- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Старые хозяева жизни в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (10 класс)
Конспект урока по литературе на тему Старые хозяева жизни в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | МИЩЕНКО Н.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Литература, 10 класс
Тема. Старые хозяева жизни в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
Цель. Показать жизненную неустроенность обитателей усадьбы, разлад между желаниями героев и их реальной жизнью, невозможность жить по-старому в условиях изменившейся действительности.
Развивать логическое мышление, речь.
Воспитывать вдумчивого читателя.
Ход урока.
Я объявляю эту пьесу вне конкурса и не
подлежащей критике.
Кто ее не понимает, тот дурак.
К.Станиславский
1.Организационный момент.
2. А.М.Д.(обращение к эпиграфу)
. -Объясните смысл высказывания К. Станиславского.
-Сказано,пожалуй, очень решительно. Не так-то прост «Вишневый сад»! Чехов, например, был убежден, что сам Станиславский не понял его авторского замысла. Доказательство этому-произношение названия: 1.К.Станиславский:Вишневый сад»(ударение на первый слог);
2.А.Чехов:Вишневый сад»(ударение на второй слог).
-Какой смысл, по вашему мнению, вложен в 1-ый и во 2_ой варианты?(1-ый вариант от слова «вишня»-т.е. коммерция, доход; 2-ой вариант подразумевает романтичность, «поэзия уходящего времени»).
3. Сообщение темы урока
.4. Формулирование учащимися цели.
-Чехов использует в пьесе тургеневский прием: лучшие представители уходящего времени(«Если сливки плохи, что же молоко…»).
-Как же живут хозяева вишневого сада?
- Что это за люди?
- О ком будем говорить? (Раневская и Гаев).
5.Вывешивание 2-ух трафаретов (дама и кавалер).
-По ходу работы на уроке будем анализировать образы этих героев и заполнять трафареты, нанося мазки теми красками, которые, на ваш взгляд, соответствуют тем или иным качествам. (Выбор аргументировать).
6. -Если говорить о действующих лицах, то наиболее спорным оказался образ Раневской: «очаровательная паразитка» «воплощение глубочайшей
женственности»
В.В.Ермилов Ада Роговцева
-Опираясь на заполненную дома таблицу «Цитатная характеристика героев драмы «Вишневый сад», доказать (или опровергнуть) справедливость этих двух оценок героини.
(Во время анализа образа - заполнение трафарета цветными мазками).
- Одним из главных качеств Раневской мы определили доброту.
Задание (по группам):чем оказывается ее доброта на самом деле? (Четыре действия - четыре группы).
I действие: любит родину, сад, думает лишь о парижском любовнике;
II действие: кается в ошибках, рвет парижские телеграммы, верит в то, что сад можно сохранить, хочет пригласить оркестр;
III действие: приглашает оркестр во время продажи вишневого сада, дает золотой нищему, уже не рвет телеграммы;
IV действие: забрав деньги дочери, бросив Варю, Фирса, Аню, уезжает в Париж.
Подведение итога №1+проблемный вопрос:
-Если Раневская порочна, почему же к ней с уважением относятся все герои комедии?
7.Анализ образа Гаева.
-Отмечая общее у Раневской и Гаева, Чехов наделяет героя индивидуальными чертами. Какими? (Параллельно заполняется трафарет кавалера цветом, аргументация).
Подведение итога №2: Гаев - «великовозрастный недоросль».
8. Итог урока.
- Близки ли брат и сестра?
В чеховской пьесе получает развитие тема, возникающая и в его прозе: утрата внутренних связей между людьми. Персонажи как будто ограждены друг от друга невидимыми заслонами, каждый погружен в свое состояние, поэтому каждая реплика строится как «микромонолог». Единство пьесы состоит в общности судеб героев, принужденных жить в одну и ту же эпоху.
-Актуальна ли пьеса в наши дни?
9. Рефлексия.
10.Домашнее задание.