Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами (измененный)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель урока:

повторение и углубление знаний учащихся об обстоятельстве, знакомство с обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами, совершенствование пунктуационных навыков.

Задачи:

- научить находить сравнения в тексте и правильно использовать их в речи;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы;

- развивать умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

- развивать связную речь учащихся;

- воспитывать бережное отношение к слову.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Толстой

Ход урока

I.Организационный момент.

Запись в тетрадях: число, классная работа. Написать предложения с обстоятельствами(спроецировано на экране). слайд

Как сахарная вата облака,
Расцвеченные солнцем вдаль плывут.
Дорога моей жизни далека,
И облака вперед зовут. П.Семилетов

Каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы - как пышные складки на богатой одежде земли. По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух. ( М.Горький)

Ребята, что актуально для нас в этом предложении? (находят сравнительные обороты). Значит, какую тему мы сегодня с вами пройдем? «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами».

2.Какие цели и задачи мы должны с вами сегодня реализовать? Ответы учащихся. Что каждый из вас должен усвоить к концу урока?

-Чему мы должны научиться?

Мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания при них, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами, правильно их используя.

А что такое обстоятельство? Приведите примеры.

3.Лингвистическая разминка. Повторение орфографии. слайд

Эпиграфом к нашему уроку я взяла словаА.Толстого. Запишем его в тетрадь.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

- Какой смысл вкладывал писатель в эти строки? (Ответы учащихся).

- Какие орфограммы встретились нам в этом предложении? Обозначим их графически. Подберем собственные примеры с этими орфограммами и запишем их.

- Выполним синтаксический разбор этого предложения.

4. Работа с теорией

Учитель раздает заранее подготовленные конверты.

Ребята, вот вам прислали письмо из Управления образования Вагайского района. Давайте вместе откроем конверт и узнаем, что они нам написали. Ребята открывают конверт (их 2), а в конверте написано обращение к учащимся и теоретические сведения (правило). Далее ребята, когда прочитают письмо, должны составить алгоритм действий, исходя из правила.

Чтение письма- правила.

-Однако этот материал легок для восьмиклассников. Так в чем же заключается трудность?

5. Лингвистический эксперимент. Дать индивидуально двум ученикам

Перед нами высказывание критика Н.В.Гоголя о поэзии.

В нем пропущены сравнительные обороты. Предложение лишилось смысла, который вложил в негоГоголь Н.В. Попробуем найти сравнительные обороты и восстановить смысл высказывания. Чтение вариантов предложения.

- А теперь посмотрим, какие слова выбрал Гоголь. На слайде

"...Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы
такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется,
способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина, которого до
сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, как смола или струя
столетнего токая, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий, как луч, в душу, весь сотканный из света; этот облитый
ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, как мед из горного ущелья; этот легкий воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный
звук эоловой арфы; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, - все они,
точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле". Н.В.Гоголь

-Посмотрим ещё раз на высказывание и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах. Однако мы не можем с полной уверенностью утверждать, что сравнительные обороты обособляются. Вдруг это авторские знаки?

6. Работа с текстом. Работа в группах

-У каждого из вас есть текст. В нем опущены сравнительные обороты. Текст лишился смысла, который вложил в него поэты. Вставьте предложенные варианты.

1 группа -

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

2 группа

- Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

А теперь сравните пушкинский текст с вашим вариантом. Благодаря чему мы почувствовали всю силу, глубину содержания пушкинского текста?

6.Закрепление темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах».

1. Проанализируем предложения из данных стихотворений и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.

1.Анализ предложений.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Рефлексия: обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. Вывод: сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.

8. Самостоятельная работа. Составьте два предложения, чтобы в одном был сравнительный оборот или сравнение, а во втором сравнение входило в состав сказуемого. Чем они отличаются?

В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми.. Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.

Физминутка. Ребята, давайте поменяемся местами по кругу.

9. Доклад ученика о сравнениях.

К.Паустовский подчеркивал: «Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи».

В художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности. В устном народном творчестве и в разговорной речи самые распространенные сравнения в форме творительного падежа существительного: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией". Хотя у А.С.Пушкина мы читаем: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее , когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку. Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе.

Вывод о роли сравнений.

- сравнение помогает более точно представить предмет или явление

- сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы

- речь становится более яркой и выразительной

- сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны

- сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи

- сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.

Вместо слова как какие еще слова употребляются?

Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно является одним из способов выражения сравнения в русском языке.

-Вспомним, что такое сравнение?

-Прочитаем, какое определение этому тропу даёт Д.Розенталь.

Сравнение-это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

10. Задание у доски. Вспомнить стихотворение, правильно подобрать слова

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

11. Закрепление изученного материала. Комплексный анализ текста

1 группа - Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах… как полно сладострастия и неги малороссийское лето!

