- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КТП по литературе, 9 класс
КТП по литературе, 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прудий Г.А. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ урока
Тема урока.
Основное содержание.
Кол-во
часов
по разде
лам и темам
Формы и виды контроля
Дата
Примечание
план
факт
-
Введение.
1
1
Литература и её роль в духовной жизни человека.
1
Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
II. Из древнерусской литературы
5
2
Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
1
Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
ИКТ
3
«Слово о полку Игореве» - история открытия памятника, проблема авторства.
1
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.
ИКТ
иллюстрации
4
Художественные особенности произведения
1
Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?
ИКТ иллюстрации
5
Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков
1
Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.
ИКТ
иллюстрации
6
Р.р. Классное сочинение по «Слову о полку Игореве…»
1
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением.
ИКТ иллюстрации
-
Из литературы XVIII века
11
7
Характеристика русской литературы ХVIII века.
1
Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
М.В.Ломоносов
2
8
М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.
1
Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
Отрывок наизусть
9
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях .
1
Ода как жанр лирической поэзии.
Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания.
Выраз. чтение отрывков из оды.
иллюстрации
Г.Р.Державин
2
10
Г.Р.Державин . Жизнь и творчество.
«Властителям и судиям».
1
Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении.
Ораторские интонации в стихотворении.
ИКТ
Выраз. чтение.
иллюстрации
11
«Памятник». Традиция Горация. Мысль о бессмертии поэта.
1
Выразительное чтение стихотворения «Памятник».
Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина.
ИКТ
Иллюстрации
Наизусть
А.Н.Радищев
2
12
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».
1
Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
Пересказ глав
ИКТ
Иллюстрации
13
Критика крепостничества. Автор и путешественник.
1
Анализ глав.
Пересказ главы;
ИКТ
Иллюстрации
Н.М.Карамзин
4
14
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Сентиментализм как литературное направление.
1
Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;
Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение
Пересказ
ИКТ
Иллюстрации
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
15
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. Главные
герои повести
1
Анализ стихотворения «Осень».
Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»;
монологические ответы.
Пересказ
ИКТ
Иллюстрации Выраз.
чтение
16
«Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.
1
Внимание писателя к внутренней жизни человека.
ИКТ
Иллюстрации
17
Внимание писателя к внутреннему миру героини.
1
-
Из русской литературы XIX века
50
18
Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе
1
Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
В.А.Жуковский
2
19
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Море», «Невыразимое».
1
Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое».
Романтический образ моря.
ИКТ
Иллюстрации
20
Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского.
1
Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение, цитирование
А.С.Грибоедов
8
21
А.С.Грибоедов . Жизнь и творчество. (Обзор.)
1
Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
ИКТ
Иллюстрации
22
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
1
Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.
Утро в доме Фамусова.
ИКТ
Иллюстрации
23
Меткий афористический язык.
1
Анализ II действия комедии
24
Особенности композиции комедии.
1
Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.
Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения.
Фамусов-Чацкий-Софья.
ИКТ
Иллюстрации
Инсценирова
ние
25
Общечеловеческое звучание персонажей.
1
Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование.
Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение.
Софья-Чацкий-Молчалин.
ИКТ
Иллюстрации
Инсценирова
ние
26
Преодоление канонов классицизма.
1
« Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».
Прозрение героев.
Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.
Комментированное чтение.
ИКТ
Иллюстрации
Инсценирова
ние
27
Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».
1
Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект).
28
Р.р. Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
1
ИКТ
Р.р. Домашнее сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С.Пушкин
Стихотворения
6
29
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.
Дружба и друзья в лирике Пушкина.
КУБАН. Пушкин на Кубани
1
Сжатый пересказ статьи учебника;
просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
ИКТ
Иллюстрации
.
30
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема
свободы и власти. «К морю», «Анчар».
1
Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного
своеобразия.
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
Чтение
наизусть.
31
Семинар. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония души.
1
Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.
«На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др.
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть.
32
Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
1
Раздумья о смысле жизни и поэзии.
«Пророк», «Памятник», «Бесы».
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
Чтение наизусть
33
Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
1
Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста.
ИКТ
34
Поэма «Цыганы. Герои поэмы.
1
Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко.
Роман «Евгений Онегин».
8
35
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Обзор содержания. Творческая история. Онегинская строфа.
1
Ответы на вопросы.
История создания, композиция и сюжет, авторские отступления.
ИКТ
36
Россия в романе. Герои романа..
1
Работа с текстом.
Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.
Изображение поместного дворянства.
ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
37
Татьяна - нравственный идеал Пушкина.
1
Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом.
ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
38
Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина
1
Ответы на вопросы.
Обучение анализу.
Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.
ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
39
Семинар. Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа.
1
Лирические отступления и их роль в романе.
Энциклопедия русской жизни.
Пушкинский роман в зеркале критики.
ИКТ
Конспектирование статьи В.Г.Белинского
40
Р.р. Подготовка к классному сочинению по роману «Евгений Онегин».
1
41
Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
1
Написание сочинения
42
«Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Анализ произведения.
Трагедия.
1
Проблема «гения и творчества».
Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии.
ИКТ
Иллюстрации
М.Ю.Лермонтов.
Лирика
4
43
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.
1
Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус».
Работа с алгоритмом анализа.
ИКТ
Иллюстрации
Стихотв. наизусть.
44
Пафос вольности, чувство одиночества .
КУБАН. Лермонтов на Кубани
1
Работа с алгоритмом анализа лирического текста.
«Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье».
ИКТ
Иллюстрации
Стихотв. наизусть.
45
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
1
Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…».
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
46
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.
1
Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума»,
« Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.
Выраз. чтение стихотворений.
Роман «Герой нашего времени».
7
47
Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Особенности композиции.
1
Первый психологический роман в литературе. Роман
о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе.
ИКТ
Иллюстрации
48
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
1
Противоречивость характера Печорина. Устное словесное рисование.
Главы «Бэла», «Максим Максимыч».
ИКТ
49
Печорин и Вера.Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
1
Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
ИКТ
Иллюстрации
50
Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
1
Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.
Подготовка к контрольной работе.
51
Контрольная работа
по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
1
Контрольная работа
52
Р/Р Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени»
1
Подбор тем для сочинений
53
Р/Р Сочинение по роману «Герой нашего времени»
1
Написание сочинения
Н.В.Гоголь
6
54
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.
1
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика сборников. Замысел, история создания, особенности жанра, композиция поэмы «Мертвые души».
ИКТ
Иллюстрации
55
Поэма «Мёртвые души»- история создания. Смысл названия поэмы.
Система образов.
1
Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.
ИКТ
Иллюстрации
56
Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Эволюция образа автора- от сатирика к пророку.
1
Характеристика города и героев. Понятие о герое и антигерое литературного произведения.
ИКТ
Иллюстрации
57
Поэма о величии России. Жанровое своеобразие.
1
Понятие о комическом и его видах: сатире. Юморе, иронии, сарказме.
58
Р.р. Поэма в оценках Белинского. Подготовка к сочинению.
1
Подготовка к сочинению.
ИКТ
Иллюстрации
Сочинение
59
Р/Р Классное сочинение по поэме «Мертвые души»
1
А.Н.Островский
2
60
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не
порок».
Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Комедия как жанр драматургии.
1
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.
Ролевое чтение.
ИКТ
Иллюстрации
61
Положительные герои пьесы. Победа любви - воскрешение патриархальности.
1
Ф.М.Достоевский
2
62
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя.
1
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
63
Роль истории Настеньки в романе.
1
Повесть (развитие понятия)
Л.Н.Толстой.
1
64
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии.
1
Рассказ о писателе, определение черт личности героя.
Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний
монолог как форма раскрытия психологии героя.
Иллюстрации
Пересказ эпизодов
А.П.Чехов
2
65
А.П.Чехов. Слово о писателе «Тоска», «Смерть чиновника».
Истинные и ложные ценности героев рассказа.
1
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора.
Жанровые особенности рассказа.
Защита мини-проектов
ИКТ
Иллюстрации
66
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном
городе.
1
Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
Иллюстрации
Из поэзии ХIХ века
1
67
Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.Многообразие талантов.
КУБАН. Кубанские поэты о Великой Отечественной войне.
1
Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
ИКТ
Выраз. чтение стихотворений.
-
Из русской литературы XX века
28
68
Русская литература ХХ века. Богатство и разноообразие жанров и направлений.
1
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века.
И.А.Бунин
1
69
И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи».
Лиризм повествования.
1
Анализ рассказа, монологические ответы.
Защита мини-проектов.
ИКТ
М.А.Булгаков
2
70
М.А.Булгаков. Слово о писателе.
«Собачье сердце». История создания и судьба повести.
1
Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондера». Поэтика
Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Фрагменты худ. фильма
Иллюстрации
71
Система образов произведения.
1
Развитие понятий условность, фантастика, сатира.
М.А.Шолохов.
