- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Структурная карта урока «Знаки препинания при диалоге и цитировании»
Структурная карта урока «Знаки препинания при диалоге и цитировании»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нидерер Н.В. |
Дата | 18.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Структурная карта урока
«Знаки препинания при диалоге и цитировании»
Диалог.
1. Теоретический материал.
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц между собой.
Диалог может быть оформлен двумя способами:
-
Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту
-
Чередование реплик со словами автора
Пунктуация и оформление диалога:
-
Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки
-
Перед каждой новой репликой ставится тире
-
Кавычки как при прямой речи не ставятся
-
Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи
- Ну-с, чем я вам могу быть полезен?
- Я, - горько заговорил буфетчик, - являюсь заведующим буфетом театра Варьете...
- Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. <...> Нет, милейший, так невозможно!
- Я извиняюсь, - заговорил ошеломленный буфетчик этим внезапным нападением Андрей Фокич, - я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.
- То есть как это ни при чем, если она испорчена!
- Осетрину прислали второй свежести, - сообщил буфетчик.
- Голубчик, это вздор!
- Чего вздор?
- Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя.
А если осетрина второй свежести, то это значит, что она тухлая!
- Я извиняюсь... - начал было опять буфетчик, не зная, как отделаться от придирающегося к нему артиста.
- Извинить не могу, - твердо сказал тот.
- Я не по этому делу пришел! - совсем расстраиваясь, проговорил буфетчик.
2. Практическое задание.
Составить и записать диалоги по заданным темам.
1. «В школьной библиотеке»
2. «В магазине канцтоваров»
3. «В кассе кинотеатра»
Цитирование.
1. Теоретический материал.
Цитирование - это дословная выдержка из сочинения или высказывания кого-либо.
Способы цитирования:
-
Предложение с прямой речью и словами автора
«Язык, - отсечал Чехов, - должен быть прост и изящен». -
Цитата включается в авторский текст как часть предложения
Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо». -
Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не доконца (ставится многоточие)
Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…». -
Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек
Как писал Тютчев:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне -
Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке - автор без скобок.
Сочинениe
по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».
Гринев и Швабрин.
Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
А.П.Чехов.
-
Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся
Пушкин - гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). -
Цитирование при помощи вводных конструкций
2. Практические задания.
1. Записать высказывания, используя разные способы цитирования.
1.Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)
2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)
3….тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)
4…жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)
5.Уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура. (Д.С.Лихачев)
6… талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)
2. Расставить недостающие знаки препинания.
1. Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
2. Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
3. Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…