультурного образования должны вести постоянную работу с семьями учеников и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя при этом различия местной и многонациональной языковой нормы, культуру кратких, тестовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источником.
Как я уже упоминала, в нашем регионе в обучении русскому языку и литературе применяется национально-региональный компонент. Русский язык ученики нетитульной нации воспринимают сквозь призму родного языка. На уроках используется компаративный анализ русского и калмыцкого языков. Например, при изучении морфологии и синтаксиса. Таким образом, применяя принципы сравнения и потенциал полиэтнического окружения, у учителя появляется возможность познакомить своих воспитанников с одним из основных признаков народа - языком и показать разнообразие этнокультур, их сходства и различия.
Замечу, человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно - когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные данные, формулировать навыки поведения. И одной из таких эффективных практикоориентированных форм учебной и внеучебной деятельности выступает организационно- деятельностная игра. Возрастных ограничений нет. Игра может ограничиваться одним-двумя уроками. Ведущий следит за нормой поведения учащихся, а именно за доверительным стилем общения (если это возможно, единая форма обращения по имени); искренностью в общении; конфиденциальностью всего происходящего в классе.
Организационно-деятельностная игра этноориентированного характера представляет собой программу разнообразных игр, упражнений, игровых заданий, обсуждений с целью обогащения знаний и расширения представлений о своей и других этнических культурах, формирования умений и навыков учащихся в сфере межэтнического общения.
В своей практике во внеклассной работе по предмету использую следующую игру: «Выявление сходств и различий между людьми». Сюда входят следующие упражнения: «Сложи лист», «Нам нужны различия», «Чем мы похожи», «Различия, которые нас объединяют». В заключение игры ведущий совместно с учащимися подводят итоги, делают выводы. Ребятам такие игры очень нравятся.
Таким образом, в целом содержание образования дает ученику возможность усвоения таких основных понятий и категорий поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, взаимопонимание, согласие, солидарность, толерантность.
Решение задач поликультурного образования в республике Калмыкия требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. Это и творческо-поисковая работа, и ролевые игры, и психологические тренинги. И мы, учителя, должны учить организовывать учебный процесс и внеклассную деятельность как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.
Литература
-
Белогуров Ю.Г. Становление и развитие этнорегиональных систем в Росс на рубеже 20-21 веков. М., 2003.
-
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
-
Журнал Педагогика, №8 2012 г.
-
Капитонов А.Н. Организационно- деятельностная игра в школе. школьные технологии. 2000. №2