Итоговый урок русского языка в 7 классе по модулю

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ                                                             ПО МОДУЛЮ «ПРЕДЛОГ»   Тема: Итоговый урок по модулю «Предлог»   Цели:  Обобщить и проверить знания учащихся по изученному модулю;             Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение различать                        производные и непроизводные предлоги, определять предлоги по               структуре, производить морфологический разбор предлога;             Воспитывать этикет, ЗОЖ, уважение к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО МОДУЛЮ «ПРЕДЛОГ»


Тема: Итоговый урок по модулю «Предлог»

Цели: Обобщить и проверить знания учащихся по изученному модулю;

Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение различать

производные и непроизводные предлоги, определять предлоги по

структуре, производить морфологический разбор предлога;

Воспитывать этикет, ЗОЖ, уважение к различного рода профессиям,

патриотизм.

Оборудование: учебник, справочная литература, иллюстрации блюд казахской национальной кухни, разноуровневые задания на карточках, тесты, таблицы.

Ход урока:

  1. Приветствие и психологический настрой учащихся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

«Доброе утро - солнцу и птицам»,

«Доброе утро - улыбчивым лицам».

Пусть каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!

Я рада видеть сегодня в классе столько счастливых, радостных и улыбающихся лиц и прошу вас подарить свои улыбки всем нашим гостям и друг другу.


  1. Целевая установка урока:

Мы закончили изучение небольшого, но довольно сложного модуля по морфологии - модуля «Предлог», поэтому я приглашаю вас в кафе «КЛАССное!». Но так как кафе не совсем обычное, а интеллектуальное, вам предстоит сегодня показать свои знания, умения и навыки по изученному модулю, по умению определять предлоги, его признаки и значение. Мы продолжаем развивать свою орфографическую зоркость, воспитываем культуру поведения, коллективизм и сознательное отношение к учебе и изучению русского языка.


  1. Итак, я предлагаю вам ознакомиться с меню. (Официант раздает меню учащимся и гостям). А теперь я попрошу вас открыть свои рабочие тетради, записать сегодняшнее число, классная работа и тему урока.


  1. Ну а теперь, как шеф-повар кафе «КЛАССное!» я предлагаю начать трапезу с легких для желудка и полезных для организма блюд - салатов. Вам предстоит выполнить разноуровневые задания (показать таблицу):

На «3» - салат «Питательный»

На «4» - салат «Витаминный»

На «5» - салат «Затейливый».

На выполнение данного задания уделяется 5 минут. Работу выполняем в рабочих тетрадях.

После выполнения данного задания карточки с заданиями вкладываем в тетради, закрываем их и сдаем официанту, который передаст ваши работы на проверку на кухню повару-ассистенту Светлане Вадимовне.

Пока ваши работы проверяются, я хотела бы поговорить с вами о некоторых хитростях и загадках русского языка:

Самое удивительное, что каждый, для кого русский язык является родным, не испытывает, сталкиваясь с такими явлениями, никаких затруднений. «Инстинкт языка» безошибочно подсказывает ему правильное словоупотребление того или иного оборота, но для людей иноязычных - это трудная задача. Когда, например, нужно употреблять предлог В, а когда НА?

Я еду в Белоруссию и на Украину, а затем в Крым и на Кавказ… Он поехал на Урал, затем в Сибирь и на Дальний Восток. Мы отправляемся сначала в Башкирию, затем на Алтай. Я был в Карпатах и на Балканах.

Почему в совершенно сходных случаях мы говорим то В, то НА?

Может быть, НА связано с движением на возвышенность, гору? Но почему же мы тогда говорим «ехать в Альпы»? Какие уж там горы…

Почему мы говорим в столовую, но на кухню, в магазин, но на рынок, в музей, но на выставку? Если дело заключается в помещении - закрытом или открытом, - то почему мы говорим в театр, но на концерт, в зал, но на сцену?

