Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения

Исакова Ирина Венедиктовна Томилова Светлана Борисовна Шалыгина Наталья Егоровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 города Белово»

Кемеровская область, г. Белово

Одним из актуальных направлений деятельности нашей общеобразовательной организации является совершенствование школьной инфраструктуры, направленной на достижение качественного образования для всех категорий обучающихся, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это особая категория. Таким школьникам, помимо усвоения общих образовательных задач, необходимо удовлетворить и специальные образовательные потребности в соответствии с имеющимися у них нарушениями развития.

Это направление нашло отражение в программе инновационной деятельности

«Развитие здоровьесберегающей школьной инфраструктуры» на период с 2012 по 2015 годы, результатом реализации которой будет являться сформированная информационная среда, обеспечивающая эффективное применение дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации программы возникла необходимость решения приоритетных задач - подготовить педагогические кадры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, организовать дистанционное обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья, создать безбарьерную образовательную среду.

Сегодня мы единственная школа в городе, реализующая дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический коллектив школы работает над решением проблемы создания в своем образовательном учреждении организационно-педагогических, социально-психологических и материально-технических условий для таких детей с учетом особенностей их психофизиологического развития и индивидуальных возможностей.

Для решения проблемы создания безбарьерной среды в школе реализуется одно из перспективных направлений инклюзивного обучения - применение дистанционных образовательных технологий. С этой целью разработан проект дистанционного обучения детей-инвалидов. Школьники, не имеющие противопоказаний при работе с компьютером, обучаются индивидуально на дому по общеобразовательным программам общего образования. Осуществляют обучение детей с ОВЗ 9 педагогов. Занятия по индивидуальной программе осуществляются с 7 ребятами из разных школ города.

Основой организации дистанционного обучения является, использование основных технологий психолого-педагогической диагностики М. М. Семаго, кандидата психологических наук, профессора кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - это построение и изменение диагностической гипотезы,

оценка истории развития ребенка (психологический анамнез), технология проведения обследования (этапы, подбор методик, ключевые моменты, анализ динамики состояния ребенка и т.п.), анализ результатов и составление заключения (его составляющих), постановка и формулировка диагноза.

Анализ результатов диагностики личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья показал наличие трудностей, имеющихся у каждого отдельно взятого ребенка, обусловленные недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью. А также наличие проблем, связанных с недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Поэтому возникла необходимость в организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями с учётом специфики психолого- педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации и тех трудностей, которые были выявлены в ходе психолого-педагогических исследований.

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения направлена на решение следующих проблем: создание индивидуальных образовательных программ, обучение педагогов дистанционным технологиям, повышение психологической компетентности педагогов и родителей, развитие личностных качеств субъектов образовательного процесса, социализация детей через использование дистанционных технологий, психологическая поддержка субъектов образовательного процесса.

Для реализации дистанционного обучения была разработана нормативно- правовая база в соответствии с требованиями Центра дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области. Обязательным условием реализации дистанционного обучения является создание школьного сайта, на котором размещена вся нормативно-правовая документация.

Основными принципами организации дистанционного обучения детей- инвалидов являются: добровольность участия в проекте; обеспечение конституционных прав на получение общедоступного качественного общего и дополнительного образования; обеспечение детей-инвалидов условиями коррекции нарушений развития и социальной адаптации; создание условий для обеспечения охраны здоровья детей- инвалидов, участвующих в проекте; адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов.

Цель работы: обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий по образовательным программам начального, основного, среднего общего и дополнительного образования.

Задачи:

  1. Расширить доступ к учебным материалам и методическим ресурсам детей с

ОВЗ.


  1. Способствовать повышению комфортности обучения.

  2. Расширить возможности для развития умственных и творческих способностей

обучающихся с ОВЗ.

В условиях нашего образовательного учреждения используются неинтерактивные, средства компьютерного обучения. Учебный материал доставляется обучающимся посредством таких программ как: e-mail, Skype, MailАгент, сервисы

среды Google. На уроках дистанционного обучения используем не только электронные учебные ресурсы, но и печатные пособия, учебники, тетради.

Педагоги, реализующие ДО детей-инвалидов, прошли предварительную техническую и методическую подготовку - это обучение в Центре дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области по теме «Основы работы в системе MAC OS. Основы организации учебного процесса детей-инвалидов в информационно- образовательной среде».

Два учителя из нашей школы прошли курсы повышения квалификации при ЦДО Кемеровской области для педагогов по теме: «Дистанционное обучение на основе «е- КМ-Школы» в очно-дистанционной форме.

Дистанционное обучение позволяет каждому ребенку заниматься по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины - это позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося. Педагоги, реализующие дистанционное обучение, выбирают разные формы проведения уроков в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета. Используют для обучения детей - инвалидов различные сервисы среды Google, которые позволяют выполнять совместную работу учителя и ученика, находясь на расстоянии друг от друга. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки - работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи, а также контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Таким образом, на учителей накладывается огромная работа по подготовке и проведению дистанционных уроков, которые имеют, как общие черты, так и различия с традиционным уроком. Каждый дистанционный урок индивидуальный, рассчитанный именно на одного ребенка - один учитель, один ученик.

Для реализации дистанционного обучения детей-инвалидов на дому разработаны рабочие программы по предмету, индивидуальные учебные планы, расписание занятий, которое утверждается образовательным учреждением, вносятся необходимые коррективы. Все уроки фиксируются на сайте ЦДО Кемеровской области. Уроки проводятся в специальном виртуальном учебном кабинете, где у педагогов имеются под рукой принтер, чтобы распечатать материал к уроку, сканер,

чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте.

В школе осуществляется психолого-педагогического сопровождение дистанционного обучения детей с ОВЗ. Направления работы педагога-психолога нацелены на повышение психологической компетентности педагогов, родителей в вопросах обучения детей с ОВЗ.

