Урок по русскому языку на тему Различение частиц НЕ и НИ (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 7 классе по теме:

«Различение на письме частиц не-ни"

Единый методический день в рамках предметного декадника

ШМО «Гуманитарный цикл»



Дата проведения: 23.03.2015

Учитель: Цурикова Елена Викторовна.

Тип урока: изучение нового материала;

вид урока: урок-исследование;

технология: на диалоговой основе с элементами критического мышления.

Цели:

Дидактические задачи:

  • дать знания по теме «Различение на письме частиц НЕ и НИ»;

  • научить использовать правило в практической деятельности;

  • закрепить навыки постановки запятой в сложном предложении;

  • обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки связной речи;

  • развивать положительную мотивацию учебной деятельности, мышления, памяти.

Эту задачу я старалась реализовать на каждом этапе урока с помощью элементов технологии критического мышления (корзина идей), через создание проблемной ситуации, поиск верных решений.

  • Развивать аналитико-синтезирующее мышление, делать обобщающие выводы.

  • Развивать языковую, коммуникативную компетенции.

  • Формировать навыки грамотного письма.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать интерес к родному языку, внимательность;

  • формировать самостоятельность;

  • воспитывать уважение к другим, способность к сотрудничеству, т.е. воспитывать культуру общения.

Попутное повторение: знаки препинания в сложном предложении.

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим», - говорил Сократ. Давайте сегодня убедимся в том, что мы хотим быть много знающими, т.к. мы все любознательны.

У каждого листок для самооценки

Фамилия, имя

Этап урока

Оценка

1.Полётное повторение - знание теории

2.Работа над каллиграфией (готовимся к ГИА)

3.Объяснительный диктант

взаимопроверка,

коллективная проверка

-

-

4. Синтаксический разбор

5.Морфологический разбор

6.Корзина идей

7.Работа с текстом


Итоговая оценка:

2. Актуализация знаний.

А) Полётное повторение:

- На какие группы можно разделить части речи?

- Какие части речи относятся к служебным?

- Какие функции выполняют частицы?

- На какие разряды делятся частицы?

- О каких частицах пойдёт сегодня речь? (Слайд 1)

Б) Запишите четверостишье в тетрадь ( работа над каллиграфией, готовимся к ГИА):

  • НЕ и НИ у нас частицы,
    Нам их нужно уважать.
    И при этом не лениться
    И ни часу не терять.

- Кто поможет мне сформулировать тему?

Записываем тему в тетрадь

(Слайд 2) Различение на письме частиц НЕ и НИ

- Что мы должны сделать на уроке?

(Слайд 3) Цель:

1.Научиться различать на письме частицы Ни и Не.

2.Верно определять написание этих частиц.

3.Узнать, какой смысл может передавать частица.

4.На практике отработать правописание этих частиц.

(Слайд 4) Слово учителя:

Частицы НЕ и НИ являются самыми употребительными в речи. Трудность заключается в том, что эти частицы не имеют ударения и потому могут смешиваться при письме:

(Слайд 5) Объяснительный диктант:

Списать, вставить буквы, графически выделить орфограмму.

Что за тишь! Не клонит ветер ни былинки, ни

цветочка.

Не дождешься ты такого благодатного денёчка!

(А. Плещеев.)

  • Взаимопроверка. Поставьте на полях + (если, по вашему мнению, четверостишье написано правильно) или - (если есть ошибка)

  • Коллективная проверка с объяснением правописания.

Синтаксический разбор последнего предложения (См. памятку в справочнике)

Морфологический разбор частиц НЕ и НИ (См. памятку в справочнике)

(Слайд 6) Слово учителя:

- Как узнать, какую частицу (Не или Ни) следует писать в том или ином случае?

(Слайды 7,8) «Корзина идей»

- Запишите схематично на листках всё, что вы знаете о том, как различить частицы НЕ и НИ.

Прослушивание и редактирование ответов.

- Чтобы верно определить написание, надо учитывать смысл, который передаёт частица.

Фаза осмысления.

- Обладаете ли вы достаточной информацией для работы с новой темой?

Знакомство с теорией (см. учебник, слайды 9-18)

(Слайд 19) Домашнее задание: после каникул мы встретимся уже в апреле. Составить шуточный текст, используя фразеологизмы (см. предыдущий слайд).

Работа с текстом (Слайд 20,21)

- Возьмите карточку №5. Прочитайте текст.

- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

- Какое устойчивое сочетание вы встретили?

- Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

- Но сначала давайте повторим различение НЕ и НИ, используя фрагмент таблицы (у каждого на парте).

Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить частицу, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение).

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.

Карточка № 5

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА - французское masgue восходит к арабскому mashara - "шутка, насмешка".

Карточка № 4

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н…)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик, (н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздник , потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз ) обижался мастер на эту традиции, но (н…) разу (= никогда) никому (н…) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.

Подведение итогов урока

- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы тренировались в различении частиц НЕ и НИ.

Рефлексия

Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»

1. Частицы НЕ и НИ - формообразующие частицы.

2. Чтобы правильно написать слово с НЕ или с НИ, нужно учитывать его смысл.

3. Если в предложении опустить частицу и смысл не изменится, то нужно писать частицу НИ.

4. В устойчивых выражениях с частицами НИ - НИ нужно ставить запятую.

5. Если опустить частицу, и смысл изменится на противоположный, то нужно писать НЕ.

6. Частицы со словами пишутся слитно.

Вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы её? Оцените свою работу на уроке. Закончите фразы: (на листочках)

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Выставление итоговых оценок. Самооценка. Корзина идей превращается в корзину достижений.

Зелёная карточка - я поставил себе за урок «5»

Оранжевая карточка - «4»

Жёлтая карточка - «3»

Белая карточка - «2»

Учитель: Спасибо за урок! Всего вам доброго. Успехов! Будьте любознательными, и вы станете много знающими.

Список литературы.

  1. Полежаева Е. А Современные открытые уроки русского языка 7 класс Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  2. На берегах Лингвинии. Под ред. Л. Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996.

Корзина достижений



Корзина идей

© 2010-2022