Методическая статья по теме Развитие речи обучающихся на уроках русского языка в ходе работы по УМК М. М. Разумовской»

Данная тема стала актуальной потому, что выполнение экзаменационной работы по русскому языку, да и по другим предметам требует от выпускника школы следующих умений: анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей и разновидностей языка; создавать собственное речевое выск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление по теме самообразования «Развитие речи учащихся в ходе работы по учебнику М.М.Разумовской».

Данная тема стала актуальной потому, что выполнение экзаменационной работы по русскому языку, да и по другим предметам требует от выпускника школы следующих умений: анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей и разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль. Поэтому целью моей работы по данной теме стало следующее:

-диагностика знаний, умений и навыков учащихся в сфере речевой деятельности.

-овладение основными нормами русского литературного языка;

-обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

-овладение нормами русского речевого этикета;

-совершенствование владения различными видами речевой деятельности, повышение уровня грамотности учащихся.

Приступая к реализации поставленных задач, надо было иметь представление об уровне знаний, умений и навыков учащихся, поэтому я провела устный опрос учеников, их анкетирование, чтобы выявить круг проблем, требующих немедленного решения. Но только оценка своих знаний и умений в ответах учащихся не могла дать полной картины, поэтому возникла необходимость объективно оценить знания учащихся практическим путём: они должны были в ходе работы на уроках выполнить задания, дающие возможность увидеть реальный уровень их знаний и умений по изучаемой проблеме. Самыми проблемными для 5-х и 8-го классов оказались следующие вопросы:

  • редактирование текста, использование средств связи предложений в тексте, выделение абзацев, создание текстов разных стилей речи, определение темы, основной мысли текста, знание стилей речи, их разновидностей и признаков .

Анализ скорости чтения и письма в 5-х классах показал следующие результаты.

Скорость чтения (количество слов в минуту) 112,4, 121,3

Скорость письма (количество букв в минуту) 68, 72,4

Возник вопрос: Как же справиться с такими проблемами?

После каждой письменной работы провожу уроки работы над ошибками, уроки совершенствования содержания и языкового оформления сочинений (изложений);

Проводился факультатив «Секреты орфографии» в 5-х классах, которая способствовала речевому развитию учащихся. Мною была проанализирована методическая литература с целью выявления таких технологий обучения, форм и методов, которые позволили бы в кратчайшие сроки хотя бы минимально достичь поставленной цели.

В ходе работы выяснилось, что наиболее целесообразным в данной ситуации оказалось следующее:

  • ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом (разных стилей и типов речи, особенно с текстами произведений, изучающихся на уроках литературы).

  • Работа факультативов: "Секреты орфографии", «Основы поэтического мастерства»; кружка «Журналистика и русский язык».

Остановлюсь подробнее на каждом из этапов работы.

СЛОВО - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ТЕКСТ

Практически каждая тема даём возможность работать на уроке по этой схеме.

Мы знакомились с новыми словами, данными в разделах учебника:"Толковый словарь", «Орфоэпический словарик», «Словарик антонимов» и т.д. В ходе работы стало ясно, что удобнее их объединить в тематические группы, что поможет сэкономить время. Например, объединила слова по теме "Спорт": здоровый, быстрый, тренер, бассейн и т.д. (6 класс). Данная группа слов может быть использована для составления словосочетаний, предложений, текста; даёт возможность поработать и с правописанием, и с произношением, и со значением слов.

Также используются мною на уроках упражнения, которые способствуют достижению поставленной цели:

  • диктанты: по памяти; "Угадай словечко"; "Реклама нового слова", лексический.

  • сочинение-миниатюра по опорным словам;

  • игра "Объясни разницу" (по разделу Лексика).

  • построй (составь, сконструируй) словосочетания (предложения, текст) по графической схеме или по данному образцу;

  • "Собери мозаику" из рассыпанных слов, предложений.

Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу. Текстов с пометкой «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст» в учебнике Разумовской предостаточно.

Еще К.Д. Ушинский рекомендовал после прочтения текста проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я старалась, как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение текста, используя метод эвристических вопросов. Часто это тексты стихотворений. Со временем мы с обучающимися планируем создать альбом такого дидактического материала: "Времена года".

Творческая работа очень способствует развитию речи учащихся. Наибольший интерес учащихся вызвали такие работы, как: сочинение-репортаж на экологическую тему; интервью с литературным героем; отзыв о просмотренном фильме; - сочинение - портретный очерк "Моя мама (бабушка, сестра)".

Как же добиться оптимальной скорости чтения и письма?

Провожу работу со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата), предоставляю возможность учащимся самостоятельно формулировать тему и цель урока. Т.е., даю им возможность чаще и больше читать и говорить на уроке.

Кроме того, использую тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "Жужжащее чтение", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения.

Например, в начале урока литературы выделяю 5 минут на чтение любимой книги вслух (особенно хорошо действует этот приём в 5-6 классах на уроках литературы).

На уроке литературы также использую чтение по цепочке (по 1-2 предложению), беседа по прочитанному в парах, оценивание друг друга.

Для повышения скорости письма, рекомендовала учащимся дома переписывать небольшие по объёму тексты художественных произведений, уменьшая высоту букв.

Каждую четверть в 5 -х классах мною проводились контрольные замеры скорости чтения и письма, результаты которых заносились в диагностическую ведомость, доводились до сведения родителей. Многие родители, зная, что чтение 150 слов в минуту - это на "5", старались чаще заставлять детей читать дома.

В работе стараюсь использовать такой элемент как театрализация в обучении.

На уроке детям предлагалось инсценировать и разыгрывать по ролям учебный материал. Например, на уроке по изучению темы "Служебные части речи" перед ребятами появлялись учащиеся в образах служебных частей речи, тем самым в игровой форме ребята узнали основные грамматические признаки той или иной части речи.

Таким образом, осуществляя работу по развитию речи на уроках русского языка по программе Разумовской, я увидела, что она приносит свои результаты: учащиеся стараются выражать свои мысли в устной и письменной речи, правильно используют нужные языковые средства, чаще выбирают из вариантов домашнего задания творческую работу, меньше испытывают трудности при конструировании словосочетаний и предложений.



© 2010-2022