Для повышения профессионализма учителей организован постоянно действующий семинар «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья». Работа семинара предусматривает решение следующих задач:

  1. Сформировать представления об особенностях психофизиологического развития детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

  2. Определить условия психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования, исходя из реальных возможностей ОУ.

  3. Сформировать умение проектирования индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной траектории, индивидуально-ориентированной рабочей программы.

Результатом работы стали разработанные методические пособия, повышающие компетенции педагогов в области психологии (знание психологических особенностей

общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей). Тематика пособий: определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», дети-инвалиды, проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях, специфика социальной ситуации развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ как важнейшего фактора их психического развития, современные подходы к диагностике результатов обучения.

Кроме того, осуществляется взаимодействие с обучающимися, их родителями, что обеспечивает им морально-психологическую поддержку.

Родители детей-инвалидов - особая категория взрослых. Им в первую очередь, необходимы конструктивная помощь, дельный совет и морально-психологическая поддержка. В связи с этим организована работа виртуальной Школы для родителей имеющих детей с особыми потребностями. Работа Школы обеспечивает их консультативной поддержкой; необходимой полезной практической информацией.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов является важнейшей составляющей дистанционного обучения. Индивидуальный подход в обучении таких детей, это основа их обучения. Педагог-психолог использует такие методики психодиагностики, которые позволяют выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка.

Педагоги ДО, учитывают возможности и интересы каждого ребенка с особыми потребностями, оказывают помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории. Способствуют его культурному развитию, социализации, развитию творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.

Необходимым условием успешного дистанционного обучения детей с ОВЗ является корректировка учебной программы, с учётом умственных и физических особенностей обучающихся, подготовка индивидуального курса обучения. Осуществляется совместная работа учителей, педагога-психолога, администрации, родителей, по организации дистанционного образования таким образом, чтобы наиболее эффективно, безопасно для ребенка построить процесс обучения, воспитания и развития.

Реализация направлений деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов позволило добиться определённых результатов. Ребята принимают участие во всероссийских и областных викторинах, проводимых на сайте ЦДО Кемеровской обасти. Дети являются победителями и лауреатами конкурсов, викторин, организованных Центром дистанционного обучения детей-инвалидов.

Педагоги являются активными участниками первого муниципального дистанционного конкурса «Дистанционный Учитель Белово 2013», где выступают в качестве экспертов конкурсных материалов.

Накоплен необходимый методический материал, педагоги обмениваются опытом на муниципальных и областных семинарах, практикумах, методических советах по вопросам дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими

качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество.

Несмотря на имеющиеся очевидные преимущества дистанционного обучения, есть и слабые стороны такого обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Во-первых, это некачественная связь, которая возникает из-за низкой скорости доступа к сети Интернет. Операционная система MAC OS не до конца освоена педагогами, и поэтому возникают некоторые трудности в работе.

Во-вторых, в ходе урока, если возникают какие-либо проблемы у обучающегося, например, ребёнок не знает, как открыть или принять файл, не может устранить проблемы, возникшие со звуком или видеоизображением, то структура урока нарушается, учитель не может качественно провести занятие, так как приходится терять время на устранение неполадок, объяснений.

В-третьих, при корректировке расписания учителям не всегда удобно ставить в известность администратора вычислительной сети, чтобы изменить им расписание.

В-четвёртых, зная психофизиологические особенности детей и учитывая специфику при обучении, у учителей возникают трудности при проведении дистанционного урока, так как у детей могут возникать нежелание участвовать в работе, может проявляться быстрая утомляемость, плаксивость, лабильность настроения.

Таким образом, дистанционное обучение этой категории учащихся необходимо в силу специфики психического развития ребенка и системы образования. И ориентация образования детей-инвалидов по дистанционной форме обучения вполне логична и оправдана. Дистанционное обучение помогает детям с ограниченными возможностями здоровья быстрее адаптироваться в обществе, не чувствовать себя забытыми и изолированными от других людей. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход, некоторая специфика при обучении. И это может дать ребенку-инвалиду найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Учитель, реализующий ДО, должен обладать такими качествами, как коммуникативная культура, эрудированность, психологическая компетентность, толерантность и эмпатия!

Успех реализации дистанционного образования детей - инвалидов напрямую зависит от качества взаимодействия всех его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех заинтересованных лиц.

Список литературы:

  1. Агаев, В. Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств / В. Т. Агаев - М. : МИЭП, 2008. - 200 с.

  2. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд Пер. с англ. - М. : Педагогика, 2007. - 88 с.

  3. Актуальные вопросы возрастной и педагогической психологии: учебно- методический комплекс / сост. А. Г. Портнова, Н. И. Приходько. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 87 с.

  4. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение : Учебно-методическое пособие. / А. А. Андреев - М.: ВУ, 2009. - 291 с.

  5. Дистанционное обучение: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 145 с.

  6. Исакова, И. В. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы: / И. В. Исакова, С. Б. Томилова, Н. Е. Шалыгина // Учитель Кузбасса. - 2014. - № 2 (29). - С.69 - 74.

  7. Ишемгулова, И. Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный ресурс] / И. Г. Ишемгулова. - Режим доступа: //biro.ufanet.ru/files/dok/ IchemgulovaIG.doc.

  8. Королева, Е. П. Дистанционное обучение в США и Европе. [Электронный ресурс] / Е. П. Королева. - Режим доступа: cnews.ru/reviews/free.shtml,

  9. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат. - М. : Академия, 2006. - 165 с.

  10. Хухлаева, О. О. Психологическое здоровье ребёнка / О. О. Хухлаева. // Справочник педагога-психолога. - 2012. - №12 - С. 26-38.


© 2010-2022