5
72
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
1
Реализм Шолохова в рассказе-эпопее Роль пейзажа. Особенности жанра..
ИКТ
Фрагменты худ. фильма
Иллюстрации
73
Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.
1
Реалистическая типизация
74
Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования.
1
Герои Шолохова на экране
Фрагменты худ. фильма
75
Р/Р Подготовка к сочинению по рассказу «Судьба человека».
1
76
Р/Р Классное сочинение по рассказу «Судьба человека».
1
..
А.И.Солженицын.
2
77
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Образ праведницы.
1
Рассказ о писателе.
Анализ рассказа, художественный пересказ. Художественное своеобразие произведения. Жизненная основа притчи.
ИКТ
Иллюстрации
78
Жизненная основа притчи.
1
Картины послевоенной деревни. Тема праведничества.
ИКТ
Иллюстрации
Из русской поэзии XX века
1
79
Поэзия Серебряного века. Вершинные явления русской поэзии XX века.
1
Лекция. Урок-концерт.
Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
ИКТ
Иллюстрации
Штрихи к портретам
А.А.Блок.
1
80
А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен.
1
«Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без краю» «О, я хочу безумно жить…».. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
ИКТ, видео
Иллюстрации
С.А.Есенин.
2
81
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема России - главная в
лирике С.Есенина.
1
«Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой
заброшенный…».
ИКТ, видео
Иллюстрации
82
Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта.
1
«Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая».
ИКТ, видео
Иллюстрации
В.В.Маяковский
1
83
В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии.
1
« Послушайте!»,
« А могли бы?», «Люблю» (отрывок).
Маяковский о труде поэта.
ИКТ Иллюстрации
М.И.Цветаева
2
84
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви.
1
«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…»,
« Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?».
ИКТ Иллюстрации
85
Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
«Стихи о Москве», «Родина».
Н.А.Заболоцкий
2
86
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и о природе.
1
« Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана», « Можжевеловый куст»,
ИКТ Иллюстрации
87
Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
1
« О красоте человеческих лиц», « Завещание».
А.А.Ахматова
2
88
А.А.Ахматова. Слово о поэте
Трагические интонации в любовной лирике.
1
Сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»;
Стихотворения «Надпись на книге», «Муза», «Художнику», «Здесь Пушкина изгнанье началось…»,
89
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.
1
«Поэт», «Воронеж», «Данте», «Творчество», «Мне ни к чему одические рати…», «Про стихи».
ИКТ Иллюстрации
Б.Л.Пастернак
2
90
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте Философская глубина лирики поэта.
1
« Красавица моя, вся стать…», «Перемена»,
« Весна в лесу»,
ИКТ Иллюстрации
91
Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
1
« Быть знаменитым некрасиво», « Во всем мне хочется дойти…»
А.Т.Твардовский
3
92
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе .
1
Литературно-музыкальная композиция.
Проблемы и интонации стихов о войне. История возникновения стихотворения. Песня М.Ножкина «Под Ржевом».
.
93
Интонация и стиль стихотворений. «Урожай», «Весенние строчки».
1
Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.
таблицы
94
Р.р. Контрольная работа по русской лирике ХХ века.
1
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.
1
95
Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.
1
А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов,
А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А. Соллогуб.
А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л.Матусовский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, К.Я.Ваншенкин.
-
Из зарубежной литературы
7
96
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Любовь как выражение глубокого чувства.
1
«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».
Чувства и разум в любовной лирике поэта.
Гораций
1
97
Гораций.Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
1
Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками.
«Я воздвиг памятник…».
Данте Алигьери
1
98
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия».
Множественность смыслов и её философский характер.
1
Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине,
идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).
У.Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Гамлет».
2
99
У.Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).
1
Акт 1-2. «Гамлет» - «пьеса века».
Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.
ИКТ
Сцены из спектакля
Иллюстрации
100
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Гамлет как вечный образ мировой литературы.
1
Акт 3-5. Монологи Гамлета. Образ Гамлета, его одиночество в конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии.
Сцены из спектакля
Иллюстрации
Инсценирование
И.-В. Гёте
1
101
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.
1
Эпоха Просвещения.
«Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни.
ИКТ
Иллюстрации
102
Итоговый урок. Итоги года и задание для летнего чтения.
1
Выявление уровня литературного развития учащихся.
Выраз. чтение
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-
авторов и содержание изученных произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
-
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
-
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
-
оценивать проблематику современной литературы;
-
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
-
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
-
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
-
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.