Дополнительная образовательная программа по журналистике «До 16 и старше»

Материал предназначен для педагогов, занимающихся дополнительным образованием детей среднего и старшего звена. Данный курс поможет ребятам определиться с выбором будущей профессии. Учащиеся узнают много нового, смогут применить полученные знания на практике.Если вам интересна журналистика, вы пытаетесь научить ребят рассуждать, не быть безучастными к происходящему в современном мире, то эта программа для вас. Результат не заставит себя долго ждать. Каждый месяц ребята будут видеть результаты сво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Усть-Куломский районный Дом детского творчества».

Утверждено Утверждаю:

Методсоветом МОУДОД Директор МОУДОД

«Усть-Куломский районный «Усть-Куломский районный

Дом детского творчества» Дом детского творчества»

Протокол №______________ ____________О.А.Тюрнина

«______»____________2012 г. «_____»___________2012 г.




Дополнительная образовательная программа

по журналистике «До 16 и старше».


Возраст обучающихся 11-17 лет.

Срок реализации 1 год.


Основание: Журналистика в школе. Дополнительное образование.

Программа. Материалы к занятиям. Волгоград: Учитель, 2010.




Направленность: социально-педагогическая.




Составитель: Тутринова Людмила Серафимовна -

педагог дополнительного образования.


с. Усть-Кулом

2012 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы дополнительного образования «До 16 и старше» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества.

Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного образования общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа дополнительного образования «До 16 и старше» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Программа дополнительного образования «До 16 и старше» рассчитана на учащихся 7-11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим. В свою очередь, обучение по данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Цели программы:

- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;

- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;

- изучить основы журналистского мастерства.

Задачи:

1. Обучающие:

- вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии;

- изучение истории журналистики, этапов её развития;

- изучение основ социологии и журналистского творчества;

-формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;

- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;

- формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.

2. Воспитывающие:

- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

- формирование потребности в постоянном повышении информированности;

- формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье;

- формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;

- воспитание культуры поведения и речи.

3. Развивающие:

- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;

- расширение общего кругозора.

Характеристика программы:

Тип программы - дополнительная.

Вид программы - модифицированная, составлена на основе программы дополнительного образования «Журналистика в школе», Спирина Н.А. - Волгоград: Учитель, 2010.

Направленность - социально-педагогическая.

Классификация программы:

По цели обучения и характеру деятельности - развивающая навыки творческой поисковой деятельности.

По возрасту - разновозрастная.

По признаку - специализированная.

По масштабу действия - учрежденчиская.

Срок реализации - 1 год.

Условия набора - по желанию детей, по заявлениям родителей.

Необходимое оборудование для осуществления обучения учащихся:

- кабинет, компьютер;

- стол письменный, стулья, парта, мел;

- блокнот, ручка, фотоаппарат, принадлежности для изобразительной деятельности.

Форма обучения - групповые и индивидуальные занятия, самостоятельная поисковая и журналистская деятельность обучающихся.

Особенности организации образовательного процесса.

Принципы:

- доступность в восприятии учебного материала;

- последовательность в изложении учебного материала.

Используемые методы:

- словесный (беседа, объяснение);

- наглядно-демонстрационный.

Планируемый результат: создание школьного периодического издания; освоение обучающимися теоретических и практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа; 34 недели - 136 часов.

Воспитательная работа:

- проведение тематических викторин и игр, связанных с журналистикой.

Механизм оценки:

- выпуск газеты;

- проведение тестов в конце года.

Ожидаемый результат.

К концу обучения воспитанники должны приобрести навыки журналистского мастерства. Уметь собирать материал, систематизировать его, освоить процесс вёрстки.

Писать материалы разных жанров. Уметь делать правку авторского текста.

Самостоятельно выпускать школьное издание.

Уметь:

- собирать материал;

- систематизировать его;

- освоить процесс вёрстки, макетирования;

- выпускать школьную газету «До 16 и старше».

Знать:

- основы журналистской деятельности;

- владеть необходимой журналистской терминологией;

- правили поведения.

Учебно-тематический план занятий.

Тема

Теория

Практика

Общее количество

Введение.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

Структура издания.

12

6

18

Делаем газету.

8

8

16

Заголовки и иллюстрации.

8

4

12

Типы и виды школьных газет.

4

8

12

Особенности журналистского труда, редакционный коллектив, редакция.

10

3

13

Редактирование материалов разных форм и жанров.

5

3

8

Реклама в редакционно-издательской деятельности.

4

2

6

Работа над выпуском газеты.

40

40

Воспитательные мероприятия.

6

6

Контрольно-зачётные мероприятия.

4

4

ИТОГО:

56

80

136

Содержание программы.

  1. Структура издания (18 час.).

Лекционная - 12

- формат издания и количество колонок;

- виды формата и постоянные элементы издания;

- полоса;

- колонтитул и его роль в издании;

- композиция издания: вертикальная и горизонтальная;

- шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов;

- дизайн издания как первооснова его макета;

- художественное оформление;

- типология издания: периодичность выпуска, тираж, объём, формат, адресность;

- понятие «выходные данные».

Практическая - 6

- работа с изданиями.

  1. Делаем газету (16 час.).