2 группа - Ужас оковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень; глаза его выпучились, как будто хотели выстрелить; разверстые пальцы остались неподвижными на воздухе. Высокий храбрец в непобедимом страхе подскочил под потолок и ударился головою об перекладину; доски посунулись, и попович с громом и треском полетел на землю. «Ай! ай! ай!» - отчаянно закричал один, повалившись на лавку в ужасе и болтая на ней руками и ногами. «Спасайте!» - горланил другой, закрывшись тулупом. Кум, выведенный из своего окаменения вторичным испугом, пополз в судорогах под подол своей супруги. Высокий храбрец полез в печь, несмотря на узкое отверстие, и сам задвинул себя заслонкою. А Черевик, как будто облитый горячим кипятком, схвативши на голову горшок вместо шапки, бросился к дверям и как полоумный бежал по улицам, не видя земли под собою; одна усталость только заставила его уменьшить немного скорость бега. Сердце его колотилось, как мельничная ступа, пот лил градом. В изнеможении готов уже был он упасть на землю, как вдруг послышалось ему, что сзади кто-то гонится за ним… Дух у него занялся… «Черт! черт!» - кричал он без памяти, утрояя силы, и чрез минуту без чувств повалился на землю. «Черт! черт!» - кричало вслед за ним, и он слышал только, как что-то с шумом ринулось на него. Тут память от него улетела, и он, как страшный жилец тесного гроба, остался нем и недвижим посреди дороги.

Задание

- определить тему, основную мысль текста

- Озаглавьте текст

- определить стиль и тип текста

- доказать, что это текст

- Найти сравнительные обороты в тексте

- составить план текста

Ребята, сейчас современному человеку необходима оптимальная работа по выбор нужной информации. Существует много приемов работы над текстом, например, прием Фишбоун, который означает "Рыбий скелет". И этот текст, который лежит перед вами можно показать в форме фишбоун.

9. Итог урока. Рефлексия

- Составление синквейна.

10. Домашнее задание.

- Написать комплексный анализ текста и составить фишбоун.

Урок подошел к концу. Но мы не прощаемся с Пушкиным, Гоголем, Горьким, Некрасовым. Язык их творений всегда будет для нас образцом красоты и гармонии, а произведения - лучшими образцами мыслей и чувств.








Лингвистический эксперимент. Индивидуальная работа

"...Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы
такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется,
способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина, которого до
сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, _______________________, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий, ____________, в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, _______________________; этот легкий воздушный стих Жуковского, порхающий, ____________________________________; этот тяжелый, _________ ______________ стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, - все они, ________________________________________________________, разнесли благозвучие по русской земле". Н.В.Гоголь

Слова для справок: как луч, как мед из горного ущелья, как смола или струя столетнего токая, как бы влачащийся по земле, как неясный
звук эоловой арфы, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа.

Лингвистический эксперимент. Индивидуальная работа

"...Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы
такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется,
способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина, которого до
сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, _______________________, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий, ____________, в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, _______________________; этот легкий воздушный стих Жуковского, порхающий, ____________________________________; этот тяжелый, _________ ______________ стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, - все они, ________________________________________________________, разнесли благозвучие по русской земле". Н.В.Гоголь

Слова для справок: как луч, как мед из горного ущелья, как смола или струя столетнего токая, как бы влачащийся по земле, как неясный
звук эоловой арфы, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа.



1 группа -

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

______________________________;

Около леса, ______________________,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, ____________.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

Слова для справок: как в мягкой постели, как ковер, словно как тающий сахар лежит.

2 группа - Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
______________________,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
________________________,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Слова для справок: как мел, скрипуч и сух, как розовые яблоки.



1группа - Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах… как полно сладострастия и неги малороссийское лето!

Задание

- определить тему, основную мысль текста

- Озаглавьте текст

- определить стиль и тип текста

- доказать, что это текст

- Найти сравнительные обороты в тексте

- составить план текста

2 группа - Ужас оковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень; глаза его выпучились, как будто хотели выстрелить; разверстые пальцы остались неподвижными на воздухе. Высокий храбрец в непобедимом страхе подскочил под потолок и ударился головою об перекладину; доски посунулись, и попович с громом и треском полетел на землю. «Ай! ай! ай!» - отчаянно закричал один, повалившись на лавку в ужасе и болтая на ней руками и ногами. «Спасайте!» - горланил другой, закрывшись тулупом.

Кум, выведенный из своего окаменения вторичным испугом, пополз в судорогах под подол своей супруги. Высокий храбрец полез в печь, несмотря на узкое отверстие, и сам задвинул себя заслонкою. А Черевик, как будто облитый горячим кипятком, схвативши на голову горшок вместо шапки, бросился к дверям и как полоумный бежал по улицам, не видя земли под собою; одна усталость только заставила его уменьшить немного скорость бега.

Сердце его колотилось, как мельничная ступа, пот лил градом. В изнеможении готов уже был он упасть на землю, как вдруг послышалось ему, что сзади кто-то гонится за ним… Дух у него занялся… «Черт! черт!» - кричал он без памяти, утрояя силы, и чрез минуту без чувств повалился на землю. «Черт! черт!» - кричало вслед за ним, и он слышал только, как что-то с шумом ринулось на него. Тут память от него улетела, и он, как страшный жилец тесного гроба, остался нем и недвижим посреди дороги

Задание

- определить тему, основную мысль текста

- Озаглавьте текст

- определить стиль и тип текста

- доказать, что это текст

- Найти сравнительные обороты в тексте

- составить план текста

© 2010-2022