План-конспект урока Несогласованные определения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока на тему: «Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений».

Цели: закрепить умение выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения и несогласованных определений, пунктуационно выделять их на письме.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: здравствуйте, ребята.

1. В начале урока проведем орфографическую работу на слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Моя задача - проверить, как вы помните правописание этой трудной орфограммы.

Учитель: я раздам вам карточки, в течение пяти минут вы должны выполнить предложенные задания. Рекомендую пользоваться справочниками, в которых вы, начиная с 5 класса, записывали правила на данную орфограмму. Хорошие оценки пойдут в журнал.

К а р т о ч к а 1.

Записать, объяснить написание НЕ с разными частями речи.

Н…чего (не)забудьте, н…чем удивить, (не)терпит неправды, (не)преследовал (не)приятеля, (н..)(в)чём (не)участвовал; (не)широкая, а узкая реч…нка; (не)широкая, но рыбная река; (не)забываемый подвиг, (не)исправленная (во)время ошибка, телефон (не)отремонтирован; задача (не)решенная, а только начатая; (не)написанное сочинение.

К а р т о ч к а 2.

Записать, объяснить написание НЕ с разными частями речи.

(Не)скошенный луг, (не)выполненное поручение, роман (не)дописан, сказать (не)правду, экскурсия (не)состоялась, (н…)(с)кого спросить, (не)друг (не)обнаружен, ошибка (не)отмечена, (не)доумевающий взгляд, (не)взлюбил (с)разу, совсем (не)интересный фильм, (н…)чего (не)утаишь.

2. Повторение изученного по теме «Обособление определений». Учитель: на прошлых занятиях мы изучали обособленные определения. Повторим все случаи расстановки знаков препинания при обособленных определениях? Итак, первый случай гласит:…

Второй случай:…

Третий:…

(фронтальный опрос).

Проверка домашнего задания.

Учитель: вы должны были дома записать предложения с причастным оборотом перед определяемым словом с добавочным значением. Давайте проверим несколько

Учитель: итак, тема нашего сегодняшнего урока «Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений».

-Какие обстоятельственные значения вы знаете?(причины, уступительные, времени).

Практическая работа.

1.Работа с предложением . Работаем на доске и в тетрадях.

Учитель: Задание: запишите предложение под диктовку, графически объяснив в нем пунктуацию. Яржомбек Паша - к доске.

Живший с детства в нищете, мальчик ненавидел богатых.

(Пусть Паша сам объяснит, почему он поставил запятую. Если же будет молчать, тогда задавай наводящие вопросы).

- Живший с детства в нищете- чем оно является в предложении, Паша?

- По находится перед главным. Почему же он выделяется запятыми (обосабливается)?

--ПО, помимо основного вопроса определения, отвечает на обстоятельственный вопрос причины, поэтому обособляется.

Продолжаем работу по обособлению определений. Работаем так же у доски по цепочке.

  1. Погруженный воспоминания о давно минувших боях, старик долго не мог уснуть.(почему)

  2. Озаренные сияние луны, палатки бивака казались иссиня-белыми. (почему?)

  3. Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.(почему?)

  4. Расстроенный поражением, спортсмен всё же продолжал тренировки.

(Спортсмен продолжал тренировки несмотря на что? - Несмотря на то, что был расстроен поражением.)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом обособленных определений - это несогласованные.

Какие определения мы называем несогласованными?(несогласованные обособленные определения, выраженные косвенными падежами имен существительных, чаще всего относятся к именам собственным и личным местоимениям и обозначают добавочное сообщение, так как собственное имя достаточно конкретно само по себе и не нуждается в постоянных определителях (признак может быть временным и обязательно с полупредикативным значением), а местоимение лишь указывает на предмет или лицо и потому тоже не может иметь собственно определения, так как лексически не сочетается с прилагательным. Какой характер имеют несогласованные определения?(характер разъяснения).

Учитель: чем могут быть выражены несогласованные определения? (сущ в косв. Падеже, существ с прил, сущ с числит, если имеют характер дополнительных разъяснений). Запишите случаи обособления несогласованных определений.

Обособляются:

а) существит в косв падеже если относятся к собственному имени, например: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров); Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье, с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А.Н. Толстой); Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным (Чехов);

б)существит в косв падеже, если относятся к личному местоимению, например: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Толстой); ...Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горький);

в) обычно обособляются несогласованные определения, если они стоят после определяемого существительного и связаны сочинительной связью с согласованными определениями, например: Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо.

Но: обособление несогласованных определений не является обязательным, если они стоят перед согласованными определениями. Например: Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие.

А можно и обособить, ошибки не будет: Бежали школьники, в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие.

А вообще в художественной литературе встречаются как обособленные, так и необособленные несогласованные определения без сочетающихся с ними согласованных определений. Постановка запятой или её отсутствие зависит от решения самого автора. Сравните: Две стеариновые свечки, в дорожных серебряных шандалах, горели перед ним.(И.Тургенев). - Три солдата в шинелях, с ружьями на плечо шли в ногу на смену к ротному ящику. (Л.Толстой)

г)обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение, например: Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А.К. Толстой); Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой... (Чехов).

Р.S. Надя, лучше способы обособления несогласованных определений рассмотреть на примерах через презентацию на слайдах. Детям всё подробно объяснить, показать на конкретных примерах, представленных на слайдах.

И возьми вот такое примечание:

Запомните эти случаи. Егор повтори, пожалуйста.

2.Работа с предложениями, содержащими несогласованное определение.

Задание: записать предложение, найти в нем определение, задать к нему вопрос, доказать, что оно несогласованное. Графически обозначить!

Учитель: ребята, запишите предложение у себя в тетрадях, а Яна на доске.

  1. Это было крошечное деревце, длинною в спичку. ( В.п.)

- Яна, объясни постановку запятой.

2)Витя, помоложе брата на два года, был с ним одного роста. (кого?)

Настя Дводненко выйди, запиши это предложение. Где здесь определяемое слово? Какой вопрос ты задашь от него к несогласованному определению?

По той же схеме разбираем предложкения:

  1. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.

  2. Володя, весь в белой майке, покрытый до пояса простыней, полулежал на постели.

  3. Весь мир, с листовой, с весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открытый им.

  4. Алёна, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.

  5. Чёрный щенок, величиной с большую жабу, подкатился под ноги к нам

Домашнее задание: составить 3 предложения с несогласованными определениями, после имени собственного, после местоимения,

Домашнее задание: Составить и записать 3 предложения с несогласованными определениями на разные случаи обособления.

Итог урока: сегодня мы изучали несогласованные определения. Что влияет на обособление несогласованных определения? (1. То, чем выражено определяемое слово; 2. местоположение определение по отношению к определяемому слову; 3. наличие при несогласованных определений согласованных; 4. то, чем выражено несогл.определение - сравн.степень прил.)

5



© 2010-2022