Методическая разработка урока по теме: Обращение

Целевая аудитория: учащиеся. Класс: 5 класс. Предмет: русский язык. Цель урока: расширить представления учащихся об обращении как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Задачи урока: ·        формировать умение учащихся находить обращения в текстах, уметь отличать обращения от подлежащего. ·        развивать связную монологическую и диалогическую речь учащихся; ·        развивать внимание, память, логическое мышление; ·        развивать умение внимательно слушать, с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока на тему: «Обращение».

Целевая аудитория: учащиеся.

Класс: 5 класс.

Предмет: русский язык.

Цель урока: расширить представления учащихся об обращении как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

  • формировать умение учащихся находить обращения в текстах, уметь отличать обращения от подлежащего.

  • развивать связную монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • развивать внимание, память, логическое мышление;

  • развивать умение внимательно слушать, создавать собственные тексты, работать с учебником, создавать таблицы, сжимать информацию и разворачивать ее, анализировать лингвистический материал, делать выводы.

  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначительности, интерес, внимание к слову.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы с классом: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые учебники и учебные пособия:

Нечаева Н. В. , Белорусец К. С. Русский язык: Учебник для 5 класса.-Самара: Корпорация « Федоров», Издательский дом « Федоров»,2005-240 с.

Используемое оборудование: доска, видеоматериалы, опорные таблицы с терминами, примерами, схемами.

Краткое описание:

  1. Целеполагание (5 мин)

  2. Эвристическая беседа (5 мин)

  3. Изучение нового материала (20 мин)

  4. Закрепление нового материала (7 мин)

  5. Рефлексия (5 мин)

  6. Домашнее задание (3 мин)

Ход урока:

  1. Целеполагание.

Учитель: Ребята, а вы мультфильмы и сказки любите?

Ответ: Любим.

Учитель: Тогда смотрите.

Вопрос: Из какого мультфильма этот отрывок?

Ответ: Муравьишка - хвастунишка.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, к кому муравей-старичок обращается?

Ответ: ... К муравьям, муравьихам, муравьятам и муравьишке.

Вопрос: Как вы об этом узнали?

Ответ: Муравей-старичок назвал их.

Учитель: Молодцы! Значит мы узнаём к кому муравей обращается, потому

что он называет их:

«Муравьи, муравъихи, муравьята, муравьишка! »

Давайте запишем в тетрадь речь муравья-старичка. Открывайте тетради, записываем число, классная работа, оставляем чистую строчку для темы урока и с красной строки оформляем речь.

(А, ..., идёт к доске оформлять речь муравья-старичка).

Муравьи, муравъихи, муравьята!

Пора домой, домой пора!

А сейчас проведём эксперимент. Уберите из этого предложения слова, с помощью которых муравей-старичок обращается к своим друзьям. Прочитайте, что получилось?

Ответ: Пора домой, домой пора!

Вопрос: Теперь понятно, к кому он обращается? Почему?

Ответ: Нет, т.к. не называет того, к кому обращается с речью.

Учитель: А сейчас поставьте эти слова на место.

Вы знаете, как они называются?

Ответ: Обращение.

Вопрос: Значит, какова тема урока?

Ответ: Обращение.

Учитель: Запишите её в тетрадь.

2.Эвристическая беседа.

Вопрос: А теперь попробуйте сформировать все, что вы знаете об

обращениях.

Ответ: Обращение - это слово или сочетание слов, которое называет

того, к кому обращаются с речью.

Учитель: Запишите это в графу «Знаю +»

Вопрос: Как вы думаете, все ли вы знаете об обращениях? Давайте

проверим! Прочтите в учебнике правило на стр. 141, 154 и отметьте карандашом, что нового вы узнали (!), уже знаю (+), для того, чтобы разобраться все ли вы знаете об обращении. Если что- то непонятным вам покажется, поставьте ? (знак)

Вопрос: Прочитали, отметили? А теперь скажите, что нового вы узнали?

Учитель: Все новое, что узнали, кратко запишите в графе «Узнал!».

Ответ: Что вам было непонятным?

3.Изучение нового материала.

Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили теорию,

  1. в. - ответьте на вопросы на стр. 140, с. 53

  2. в. - заполните карандашом таблицу, это упр. 270, 97 Выполнили?

А сейчас поделитесь информацией друг с другом.

Вы должны I в. рассказать соседу по парте об обращении, ответив на вопросы, а II в. должен рассказать о сходствах и различиях обращения и подлежащего.

Поделились?

А теперь я проверю, как вы усвоили теорию!

  1. Для чего служат обращения?

  2. С какой интонацией они произносятся?

  3. Какова их синтаксическая роль?

  4. Какими знаками препинания они могут выделяться?

Вопрос: Чем отличается подлежащее от обращения?

