Урок литературы на тему Литература-искусство слова (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)Единый урок литературы



















Литература- искусство слова







Учитель: Чащина Ольга Васильевна,

МБОУ средняя общеобразовательная

школа с. Метели муниципального

района Дуванский район РБ











2015

Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги. Презентация. Оформленная доска.

Цитата:

2015 год- Год литературы России.

Литература поднялась над Русью громадным куполом- стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев.

У-ль:

2015 год объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», - говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина № 426 от 13 июня 2014 года.

Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.

В рамках Года литературы планируется провести масштабные и интересные мероприятия, среди которых: Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь-2015», проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой», пилотный проект «Всемирный День книги», конкурс «Литературная столица России».

У-ль:

Что такое литература?

У-ки:

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Итак, литература- это искусство слова.

У-ль:

Основные виды литературы

Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.

Художественная литература

Документальная проза

Мемуарная литература

Научная и научно-популярная литература

Справочная литература

Учебная литература

Техническая литература

У-ль:

В истории русской литературы выделяют несколько периодов.

С какого периода началось развитие русской литературы?

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.

Следующий период-

2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

Краткий доклад ученика.

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период).

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы пос-тойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей - азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги - «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076)

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия - все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

У-ль:

Итак, какие жанры Древнерусской литературы вы знаете?

(Баллы за верные ответы)

Первичные жанры
Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:
Житие
Слово
Поучение
Повесть

К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
Первичные
1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти.

2)Древнерусское красноречие .Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства.

3)Поучение. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.

4)Слово. Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» .

5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских
подвигах, о княжеских преступлениях.

Объединяющие

1) Летопись - это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.

2)Хронограф - это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) - собрание произведений о святых людях.

4)Патерик - описание жизни святых отцов.

5)Апокриф - буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный» . Это произведения религиозно-легендарного характера.

У-ль:

Назовите следующий период развития литературы, как называли эту эпоху и основных представителей.


3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

Начало формы

Конец формы

Викторина по литературе 18 века


1. Господствующее литературное направление 18 века в России? : Классицизм,

2. Автор «Истории государства Российского»? : Карамзин,

3. Литературное направление, черты которого особенно ярко проявились в творчестве Н.М. Карамзина. Сентиментализм,

4. « Я связь миров повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества,
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!»
Название стихотворного жанра. Ода

5. Писатель, о котором Екатерина II сказала: «Бунтовщик, хуже Пугачева!»
(Радищев)
6. « О, (?) - малый не простой!
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел (?) мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы».
И.А. Крылов. Тришка

7. Комедия Д.И. Фонвизина? Недоросль

8. Фамилия матери Митрофанушки? Простакова.

9. «Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рожать».
Автор стихотворения? Ломоносов

10. Ода, которая была включена А.Н. Радищевым в текст «Путешествие из Петербурга в Москву» Вольность

11. «Чудище, обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
Место этих строк в «Путешествии из Петербурга в Москву». Эпиграф

12. Русская императрица, шагавшая в ногу с Просвещением ( в частности, она переписывалась с французским философом Д. Дилро) . Екатерина

13. Герой комедии Фонвизина, фамилия которого характеризует его скотскую природу? Скотинин

14. Ода Г.Р.Державина, принесшая поэту литературную известность? Фелица

15. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит».
Название стихотворении Г.Р.Державина? Памятник

16. Герой, которому принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»? Митрофан

17. Жанр, традиции которого использовал в своей повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзин? Идиллия

18. « И крестьянки (?) умеют» Н.М. Карамзин. Любить

19. Героиня сентиментального романа Н.М. Карамзина? Лиза

20. « (?) был до конца жизни своей несчастлив.
Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!» Эраст

У-ль:

Молодцы! Мы успешно подошли к следующему этапу-

Викторина (Баллы за верные ответы)_

  1. Назовите его. 4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

  2. Как иначе его называют? "золотой век" российской словесности,

  3. Чем еще славен этот период? период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению великих писателей.

  4. Назовите этих писателей. Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие.

Чтение стихотворения А.С. Пушкина.

У-ль:

Пятый этап развития русской литературы-

5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.

Короткий обзорный доклад ученика.