(ответ учащихся о том, что предлоги имеют антонимы: В - ИЗ, НА - С)

Но, как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому - отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав Российской империи, а потом в состав Советского Союза, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло осложнение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, в Украину; вернуться из Украины. Этот лингвистический и политический вопрос пока так и останется нерешенным.


  1. А теперь я предлагаю вам попробовать суп. Суп - более сытное блюдо, соответственно, задания будут тоже сложнее, а соответственно, и интереснее.

Қазақтың ұлттық тағамдары,

Жасымнан жақын маған бәрі.

Теңгермес ем оларға мен,

Ешбір асты ғаламдағы.

Задание выполняется в парах. Вам предлагается на ваш выбор отведать1 блюдо: «Наурыз- көже» или «Сорпа». Необходимо перевести предложение , в котором говорится о данном блюде, с казахского языка на русский, затем выписать из предложения русские предлоги и определить вид предлога (производный или непроизводный) и тип предлога (простой или составной).

На выполнение данного задания отводится 7-8 минут.

ЗАДАНИЯ СОБИРАЕТ ОФИЦИАНТ И СДАЕТ НА ПРОВЕРКУ ПОВАРУ-АССИСТЕНТУ

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ -МОРФОФИЗРАЗМИНКА:

Классификация частей речи нами изучена и поэтому я предлагаю сейчас вам совместить полезное с приятным: повторить классификацию частей речи и провести физическую разминку. Итак, на какие разряды частей речи вы знаете? (Самостоятельные, служебные и междометие). Если я называю слово, являющееся самостоятельной частью речи, вы встаете и вытягиваете руки перед собой; если называю слово, являющееся служебной частью речи, вы приседаете, а если называю междометие - вы садитесь за парту.

Часовщик, убирает, под, ух, продает, из, цып-цып, пилит, вследствие, дом, ох, пять, вчера, из-за, ой, болит, да, шьет, нет, доит.

А теперь глубоко вдохните, выдохните, улыбнитесь и садитесь.

Кто из вас был наиболее внимательный?

На что указывали все самостоятельные части речи, употребленные в нашей лингвофизразминке?

Правильно, на профессии! Поэтому, пока готовятся вторые блюда, я предлагаю вам ЛИНГВОРАЗМИНКУ:

Я называю вам то, чем занимается человек на работе, а вы хором говорите, как он называется:

Экскурсию проводит... экскурсовод,

Выдает книги... библиотекарь,

Продает обувь... продавец,

Ткет ткань...ткачиха,

Шьет одежду... швея, портниха,

Точит ножи...точильщик,

Штукатурит дом... штукатур,

Чинит водопровод... слесарь,

Делает стул...столяр,

Убирает мусор... уборщица,

Поит телят... телятница,

Доит коров... доярка,

Лечит людей ... врач,

Учит детей... учитель.

Что мы сейчас с вами перечислили? Конечно, это профессии. А кто может дать лексическое толкование слову «профессия»? Действительно, профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность, а слово «трудовая» означает профессию человека, связанную с его трудом.

А как вы думаете, какая профессия самая важная в мире?

Вы совершенно правы, что нет на свете самой важной профессии, так как каждая из них имеет свою важность и значимость.

Надо одиннадцать лет учиться,

Не лениться, а трудиться.

Год за годом промелькнут,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтеры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы -

Все профессии важны,

Все профессиии нужны!


  1. Ну а теперь предлагаю перейти к основному, второму блюду. Вам предлагается «отведать» на выбор одно из блюд восточной кухни: плов, бешбармак и манты. Задания на данном этапе одинакового уровня сложности и вам предстоит выполнить морфологический разбор предлога. Каждый из вас выбирает то блюдо, которое больше любит и предпочитает на данный момент. На выполнение данного задания отводится 5 минут.

ЗАДАНИЯ:

«Плов» - Плов готовится из длиннозернистого риса.

