Конспект урока русского языка. Корень. Однокоренные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка. Корень. Однокоренные словаКонспект урока русского языка. Корень. Однокоренные словаКонспект урока русского языка. Корень. Однокоренные словаКонспект урока русского языка. Корень. Однокоренные словаКонспект урока русского языка. Корень. Однокоренные словаКонспект урока русского языка. Корень. Однокоренные слова3 класс «З»

Тема: «Корень. Однокоренные слова.»

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Цель: Актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

- Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

- Формирование умения находить в тексте однокоренные слова;

- Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;

- Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку.









Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.

(Читает Козодаева Вика)

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

- Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

- Я в свою очередь, тоже желаю вам хорошего настроения, верю в вас и знаю - у вас все получится.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас необычный урок, урок - исследование. (Слайд 1)

- Вы все станите исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре).Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова:

«Исследователь - тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать - подвергать научному изучению.» (слайд 2)

- Весь ход исследования мы будем записывать в лист наблюдений, который у каждого лежит на столе.

- Возьмите лист и запишите дату исследования.

3. Самоопределение к деятельности

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать .Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе. Давайте разгадаем кроссворд из словарных слов.

Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Словарная работа (слайд 3)

Приятный внешним видом. ( красивый)

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а так же еды, питья. (посуда)

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани. ( картина)

Специалист, который преподает какой - либо предмет в школе. (учитель)

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. ( карандаш)

Последний осенний месяц. (ноябрь)

- Какое слово получилось в вертикальном столбике? (Корень)

- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования? (Корень.)



4. Работа по теме урока

- Как вы думаете , важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой? (Проверяемые безударные гласные в корне слова, проверяемые парные по звонкости - глухости согласные в корне слова, непроверяемые гласные и согласные в корне слова.)

1 Этап. Что такое корень? Какие бывают корни? ( слайд 4)

- У каких предметов есть корень? (растения, деревья, кустарники; корень зуба). Для чего он нужен?

- Сколько значений у слова?

- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень?

-А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много - много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: «Что с ним делать»? А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди дерево, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. (слайд 5)

- Что общего во всех словах? (Общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень - это главная часть слова.

- Дополним схему. Корень - это …

- При помощи какого значка выделить корень в слове?

- Как одним словом можно назвать все эти слова? (Однокоренные).- после этого щелчок и над словом появляется корень.

- Дополним схему. Что такое корень?

- А теперь откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа. - Ребята, я вам предлагаю образовать от слова ХОД три однокоренных слова и записать их в тетрадь.

Упражнения в выделении корня в однокоренных словах

- Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

- А теперь выполните задание в ваших листочках. Вам нужно в данных словах выделить корень.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

- Повернитесь к соседу по парте и поменяйтесь листочками.

- Так ли у вас получилось, как у соседа? Давайте выполним это задание на доске.

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока

2 Этап

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов. Распределитесь по группам, как мы обычно работаем. Не забываем о правилах работы в группе.

- Исследуйте пары слов. (Слайд 6) И ответьте на вопросы

- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Можно ли их назвать однокоренными, почему?

Рис - рисунок

Гора - горе

Делить - дело

Соль - солист

-Какая группа вперед справиться с заданием, та и отвечает. (Поднимаем руки, если готов ответ)

- Кто будет отвечать?

- Докажите свою точку зрения (слайды 7, 8, 9, 10).

- Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать?

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, так как иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными.

Работа с учебником

- Откройте учебник на странице 97 упражнение 162.

- Данил будет работать у доски, а все остальные в тетради.

- Прочитай первую строчку слов. Как ты думаешь какое слово лишнее и почему?

- Важно помнить, что корни в родственных словах не только одинаково пишутся, но и имеют одно и тоже значение.

- О какой особенности корня в родственных словах надо помнить? ( Корень пишется одинаково)

Корни в словах могут быть одинаковыми в произношении и на письме, но при этом слова не будут однокоренными, так как значение, смысл, заключенный в корнях слов, будет совершенно разным.

7.Рефлексия

- Посмотрите на экран. Выполните задание(. Слайд 11)

- Давайте проверим, все ли правильно справились с заданием.

- Рассмотрите схему, которая у нас получилась. О каком понятии мы сегодня говорили на уроке?

- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них. (слайд 12)

О чем?

Что?

Какая?

Как?

8. Подведение итогов урока

- Ребята, возьмите последний лист и оцените свою работу на уроке.

9. Домашнее задание

Я предлагаю вам самим выбрать для себя домашнее задание. На красных листах бумаги задание более сложное. Кто не боится трудностей и выберет красный листок?

На зеленых листах задание немного легче. Кто не уверен в своих силах, тот может выбрать задание на листах этого цвета.

- Мы с вами хорошо сегодня потрудились. Я благодарю вас за активное участие на уроке. Спасибо.( слайд 13)











Спишите слова. Выделите корень.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Оцени себя. Подчеркни то высказывание, которое больше подходит к окончанию урока.

  1. Урок полезен, все понятно.

  2. Лишь кое - что чуть -чуть неясно.

  3. Еще придется потрудиться.

  4. Да, трудно все - таки учиться!









Прочитай текст. Спиши. В однокоренных словах выдели корень. Подбери еще два однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

Прочитай текст. Спиши. В однокоренных словах выдели корень. Подбери еще два однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.



Прочитай текст. Спиши. В однокоренных словах выдели корень. Подбери еще два однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

Прочитай текст. Спиши. В однокоренных словах выдели корень. Подбери еще два однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

Из каждой группы слов выпишите только те, которые являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Соленый, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, белье, белизна, белка, белила, побелка.

Из каждой группы слов выпишите только те, которые являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Соленый, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, белье, белизна, белка, белила, побелка.

Из каждой группы слов выпишите только те, которые являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Соленый, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, белье, белизна, белка, белила, побелка.

Из каждой группы слов выпишите только те, которые являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Соленый, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, белье, белизна, белка, белила, побелка.



Корень









© 2010-2022