«Серебряный век»- так был назван рубеж 19-20 веков- время духовного новаторства, крупного скачка в развитии русской культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

СИМВОЛИЗМ- направление в русском и европейском искусстве 1870- 1910 годах, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредствам символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Представители- В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, А. Белый, А.А. Блок.

АКМЕИЗМ- течение русской поэзии 1910 годов, провозгласившее освобождение поэзии от символистических порывов к «идеальному», от многозначности к текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова.

Представители- Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Г.В. Иванов.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А,А, АХМАТОВОЙ.

ФУТУРИЗМ (будущее)- авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 годов (преимущественно в Италии и России). Для лит-ры характерно переплетение документального материала и фантастики, в поэзии- языковое экспериментирование («Слова на свободе» или «заумь»).

Представители- Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский.

КУБОФУТУРИЗМ- направление в искусстве авангарда в нач. 20в, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (Например, Брак). Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии.

Представители- В. Хлебников, В. Каменский, А. Крученых и др. многие из них выступали и как художники.

У-ль:

Мы подошли к 6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

20 - 30-е годы

Писатели в эмиграции - Иван Бунин, Куприн, Владимир Набоков, Шмелёв, Цветаева, Георгий Адамович, Ходасевич, Георгий Иванов

  • историческая проза («потерянная Россия»): Бунин («Жизнь Арсеньева», «Тёмные аллеи»), Шмелёв («Лето Господне», «Богомолье»), Осоргин («Сивцев Вражек»), Алексей Толстой («Детство Никиты»), Марк Алданов, Цветаева («Мой Пушкин»)

  • тема революции: Ремизов («Взвихренная Русь»), Бунин («Окаянные дни»), Шмелёв («Солнце мёртвых»), Аркадий Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»)

Писатели, оставшиеся в России:

  • тема революции - Александр Блок («Двенадцать»), Владимир Маяковский («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), Сергей Есенин («Анна Снегина»), Валерий Брюсов, Борис Пильняк («Голый год»), Максим Горький («Враги», «Жизнь Клима Самгина»), Александр Серафимович («Железный поток»), Алексей Толстой (вернулся из эмиграции) («Хождение по мукам»)

  • тема природы - Владимир Арсеньев («Дерсу Узала»), Михаил Пришвин

Новое поколение

  • тема революции: Михаил Шолохов («Донские рассказы», «Тихий Дон»), Фадеев («Разгром»), Бабель («Конармия»), Фурманов («Чапаев»), Островский («Как закалялась сталь»), Погодин (драматическая трилогия), Михаил Светлов, Эдуард Багрицкий, Борис Лавренев («Сорок первый», другие повести, рассказы, пьесы)

  • сатирики: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Андрей Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Юрий Олеша («Зависть»), Михаил Зощенко (рассказы), Евгений Замятин («Мы»), Илья Эренбург («Хулио Хуренито»), Ильф и Петров («12 стульев», «Золотой телёнок»), Михаил Козырев («Ленинград»)

  • Леонид Добычин («Город Эн»), Сигизмунд Кржижановский («Возвращение Мюнхгаузена»), Константин Вагинов («Козлиная песнь»).

  • публицисты: Михаил Кольцов, Илья Эренбург

  • тема индустриализации: Валентин Катаев («Время, вперёд!»), Леонид Леонов («Соть», «Скутаревский»), Борис Пильняк («Волга впадает в Каспийское море»)

  • Константин Федин («Города и годы», «Братья», «Похищение Европы»)

  • тема коллективизации : Михаил Шолохов («Поднятая целина»), Александр Твардовский («Страна Муравия»)

  • тема истории: А. Н. Толстой («Пётр I»), Сергеев-Ценский («Преображение России»), Юрий Тынянов («Кюхля», «Пушкин»), Алексей Новиков-Прибой («Цусима»), Василий Ян (трилогия «Нашествие монголов»)

  • Александр Грин

  • научная фантастика: Александр Беляев («Человек-амфибия», «Борьба в эфире»), Владимир Обручев («Плутония», «Земля Санникова»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Григорий Адамов («Тайна двух океанов»)

  • драматургия: Александр Корнейчук, Всеволод Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Всеволод Иванов

  • Обэриуты

  • Даниил Хармс

  • Александр Введенский

  • Николай Заболоцкий

  • ВОАПП, ЛЕФ, Пролеткульт

40-50-е годы

Великая Отечественная война 1941-1945 годов - трагедия для истории страны. Во время Великой Отечественной Войны происходит освобождение от рамок, приходит ощущение реальной и настоящей жизни, а не жизни, описанной по заказу. Возрастает чувство собственного достоинства, война учит думать, смотреть правде в глаза, освобождает от идеологии тридцатых годов.