«Бешбармак» - Мясо для бешбармака куплено в магазине.

«Манты» - Манты варятся на пару в специальной посуде.

Листочки с выполненным заданием обязательно подписываем и сдаем официанту.


  1. После сытного второго блюда вам предлагаются напитки: чай, кофе и газированные напитки. Заказы принимаются в письменной форме, на бланке заказов «напитки» напишите, что вы хотели бы заказать. (учащиеся на специальном бланке записывают название напитка)

Итак, кто что заказал? А почему вы все предпочитаете именно чай?

(ответы учащихся)

Действительно, ребята, самый полезный напиток - это чай. Он имеет и целебную силу, он и полезен, и не имеет вредных для здоровья компонентов в своем составе.

А задание на данном этапе заключается в следующем: Подберите к слову ЧАЙ как можно больше предлогов за 3 минуты. Работу выполняем на листе заказа.

А теперь подсчитайте, у кого большее количество предлогов употреблено со словом ЧАЙ. Сдайте свои работы официанту для проверки задания.


  1. Ну а мы переходим к последнему этапу нашего урока, и на десерт я приготовила вам тест по модулю «Предлог». Официант раздает вам тест по вариантам, ответы вы отмечаете в тестовых заданиях. Для выполнения данного задания отводится 5 минут.

ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВРЕМЯ ВЫШЛО, проводится самопроверка и самооценивание.

Ваши работы я попрошу также сдать официанту.


  1. Рефлексия:

После того, как вы «отведали» все блюда, приготовленные мною для вас, я хотела бы услышать ваше мнение о посещении интеллектуального кафе. Что вам больше всего понравилось, а над чем необходимо еще поработать, кто остался доволен своей работой на уроке, а кто увидел свои ошибки и недоработки? (ответы учащихся)

  1. Тренинговое упражнение «Препятствие». Ну и напоследок, пока производится проверка ваших заданий и выставление итоговой оценки за урок, я попрошу вас обратить внимание на пластилин, который сейчас каждому из вас раздал официант. Тренинговое упражнение называется «Препятствие». Цель упражнения: преодоление негативных эмоций, самопознание и развитие творческих способностей. Вам необходимо за 3 минуты вылепить из пластилина то качество вашего характера, которое мешает вам в жизни. Слепите его так, как представляете.

ПОСЛЕ ТОГО, КАК УЧАЩИЕСЯ ЗАКОНЧИЛИ ЛЕПКУ:

-Что вы слепили?

- Почему именно так?

- Тяжело ли было из абстрактного понятия лепить реальный предмет?

- Что можно сделать с этим предметом, чтобы он перестал оказывать на вас негативное влияние и больше не мешал вам в жизни и в учебе?

(«уничтожение» препятствия, итог психотренинга)


  1. Подведение итогов. Объявление оценок за урок. Домашнее задание: повторить параграфы 46-51, упражнение 410.


  1. Заключение:

Ребята, сегодня мы проделали с вами огромную работу по обобщению, систематизации и проверке знаний по изученному модулю «Предлог». Вы сегодня показали свои знания, умения, воспитанность. И пусть не все вам еще удается, главное, чтобы вы всегда оставались старательными и сознательными. Не забывайте, что счастье человека - занимать именно свое место в жизни, заниматься любимым делом и быть нужным окружающим людям!

В нынешнем Послании Президента нашей страны Нурсултана Абишевича Назарбаева «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» изложена 10-летняя программа развития страны, обозначен вектор уверенного движения вперед. Президентская программа 2020 - это Казахстан будущего, представляющий собой сильное государство с устойчивой развитой экономикой, достатком, политической стабильностью и согласием.

Вы - будущее Казахстана, все в ваших руках!

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Будь счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!


  1. Ну и последнее блюдо в меню - сладкое, которое вам предстоит отведать уже в нашей школьной столовой на перемене.





© 2010-2022