Открытый урок по русскому языку

Конспект урока по русскому языку для 6-го класса по учебнику Тростенцовой, Ладыженской на тему: "Имя прилагательное. Повторение изученного". В ходе урока повторяется изученный ранее материал об имени прилагательном, продолжается формирование умения определять морфологические признаки прилагательного и умение употреблять прилагательные в речи. Использование репродукции картины Грабаря «Февральская лазурь» помогает учить детей доказывать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассужд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Игнатовой Е. В.

Тема: Имя прилагательное. Повторение изученного.


Цель: повторить изученный материал об имени прилагательном; продолжить формировать умение определять морфологические признаки прилагательных и умение употреблять прилагательные в речи.


Задачи:1.Учить детей доказывать принадлежность слова к имени прилагательному

в форме рассуждения.

2. Осуществлять контроль за произношением, обращать внимание на лексико-

грамматическую сторону речи. Развивать умение обосновывать мысли,

внимание, память, логическое мышление, анализировать, сравнивать, выделять

главное. Развивать устную и письменную речь.

3. Воспитывать любовь к родной природе через богатство и красоту русского

языка.


Оборудование: магнитная доска; опорная схема; репродукция картины «Февральская

лазурь»; карточки, таблица «Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам.


Ход урока.


1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, садитесь. Ещё раз проверьте все ли принадлежности лежат на столах.


2. Проверка домашнего задания.

-Сейчас мы проверим домашнее задание.

Что было задано?

2уч. - у доски выполняют фонетический разбор и разбор слова по составу.










-назовите главное слово, чем оно выражено, как можно это доказать.


  • чем выражено зависимое слово?

  • для чего нужны имена прилагательные в стихотворении Пушкина и в нашей речи.

- .На дом было задано выписать из стихотворения Пушкина «Зимнее утро» словосочетания «Сущ.+прилагательное» и придумать несколько словосочетаний самим.

день чудесный, друг прелестный,

северной Авроры, мутном небе, бледное пятно, тучи мрачные, голубыми небесами, великолепными коврами, прозрачный лес, янтарным блеском, весёлым треском, кобылку бурую, утреннему снегу, друг милый, поля пустые, леса густые, берег милый.

  • главное слово отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет, значит является существительным.

  • именем прилагательным.

  • Имена прилагательные нужны для передачи точного образа, они делают речь яркой, красочной , выразительной.






2. Тема урока.

-А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Запишите её.Имя прилагательное как часть речи.

Эпиграфом нашего урока будут слова: Повторяем то, что знаем.

Вспоминаем, что забыли.

Что мы будем делать на уроке?


-сегодня мы совершим путешествие в страну Прилагательных. Но чтобы туда отправиться, нужно кое-что отгадать, уже в самом названии части речи-прилагательное- содержится намёк, как вы думаете на что?


Посмотрите на классную комнату, в ней много предметов и про каждый можно сказать какой он.


-К какой же части речи, к каким словам присоединяется имя прилагательное?


Я называю предмет, а вы записываете прилагательные.




-Какой можно сделать вывод? К чему присоединяются имена П.


  • Давайте поиграем, я называю существительные, а вы к нему 2-3 прилагательных. Игра происходит с мячом.






-Сделаем второй вывод. На какие вопросы отвечают имена прилагательные.



-Теперь откроем волшебным ключом дверь в город Прилагатинск.


Остановка 1- «Поэтическая».


Посмотрите на картину «Февральская лазурь», которую написал замечательный художник Грабарь. Однажды он вышел прогуляться и остановился под берёзой, когда он поднял голову , то увидел фантастическую красоту. Своё яркое впечатление об увиденном он передал кистью и красками. Мы же с вами попробуем передать словами.


Молодцы, ребята.

А теперь, послушайте, как изобразил берёзу словами русский поэт Сергей Есенин. Звучит или запись, или читает заранее подготовленный ученик.

Чтобы перейти дальше, нам с вами нужно побыть немного поэтами. Я раздам карточки, ваше задание- подобрать прилагательные.

Кто быстрее эту работу сделает, получит зелёный кружок, т. е. путь открыт на вторую станцию.


3-«Лексическая»

Лиловый, гигантский, багряный.

Учащиеся зачитывают и пробуют составить словосочетания и предложения.







3-«Падежная»

Учащиеся выходят к доске.

Записывают в тетради.

Вырабатывается алгоритм.






Вот и закончилось наше путешествие.

-Что мы вспомнили о прилагательном?



-Посмотрите на с.106. Прочитайте. Что не вспомнили ещё?


-Запишем предложения и сделаем вывод.





Составим опорную схему.







Будем вспоминать и повторять.


-Слово должно к чему - то прилагаться, присоединяться.









- Прилагательное присоединяется к имени существительному


Записываем: новые парты, высокий потолок, большой класс, светлый класс, красивые цветы, белый тюль, яркая гирлянда.


1.Прилагательные очень хорошо дружат с существительными.


Зима какая?

Сугробы какие

снежинку какую?

снеговиком каким?

снежки какие?

варежками какими?

морозы какие?

снегопад какой?


2. Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы…










Белая берёза, большая берёза, голубоватый снег, раскидистые ветви, разные оттенки, фиолетовые тени, лиловое небо










Вьюга…пурга,(снежная).

Напряди нам пряжи,

Взбей …снега,(пушистые)

Словно пух…( лебяжий).






Заранее подготовленные ученики дают толкование этих слов.

багровый - красный, густого тёмного оттенка.

гигантский - очень большой по размерам

лиловый- цвет фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.



В лесу каком?

Главное слово лесу имеет окончание П.п., значит и у прилаг. П. П.

В зимн… лесу.

на лесн..поляне

новогодн… настроения

зелён…красавицу

ёлочн…украшения

ярк…звёзды.


Мы вспомнили, что имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос…


Ещё не вспомнили о синтаксической роли прилагательных в предложениях.


Припорошила зима землю снежной шубкой.

Хороши снежные зимы в России!


3. Прилагательные в предложении бывают сказуемыми и определениями.


Работа с учебником.

.Упражнение 269. Что просят в задании?


Выписать словосочетания прил.+сущ., указать род, число, падеж.


Итоги урока.

Какую часть речи мы вспоминали?

какие выводы мы сделали?


Комментирование оценок.

Молодцы! За работу получают оценки(Учитываются зелёные кружки)

Имя прилагательное

(Три вывода)


Задание на дом.

Упр.270.

Дать описание природы, т.е. дня, зверька, птицы.(На доске)



3


© 2010-2022