Появляется новое ощущение страны, необходимость восстановить исторические корни, громадный подъём патриотического чувства. Весомый вклад в это внесла советская литература того времени.

Лирика

В первые месяцы на войну отреагировала именно лирика. Здесь выделяется 4 поэтических потока:

  1. Лирика поэтов «старшего поколения» (поэты 1930-х годов): Александр Твардовский, Константин Симонов, Ярослав Смеляков, Дмитрий Кедрин и др. В своих стихотворениях поэты обращаются к русскому национальному чувству.

  2. Лирика поэтов, павших на войне: Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Павел Коган и др. Для этого потока лирики характерен широкий поэтический замах, мощные интонации.

  3. Лирика поэтов, ставших поэтами на войне и оставшихся в живых: Семён Гудзенко, Юлия Друнина, Борис Слуцкий и др. Эти поэты дали новое восприятие войны, отличающееся от восприятия поэтов «старшего поколения».

  4. Массовая лирическая песня.

  • тема войны: Александр Твардовский («Василий Тёркин»), Михаил Шолохов («Судьба человека»), Константин Симонов («Дни и ночи», «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются»), Валентин Катаев («Сын полка»), Александр Фадеев («Молодая гвардия»), Александр Корнейчук («Фронт»), Леонид Леонов («Нашествие»)

  • Константин Паустовский, Леонид Леонов («Русский лес»), Вениамин Каверин («Два капитана», «Открытая книга»), Иван Соколов-Микитов, Виталий Бианки

  • поэзия: Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов

  • вторая волна эмиграции: Гайто Газданов, Марк Алданов, Борис Поплавский, Нина Берберова, Ирина Одоевцева, Иван Елагин, Николай Нароков, Николай Моршен, Юрий Фельзен, Довид Кнут.

60-80-е годы

  • военная проза: Василь Быков, Виктор Астафьев, Алесь Адамович, Василий Ажаев, Светлана Алексиевич, Григорий Бакланов, Александр Бек, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Борис Васильев («Завтра была война»), Константин Воробьёв, Виталий Закруткин («Матерь человеческая»), Эммануил Казакевич («Звезда»), Вячеслав Кондратьев («Сашка»), Виктор Некрасов («В окопах Сталинграда»), Борис Полевой, Анатолий Приставкин («Ночевала тучка золотая…»), Пётр Проскурин, Иван Стаднюк, Александр Чаковский, Юлиан Семёнов

  • деревенская проза: Василий Шукшин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Василий Белов, ВильЛипатов, Борис Можаев, Евгений Носов, Василий Песков, Владимир Чивилихин, Сергей Залыгин, Владимир Крупин

  • публицисты: Анатолий Аграновский, Валентин Овечкин, Всеволод Овчинников, Гавриил Троепольский, Юрий Черниченко

  • городская проза: Юрий Трифонов

  • магический реализм: Чингиз Айтматов

  • драматургия: Алексей Арбузов, Александр Вампилов, Александр Володин, Андрей Макаёнок, Виктор Розов

  • историческая проза: Дмитрий Балашов, Юрий Давыдов, Валентин Пикуль, Ольга Форш, Алексей Чапыгин, Вячеслав Шишков, Алексей Югов

  • научная фантастика: Стругацкие, Иван Ефремов, Александр Казанцев, Кир Булычёв, Анатолий Днепров

  • детектив: Вайнеры

  • другие: Владимир Амлинский, Михаил Анчаров, Юрий Герман, Даниил Гранин, Дмитрий Голубков, Сергей Есин, Фазиль Искандер («Сандро из Чегема»), Александр Кабаков («Невозвращенец»), Вениамин Каверин, Владимир Маканин («Портрет и вокруг»), Юрий Нагибин, Радий Погодин, Юрий Поляков, Александр Рекемчук, Владимир Тендряков, Татьяна Толстая (рассказы), Владимир Орлов

