Структурная карта урока «Знаки препинания при диалоге и цитировании»

  Структурная карта урока «Знаки препинания при диалоге и цитировании»   Диалог. 1. Теоретический материал. Диалог — это разговор двух или нескольких лиц между собой. Диалог может быть оформлен двумя способами: 1.                 Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту 2.                 Чередование реплик со словами автора Пунктуация и оформление диалога: ·   Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки ·   Перед ка... Сочинениe по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А.П.Чехов. 6.                Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся Пушкин — гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). 7.                Цитирование при помощи вводных конструкций   2. Практические задания. 1. Записать высказывания, используя разные способы цитирования. 1.Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский) 2.Эту прозу мог создать только русский язык...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурная карта урока

«Знаки препинания при диалоге и цитировании»


Диалог.

1. Теоретический материал.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц между собой.

Диалог может быть оформлен двумя способами:

  1. Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту

  2. Чередование реплик со словами автора

Пунктуация и оформление диалога:

  • Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки

  • Перед каждой новой репликой ставится тире

  • Кавычки как при прямой речи не ставятся

  • Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи

- Ну-с, чем я вам могу быть полезен?
- Я, - горько заговорил буфетчик, - являюсь заведующим буфетом театра Варьете...
- Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. <...> Нет, милейший, так невозможно!
- Я извиняюсь, - заговорил ошеломленный буфетчик этим внезапным нападением Андрей Фокич, - я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.
- То есть как это ни при чем, если она испорчена!
- Осетрину прислали второй свежести, - сообщил буфетчик.
- Голубчик, это вздор!
- Чего вздор?
- Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя.

А если осетрина второй свежести, то это значит, что она тухлая!
- Я извиняюсь... - начал было опять буфетчик, не зная, как отделаться от придирающегося к нему артиста.
- Извинить не могу, - твердо сказал тот.
- Я не по этому делу пришел! - совсем расстраиваясь, проговорил буфетчик.

2. Практическое задание.

Составить и записать диалоги по заданным темам.

1. «В школьной библиотеке»

2. «В магазине канцтоваров»

3. «В кассе кинотеатра»

Цитирование.

1. Теоретический материал.

Цитирование - это дословная выдержка из сочинения или высказывания кого-либо.

Способы цитирования:

  1. Предложение с прямой речью и словами автора
    «Язык, - отсечал Чехов, - должен быть прост и изящен».

  2. Цитата включается в авторский текст как часть предложения
    Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».

  3. Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не доконца (ставится многоточие)
    Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…».

  4. Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек
    Как писал Тютчев:
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне

  5. Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке - автор без скобок.

    Сочинениe

    по повести А.С.Пушкина

    «Капитанская дочка».

    Гринев и Швабрин.

    Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

    А.П.Чехов.

  6. Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся
    Пушкин - гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

  7. Цитирование при помощи вводных конструкций

2. Практические задания.

1. Записать высказывания, используя разные способы цитирования.

1.Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)

2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)

3….тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)

4…жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)

5.Уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура. (Д.С.Лихачев)

6… талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)

2. Расставить недостающие знаки препинания.

1. Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

2. Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

3. Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

© 2010-2022