Ответ: Тем, что подлежащее является членом предложения, а обращение

  • не является.

Вопрос: Чем похожи?

Ответ: Тем, что выражены существительными в именительном падеже.

Учитель: (Посмотрите на доску и найдите ошибку, которая допущена.

Нашли? Молодцы!)

вы сумели ответить на мои вопросы, ошибку исправили, теперь уже можете сами сформулировать правило. Обращение - это ... (продолжите).

Учитель: Да, вы хорошо усвоили теорию, а сейчас наша задача: научиться

применять эти знания на практике.

4.Закрепление нового материала.

Выполняя упражнение № 268, 95 вы должны перестроить предложения так, чтобы подлежащее стало обращением, то есть вы должны научиться различать, где подлежащее, где обращение.

Но прежде чем выполнять задание скажите, в каких предложениях такая замена невозможна? Почему? (в 3 предложении, 5 предложении, так как местоимения обращениями быть не могут, а чаще всего выступают в роли подлежащего). Значит, эти предложения мы уже исключаем.

Учитель: Выберите любое предложение из этого упражнения и произнесите

обращение со звательной интонацией!

Вопрос: Что же значит прочитать со звательной интонацией?

Ответ: Повысить голос на слове - обращении.

Учитель: Ребята, а как вы выделили на письме?

Ответ: Запятыми, !, ?.

Вопрос: Какой схеме соответствует предложение из упр. № 268, 95. Ведь

когда мы строим схему предложения, то обращение обозначаем буквой 0.

О,...Если ! - как дальше? С большой буквы.

.... о

0.

Итак, обращение не является ... (продолжите) членом предложения; обращение произносится ... (продолжите) с особой звательной интонацией;

обращение грамматически не связано ... (продолжите) ни с одним членом предложения.

Учитель: Сегодня, в начале урока вы мне признались, что любите

мультфильмы, сказки!

Сейчас мы проведём конкурс знатоков. Упр. № 275, 101.

1.Вы должны вспомнить название сказки.

2.Придумать 2-3 предложения с обращениями.

Ребята, прежде чем сочинить предложения, вы должны помнить, что обращение - по таблице: 1., 2., 3.

I ряд - 2 картинка; II ряд - 3 картинка; III - 4 картинка.

Молодцы! Да вы настоящие знатоки сказок.

Учитель: А эта сказка вам давно знакома. Послушайте:

  • Колобок, колобок! Я тебя съем!»

  • Нет, не ешь меня, а лучше послушай какую я тебе песенку спою.

Вопрос: Отрывок из какой сказки я вам прочла?

Ответ: Да, это народная сказка «Колобок».

Задание: упр. № 267, 94

  1. Вставьте подходящие по смыслу обращения.

  2. Расставьте знаки препинания.

Выполнили? Проверяем!

Читаем выразительно и со звательной интонацией!

Вопрос: Какие знаки препинания поставили? Объясните! Молодцы!

Учитель: Ребята, вы помните, что такое диа в слове диалог? Что оно

обозначает?

Ответ: Два, т.е. когда в разговоре участвуют два человека.

Вот и сейчас вы будете работать в парах.

Составьте диалоги сказочных героев, используя обращение. Вопрос: Составили? А теперь запишите!

Учитель: Вспомним, как записываем диалог.

Каждую реплику записываем с новой строчки! И перед ней

ставим тире.

(Проверяем. Ребята, вы должны внимательно слушать и определить, какие обращения использует Ксюша, а какие сами и уметь объяснять!)

  1. Ксюша, докажи всем, что это обращение.

  2. Каким членом предложения является обращение?

III. Как выделил(а) на письме?

Вывод: Что нового вы узнали на уроке?

Молодцы! А теперь кто из вас лучше усвоил эту тему?

5.Рефлексия.

Учитель: На доске записаны 2 предложения:

  1. Эй, шляпа, иди быстрее!

  2. Звонче, конское, бей, копыто!

Задание: 1. Расставьте знаки препинания!

Расставили? Проверяем!

Учитель: Саша, читай 1 предложение! К кому в этом предложении

обращаются с речью?

Ответ: К шляпе.

Учитель: Значит шляпа - обращение, выделяем запятыми!

Аня, читай 2 предложение! К кому в этом предложении обращаются с речью?

Ответ: К конскому копыту.

Учитель: Но между словом конское и копыто, стоит слово бей. Как

расставим знаки препинания?

Ответ: Обращение разорвано! Слово конское и копыто выделяем

запятыми.

Учитель: Значит, обращением может быть не только одушевлённый

предмет, но и неодушевлённый, и обращение может быть разорванным.

Так, мы продолжим изучение этой темы на следующем уроке.

6. Домашнее задание:

составить текст рекламы, в котором будут использованы обращения.

© 2010-2022