подпольная и полуподпольная литература

  • лагерная проза: Александр Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Евгения Гинзбург (Крутой маршрут), Василий Гроссман («Жизнь и судьба», «Всё течёт»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Юрий Домбровский («Факультет ненужных вещей»), Владимир Дудинцев («Не хлебом единым», «Белые одежды»)

  • постмодернизм: Валентин Катаев («Трава забвения», «Алмазный мой венец»), Даниил Андреев («Роза мира»), Андрей Битов («Пушкинский дом»), Венедикт Ерофеев («Москва - Петушки»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным»)

третья волна эмиграции

  • реалисты и гиперреалисты: Александр Солженицын («Красное колесо»), Юрий Милославский («Укрепленные города», «От шума всадников и стрелков», Сергей Довлатов («Иностранка», «Чемодан»), Василий Аксёнов («Апельсины из Марокко», «Мой дедушка - памятник», «Ожог», «Остров Крым»), Владимир Войнович («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Иванькиада»), Владимир Максимов, Юз Алешковский, Георгий Владимов, Виктор Некрасов

  • постмодернисты: Саша Соколов («Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия»), Андрей Синявский (эссеистика), Ю. Мамлеев («Шатуны»), Эдуард Лимонов («Это я, Эдичка»), Иосиф Бродский

поэзия

  • шестидесятники (стадионная поэзия): Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина

  • барды: Михаил Анчаров, Булат Окуджава, Новелла Матвеева, Юз Алешковский, Александр Галич, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский, Тимур Шаов, Сергей Никитин, Юлий Ким

  • Владимир Высоцкий

  • Арсений Тарковский, Борис Слуцкий, Леонид Мартынов, Семён Липкин, Давид Самойлов, Сергей Петров, Леонид Филатов, Геннадий Шпаликов, Александр Межиров

  • самиздат: Борис Чичибабин, Евгений Рейн, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Константин Кедров, Юрий Кублановский, Геннадий Айги, Анатолий Кобенков, Виктор Кривулин, Генрих Сапгир, Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров

  • поэты в эмиграции: Иосиф Бродский, Юрий Кублановский, Наум Коржавин, Игорь Губерман, Юз Алешковский, Александр Галич

возвращённая литература: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Евгений Замятин («Мы»), Борис Пастернак («Доктор Живаго»), Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Георгий Владимов («Верный Руслан»), Даниил Андреев («Роза Мира»), Василий Гроссман («Жизнь и судьба»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным»), Венедикт Ерофеев («Москва - Петушки»).

Поэзия

Поэты-шестидесятники

  • умерли в 90-2000-х - Бродский, Айги, Сапгир, Кобенков, Нешумов, Игнатюк, Солнцев Роман Харисович, Мустафин Виль, Вознесенский Андрей Андреевич, Ахмадулина Белла Ахатовна, Ткаченко Александр Петрович, Викторов Борис, Римма Казакова, Елена Шварц, Виктор Кривулин, Алексей Хвостенко

  • Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Кушнер, Рейн

  • Барды - Окуджава, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юнна Мориц, Тимур Шаов, Михаил Щербаков

  • Переводчики по преимуществу - Витковский, Микушевич, Солонович, Гелескул, Ревич

Самиздат 70-80-х и его наследники

  • концептуализм - Кибиров, Пригов, Рубинштейн

  • метаметафоризм (метареализм) - Кедров, Жданов, Парщиков, Ерёменко, Кутик, Арабов, Даенин, Кривулин, Шварц, Стратановский, Кальпиди, Аристов, Драгомощенко, Левчин

  • «Московское время» - Кенжеев, Гандлевский, Цветков, Веденяпин, Вагурина

  • Куртуазный маньеризм - Степанцов, Пеленягрэ,Добрынин,Бардодым

  • Вавилон - Медведев, Воденников, Анашевич, Пащенко

  • Новаторский традиционализм - Сергей Соколкин,Малинин,Шкарпета

  • Новый символизм - Шорохов,Кувакин,Певцов

  • другие - Кублановский, Лосев, Чухонцев, Иртеньев, Губерман, Ольга Седакова, Татьяна Бек, Эльдар Ахадов, Антон Нечаев, Олеся Николаева, Гандельсман, Амелин, Рыжий, Шиш Брянский, Светлана Кекова, Елена Фанайлова, Вера Павлова

Современная русская литература

Направления современной прозы

  • Военная проза - Виктор Астафьев - «Прокляты и убиты», Олег Ермаков - «Афганские рассказы», «Знак зверя» и др., Аркадий Бабченко - «Алхан-Юрт» и др., Александр Карасёв - «Чеченские рассказы».