Лекционная - 8

- знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка»; приёмы макетирования;

- вёрстка, основные её правила;

- виды вёрстки; знакомство с издательской программой;

- вёрстка статьи; форма текста, размер материала;

- композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия;

- приёмы выделения материала на полосе;

- разработка постраничного графического макета номера газеты;

- первая страница, её типы;

- роль врезки на полосе.

Практическая - 8

- творческая работа;

- работа со справочниками;

- изучение подобного опыта в интернете.

  1. Заголовки и иллюстрации (12 час.).

Лекционная - 8

- роль и функции фотоиллюстраций;

- заголовок, его основные функции и виды;

- сокращения в заголовках и ошибки;

- работа с цветом;

- подготовка подписей к снимкам.

Практическая - 4

- работа с изданиями;

- фотокласс.

  1. Типы и виды школьных газет (12 час.).

Лекционная - 4

- боевой листок, «молния», фотогазета, «живая газета».

Практическая - 8

- творческая работа по созданию газет;

- обсуждение материалов школьных газет.

  1. Особенности журналистского труда, редакционный коллектив, редакция (13 час.).

Лекционная - 10

- особенности работы малой редакции;

- школьная редакция, её особенности;

- кто и что делает в редакции;

- творческая и техническая части редакции, их функции; редакционный портфель;

- работа над концепцией газеты;

- пресс-документы и пресс-мероприятия;

- редакционные кампании.

Практическая - 3

- деловая игра «Редакционный коллектив».

  1. Редактирование материалов разных форм и жанров (8 час.).

Лекционная - 5

- общее понятие о редактировании;

- редакторская правка;

- цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др.4

- требования к журналистскому (авторскому) материалу.

Практическая - 3

- практикум по переделыванию заметки в интервью и наоборот.

  1. Реклама в редакционно-издательской деятельности (6 час.).

Лекционная - 4

- знакомство с историей рекламы;

- реклама в школьном издании;

- создание рекламного текста, его язык.

Практическая - 2

- мини - проект на тему «Здоровое питание».

  1. Работа над выпуском газеты «До 16 и старше» (40 час.).

Практическая - 40

Реализуется в течение года, выпускается 1раз в месяц.

Планирование выпуска газеты: поиск и анализ необходимой информации: написание статей, работа над рубриками, редактирование. Выпуск газеты.

  1. Воспитательные мероприятия (6 час.).

- организация ознакомительного мероприятия для начальных классов;

- экскурсии в организации п.Тимшер;

- встреча за круглым столом;

- экскурсия в типографию с.Усть-Кулом.

  1. Контрольно-зачётные мероприятия (4 час.).

Методическое обеспечение программы.

Специфика преподавания.

Преподавание по авторской программе.

Используемые технологии обучения.

Информационные технологии. Компьютер, интернет, фотоаппарат.

Формы обучения.

Занятия, выступление, творческий отчёт.

Приёмы и методы организации учебного процесса.

Игра, беседа, наблюдение. Экскурсия.

Используемый дидактический материал.

Наличие учебных пособий.

Методика оценки полученных результатов.

Тестирование, творческий отчёт.

Здоровьесбережение.

Входящая диагностика.

Этапы педагогического контроля.

Критерии оценки ответа обучающегося:

- полнота и правильность ответа;

- степень осознанности, понимания изученного;

- языковое оформление.

Пятибалльная система оценивания:

«1» - обнаруживается полное незнание или непонимание материала.

«2» - обнаруживается незнание большей части изучаемого материала, ошибки в формулировке понятий, беспорядочность изложения материала.

«3» - неполное изложение материала, неточности в определении понятий, недостаточно обоснованы собственные суждения, материал излагается непоследовательно.

«4» - материал излагается полно, даётся правильное определение журналистских понятий, наблюдается понимание материала, суждения обоснованы, знания применены на практике, но допущены 1-2 ошибки, которые самостоятельно исправляются.

«5» - материал излагается полно, даётся правильное определение журналистских понятий, наблюдается понимание материала, суждения обоснованы, знания применены на практике. Материал изложен последовательно и правильно.

Вид

Задачи

Содержание

Формы

Критерии

  1. Входящий - сентябрь.

Выявить представления о журналистике.

Ответы на вопросы.

Тестирование.

  1. Степень осознанности, понимания.

  2. Языковое оформление.

  1. Итоговый - май.

Определить уровень знаний, умений, навыков, освоенных в течение учебного года.

Ответы на вопросы по пройденным темам.

Тестирование

  1. Полнота и правильность ответа.

  2. Степень осознанности, понимания изученного.

  3. Языковое оформление.




Используемая литература.

  1. Вовк Е.Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. «Первое сентября».: 2004 - №5.

  2. Ворошилов В.И. История журналистики в России. СПб.:2000.

  3. Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты. М.: ЮНПРЕСС, 2000.

  4. Каперман С.А. Периодическая печать в школе. М.:1993.

  5. Культура чтения - школьникам. Сыктывкар.: Коми книжное издательство, 1980.

  6. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: 1991.

  7. Спирина. Журналистика в школе. Программа. Материалы к занятиям. Волгоград: 2010.

  8. Справочник журналиста. Л.: 1971.

  9. Фраза. Диск. Обучающая программа по русскому языку. М.: 2004.











© 2010-2022