- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на круглом столе Развитие детской одарённостиВыявление и развитие академической одарённости через организацию познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Выступление на круглом столе Развитие детской одарённостиВыявление и развитие академической одарённости через организацию познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова И.А. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выявление и развитие академической одарённости через организацию познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Северский лицей»
Смирнова И.А.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Существует несколько видов одаренности. Один из них, академическая одаренность, проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты в математике или иностранном языке, и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
При планировании занятий с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделен особый цикл занятий. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяет внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение - говорение - письмо - все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково - исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада - учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос - заноза, завтрак - утро, горло - ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.
В качестве материала для занятий использует олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе», «Литература»), текстов художественной литературы.
Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.
На уроках литературы инсценирование отдельных отрывков - это одна из возможных форм урока. Я всячески способствую литературному развитию наших воспитанников, пробуждаю у них любовь к искусству слова, сочувствую их творческим увлечениям и помогаю правильно оценивать такие увлечения, поощряю их собственные поэтические и прозаические опыты.
Особенное значение приобретает эта задача для средних классов, где складываются осознанные читательские интересы учащихся и где формируются их представлений об искусстве. Редко мы получаем от ребят более или менее удачные «пробы пера». Чаще всего - это ритмические неорганизованные строки, связанные «приблизительными» рифмами, которые расположены бессистемно или же вообще отсутствуют. Такие, пусть несовершенные, ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха, помогая подросткам в интересной, творческой работе делать увлекательные открытия, постигать тайны языка, проникать в секреты поэтической речи.
Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся - всё это создает ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.
Вся моя работа сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими особенно сильных детей к «сочинительству», причём не обязательно в стихотворной форме. Многое дают упражнения, к которым я обращаюсь, когда готовлю учеников к сочинению на свободную тему, и которые заставляют задумываться над точностью, выразительностью и образностью речи. Например:
«На что похож тот или иной предмет? Какими словами можно передать неизменные его качества, а какими - отношения к нему или впечатления от него?» Часто предлагаю отдельным учащимся темы маленьких творческих работ: «Первый весенний цветок», «Что подарил мне осенний лес?» и др. Допускается любая форма изложения, если она содержит наблюдения за предметом мысли и даёт возможность выразить свои впечатления, своё отношение в точном и ярком свете.
Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. В самостоятельном поиске учащихся, организованном преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности.
Заниматься развитием интеллекта и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Литература:
-
Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. М, 2011.
-
Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
-
Галанов А. С. Психодиагностика детей. М., 2002.
-
Касперская О.В. Система работы с одарёнными детьми. М., 2011.
-
Мотков О. И. Психология самопознания личности. М., 1993.
-
Матюшкина А.М., Матюшкина А.А. Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. М, 2008.
-
Сальникова Ю.С. Выступление на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей", nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/11/12/vystuplenie-na-temu-vyyavlenie-i
-
Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. СПб., 2002.
Ресурсы Internet:
-
nsportal.ru
-
autosatal.ru
-
test 1291.ucoz.ru
-
portfolioteka.ru