  • Деревенская проза - Валентин Распутин - Дочь Ивана, мать Ивана, Евгений Носов, Леонид Бородин - Год чуда и печали, Борис Екимов - рассказы, Владимир Личутин - рассказы, Виктор Лихоносов - рассказы, Василий Песков - рассказы, Борис Можаев, Валерий Попов, Наталья Ключарёва, Игорь Изборцев.

  • Солженицын - Как нам обустроить Россию, Россия в обвале, Двести лет вместе, Ф. Искандер - рассказы («Софичка» и др.), Рытхэу, Евгений Попов, Фридрих Горенштейн, Эльдар Ахадов - Молитва о тебе, R-127, Куюмба, Северные рассказы

  • «Старшие постмодернисты» - Битов - Оглашённые, Дворец без царя, Василий Аксёнов - Московская сага, Вольтерьянцы и вольтерьянки, Лимонов, Толстая - Кысь, Петрушевская

  • «Метафизический реализм» - Юрий Мамлеев,Сергей Сибирцев, Наталья Макеева, Маканин - Андеграунд, Сюжет усреднения (рассказ), Кавказский пленный (рассказ), Юрий Милославский - Лифт (повесть), Виктор Ерофеев - Русская красавица, Славникова - Стрекоза, увеличенная до размеров собаки, 2017, Олег Павлов - Повести последних дней, Степная книга.

  • Младшие «постмодернисты» - В. О. Пелевин - Омон Ра, Жизнь насекомых, Чапаев и Пустота, Generation «П», ДПП (NN), Священная книга оборотня, Empire V; Сорокин - Сердца четырёх, Голубое сало, Лёд; Михаил Берг - Вечный жид, Василий Васильевич, Рос и я, Несчастная дуэль; Улицкая - Сонечка, Медея и её дети, Казус Кукоцкого; В. А. Пьецух - Новая московская философия; Азольский - Посторонний; Д. М. Липскеров - Сорок лет Чанчжоэ; М. Б. Кононов - Голая пионерка; Д. И. Рубина - На солнечной стороне улицы; Д. Л. Быков - Орфография, Эвакуатор, ЖД, Борис Пастернак; Маруся Климова - проза; М. Ю. Елизаров - проза

  • «Неореализм» - Шишкин - Венерин волос, Геласимов - Год обмана, Зайончковский, Варламов, Дмитриев, Слаповский, Бутов, Александр Иличевский, Лапин, Алиса Ганиева

  • Юмористы и сатирики - Веллер, Горин, Ардов - Легендарная Ордынка, Жванецкий,

  • Авангардисты - Андрей Бычков, Софья Купряшина, Руслан Марсович, Игорь Яркевич.

Прозаики

  • Дмитрий Быков

  • Евгений Гришковец

  • Михаил Елизаров

  • Алексей Иванов

  • Александр Карасёв

  • Дмитрий Липскеров

  • Владимир Маканин

  • Виктор Пелевин

  • Людмила Петрушевская

  • Захар Прилепин

  • Дина Рубина

  • Игорь Савельев

  • Роман Сенчин

  • Ольга Славникова

  • Александр Снегирёв

  • Владимир Сорокин

  • Антон Тарасов

  • Сергей Шаргунов

  • Михаил Шишкин

  • Людмила Улицкая

  • Игорь Яркевич

  • Игорь Ефимов

  • Алексей Слаповский

  • Алексей Иванов

Обсуждение цитаты урока.

Литература поднялась над Русью громадным куполом- стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев.

Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)Урок литературы на тему Литература- искусство слова (10 класс)

© 2010-2022