- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа курса для 11 классов с нерусским языком обучения Синтаксис русского языка
Программа курса для 11 классов с нерусским языком обучения Синтаксис русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балабаева А.Т. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа курса для 11 класса с нерусским языком обучения
« Синтаксис русского языка»
Пояснительная записка
Русский язык в Казахстане наряду с государственным - одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества. Место русского языка определено в образовательной системе РК «Законом о языках».
Государственный стандарт обучения русскому языку как второму в школе предусматривает прежде всего обучение общению на языке, приобщению учащихся к культурным ценностям русского народа, расширение кругозора через русское слово, а также становление гражданина с высокими нравственными качествами. Обучение русскому языку должно быть направлено на формирование культурной, лингвистически компетентной личности.
Актуальность проведения курса заключается в том, что данная программа способствует подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю. Программа составлена самостоятельно с учетом требований государственного стандарта образования и для изучения курса русского языка, которое закладывает основы общеобразовательных знаний о строе русского языка, формирует и совершенствует речевые, орфографические, пунктуационные навыки и умения.
Цель курса: формирование языковой личности путем углубленного изучения синтаксиса русского языка.
Задачи курса:
-
формирование познавательной и коммуникативной культуры личности
-
развитие орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста
-
практическое использование лингвистических знаний и умений на тестировании.
Планирование составлено на 34 часа. После повторения очередной темы учащимся предлагаются тесты и карточки, включающие все трудные случаи и исключения по данной теме, дается подробный комментарий ко всем заданиям.
Особенностью данной программы является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на наиболее сложных случаях орфографии и пунктуации.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- основные орфограммы и пунктограммы;
- способы выражения главных и второстепенных членов предложения;
- порядок разбора простого и сложного предложений;
- правописание различных частей речи;
Учащиеся должны уметь:
- уметь применять теоретические знания в практической деятельности;
- уметь пользоваться условными знаками при изучении таблиц, схем, рисунков;
- уметь пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
- объяснять постановку знаков препинания в ССП и СПП,БСП.
-употреблять сложные предложения в речи.
Для решения данных задач разработан следующий диагностический инструментарий: тесты, тренировочные упражнения, карточки-информаторы.
Ожидаемый результат:
Самоконтроль знании, умении и навыков по изученной теме; умение анализировать ,обобщать существенные признаки по частям речи; выделять главное; развивать общие умении работа со справочной литературой; выделить практическую значимость полученных знаний; ликвидация пробелов в знаниях учащихся; самостоятельно упражняться в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Ученик, готовый к сдаче ЕНТ по русскому языку.
Содержание программы
В самом начале курса для диагностики уровня знаний учащихся предлагается провести контрольный срез (тестирование). Данные контрольного среза способствуют правильному выбору форм и методов работы с учащимися и помогут определить уровень знаний учащихся в данном классе.
В качестве диагностического инструментария используются разного рода диктанты, грамматические упражнения, тесты, карточки-информаторы.
Программа предполагает изучение синтаксиса русского языка. Ученик должен не только писать грамотно, но и владеть культурой речи, навыками общения. В программе углубляются знания о синтаксисе.
В программе учитывается принцип постепенного наращивания степени трудности.
Большое внимание уделяется синтаксическому разбору предложений, так как он способствует формированию умений видеть структуру предложения, что, в свою очередь, формирует пунктуационную грамотность.
В завершении курса проводится тестирование, оценивающее полученные учащимися знания.
Рецензия
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет способствовать совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной области, их обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к выпускному экзамену. Поскольку ЕНТ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации, а традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку к ЕНТ, то содержание этой программы - стремление организовать работу так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕНТ. Программа рассматривает наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.
Синтаксис русского языка
№
Тема урока
Кол.
часов
Дата
Формы и методы работы
Образовательный продукт
1
Цель и задачи курса.
Диагностика уровня развития грамматической компетенции учащихся.
1
Беседа, контрольный срез
Работы учащихся (тесты).
2
Словосочетание. Согласование
1
Беседа, работа с опорными схемами.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки-информаторы.
3
Управление
1
Беседа, работа с толковым словарём.
Тренировочные упражнения, тестовые задания
4
Примыкание
1
Беседа, работа с фразеологичес-кими словарями.
Тренировочные упражнения, тестовые задания.
5
Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания.
1
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания.
6
Двусоставные предложения
1
Беседа, работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
7
Односоставные предложения.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
8
Определенно- личные
предложения.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
9
Неопределенно - личные
предложения.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
10
Обобщенно- личные предложения
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
11
Безличные предложения
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
12
Назывные предложения
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
13
Простое осложненное предложение.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
14
Зачет
Тестирование
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
15
Однородные члены предложения
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
16
Обособленные определения
1
Тестирование
Тесты
17
Обособленные обстоятельства
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы.
18
Обособленные дополнения
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
19
Вводные слова. Обращения.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
20
ССП с соединительными союзами.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
21
ССП с противительными союзами.
1
Работа с таблицей, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
22
ССП с разделительными союзами.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
23
Типы СПП.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
24
СПП с придаточными обстоятельствами.
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
25
СПП с придаточными определительными
1
Работа с таблицей, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
26
СПП с придаточными изъяснительными
1
Работа с таблицей, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
27
Бессоюзные сложные предложения
1
Работа с таблицей, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
28
Бессоюзные сложные предложения
1
Работа с таблицей, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
29
Бессоюзные сложные предложения
1
Работа с таблицей, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
30
Бессоюзные сложные предложения с несколькими
частями, связанными разной интонацией
1
Работа с таблицей, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
31
Сложные предложения с разными видами связи. Параллельное и последовательное, однородное и неоднородное подчинение
1
Работа с таблицей, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
32
Знаки препинания при прямой речи, цитатах. Употребление кавычек
1
Работа с опорными схемами, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры.
33
Стили речи. Разговорный и нейтральный стили. Виды книжного стиля
1
Беседа, практическое занятие.
Тренировочные упражнения, тестовые задания.
34
Зачет
Тестирование
1
Тестирование
Тесты
Методы/формы оценки:
Методами контроля знаний и умений учащихся являются: устный опрос, письменная проверка.
Форма организации контроля знаний и умений учащихся: зачет
Итоговая форма контроля (полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний учащихся: тестирование