Конспект урока по литературе на тему Старые хозяева жизни в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока

Литература, 10 класс

Тема. Старые хозяева жизни в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

Цель. Показать жизненную неустроенность обитателей усадьбы, разлад между желаниями героев и их реальной жизнью, невозможность жить по-старому в условиях изменившейся действительности.

Развивать логическое мышление, речь.

Воспитывать вдумчивого читателя.

Ход урока.

Я объявляю эту пьесу вне конкурса и не

подлежащей критике.

Кто ее не понимает, тот дурак.

К.Станиславский

1.Организационный момент.

2. А.М.Д.(обращение к эпиграфу)

. -Объясните смысл высказывания К. Станиславского.

-Сказано,пожалуй, очень решительно. Не так-то прост «Вишневый сад»! Чехов, например, был убежден, что сам Станиславский не понял его авторского замысла. Доказательство этому-произношение названия: 1.К.Станиславский:Вишневый сад»(ударение на первый слог);

2.А.Чехов:Вишневый сад»(ударение на второй слог).

-Какой смысл, по вашему мнению, вложен в 1-ый и во 2_ой варианты?(1-ый вариант от слова «вишня»-т.е. коммерция, доход; 2-ой вариант подразумевает романтичность, «поэзия уходящего времени»).

3. Сообщение темы урока

.4. Формулирование учащимися цели.

-Чехов использует в пьесе тургеневский прием: лучшие представители уходящего времени(«Если сливки плохи, что же молоко…»).

-Как же живут хозяева вишневого сада?

- Что это за люди?

- О ком будем говорить? (Раневская и Гаев).

5.Вывешивание 2-ух трафаретов (дама и кавалер). Конспект урока по литературе на тему Старые хозяева жизни в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс) Конспект урока по литературе на тему Старые хозяева жизни в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс)

-По ходу работы на уроке будем анализировать образы этих героев и заполнять трафареты, нанося мазки теми красками, которые, на ваш взгляд, соответствуют тем или иным качествам. (Выбор аргументировать).

6. -Если говорить о действующих лицах, то наиболее спорным оказался образ Раневской: «очаровательная паразитка» «воплощение глубочайшей

женственности»

В.В.Ермилов Ада Роговцева

-Опираясь на заполненную дома таблицу «Цитатная характеристика героев драмы «Вишневый сад», доказать (или опровергнуть) справедливость этих двух оценок героини.

(Во время анализа образа - заполнение трафарета цветными мазками).

- Одним из главных качеств Раневской мы определили доброту.

Задание (по группам):чем оказывается ее доброта на самом деле? (Четыре действия - четыре группы).

I действие: любит родину, сад, думает лишь о парижском любовнике;

II действие: кается в ошибках, рвет парижские телеграммы, верит в то, что сад можно сохранить, хочет пригласить оркестр;

III действие: приглашает оркестр во время продажи вишневого сада, дает золотой нищему, уже не рвет телеграммы;

IV действие: забрав деньги дочери, бросив Варю, Фирса, Аню, уезжает в Париж.

Подведение итога №1+проблемный вопрос:

-Если Раневская порочна, почему же к ней с уважением относятся все герои комедии?

7.Анализ образа Гаева.

-Отмечая общее у Раневской и Гаева, Чехов наделяет героя индивидуальными чертами. Какими? (Параллельно заполняется трафарет кавалера цветом, аргументация).

Подведение итога №2: Гаев - «великовозрастный недоросль».

8. Итог урока.

- Близки ли брат и сестра?

В чеховской пьесе получает развитие тема, возникающая и в его прозе: утрата внутренних связей между людьми. Персонажи как будто ограждены друг от друга невидимыми заслонами, каждый погружен в свое состояние, поэтому каждая реплика строится как «микромонолог». Единство пьесы состоит в общности судеб героев, принужденных жить в одну и ту же эпоху.

-Актуальна ли пьеса в наши дни?

9. Рефлексия.

10.Домашнее задание.

© 2010-2022